Организация воспитательно- образовательного процесса в группе кратковременного пребывания по предшкольной подготовке
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

 

 

     Проблема готовности детей к школе  в настоящее время очень актуальна.       Одним из направлений решения проблем и изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 106/23-16). Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду может  сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить насущные семейные проблемы, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника, обеспечить равные стартовые возможности при поступлении  в школу.

         Поэтому в детском саду была разработана модифицированная  программа ''Тропинка  к школе'' предназначена для развития и обучения детей 5-7года жизни в рамках группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке    на базе дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_obrazovatelnogo_protsessa_v_gkp.docx80.04 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР –детский сад №2 г. Усть-Лабинск Краснодарского края.

 Автор статьи: Нещеретова Татьяна Анатольевна, заместитель руководителя по инновационной работе.

Данный опыт обобщен в рамка работы федеральной стажировочной площадки  «Создание современной муниципальной модели дошкольного образования, обеспечивающей его доступность и качество».

     Проблема готовности детей к школе  в настоящее время очень актуальна.       Одним из направлений решения проблем и изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 106/23-16). Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду может  сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить насущные семейные проблемы, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника, обеспечить равные стартовые возможности при поступлении  в школу.

         Поэтому в детском саду была разработана модифицированная  программа ''Тропинка  к школе'' предназначена для развития и обучения детей 5-7года жизни в рамках группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке    на базе дошкольного образовательного учреждения.

    Данная программа способствует формированию четырех составляющих в готовности к школе:

-психологическая готовность;

-коммуникативная готовность;

-интеллектуальная готовность;

-физиологическая готовность.

    Работа по данной программе обеспечивает общее психическое развитие детей, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, при которых происходит формирование у детей универсальных учебных действий, необходимых для адаптации к школьному обучению, а также успешному обучению в дальнейшем.

   Цель данной программы -  помощь педагогам в организации воспитательно- образовательного процесса в группе кратковременного пребывания по предшкольной подготовке,  обеспечивающего психофизическое, личностное, интеллектуальное развитие детей   дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) через объединение усилий семьи и педагогов.

Задачи:

1. Обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

2. Обеспечение полноценного развития детей, не посещающих ДОУ, их социализация в коллективе сверстников и взрослых.

3.Оказание систематической психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии, их воспитание и обучение, консультативно-методическая поддержка родителей.

4. Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста  с использованием здоровьесберегающих технологий.  

  Принципы программы.
Программа обучения и развития детей шестого года жизни "Тропинка к школе" построена на основе следующих принципов:
-  учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития,

-личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
-опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности;

- создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;     
      В программе учитывается целостность восприятия дошкольником окружающего мира, поэтому предлагается  интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.

Структура программы
В  структуре и содержании  программы авторы выделяют семь разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «Ознакомление с окружающим миром», «Формирование элементарных математических представлений», «Развитие речи  подготовка к обучению грамоте», «Ознакомление с художественной литературой»,   «Лепка и художественный труд. Рисование», «Интеллектуально-развивающие игры», «Музыкальное воспитание», «Физическое развитие».
    Особенностью   программы является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.

 Разделы выстроены с учетом специфики групп кратковременного пребывания детей:

-разнородность группы по уровню познавательного развития, что требует гибкого проектирования содержания занятий с целью заинтересовать и сделать успешными вех детей в группе.

-необходимость максимально компактного построения образовательного процесса, чтобы в условиях сжатого времени обеспечить  освоение детьми культурных средств познания и дать им наиболее значимые представления об окружающем мире.

  В целях привлечения детей к занятиям используются различные формы организации и приемы работы:

-экскурсии и наблюдения в природе.

-опыты и экспериментирование.

- проектная деятельность.

-музейная педагогика.

    В программе представлены организация и содержание образовательного процесса с учетом кратковременного пребывания детей на базе детского сада.  Имеется подробная характеристика ребенка старшего дошкольного возраста.  Перечислены психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешную реализацию образовательной программы дошкольников, общие принципы организации образовательного процесса в предшкольной подготовке и формы образовательной деятельности.

 Даны рекомендации по созданию развивающей образовательной среды для реализации программы предшкольной подготовки  с учетом  принципов из ФГТ (п.3). 

   Предложена модель организации работы группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке,   режим пребывания, учебный план, график организации непосредственной образовательной деятельности в группе кратковременного пребывания детей по предшкольной подготовке в рамках оптимального использования площадей ДОУ.  Представлено  содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми  образовательных областей. Критерии и показатели реализации программы, результаты освоения программы.

     

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешную реализацию образовательной программы дошкольников.

