Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, умение почувствовать его настроение позволяют воспитателю установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов со сверстниками, а также помочь родителям осознать (и преодолеть) трудности, связанные с воспитанием ребенка. Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское общество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
навыки общения и эмоциональный мир дошкольников | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28,
Россия, Белгородская область, г. Белгород,
Конспекты непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет
Составила
Тимашова Раиса Михайловна, педагог-психолог.
Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников
Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, умение почувствовать его настроение позволяют воспитателю установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов со сверстниками, а также помочь родителям осознать (и преодолеть) трудности, связанные с воспитанием ребенка.
Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское общество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.
Предлагаемые конспекты можно использовать воспитателям и психологу ДОУ.
Основные цели
1.Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир.
2.Учить свободно входить в контакт со взрослыми и сверстниками.
3.Создать обстановку индивидуального и группового взаимодействия.
4.Оказывать помощь в осознании ребенком самого себя, своих эмоций, достоинств, возможных успехов и достижений.
Тема занятия «Знакомство»
Возрастная группа: старшая группа
Цель: формирование коммуникативных навыков у детей, представлений об эмоциональных состояниях с ориентацией на их эмоциональную отзывчивость.
Задачи занятия:
Обучающие задачи:
- Продолжать знакомить детей с основными эмоциональными состояниями человека и их внешними проявлениями.
- Обогащение словарного запаса детей.
Развивающие задачи:
- Создание положительной эмоциональной атмосферы, атмосферы принятия и доверия.
- Продолжать знакомить детей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.
- Помочь понять причины возникновения разных эмоций, чувств.
- Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции старших дошкольников.
- Закрепить навыки снятия психофизического напряжения.
- Продолжать развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния.
- Развивать мимическую мускулатуру.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей культуру общения.
- Развитие толерантности детей
Виды деятельности: игровая, двигательная
Методы и приёмы: словесные (стихи К.Чуковского, объяснение, беседа), наглядные (показ пособие « Азбука настроения»), игра (обучающая), релаксация.
Оборудование:
пособие « Азбука настроения», диск «Звуки природы» (для релаксации), магнитофон.
Приветствие.
Участники встают в круг и берутся за руки.
Психолог: Здравствуйте, дети. Я рада видеть вас. Я рада встрече с вами! предложить детям поприветствовать друг друга словами «Здравствуй, я очень рад тебя видеть!»
Дети, вы уже познакомились друг с другом, у вас появились друзья. Попробуйте описать своего друга. Расскажите, мальчик это или девочка, во что ваш друг одет, какие у него волосы, какая прическа, а мы попробуем отгадать, кто это. (Задание выполняется по желанию детей).
А по голосу вы сможете узнать своих друзей? Давайте поиграем в игру «Кто позвал?»
Дети становятся в круг. Один из играющих, закрывает глаза, дети по очереди называют имя водящего, а он угадывает, кто его позвал.
Игра «Расскажи о себе» (ребенок рассказывает, как его зовут, что больше всего на свете ему нравится, что он любит, что умеет делать).
Психолог: Сейчас я прочту отрывки из хорошо знакомых сказок К. Чуковского. А вы, как настоящие артисты. Будете изображать эмоции героев.
Удовольствие
Рано утром на рассвете
умываются мышата,
И котята и утята,
и жучки и паучки…
Гнев
Ты один не умывался,
и грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки…
- Какой голос у Мойдодыра? А почему? Как вы думаете?
Страх
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу муху в уголок
Поволок…
Ужас
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит
Ухмыляется…
Удивление
Вдруг откуда-то летит,
Маленький Комарик,
А в руке его горит
Маленький фонарик…
Радость
То-то стало весело
То-то хорошо!..
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра…
- Кому легко было изображать героев? Кому трудно?
Хороводная игра «Если нравится тебе…»
Если нравится тебе, то делай так…(Два щелчка пальцами над головой.)
Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка по коленям.)
Если нравится тебе, то делай так… (Два притопа ногами.)
Если нравится тебе, то скажи «хорошо».
Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
Если нравится тебе, то делай все.
Игра «Ты мне нравишься» Дети по очереди произносят фразу, например: Вероника, ты мне нравишься тем, что… (начинает психолог).
Релаксация. Прогулка в лес.
- Мы сегодня отправимся на прогулку в летний лес с друзьями. В лесу растут высокие деревья. Покажите, какие? А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустами растет трава, мох. Покажите, какая низкая трава, а мох еще ниже. А сейчас мы послушаем, как поют птицы в лесу. (Включается звукозапись).
Рефлексия
- Дети, понравилась вам прогулка у лесу с друзьями? Но пора возвращаться в детский сад.
Понравилась ли вам играть? Интересно ли было? Что очень важное произошло сегодня на занятии? Зачем люди знакомятся?
Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга за интересн
ое занятие.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся,
И какие же слова,
Говорим мы уходя?..
