Воспитание и развитие детей через сказку
статья по теме
В нашем детском саду изначально проводится работа над формированием у детей нравственных чувств и качеств через восприятие сказок. Не зря существует поговорка «Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Наш опыт показал, что сказка многофункциональна. Она не только способна корректировать настроение и поведение ребенка, но может научить выходить из сложных ситуаций, мыслить творчески, нетрадиционно. Но творческие качества детей развивает и технология ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание и развитие детей через сказку | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ
В нашем детском саду изначально проводится работа над формированием у детей нравственных чувств и качеств через восприятие сказок. Не зря существует поговорка «Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Наш опыт показал, что сказка многофункциональна. Она не только способна корректировать настроение и поведение ребенка, но может научить выходить из сложных ситуаций, мыслить творчески, нетрадиционно. Но творческие качества детей развивает и технология ТРИЗ.
Поэтому мы решили объединить сказку и ТРИЗ. Теперь, решая различные проблемы воспитания через сказку, мы включаем и тризовские приемы из группы « Хитрости» . Знакомство с ними обязательно происходит в совместной деятельности с детьми, которая строится поэтапно.
Первый этап - знакомство с приемами. Здесь доминирует деятельность воспитателя, потому что детям эти приемы еще не известны.
Второй этап - ищем и находим эти приемы в сказках - доминирует деятельность детей, воспитатель – помощник.
Третий этап - мы назвали его « новый взгляд на сказку» - помогаем героям сказок находить новых друзей, различные выходы из затруднительных ситуаций. Здесь воспитатели и дети - равноправные участники.
На четвертом этапе закрепляем умение детей в самостоятельной деятельности и на занятиях творчески преобразовывать сказки.
На пятом этапе помогаем детям использовать эти методы в повседневной жизни.
Кратко расскажем, какие и как разные «хитрости» мы используем в своей педагогической деятельности для развития у детей умения выходить из сложных ситуаций, не разрушая свой хрупкий эмоциональный мир.
Первый « хитрый» прием - « Сделай заранее ». Отправляясь в дальнюю дорогу, герои разматывают ниточку клубка, разбрасывают камешки, которые потом помогут им вернуться. Этот прием спрятался в сказке «Огниво». Королева подвесила мешочек с гречкой к кровати принцессы, чтобы по дорожке из гречневой крупы определить ее путь. Через эту хитрость, мы помогаем детям избежать возможной неприятности, предугадывая будущие события.
Читая сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , дети жалеют братца, а затем мы вместе с ними обсуждаем как можно было уберечь его от несчастья. Здесь может помочь хитрость «Сделай заранее»: нужно было просто взять с собой в дорогу воду.
Следующий прием «Матрешка» основан на расположении одного предмета внутри другого (Кащей Бессмертный прячет свою смерть в сказке « Царевна- лягушка»). Чтобы закрепить практическое применение этого приема, мы предлагаем детям игру «Поход». Нужно взять с собой много разных вещей, которые не помещаются в рюкзаке - что же делать? Решаем эту проблемную ситуацию, используя метод «Матрешка» - вкладываем один предмет в другой. На этом же приеме основаны взаимоотношения в семье. Отец защищает всю семью – он большая матрешка. Мама - матрешка поменьше, она любит и лелеет всех детей. А старшие дети прячут под своим крылом младших – маленьких матрешечек.
Очень интересно и полезно знать взрослым и детям о приеме «Посредник», в котором для выполнения действия используется промежуточный объект - посредник. Эта хитрость встречается в сказке « Хаврошечка». Посредником является коровушка. После того, как мы с детьми узнали этот прием, благодаря сказке, предлагаем им что - нибудь нарисовать, используя только лист бумаги и краски, убрав, при этом из поля зрения кисточки. На помощь в этой проблемной ситуации приходит « посредник» - детские пальчики, которыми дети рисуют вместо кисточки. Этот же прием используем при возникновении у детей каких - либо страхов, советуя им рассказать об этом тому, кто может защитить.
В «хитром » приеме «Копирование» вместо настоящего объекта используется его оптическая копия. Это мы видим в сказке «Молодильные яблоки», когда волк превращается в коня, затем в царевну. Чтобы закрепить представление об этом приеме, мы рассказываем детям о каком- то неизвестном им животном. Как же с ним познакомиться? Очень просто ! По фотографии или картине - это его копии. А еще, если тебе грустно без мамы, можно сделать так, чтобы она всегда была рядом с тобой - нужно положить в кармашек мамину фотографию.