  1. Учет психолого-физиологических особенностей детей         дошкольного возраста, их жизненного опыта, максимальное удовлетворение  познавательных потребностей дошкольника их развитие.
  2. Использование психотерапевтического эффекта групповых занятий, т.е. взаимное позитивное влияние членов группы на развитие личности ребенка, самоуважение и уважение к своим сверстникам, максимальное использование опыта группы в процессе взаимообучения и др.
  3. Создание предметно- развивающего пространства.    

    Развивающая образовательная среда для реализации программы предшкольной подготовки создается  с учетом следующих принципов (Из ФГТ к условиям п.3):

- информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

-вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

-полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

-педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

-трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

     При создании развивающей среды учитывается полоролевая  специфика и обеспечение предметно-развивающей среды, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Предметно-развивающая среда строится  с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;

    Подбор оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра.

   Оборудование для продуктивной деятельности представлено оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего назначения:

-набор оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации;

-оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы;

Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством;

 Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал:

-оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания;

-группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.

 Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.

Требования к оснащению и оборудованию кабинетов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, медицинского, методического) и залов (музыкального, физкультурного) включают соответствие принципу необходимости и достаточности для организации коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечение разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста;

Требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования включают общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Материалы и оборудование имеют сертификат качества  и отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

 Предметно-развивающая среда способствует реализации образовательных областей в дух основных моделях организации образовательного процесса, включающих: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно – развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком  деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать  со сверстниками или действовать индивидуально .

      Рабочее пространство для проведения необходимой образовательной деятельности познавательного цикла  – несколько столов  соответствующие ростовым показателям. Здесь же находится настенная магнитно-маркерная доска, ковроград «Ларчик», которые используется для экспозиции иллюстративного материала, для самостоятельной деятельности  детей. Педагогом активно используются информационно – коммуникационные средства: интерактивная доска, музыкальный центр, сенсорный стол. Часть занятий познавательного цикла проводятся в компьютерном классе, где у каждого ребенка есть ноутбук с игровым обучающим программным обеспечением.

Остальная образовательная деятельность   проводятся  в специальных кабинетах и студиях и залах.

Необходимая образовательная деятельность по изобразительной деятельности проводится педагогом дополнительного образования в специально оборудованной студии. Она оснащена столами, мольбертами, мобильной макнитно-маркерной доской, стеллажами для хранения книг, пособий, изобразительных средств.

 Традиционные материалы и материалы нового поколения подобраны сбалансированно. Так наряду с гуашью, акварельными красками, карандашами  используются акриловые краски, пастель, сангина, уголь.  А для лепки не только пластилин, а еще и формирующая масса, шариковый пластилин, соленое тесто, глина. Имеются глиняные круги на всех детей для создания объемных скульптурных форм. Есть все необходимые материалы и средства для внедрения в образовательный процесс таких техник как декупаж, объемная мозаика,  рисование по мокрому фону. Студия оснащена различными средствами для использования информационно-коммуникативных технологий: интерактивная доска, видео и оргтехника. Используются на занятиях персональные планшетники  с программой по изодеятельности, позволяющие создавать интерактивные рисунки и виртуально знакомящие детей с изобразительными техниками и средствами. Педагогами подобраны слайд-презентации, знакомящие с народными и кубанскими промыслами, с  различными художественными жанрами. Разработаны дидактические игры  для интерактивной доски. Руками педагога и детей созданы игровые сюжетные макеты для проведения интегрированных занятий: «По щучьему веленью», «На арене цирка», «Жилища будущего», «Безопасный дом», «Кубанский казачий хор». Педагогами подобраны игровые диалоги на базе игровых маркеров. В студии функционирует мини – музей «История куклы». Многие куклы, в котором сделаны руками ребят: куклы-обереги, куклы – закрутки, японские куклы – оригами.

Студия располагает всеми необходимыми возможностями для проведения качественного образовательного процесса.

  Необходимая образовательная деятельность по физическому развитию проводится в спортивном и тренажерном залах.    В спортивном зале имеется универсальное, многофункциональное спортивное  оборудование, которое используется для отработки основных движений, проведения игр. Имеются мячи–прыгуны, степ- скамейки, скакалки, обручи.

 В тренажерном зале – представлены различные простые и сложные  тренажеры, способствующие  укреплению всех групп мышц.

  Для проведения занятий на прогулке  используется спортивно-игровой комплекс и: дуга для лазания, бум, рукоход, лабиринт, стена – скалолаз, мишени и сюжетные игровые модули.  

