Экологический КВН "В мире природы"
методическая разработка по теме

КВН - игра для педагогов,  с характером  соревноваий. Победит тот, кто ответит бысрее и правильно.

Игра предназначена для выявления уровня экологической культуры педагогов, формировании в сознании педколлектива значимости проблем экологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon КВН для педагогов90 КБ

Предварительный просмотр:

 См. дальше


Экологический КВН «В мире природы»

игра для педагогов дошкольных учреждений

Цели:

  • выявлять уровень экологической культуры педагогов
  • формировать в сознании педколлектива значимости проблем экологии, понимание необходимости участия каждого в их позитивном решении;
  • потребность в экологическом образовании.
    Форма проведения: игровая — экологический КВН
    Правила. Играют две команды. Право на ответ получает та, которая первой подала сигнал готовности (для этот можно используем сигнальные карточки). Дл оценки работы команд независимое жюри:
  • Сивохина Е.В.
  • Ковалёва Т.А.
  • Соколова Л.В.
  •  На обдумывание каждого вопроса дается одна минута.
  • Оборудование: 2 игровых стола,    сигнальная карта, репродукции картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», И.И. Левитана «Золотая осень», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», П.П. Кончаловского «Сирень», А.К. Саврасова «Грачи прилетели», К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», музыкальные композиции.

Ведущий. Добрый день, дорогие педагоги. Я рада видеть всех вас. Сегодня состоится КВН между командами «Ягодка» и «Фруктик».

Что ж, пора нам начинать.

Я хочу вам пожелать в КВН,

Чтобы дружными вы были,

 Чтоб смеялись, не грустили в КВН.

Чтобы не было печали,

Чтоб на все вы отвечали в КВН.

Чтоб жюри довольно было в КВН.

Игрокам раздаются карточки.

Тот, кто получит карточку с изображением, принимает участие в игре. Играют команды «Ягодка» и «Фруктик». Каждая состоит из шести  человек. Команды выбирают капитана.

Свои ответы команды озвучивают сигнальной картой.

Игра состоит из категорий:

  • разминка,
  • загадки,
  • вопросы,
  • зоо-театр,
  •  конкурс капитанов,
  • живопись,
  • поэзия,
  • переставь буквы,
  • буриме,
  • песни.

Разминка

Какой цветок зацветает первым? (Мать-и-мачеха.)

Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка.)

Какая птица носит название танца? (Чечетка.)

У какого хвойного растения осенью опадает хвоя? (У лиственницы.)

Сколько лет живет брусника? (300 лет.)

Какая птица может бегать по дну водоема? (Оляпка.)

   Кит — это рыба? (Нет, млекопитающее.)

Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.)

Какое растение используют для лечения мелких ран? (Подорожник.)

Растет ли дерево зимой? (Нет.)

Загадки

В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягодка? (Рябина, калина.)

Синий пиджак, Желтая подкладка, В середине — сладко. (Слива.)

Не страшна ей стужа, Не страшна метель, Острая вершина, А зовется ... (ель).

Живет лет 300 или больше,

Светолюбивая она,

 Совсем неприхотлива к почве,

Иголки по две, то — ... (сосна).

Цветет позднее всех деревьев,

 Лекарственны ее цветы,

 Коль их заваришь —то простудой

Болеть не будешь больше ты. (Липа.)

Этот кустарник в лесу взор ласкает,

Лист сложный, перистый,

Плод — небольшой,

В нем витаминов великое множество...

Вы догадались? Кто же такой? (Шиповник.)

И лист и почки — все врачует,

И сок — целебное сырье.

 Шумит от ветра, если дует.

Краса России — ствол ее. (Береза.)


Для бани веничек готовят,

Листочки прочно так сидят,

Его плоды зверей накормят,

Если ты крепок — с ним сравнят. (Дуб.)

Он газ и пыль — все поглощает,

Нелегок летом этот труд.

За это его очень ценят,

«Воздушный санитар» зовут. (Тополь.)

Как зовут ее, кто знает?

 Ветра нет, а лист дрожит,

Нечисть, скверну отгоняет,

Если кол ее забит.

(Осина.)

Она весну встречает — Сережки надевает.

Накинута на спинку Зеленая косынка.

 А платьице — в полоску. Ты узнаешь ... (березку).

Чей пух по городу летает? Среди июня — снегопад.

 Прохожие его ругают, А это ветер виноват. (Тополь.)

Вопросы

1. Почему у ели всегда острая вершина? (Потому что ель, пока она жива, все время непрерывно растет в высоту, а другие лесные деревья, достигшие определенного возраста, перестают расти в высоту, зато стволы их начиная раздаваться вширь. Закругленная вершина кроны — первый признак прекращения роста в высоту.

