Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, умение почувствовать его настроение позволяют воспитателю установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов со сверстниками, а также помочь родителям осознать (и преодолеть) трудности, связанные с воспитанием ребенка. Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское общество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28,

Россия, Белгородская область, г. Белгород,

 

 

 

 

 

Конспекты непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет

 

                       

 Составила

           

            Тимашова Раиса Михайловна, педагог-психолог.

 

 

Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников

   Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, умение почувствовать его настроение позволяют воспитателю установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов со сверстниками, а также помочь родителям осознать (и преодолеть) трудности, связанные с воспитанием ребенка.

   Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское общество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.

    Предлагаемые конспекты можно использовать воспитателям и психологу ДОУ.

Основные цели

1.Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир.

2.Учить свободно входить в контакт со взрослыми и сверстниками.

3.Создать обстановку индивидуального и группового взаимодействия.

4.Оказывать помощь в осознании ребенком самого себя, своих эмоций, достоинств, возможных успехов и достижений.

Тема занятия «Знакомство»

Возрастная группа: старшая группа

Цель: формирование коммуникативных навыков у детей, представлений об эмоциональных состояниях с ориентацией на их эмоциональную отзывчивость.

Задачи занятия:

Обучающие задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с основными эмоциональными состояниями человека и их внешними проявлениями.
  2. Обогащение словарного запаса детей.

Развивающие задачи:

  1. Создание положительной эмоциональной атмосферы, атмосферы принятия и доверия.
  2. Продолжать знакомить детей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.
  3. Помочь понять причины возникновения разных эмоций, чувств.
  4. Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции старших дошкольников.
  5. Закрепить навыки снятия психофизического напряжения.
  6. Продолжать развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния.
  7. Развивать мимическую мускулатуру.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у детей культуру общения.
  2. Развитие толерантности детей

Виды деятельности: игровая, двигательная

Методы и приёмы: словесные (стихи К.Чуковского, объяснение, беседа), наглядные (показ пособие « Азбука настроения»), игра (обучающая), релаксация.

Оборудование:

пособие « Азбука настроения», диск «Звуки природы» (для релаксации), магнитофон.

Приветствие.

Участники встают в круг и берутся за руки.

 Психолог: Здравствуйте, дети. Я рада видеть вас. Я рада встрече с вами!  предложить детям поприветствовать друг друга словами «Здравствуй, я очень рад тебя видеть!»

Дети, вы уже познакомились друг с другом, у вас появились друзья. Попробуйте описать своего друга. Расскажите, мальчик это или девочка, во что ваш друг одет, какие у него волосы, какая прическа, а мы попробуем отгадать, кто это. (Задание выполняется по желанию детей).

   А по голосу вы сможете узнать своих друзей? Давайте поиграем в игру «Кто позвал?»

Дети становятся в круг. Один из играющих, закрывает глаза,  дети по очереди называют имя водящего, а он угадывает, кто его позвал.

Игра «Расскажи о себе» (ребенок рассказывает, как его зовут, что больше всего на свете ему нравится, что он любит, что умеет делать).

Психолог: Сейчас я прочту отрывки из хорошо знакомых сказок К. Чуковского. А вы, как настоящие  артисты. Будете изображать эмоции героев.

Удовольствие

Рано утром на рассвете

           умываются мышата,

И котята и утята,

          и жучки и паучки…

Гнев

Ты один не умывался,

         и грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

      И  чулки и башмаки…

 - Какой голос у Мойдодыра? А почему? Как вы думаете?

Страх

Вдруг какой-то старичок

Паучок

Нашу муху в уголок

Поволок…

Ужас

Муха криком кричит,

Надрывается,

А злодей молчит

Ухмыляется…

Удивление

Вдруг откуда-то летит,

Маленький Комарик,

А в руке его горит

Маленький фонарик…

Радость

То-то стало весело

 То-то хорошо!..

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра…

 - Кому легко было изображать героев? Кому трудно?

Хороводная игра «Если нравится тебе…»

Если нравится тебе, то делай так…(Два щелчка пальцами над головой.)

 Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка в ладоши.)

 Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка по коленям.)

 Если нравится тебе, то делай так… (Два притопа ногами.)

 Если нравится тебе, то скажи «хорошо».

 Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

 Если нравится тебе, то делай все.

Игра «Ты мне нравишься» Дети по очереди произносят фразу, например: Вероника, ты мне нравишься тем, что… (начинает психолог).

Релаксация. Прогулка в лес.

 - Мы сегодня отправимся на прогулку в летний лес с друзьями. В лесу растут высокие деревья. Покажите, какие? А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустами растет трава, мох. Покажите, какая низкая трава, а мох еще ниже. А сейчас мы послушаем, как поют птицы в лесу. (Включается звукозапись).

Рефлексия

-  Дети, понравилась вам прогулка у лесу с друзьями? Но пора возвращаться в детский сад.

Понравилась ли вам играть? Интересно ли было? Что очень важное произошло сегодня на занятии? Зачем люди знакомятся?

Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга за интересн

ое занятие.