Для занятий по музыкальному воспитанию зал оборудован  цифровым пианинном, синтезатором, музыкальным центром,  мобильной интерактивной доской, светоустановками для спецэффектов. Имеются в полном комплекте дидактические музыкальные игры,  детские музыкальные инструменты, подборки виде и слайдпрезентаций, фонотека.

  Самостоятельная игровая деятельность детей происходит в соседних групповых помещениях,  которые имеют необходимые игровые атрибуты: игрушки-персонажи, игрушки-предметы оперирования, маркеры игрового пространства, полифункциональные материалы, строительный материал, конструкторы, объекты для исследования, образно-символический материал.

Общие принципы организации образовательного процесса в     предшкольной подготовке

Образовательный процесс в ГПП включает в себя все виды деятельности: познавательную, речевую, игровую, продуктивную, музыкальную, исследовательскую, двигательную активность, а так же практическую бытовую деятельность по самообслуживанию. В сравнении с обычным детски садом специфика групп предшкольного образования связана с тем, что следующей ступенью детской жизни является обучение в школе, к которому  ребенок должен быть подготовлен всей системой сложившихся у него представлений о мире, сформированными универсальными учебными навыками. Ребенок должен приобрести опыт  человеческих  взаимоотношений,  вступая в различные коммуникации в разнообразных видах деятельности со сверстниками, взрослыми, природным и предметны окружением.

Формы образовательной деятельности.

              В процессе  организации работы в ГКП по предшкольной подготовке используются следующие формы образовательной деятельности детей:

-Непосредственно образовательной деятельности (организация занятий)

-Образовательной деятельности в ходе режимных процессов,

-Самостоятельной деятельности детей,

-Совместной деятельности с семьей.

Педагог сам определяет способ организации занятий (непосредственно образовательной деятельности НОД), назначение которых в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых способов действий, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и руководства со стороны педагога.

Обучение детей должно быть увлекательным, проблемно-игровым, обеспечивать субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественно использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, игровых проблемных ситуаций и пр.

Специально организованная деятельность (совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и  занятия):

а) обучающий тип (меньшее количество задач, меньшее количество детей, более замедленный темп, каждая задача решается со сменой большого количества материала, воспитатель говорит больше детей);

б) повторный тип (задачи те же, но содержание другое, большая активность детей на  занятии, воспитатель пользуется нетрадиционными методами и приемами, широко использует комплексные задания, эвристические задачи, активные методы обучения, дети пользуются объяснительной и доказательной речью);

в) итоговые занятия (6-8 в году), проводятся фронтально (они  могут быть комплексные, интегрированные, тематические).

1.Образовательный процесс строится на основе баланса свободной деятельности детей и  совместной деятельности взрослого с детьми.

2.Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения,   опираясь на интерес к содержанию и форме деятельности, занимая позицию партнера –участника.

3.В образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким  направлениям:

-организация многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности дошкольников (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);

-гибких охват  детей (пары, подгруппа, группа) формами и содержанием образовательной деятельности;

-дифференцированный временной  режим  для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми.

     Основополагающими в образовательном процессе являются такие приемы:

-организация личностно значимой деятельности;

-целостность  подачи материала (блочное обучение);

-системность организации образовательного процесса;

-использование современных педагогических технологий (моделирование, проектирование, ТРИЗ, музейная педагогика, технология портфолио);

- изучение материала на конкретных образах, практических примерах (использование информационно-коммуникационных средств).

Эти приемы используются в игровой деятельности, которая лежит в основе воспитательно-образовательного процесса. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится.

    Игра в сочетании с многочисленными наглядными пособиями позволяет ребенку не только  видеть образ, но и ощущать руками форму, размер  (ларчик «Ковроград» Воскобовича), воспринимать на слух (кубики Н.А. Зайцева). Использование таких средств как отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов, творческое и свободное рисование, инсценирование, составление простых задач делает обучение доступным  и качественным, превращает познание в интересное занятие.

   Успех обучения во многом зависит от личности педагога, его умения создать психолого-педагогические условия для повышения  или коррекции самооценки ребенка, его самоутверждения.

    Приемами создания таких условий являются:

-словесное поощрение;

-создание положительных форм общения;

-обеспечение успеха деятельности.

Используются также и поощрения в виде бумажных наклеек, смайликов,  что является своеобразным показателем результативности их деятельности.

   Важно наполнить атмосферу занятий радостью, уютом, теплотой, переживать все удачи и неудачи ребенка, всегда называть его по имени, чувствовать его интересы и потребности, направлять его деятельность, поощрять инициативу и творчество.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ПО ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ.