  1. Древесина какого хвойного дерева очень прочна и устойчива против гниения?(Лиственница.Известны постройки из нее, просу
    ществовавшие 300
    500 лет  и более (в Сибири, Литве, Швейцария. Польше.) В 1958 г. на Дунае во время засухи, когда уровень воды упал, были обнаружены лиственничные сваи моста,  построением римлянами в начале IIв. Древесиш оказалась неразрушенной.)
  2. Чтотакое годичные кольца прироста и что по ним можно определить? (Годичное кольцо прироста это все слои клеток древесины, образовавшиеся весной.. По годичным кольцам можно определить возраст дерева. По толщине колец можно уэнатъ, в каких условиях росло дерево разные годы жизни. Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, затенении деревьев и его плохом питании. По годичным кольцам можно определить и страны света. Они обычно шире с той стороны дерева, которая обращена к югу, и уже с той, которая обращена к северу.)
  3. У всех ли деревьев и кустарников по годичным кольцамможно определить возраст? (Нет, не у всех. Например, у саксауле на одном году образуется несколько
    годичных колец (во время выпадения дождей), что не позволяет
    нам определить возраст дерева
    )

5.Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, клена,
осины, черемухи и др.)

6.Названия каких деревьев совпадают с названиями цветов?
'Гвоздичное дерево, тюльпанное дерево.)

7.Какой самый страшный враг лeca? (Лесной пожар.)

8.Какую пользу приносят птицы для леса?

 (Совы уничтожают вредных грызунов и насекомых. Одна сова съедает 12—14 мышейв день. Кукушки в большом количестве истребляют мохнатых
гусениц.  Дятлы  уничтожают личинок вредных насекомых. Жаворонки, ласточки, стрижи, мухоловки, трясогузки, синицы, корольки,
пеночки, горихвостки, малиновки, поползни, пищухи, дрозды, соловьи
приносят своим птенцам пищу от300 до 600раз в день, скармливая
при этом огромное количество вредных насекомых и их личинок.)

9.Что называют природными заповедниками? (Заповедники
то специально выделенные участки территории, где изучаются и со-
храняются в неприкосновенности растительность и животный мир.
В настоящее время общее число заповедников, национальных парков и
охраняемых участков во всем мире составляет около 800.)

10. Назовите сильно ядовитые растения леса? (Тисе — хвойное дерево, ядовиты все части; волчье лыко кустарник, очень ядовит, особенно ягоды; бересклет — кус-парник, ядовиты кора, листья, плоды; всех ядовитый, или цикута — травянистое растение, ядовито все растение, особенно корневище, ядом цикуты был отравлен древнегреческий философ Сократ; белладонна (бешеная вишня, сонная одурь) травянистое растение, ядовиты все части, особенно плоды, сок этого растения раньше использовали модницы для увеличения своих зрачков.)

  1. Отчего образуются морозобой-ные трещины на стволах деревьев в лесах и парках? В каком месяце чаще? (Морозобоины появляются
    от резких колебаний температуры дня и ночи, когда стволы днем сильно
    нагреваются, а ночью охлаждаются. Обычно холод раскалывает деревья в морозные февральские ночи.)
  2. Из чего была получена первая бумага? (Первый лист бума
    ги получен из луба тутового дерева. Основное сырье для производства бумаги в России
    древесина ели, а также осины.)
  3. Какое из известных лекарственных растений традиционно
    использовали для стерилизации родильных помещений, сжигая
    его ветви?
    (Можжевельник.)

  1. Почему березку называют пионером леса, а березовый лес —
    временным?
    (Береза первой осваивает открытые пространства,
    вырубки, гари. Она не боится яркого солнца и заморозков. Под ее кроной поселяются молодые елочки. Когда ель подрастает, то
    вытесняет березу.)

  1. Почему гибнет лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насеко
    мых леса. Не стало гнезд
    не стало птиц. Молодой лес гибнет от вредных насекомых.)
  1. Назовите основные правила поведения на природе. (Никогда
    нельзя пробовать незнакомое растение, оно может быть ядовито.
    Нельзя шуметь, так как можно нарушить нормальную жизнь оби
    тателей леса. Нельзя рвать цветы, зная, что никогда не поставишь их
    в вазу (ведь домой еще не скоро). Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар. Нельзя купаться, если водоем незнаком, там могут быть воронки и глубокие места, обрывы, стекла, камни и коряги на
    дне. Нельзя пить воду из открытого водоема, ее обязательно нужно
    кипятить. Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки.
    Нельзя ловить бабочек, жучков и других мелких обитателей леса.)

В названиях каких деревьев заключены названия пищевых продуктов, плодов? (Земляничное дерево — в Крыму, западном Закавказье, относится к семейству

вересковых, вечнозеленое, декоративное, плоды съедобные красные
ягоды, похожие на землянику; конфетное дерево — в субтропиках,
плодовое и декоративное растение, в пищу употребляют мясистые
утолщенные плодоножки, они содержат много сахара и применяются
для начинок в кондитерской промышленности; хлебное дерево — Индонезия, Цейлон, похоже на дуб, плоды богаты крахмалом, сходны по вкусу с картофелем, употребляют в вареном и жареном виде, плоды, подвергнутые брожению, превращаются в тестообразную массу, в
 которой пекут лепешки, отсюда название— «хлебное дерево»; шоколадное дерево — Мексика, еще axтеки умели готовить из его семян тонизирующий напиток (какао, кофейное дерево Африка.)