Тема занятия «Я радуюсь»
Возрастная группа: старшая группа
Цель: формирование у детей представлений об эмоциональных состояниях с ориентацией на их эмоциональную отзывчивость посредством интеграции разных видов деятельности.
Задачи занятия:
Обучающие задачи:
- Продолжать знакомить детей с основными эмоциональными состояниями человека и их внешними проявлениями.
- Обогащение словарного запаса детей.
Развивающие задачи:
- Создание положительной эмоциональной атмосферы, атмосферы принятия и доверия.
- Продолжать знакомить детей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.
- Помочь понять причины возникновения разных эмоций, чувств.
- Закрепить навыки снятия психофизического напряжения.
- Продолжать развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния.
- Совершенствовать умение определять причинно-следственные связи.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей культуру общения.
- Воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира.
- Развитие толерантности детей
Виды деятельности: продуктивная, игровая, двигательная
Методы и приёмы: словесные (стихи, объяснение, беседа), практические (рисование), игра (хороводная), релаксация.
Оборудование: цветные карандаши, лист бумаги А4, разделенный на четыре равные части вертикальной и горизонтальной линиями, «диск музыкой,
магнитофон.
Ход встречи. Приветствие.
- Ребята, я рада встрече с вами, я рада вас видеть. Начнем занятие.
Покажите своё настроение, улыбнитесь друг другу.
Детский сад – наш добрый дом,
Хорошо нам будет в нем.
Вместе будем мы играть,
Веселиться, рисовать.
- Каждое утро в нашем детском саду начинается с гимнастики. Для хорошего общения тоже необходима зарядка, только психологическая.
Разминка
* мимическая (с использованием соответствующих пособий);
- улыбнитесь, как солнышко;
- нахмурьтесь, как тучка;
- рассердитесь, как два барана, столкнувшись на мостике;
- изобразите испуганного зайчика;
- на расслабление и напряжение рук – упражнение «Ладошка-шарик»: дети превращают свои ладошки в шарики (мягкая, округлая ладошка, солнышко (пальцы в стороны, напряжены) дождик (пальцы расслаблены).
- голосовая разминка «У меня все получится!»: Детям предлагается повторить данную фразу вслед за психологом сначала шепотом, затем громко и наконец, очень громко.
Хороводная игра «Если нравится тебе…»
Если нравится тебе, то делай так…(Два щелчка пальцами над головой.)
Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка по коленям.)
Если нравится тебе, то делай так… (Два притопа ногами.)
Если нравится тебе, то скажи «хорошо».
Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
Если нравится тебе, то делай все.
(После игры все дети садятся за столы.)
- Дети, сегодня у меня прекрасное настроение, мне приятно, я радуюсь … И я подумала о том, как много разных ситуаций могут вызвать у нас такие чувства. Они могут быть особыми для каждого человека, но есть такие, которые вызывают положительные эмоции у многих или даже у всех людей. Мне интересно: когда бывает радостно именно вам? Предлагаю нарисовать четыре ситуации, когда вы ощущаете радость. Пусть каждый из вас сделает четыре рисунка, которые являются продолжением фразы «Я радуюсь, когда…».
- А теперь мы узнаем о том, чему радуется каждый из нас. Покажите, что вы нарисовали, и расскажите, когда вам приятно и вы испытываете чувство радости.
(Рисунки каждого ребенка вывешиваются на стенд, и каждый ребенок рассказывает о своих ситуациях). Оказывать поддержку детям, затем в конце вывешиваю свой рисунок. Прокомментировать стенд, показать общность и индивидуальность продемонстрированных ситуаций.
Релаксация «Море»
Психолог: рассказывает историю и сопровождает её соответствующими движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а потом другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замок – рисует в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершает синхронные волнообразные движения всей рукой вперёд). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду (совершает поочерёдные волнообразные движения вперёд). Они ныряют вместе и по очереди (выполняют одновременные и поочерёдные волнообразные движения рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочерёдно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).
Рефлексия.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И какие же слова,
Говорим мы, уходя?..
(Дети сами находят слова прощания)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.
Занятие направленное на формирование наыков общения...
Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
Разработка проблемы становления внутреннего мира ребёнка в педагогической науке и практике получила своё развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы...
Развиваем навыки общения и эмоциональный мир старших дошкольников (многофункциональное пособие для развивающих игр)
Именно у детей старшего возраста характерно положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, способность к созданию и воплощению собственных замыслов, ...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста...
Развитие навыков общения и эмоционального мира дошкольников
Общение дошкольника – одна из актуальных проблем современного общества. В период дошкольного детства малыши получают основные уроки взаимодействия с другими людьми. Опыт, полученный в эт...
Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний личностей дошкольников
Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний личностей дошкольников...
"Как развивать навыки общения у дошкольников"
Общение - это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Условием успешного развития общени...