     

Группа работает 3 дня в неделю.   Данная группа работает по принципу кабинетной системы. Хотя за группой закреплена небольшая игровая комната, в ней проводятся занятия только познавательно-речевого цикла. Работа по художественно-эстетическому, физкультурно-оздоровительному направлению проводится в залах, студиях, кабинетах дошкольного учреждения. Эти занятия проводят  педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

    Кроме фронтальных занятий с детьми проводятся индивидуальные занятия со специалистами по коррекции речи с учителем -логопедом и педагогом психологом.

      Дети присутствуют в детском саду 3,5 часа без питания, из них 2 часа  с перерывами  отведено проведению фронтальных занятий, а остальные 1,5 часа -индивидуальным занятиям , прогулке , самостоятельной деятельности.

   С детьми проводятся праздники и развлечения, рекомендованные Программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста (М.А. Васильевой) для детей 6-7 лет.

          Ежегодно  в сентябре и мае проводится диагностика готовности детей к школе по методике Кумариной. За три учебных года по результатам ПМПК все выпускники данной группы продолжают обучение в общеобразовательных школах.

Организации  режима  в группе кратковременного пребывания детей по предшкольной подготовке в рамках оптимального использования площадей ДОУ.

Режимные процессы

Время протекания режимного процесса

Длительность протекания режимного процесса

1.

Прием детей. Формирование навыков раздевания. Подготовка своего рабочего места.

10.00-10.10

10 мин

2.

НОД 1 занятие ( по сетке)

10.10-10.40

30мин

3.

Совместная партнерская деятельность взрослого и детей (наблюдения, труд, опытническая работа в уголке природы. Работа с календарем природы. Игры сюжетные, настольные, словесные, игры с мини-маркерами, строительные, развивающие). Самостоятельная  деятельность детей (изобразительная, речевая, музыкально-театрализованная) в групповом блоке.

10.40- 11.20

40мин

4.

НОД (2 и 3 занятие)

11.20-11.45

11.55-12.20

1 час

5.

Подготовка к прогулке. Прогулка (Наблюдения, подвижные игры, игры с водой и песком, путешествие по эколого-туристической тропе, индивидуальная работа по графику с узкими специалистами (логопедом, психологом).

12.20-13.30

1 час 10мин

6.

Уход домой

13.30

Всего

3 час.30мин.

Время пребывания на свежем воздухе

1час.10мин.

Время для реализации образовательной программы

3,5 часа (100%)

    Учебный (базисный план) план ГКП  по предшкольной подготовке  

Базовая образовательная область

Интеграция образовательных областей

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

1

Физическая

культ ура

«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд»

1

36

2

Музыка

«Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание»

2

72

3

Познание

(Формирование элементарных м атематических представлений)

«Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Труд»

 

       1

36

4

Познание

(Ознакомление с окружающим миром)

«Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы»

      1

36

5

Познание

(развитие логики посредством интеллектуально-развивающих игр)

«Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация»

      0,5

18

6

Коммуникация

(Развитие речи.  Подготовка к обучению грамоте)

«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд»

     1

36

7

Чтение художественной литературы

«Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

   0,5

18

8

Художественное творчество

(Лепка)

«Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд», «Музыка»

   0,5

18

9

Художественное творчество

(Художественный труд)

«Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд», «Музыка»

  0,5

 18

10

Художественное творчество

(Рисование)

«Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд», «Музыка»

  1

36

Итого:

9

324

                                             

  Организация коррекционной работы с детьми в рамках предшкольной подготовки

     Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению к школе является уровень их речевого развития. Вначале ребенок осваивает звуковую культуру речи, на основе которой потом позже развивается лексическая, грамматическая , а затем и связная речь. Большинство  детей к моменту обучения к школе полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. У некоторых детей он может задержаться и тогда у них отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития. Обследование звуковой речи детей является важным звеном в системе речевой деятельности. Дети, имеющие недостатки речевого развития направляются на психолого-медико-педагогическую комиссию. В дальнейшем с такими детьми занимается логопед на логопункте.

    Учитель –логопед группы знакомится в пакетом документов каждого ребенка, проводит беседы с родителями для сбора анамнестических данных, выявления условий воспитания особенностей поведения ребенка. В течение двух недель сентября  диагностирует состояние речи каждого ребенка по разделам:

  -неречевые психические функции;

-фонетическая сторона речи;

-особенности анатомического строения артикуляционного аппарата;

-речевая моторика, дыхательная, голосовая функции;

-просодическая сторона речи;

-фонематическая сторона речи;

-лексика и грамматический строй речи;

-связная речь.

Полученные сведения и результаты диагностики логопед заносит в карту речевого обследования ребенка.    

   После речевого обследования начинается индивидуальная работа с детьми по коррекции речи с учетом  логопедического заключения. Занятия  проводятся три раза в неделю по 15-20 минут.