Зоотеатр

А этот этап самый веселый. Здесь командам предлагаете! изобразить животных, птиц, насекомых, правильно передать та повадки и поведение.

Возможные задания:

  • улетающие на юг журавлик.
  • утка с выводком.

Во время подготовки команд проводится игровой прием «Яблоко». Возьмите в руку яблоко и скажите: «Все яблоко — это наша Земля. Три четверти поверхности суши занимает вода. С этими славами разделите яблоко на четыре части и три из них уберите. Одна четвертая поверхности Земли — суша. Если разделить четвертушку) на две восьмушки, одна восьмая поверхности Земли представляет ту сушу, на которой почва практически отсутствует. Это — Антарктида, высокие горы, пустыни и та оставшаяся одна восьмая покрыта почвой, но часть этой территории занята городами, поселками, дорогами и т.д. Если эту восьмушку разделить еще на четыре части, только одна часть будет представлять собой ту поверхность суши, которая покрыта плодородными почвами. Но почва — это очень тонкий слой земной коры. Чтобы представить, сколько плодородной на Земле, надо срезать тонкую кожуру яблока».

Конкурс капитанов

Задание для капитанов: нарисуйте запрещающий знак поведения  в природе, которым мы можем  пользоваться, и расскажите о нём. Капитану может помогать советом команда. Во время работы титанов звучит музыка.

Живопись

Назовите художников и название данных картин: И.И. Шишкин «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу»; И.И. Левитан «Золотая осень»; И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»; П.П. Кончаловский «Сирень»; А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; К.С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт».

Поэзия

Назовите авторов отрывков следующих стихотворений.

* * *

Я пришел к тебе с приветом рассказать,

Что солнце встало, что оно горячим светом

По листам затрепетало,

 Рассказать, что лес проснулся, весь проснулся,

Веткой каждой, каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

А.А. Фет

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром. С.А. Есенин

* * *

Дрогнули листочки, закачались клены,

С золотистых веток полетела пыль...

Зашумели ветры, охнул лес зеленый,

Зашептался с эхом высохший ковыль...

С.А. Есенин

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком... С.А. Есенин

* * *

Здесь некогда, могучий и прекрасный,

Шумел и зеленел волшебный лес,

Не лес, а целый мир разнообразный,    

 Исполненный видений и чудес. Ф.И. Тютчев

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках с нежною каймой

Распустились листья белой бахромой .

И стоит берёза в сонной тишине и горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром (Есенин)

Дрогнули листочки, закачались клёны,

С золотистых полетела пыль…

Зашумели ветры, охнул лес зелёный,

Зашептался с эхом выросший ковыль  (Есенин)

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком,

И журавли печально пролетая

Уж не жалеют больше ни о ком… (Есенин)

Здесь некогда могучий и прекрасный,

Шумел и зелен волшебный лес,

Не лес а целый мир разнообразный,

Исполненный видений и чудес.  (Тютчев)

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала. А.Н. Плещеев

Переставь буквы

Переставьте буквы так, чтобы получить название растения:

  • сеянь (ясень);
  • резабё (берёза);
  • ансио (осина);
  • дышлан (ландыш);
  • насос (сосна);
  • рождопоник (подоро
  • жник)

Буриме

Используя предложенные рифмы, составьте четверостишия:

  • птицы — границы, леса —небеса;
  • почки — листочки, стебель —мебель.

Песни

Кто больше знает песен о деревьях, кустарниках, травах, цветах? (Командам предстоит  узнать песню по вступлению и npопеть куплет песни)

Что стоишь качаясь, тонкаш рябина...

Маленькой елочке...

Травы, травы, травы не успели...

В лесу родилась елочка...

Ой, цветет калина...

Миллион, миллион, миллион алых роз...

Старый клен, старый клен..

Во поле береза стояла...

Раскудрявый, клен зеленый—

Расцветали яблони и груши—

Ой, рябина кудрявая...

Расцвела под окошком белоснежная вишня...

Ландыши, ландыши...




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Формирование экологических представлений у детей в процессе ознакомления с миром природы"

Статья посвящена формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений. Чтобы у детей развивалась культура общения с природой, разумное использ...

Программа экологического кружка для средней группы "В мире природы"

Программа экологического кружка "В мире природы" расчитана для детей средней группы. Цель кружка : Привить любовь и бережное отношение к окружающему миру, природе вокруг нас....

Конспект занятия по экологическому воспитанию.Образовательная область "Ознакомление с миром природы" - "Природа - наш друг" (старшая группа)

Конспект районного открытого занятия для воспитателей старших и подготовительных групп Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан...

Экологические экскурсии как средство формирования интереса старших дошкольников к миру природы

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.Преимущество экскурсий...

Экологический кружок "В мире природы".

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинский....

Экологический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения к миру природы через целевые прогулки».

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения к миру природы через целевые прогулки....