А теперь мы улыбнемся,

 Дружно за руки возьмемся,

 И какие же слова,

 Говорим мы уходя?..

Тема занятия «Я радуюсь»

Возрастная группа: старшая группа

Цель: формирование у детей представлений об эмоциональных состояниях с ориентацией на их эмоциональную отзывчивость посредством интеграции разных видов деятельности.

Задачи занятия:

Обучающие задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с основными эмоциональными состояниями человека и их внешними проявлениями.
  2. Обогащение словарного запаса детей.

Развивающие задачи:

  1. Создание положительной эмоциональной атмосферы, атмосферы принятия и доверия.
  2. Продолжать знакомить детей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.
  3. Помочь понять причины возникновения разных эмоций, чувств.
  4. Закрепить навыки снятия психофизического напряжения.
  5. Продолжать развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния.
  6. Совершенствовать умение определять причинно-следственные связи.
  7. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у детей культуру общения.
  2. Воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира.
  3. Развитие толерантности детей

Виды деятельности: продуктивная, игровая, двигательная

Методы и приёмы: словесные (стихи, объяснение, беседа), практические (рисование), игра (хороводная), релаксация.

Оборудование: цветные карандаши, лист бумаги А4, разделенный на четыре равные части вертикальной и горизонтальной линиями, «диск музыкой,

магнитофон.

 Ход встречи. Приветствие.

 - Ребята, я рада встрече с вами, я рада вас видеть. Начнем занятие.

 Покажите    своё настроение, улыбнитесь друг другу.

Детский сад – наш добрый дом,

Хорошо нам будет в нем.

Вместе будем мы играть,

Веселиться, рисовать.

 - Каждое утро в нашем детском саду начинается с гимнастики. Для хорошего общения тоже необходима зарядка, только психологическая.

Разминка

*  мимическая (с использованием соответствующих пособий);

     -   улыбнитесь, как солнышко;

     -   нахмурьтесь, как тучка;

     -   рассердитесь, как два барана, столкнувшись на мостике;

     -   изобразите испуганного зайчика;

     - на расслабление и напряжение рук – упражнение «Ладошка-шарик»: дети превращают свои ладошки в шарики (мягкая, округлая ладошка, солнышко (пальцы в стороны, напряжены) дождик (пальцы расслаблены).

    - голосовая разминка «У меня все получится!»: Детям предлагается повторить данную фразу вслед за психологом сначала шепотом, затем громко и наконец, очень громко.

Хороводная игра «Если нравится тебе…»

 Если нравится тебе, то делай так…(Два щелчка пальцами над головой.)

 Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка в ладоши.)

 Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка по коленям.)

 Если нравится тебе, то делай так… (Два притопа ногами.)

 Если нравится тебе, то скажи «хорошо».

 Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

 Если нравится тебе, то делай все.

(После игры все дети садятся за столы.)

 - Дети, сегодня у меня прекрасное настроение, мне приятно, я радуюсь …  И я подумала о том, как много разных ситуаций могут вызвать у нас такие чувства. Они могут быть особыми для каждого человека, но есть такие, которые вызывают положительные эмоции у многих или даже у всех людей. Мне интересно: когда бывает радостно именно вам? Предлагаю нарисовать четыре ситуации, когда вы ощущаете радость. Пусть каждый из вас сделает четыре рисунка, которые являются продолжением фразы «Я радуюсь, когда…».

 - А теперь мы узнаем о том, чему радуется каждый из нас. Покажите, что вы нарисовали, и расскажите, когда вам приятно и вы испытываете чувство радости.

(Рисунки каждого ребенка вывешиваются на стенд, и каждый ребенок рассказывает о своих ситуациях). Оказывать поддержку детям, затем в конце вывешиваю свой рисунок. Прокомментировать стенд, показать общность и индивидуальность продемонстрированных ситуаций.

Релаксация «Море»

Психолог: рассказывает историю и сопровождает её соответствующими движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а потом другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замок – рисует в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершает синхронные волнообразные движения всей рукой вперёд).  Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду (совершает поочерёдные волнообразные движения вперёд). Они ныряют вместе и по очереди (выполняют одновременные и поочерёдные волнообразные движения рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочерёдно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).

Рефлексия.

А теперь мы улыбнемся,

 Крепко за руки возьмемся,

 И какие же слова,

 Говорим мы, уходя?..

 (Дети сами находят слова прощания) 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста

Разработка проблемы становления внутреннего мира ребёнка в педагогической науке и практике получила своё развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы...

Развиваем навыки общения и эмоциональный мир старших дошкольников (многофункциональное пособие для развивающих игр)

Именно у детей старшего возраста характерно положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, способность к созданию и воплощению собственных замыслов, ...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста...

Развитие навыков общения и эмоционального мира дошкольников

Общение дошкольника – одна из актуальных проблем современного общества. В период дошкольного детства малыши получают основные уроки взаимодействия с другими людьми. Опыт, полученный в эт...

Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний личностей дошкольников

Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний личностей дошкольников...

"Как развивать навыки общения у дошкольников"

Общение - это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Условием успешного развития общени...