   В коррекционно-логопедической работе логопед использует разнообразные технологии: артикуляционная, дыхательная,  пальчиковая гимнастика, логоритмика, мимические упражнения, логопедический массаж.

    В ГКП  в рамках коррекционной работы реализуется  долгосрочный проект «Речевой куб». В его основе лежит педагогическая технология, которая предназначена для совершенствования речевой деятельности путем создания эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Технология предполагает обязательное использование специального дидактического пособия «Речевой куб», построенного на наглядной основе, включающего элементы моделирования, символизации. Пособие представляет собой кубы разного размера, изготовленные из легких материалов (картон, пластмасса, поролон, ткань, пенопласт). На каждой грани куба  расположены прозрачные карманы, предназначенные для сменного речевого материала, для развития общей и тонкой моторики, артикуляционных упражнений, развитие лексико-грамматического строя и связной речи.

   Пособие многофункциональное, предназначено для совместной работы со взрослыми и для самостоятельной работы детей.

  Для преодоления речевых проблем наряду с традиционными,  используются современные методы и технологии. Так логопед использует аппараты БОС-ЛОГО – в основе которых  компьютерная технология, базирующаяся  на принципах адаптивной обратной связи - биоуправление.

При помощи этого комплексного аппарата у ребенка быстрее отрабатывается правильная, длительная, плавная  воздушная струя, которая необходима для  произнесения звуков. Гораздо быстрее совершенствуется выполнение артикуляционных упражнений, отрабатываются поставленные звуки во фразовой речи.   Эффективнее проводится работа по предупреждению дисграфии- дифференциации звуков по глухости-звонкости.

   Для проведения работы по коррекции речевых нарушения, логопед использует  компьютерные игровые программы «Игры для тигры», «Учимся правильно говорить».

   Коррекционная речевая работа с использованием компьютерных технологий становится более качественным,  интересным и продуктивным.

       Систематическое использование   в коррекционной работе компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения  значительно повышает ее эффективность и качество.

  Оказание логопедической помощи практически невозможно без участия родителей. Совместная деятельность  логопеда и родителей – залог успешной коррекционной работы. С целью активизации участия родителей в разработке и реализации индивидуального коррекционного маршрута с родителями проводятся консультации, родительские собрания, открытые занятия, практикумы, мастер – классы.

Содержание коррекционной работы.

Программы и разделы реализующие данный блок

Задачи

Методическое сопровождение

Дидактическое сопровождение

Программа. «Коррекция нарушений речи»

(Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина,

Т.В. Туманова,

С.А. Миронова,

Л.В. Лагутина

Развиваем логику.  Развиваем внимание и память.

Развиваем воображение и фантазию. И.Светлова СП-Б 2008

Программа развития эмоциональной сферы  ребенка. Никифорова Л.А.

Программа «Лесенка радости» О. Хухлаева

Технологии

«Победи свой страх» Е.

Программа «Уливляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В.Крюкова

Куличковская;

Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Т.А. Репина

Программа «Тропинка к своему Я» Хухлаева О.М.

Программа воспи тания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Баряева Л.Б, Гав- рилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. -СПб, 2000г

-развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специализированных упражнениях;

-формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

-устранение дефектного звукопроизношения;

-совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения

Развитие способности по- нимать  свое эмоциональное состояние и окружающих;

-формирование эмоциональ

ного предвосхищения;

-способствовать тому, чтобы чувства детей становились осознанными, произвольными, внеситуативными, обобщенными;

-формировать высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические;

-учить осваивать социальные формы выражения чувств;

-способствовать снижению тревожности и уменьшению страхов, усилению адаптивных возможностей личности ребенка.

- развитие произвольности в сфере движений, действий, познавательных процессов и психики в разных видах деятельности

- учить адекватно осознавать свои физические возможности, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

-развивать способность к дифференцированной само оценке, самокритичности мотивировать самооценку

Коррекция познавательных процессов ( восприятие, внимание, память, мышление, воображение) их свойств и качеств;

-создание предпосылок  для  развития логического мышления;

-активизация процесса приема и обработки информации.

