"Комплекс психогимнастических упражнений для детей 3-4 лет"
методическая разработка (младшая группа)
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психопрофилактики и психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.
В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий(этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка(как его познавательной, так и эмоционально-личностнойсферы).
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс психогимнастических упражнений для детей 3-4 лет
Материал подготовил:
Педагог-психолог
Воробьева О.А.
Лисёнок боится (для детей 3-4 лет).
Лисёнок увидел на другом берегу свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.
Выразительные движения: Поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
Лисичка подслушивает (для детей 3-4 лет).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
Выразительные движения: Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.
Поза: Нога выставлена вперёд, корпус тела слегка наклонён вперед.
Вкусные конфеты (для детей 3-4 лет).
У девочки в руках воображаемый кулёк (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика: Жевательные движения, улыбка.
«Шалтай-Болтай»
Шалтай-Болтай сидел на стене.
Шалтай-Болтай свалился во сне.(С.Маршак)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» ребенок резко наклоняется вперед.
«Сосулька»
У нас под крышей белый гвоздь висит.
Солнце взойдет – гвоздь упадет.(В. Селивестров)
Во время произнесения первой и второй строчек дети держат руки над головой, во время третьей и четвертой – роняют расслабленные руки и приседают.
Тише! (для детей 3-4 лет).
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»
Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
Ваське стыдно (для детей 3-4 лет)
Жила была девочка Галя. У неё была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её, спать укладывала.
Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался тут кот Васька и уронил куклу на пол.
Пришла Галя домой, увидела, что её кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську: «Зачем ты Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему.
Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.
Уходи! (для детей 3-4 лет).
Ребёнок отталкивает обидчика.
Выразительные движения: Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.
Иди ко мне (для детей 3-4 лет).
Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.
Выразительные движения: Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.
Запомни своё место (для детей 3-4 лет).
Дети стоят в кругу или разных углах помещения. Под музыку все разбегаются в разные стороны, с её окончанием все должны вернуться на свои места.
Вот так поза (для детей 3-4 лет).
Ведущий принимает любую позу. Играющие, посмотрев на неё, должны запомнить и затем воспроизвести её.
Воздушный шарик (для детей 3-4 лет).
Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни шарик воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как воздух выходит из шарика. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становиться всё больше и больше.
Позови ласково (для детей 3-4 лет).
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.
Этюды на расслабление мышц
«Качели»
Ребенок стоя качается на качелях.
Выразительные движения: ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Тяжесть тела переносится с одной ноги на другую.
«Петрушка прыгает»
Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Колени, корпус и руки мягкие, расслабленные, голова опущена.
Смелый заяц (для детей 3-4 лет).
Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.
Выразительные движения. Поза: положение, стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.
Мимика: Уверенный взгляд.
Молчок (для детей 3-4 лет).
Воспитатель читает стихотворение А. Бродского «Новичок».
В детский сад пришел Молчок-
Очень робкий новичок.
Он сначала был не смел,
С нами песенок не пел.
А потом, глядим, привык:
Словно зайка – скок да прыг.
До чего же осмелел:
Даже песенку запел.
Ребёнок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле, а затем согласно тексту преображается в смелого: прыгает вокруг стула, поёт какую–нибудь знакомую песенку.
Стрекоза замёрзла (для детей 3 - 4 лет).
Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе домик, не нанесла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:
Холодно, холодно,
Ой-ей-ей ей!
Голодно, голодно,
Жутко зимой!
Мне некуда деться,
Сугробов не счесть.
Пустите погреться
И дайте поесть.
Мимика: приподнятые и сдвинутые брови; стучать зубами.
«Петрушка прыгает»
Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Колени, корпус и руки мягкие, расслабленные, голова опущена.
Доброе животное (для детей 3-4 лет).
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе». Вдох – все делают шаг вперёд. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают 2 шага вперёд. Выдох – все делают 2 шага назад.
Воздушный шарик (для детей 3-4 лет).
Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни шарик воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как воздух выходит из шарика. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становиться всё больше и больше.
Кузнечик (3 – 4 лет)
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зелёного кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет в другом месте.
Выразительные движения: Шея вытянута вперёд, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперёд, ступать на кончики пальцев.
«Волшебный стул» (3 – 4 лет).
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные ласковые слова.
Ход: один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые ласковые слова, комплементы. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/30/picture-137065-1543538641.jpg)
Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (с 2-х лет)
На занятиях с малышами 2-х летнего возраста в игровой форме воспитатель знакомит детей со своими органами артикуляции, учатся выполнять простейшие арт упражнения, дети учатся копировать эт...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/30/picture-179489-1485774879.jpg)
КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному дыханию.Предлагаемый нами несложный комплекс упражнений для пра...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/16/picture-368698-1387207219.jpg)
Комплексы дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста
Систематическое внедрение представленных комплексов дыхательных упражнений позволит укрепить дыхательную мускулатуру и повысить сопротивляемость воспитанников к простудным заболеваниям. Комплексы пред...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-384826-1390025025.jpg)
Комплекс дыхательных упражнений для детей 2-4 лет
Дыхательные упражнения целесообразно включать в комплексы корригирующей гимнастики....
Комплекс психогимнастических упражнений для детей дошкольного возраста
Материал содержит упражнения для детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/03/picture-791603-1680529628.jpg)
"Комплекс психогимнастических упражнений для детей 5-6 лет"
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психопрофилактики и ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-655119-1439885267.jpg)
Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ. Комплекс психогимнастических упражнений
Очень важно взаимодействовать педагогу-психологу с воспитателями. Игры и упражнения способствуют развитию физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию группов...