-Пропедевтика коммуникативной сферы;

-Кабанова Т.В.,Домнина О.В. Тестовая диагностика обследования речи и общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями-М.2008

-Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.-М.,2008

-Т.А. Ткаченко .Альбом индивидуального обследования дошкольников. Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей.-М.,2001

-Т.А. Ткаченко. Логопедическая энциклопедия. Уникальная авторская методика.-М., 2008

 Веселые чистоговорки и логоигры.-СП-б, 2006

-Нижегородцева В.В. Психолого-педагогичес. готовность ребенка к школе.-М, 2001

-Светлова.И. Развиваем  воображение. Развиваем логику. Развиваем мышление и память. Развиваем воображение и фантазию.,-СП-б 2007

-Дьяченко О.М. Развитие воображения дошколь- ника. М.,2003

-Альманах психологичес ких тестов -М.2007

-Житникова Л.Е. Учите детей запоминать.-М.,1988

-Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании

-С.И. Семенака. Соци ально -психологическая адаптация ребенка в об- ществе — М.,2010

-Верещагина Н.В. Консультирование в рабо те детского практическо го психолога СП-б, 2008

-Лютер М. Свет вашего характера.-М.,1997

-Крюкова «Я сам».-М.2008

-Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем СП-б, 2008

Куличковская Е.В. Как преодолеть свой страх .-СП-б , 2008

Кулинцова Т.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок.-М., 2005

Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников.М.,2003

Гуськова Т. Воспитание самостоятельности у

-Коноваленко В.В. Дидактический мате- риал по коррекции и произношению звуков.-М., 2001;

-Н.И. Соколенко. Альбом «Посмотри и назови» Дидактичекий материал по исправле- нию недостатков речи у детей.-СП-б, 1997

-Грибова О.Е., Бессо-нова Т.П. Дид. Мате - риал по обслеванию речи детей. М.,2001

-Серия картин «Звучащее слово»;

-инструментарий для постановки звуков и логопедического массажа (зонды);

-Бобылева Т.А.Игры с парными карточками со звуками С,З,Ц

-Ш,Ж,Ч,Щ  и Л,Р-М.,2007;

-Коноваленко В.В. Домашние тетради;

-Галанов А.С. Логопедическое лото-М.,2009.

И.Скворцова Логопедические игры с диском.-М.,2008

Схемы-карточки для звукового анализа слов

Речевые кубы. Игры для развития целенаправленной воздушной струи и др.

Барди  Г.Ф. Психологическое сопровождение естест

венного развития маленьких детей.- М, 2007.

Инструментарий для нервно-психического обследования детей раннего возраста.-Ростов-на Дону,2006.

Корректурные пробы. Игры для развития психических процес- сов.

-Аналогии. -Ассоциации.

-Что сначала, что потом.

-Собери фигуру, -Собери картинку

-Четвертый лишний

-Схематизация

-Фотограф

-Логические цепочки

-Логический поезд

Маски настроений.Пособие «Наши чувства и эмоции». Альбом иллюстраций «Вкус и запах радости»Л.А. Никифорова.

Музыкальные шкатулки. Пособия А.И. Маниченко Анти-капризин.

Стимульный материал по технологиям «Сказкотерапия», «Пескотерапия».

Стимульный материал для проведения диагностики.

     

                                                       Результаты освоения программы

    Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

  •   Эмоционально отзывчивый. Сопереживает  персонажам литературных  произведений. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыку, мир природы. Ему присущи чувства эмпатии, милосердия.
  •      Выпускник имеет высокий уровень интеллектуального развития. У него сформированы  энциклопедические представления о предметах окружающего мира , он умело вычленяет их свойства и качества, группирует и  классифицирует их по родовым признакам. Он любознательный и активный. В ходе наблюдений и опытно-экспериментальной деятельности  ребенок не только задает вопросы, но и умеет самостоятельно делать выводы, умозаключения, устанавливать закономерности.

У ребенка на высоком уровне сформированы приемы умственной деятельности, творческого  мышления. Он выполняет сложные мыслительные операции с использованием условных символов и категориальных суждений.

  • Имеющий первичные представления о себе, семье,  обществе, государстве, мире и природе.
  •  Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью, умеет договариваться, распределять роли при сотрудничестве. Он правильно и четко произносит все звуки родного языка, у него развит артикуляционный аппарат, богат словарный запас. Выпускник способен грамматически правильно строить свою речь, обладает развернутой фразовой речью, инициативно вступает в диалог. Его речь отвечает всем требованиям культуры речи.
  •  Способный вести себя в соответствии с общепринятым нормам и правилами взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; осознает свою гендерную, семейную, гражданскую принадлежность. У него сформированы моральные качества, навыки трудолюбия, добротная нравственная основа.
  • Наш выпускник является  личностью свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личностью с развитыми познавательными  интересами. Он эстетически развит: знаком с литературным, изобразительным и музыкальным мировым и отечественным наследием, создает индивидуальные художественные образы в процессе изобразительной, музыкально-театрализованной деятельности и детского словотворчества.
  • Выпускник нашего ДОУ готов к обучению в школе: у него сформирована мотивационная, личностная, а также интеллектуальная готовность к обучению в школе. Он овладел универсальными предпосылками учебной деятельности -умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его

инструкции. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Мониторинг освоения детьми программы по предшкольной подготовке

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов имеет комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы. В качестве объекта мониторинга   выступают личностные, физические и  интеллектуальные качества ребенка, уровни их сформированности и степень развитости тех или иных навыков. Для этого используются наблюдение, беседа, экспертная оценка продуктов детской деятельности и такие высоко формализованные методы как  тесты.

        Мониторинг проводится в начале (сентябре) и конце учебного года (апрель-май). Проведение мониторинга предусматривает соблюдение нижеследующих аспектов:

  1. Диагностика развития детей призвана помогать педагогам и родителям правильно строить с ним педагогическое общение.
  2. Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.
  3. Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход.
  4. Применение диагностических методик позволяет педагогу занять рефлексивную позицию, проанализировать эффективность как своей педагогической деятельности, так и реализуемой образовательной программы дошкольного учреждения.                                                                        

     

Взаимодействие  с родителями

           В настоящее время опыт работы показывает, что включение родителей в совместный с педагогами процесс воспитания ребенка, позволяет  значительно повысить его эффективность.

            В данном взаимодействии преследовались психологические цели:

- содействовать гармонизации отношений в семье между взрослыми и  детьми, между самими взрослыми;

-формировать новый семейный опыт совместной творческой  деятельности с детьми;

-создать единое развивающее пространство, представленное триадой: дети-родители –педагог.

     Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. Необходимо в образовательном процессе ДОУ  шире использовать такие интерактивные формы работы как диспуты, дискуссии, брифинги, «круглые столы» по острым проблемам  воспитания и развития детей. Особое внимание  следует уделить организации совместной деятельности детей и родителей: совместные детско – родительские праздники,  участие в театрализованной деятельности, организация   и  участие родителей в субботниках, кружковой работе  позволяет развивать их творческие способности, саморазвиваться.

        Не нужно отказываться и от традиционных форм взаимодействия с родителям ,  а  постараться  наполнить их инновационным содержанием.

     Можно активно включать родителей в воспитательно- образовательный процесс через проектную деятельность. Так родители с удовольствием путешествуют вместе с ребятами на «Машине времени». Отправившись в эпоху динозавров изучают их внешний вид, собирают  коллекции, придумывают  истории. Результатом такой совместной деятельности стал мини – музей «Динозаврик».  Часто проекты заканчиваются детско – родительскими праздниками, развлечениями. Так уже традиционными стали «Рождественские встречи», «Семейные старты», которые позволяют раскрыть способности не только у детей, но и у взрослых. Родители  участвуют не только в их проведении, но и в подготовке.

   В результате у родителей меняется  отношение к ребенку (он многое умеет и знает) и педагогам, которые ежедневно занимаются с детьми, вкладывая в дело воспитания свою душу, знания и силы.    

Оригинальной находкой стали семейные театры: дети вместе с родителями показывают заранее поставленную сказку или небольшой концерт. Заканчивается встреча совместным чаепитием. Так расширяются границы общения между родителями, теснее становится их сотрудничество с педагогами.

           В процессе работы мы неоднократно имели  возможность видеть, что родители с интересом  и даже завистью смотрят на детей, занятых  творчеством (рисование, лепка, аппликация, работа с тканью). Поэтому и возникла идея  привлечь мам и пап к участию в изобразительной деятельности в рамках студийной работы , проводимой в детском саду во вторую половину дня. Мастер – классы для  родителей с участием детей, на которых они знакомятся с новой изобразительной техникой, создание совместных работ для выставок, оформления интерьера в детском саду и дома у воспитанников, знакомство с изотехниками наших бабушек и дедушек - все это позволяет не только объединить родителей, но и формировать новый семейный опыт.

            Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей: «Рисуем вместе с папами», «Мой любимый детский сад», «Сказочный пейзаж», «Пестрый мир бабочек», «Цветочная фантазия», «Цирк-цирк-цирк!», «В гостях у сказки» и т.п. Основная цель таких мероприятий - сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это и начало патриотического воспитания: любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье.

           Консультируя родителей по тем или иным вопросам, можно использовать письменную форму. Информация может быть оформлена  в виде информационных листов, буклетов, визиток, брошюр. Она доступна, лаконична, отвечает потребностям родителей в психолого – педагогических знаниях. Для родителей выпускаются газеты, где    в красочной и интересной форме рассказывается о тех мероприятиях, которые прошли или запланированы на ближайший период.

     Вместе с родителями  педагоги собирают портфолио дошкольников.  Являясь своеобразной копилкой личных достижений ребенка в различных видах деятельности, портфолио дает возможность педагогам фиксировать неповторимые индивидуальные проявления и достижения детей в течение всего времени пребывания их в дошкольном  учреждении.

     В современных условиях дошкольным учреждениям трудно обойтись без поддержки родителей. Задача педагога - так организовать работу с детьми, чтобы взрослые сами захотели помочь, например, принести настольные игры и книга из домашних библиотек и игротек. Пусть игра не новая, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с придуманными в семье вариантами этой игры. А любимая книга станет еще интереснее и зазвучит по-новому в кругу сверстников. Очень много может быть сделано руками пап наших воспитанников на территории детского сада: оригинальные песочницы  домики, машины,  дорожки здоровья,  разнообразные клумбы и рабатки.  Дети  бережнее относятся к постройкам, ведь они сделаны руками их отцов, у них на глазах.

Есть еще одна маленькая традиция, которая может быть внедрена в любом детском саду - акция «Просто так». У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Можно собрать их и отнести детям в младшую группу «просто так». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам, и желание сделать сюрприз, маленький подарок; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд педагогов, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

  Уверены: участие родителей в педагогическом процессе, включающем физическое, социально - нравственно, художественно - эстетическое, интеллектуальное развитие дошкольников необходимо - они первые и главные свидетели роста и развития своих детей.

Используемая литература

  1. Плана-программа предшкольного образования детей 5,5 -7 лет, не посещающих дошкольные учреждения (Департамент образования Краснодарского края Т.П. Хлопова, Н.П. Легких, С.К.Фоменко, И.Н. Гусарова.).
  2. Бодяев Ю.М. Символы Краснодарского края. -Краснодар 2007
  3. Воскобович В.В., ХарькоТ.Г. Коврограф «Ларчик». Методическое пособие,СП-б 2007.
  4. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир.-М.,2005г.
  5. Доронова Т.Н. Из ДОУ в школу. Линка –пресс. Москва 2007г.
  6. Джафарова О.А., Сарайкина Н.В. Коррекция нарушений речи средствами технологии биоуправления. методическое руководство. - Новосибирск, 2011г.
  7. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., -Новикова В.П. Математика для дошкольников-М., 1997г.
  8. Е.С. Евдокимова «Проектирование в детском саду».
  9. 12.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М., 2001г.
  10. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. Линка-пресс Москва 2007г.
  11. Лотышев И.П. Путешествие по родному краю. - Краснодар,2004
  12. Леушина А.М.Занятия по счету в детском саду.
  13. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б.. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша-СП-б, 2000
  14. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.,2005
  15. -Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье М., 2005
  16. -Максаков А.И. Воспитание звук. культуры  дош-ка.М.,2001
  17. -Макарова В.И., Ставцева М.Н..Диагностика развития речи  дошкольника.-М., 2009 Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошков-М.,1986
  18. РуноваМ.А., Комисарова М.В. Организация занятий с дошкольниками на тренажерах, 2000г.
  19.  Стеркина Р.Б., Н.Н. Авдеева «Основы безопасности детей дошкольного возраста» .
  20. Соломенникова О.А. Радость творчества .Ознакомление детей 5-7 лет  с народным искусством.-М.,2005
  21. Панова И.П..Дидактические игры-занятия в ДОУ, Воронеж, 2006.
  22.  Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей  дошкольного возраста-М.,1991
  23. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.А. Основы логопедии. – М., 1989г.
  24. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1971г,1989г.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по "Воспитанию валеологической культуры дошкольников 3-7 лет в контексте организации воспитательно-образовательного процесса в группе""

Материал содержит опыт работы педагога по организации процесса воспитания валеологической культуры дошкольника со второй младшей до подготовительной группы. Опыт был успешно представлен аттестационной...

Презентация организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста, как одно из условий успешной адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению.

Для каждого родителя ребенок – наиважнейшая  ценность, и решение отдать его в детский сад является для них испытанием. Для того, чтобы установить доверительные отношения с родителями, снять напря...

Приоритеты в организации воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста.

Психолого-педагогические требования к современному воспитателю и среде ДОУ  с акцентом  на  группы раннего возраста....

Рабочая программа для организации воспитательно-образовательного процесса воспитателей группы с детьми среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет)

Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания для детей среднего дошкольного возраста, федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы до...

Современные подходы при организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста в период адаптации

Основная  цель при организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста в период адаптации - создание благоприятных условий для наиболее безболезненного привыкания ребенк...

«Удовлетворенность родителей работой воспитателя и организацией воспитательно-образовательного процесса в группе «Теремок»

Анкета и аналитическая справка по результатам анкетирования по теме "Удовлетворенность родителей работой воспитателя и организацией воспитательно-образовательного процесса в группе"...