В приеме «Обрати вред в пользу», отрицательный фактор используется для получения положительного эффекта. В сказке Р. Киплинга « Слоненок», слоненку вытянули нос - это вред, но он стал пользоваться им, как рукой. Очень удобно !
А как обратить вред в пользу в повседневной жизни?
Нечаянно сломали веточки комнатного цветка ? Это - вред. Поставим отростки в воду и вырастим новые растения. Польза? Еще какая! А если тебя обидели, нанесли твоей душе вред, и ты понял, как это горько, то сам никогда никого не обижай!
И последний прием «Изменение окраски» заключается в изменении окраски объекта или внешней среды, т.е. в умении приспосабливаться и действовать по обстоятельствам. На этом приеме создан мультфильм «Осьминожки», у которых возникла ситуация, когда нужно было спрятаться, некуда не прячась. Осьминожки нашли выход и перекрасились в цвет ковра.
А как можно использовать этот прием в педагогической практике?
Допустим, что при рисовании нечаянно на листе получились кляксы. Что делать? А просто спрятать кляксы в облаке, цветке.
На основе этого приема можно построить хорошие, добрые отношения с окружающими. Если ты сильный, защити слабого. Будь ласков с любящими тебя людьми. Развесели грустного. Действуй по ситуации в добрых целях.
Представляем фрагмент нашей работы через занятие по сказке «Снегурочка».
Виды детской деятельности : восприятие художественной литературы, коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая, двигательная, музыкально- художественная.
Программные задачи: продолжать развивать умения осмысливать характеры персонажей сказок, формировать образность речи ( подбирать антонимы, однокоренные слова), понимать смысл пословиц, упражнять использовать тризовские приемы группы «хитрости» для решения задач в проблемных ситуациях, встречающихся в сказке и в жизни; развивать мышление и фантазию, доставить радость детям.
Планируемые результаты уровня развития интегративных качеств : эмоционально отзывчивый, умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения, активно участвует в физминутке и этюде, активно занимается словотворчеством.
Непосредственная образовательная деятельность.
У заснеженной избы в снежном переулочке
Из снежинок, изо льда родилась… ( Снегурочка ).
- Как вы думаете, почему девочке дали такое странное, необычное имя?
- Какими другими именами можно ее назвать, чтобы было понятно, что эта девочка из снега? ( Снежанна, Снежинка, Холодинка, Зимодочка, Студенушка, Снежидевочка…).
- Дети, вы дали такие добрые, красивые имена девочке, конечно, потому, что она вам нравиться, ведь она была какая ? ( красивая, ласковая, добрая, веселая, умная, смышленая, приветливая).
- В сказке говорится: «Работа у Снегурочки в руках спорится». Как понять это выражение? ( Всякая работа получается хорошо).
- Значит Снегурочка была еще какая? ( трудолюбивая).
- Как можно сказать по- другому? ( работящая, радивая, мастерица на все руки).
- Ребята, недавно мы с вами познакомились с пословицей: «Не хлебом единым жив человек». Подумайте, подходит ли эта пословица к нашей сказки ? ( Да, потому что Снегурочка кушала хорошо, но очень скучала по зиме. Она скучала по зимнему лесу, по подружкам снежинкам, по хороводам метелей. Скучала по волшебному, сказочному миру матушки-зимы).
2.Физминутка ( под сказочную музыку).
-Дети, порадуем нашу Снегурочку. Выходите. Встаньте в круг. Я превращаю вас в снежинок, приглашаю на танец. « Танец снежинок»
-Молодцы! А теперь превращаю вас в ребят.
3.- Думаю, танец с вами Снегурочке понравился. Настроение у нее стало какое? (веселое, бодрое, радостное).
- Но вот пришли теплые деньки, ласковое солнце пригрело землю. Как стало Снегурочке ? (грустно, тоскливо, одиноко, скучно).
- Что же случилось со снежной девочкой в конце сказки? (Она прыгнула через костер и превратилась в облачко ).
-Как об этом сказать по- другому? ( она растаяла, исчезла, улетела).
-Да, конец у зимней сказки получился печальный. Но мы с вами знаем хитрое приемы, которые помогают нашим героям придти к счастью. Какие хитрости встречались в нашей сказке ? («Изменение агрегатного состояния»- девочка из снега превратилась в облачко, в пар. Прием «оживление», когда снежная девочка стала настоящей»).
4.Этюд.
-Дети, я прошу вас встать в круг, закрыть глаза. А теперь представьте себе такую картину. Старик со старухой вылепили из снега девочку. Глядь- а у Снегурочки щечки порозовели ( потрите их ладошками),глазки открылись (похлопайте ими удивленно, посмотрите вверх, вниз, вправо, влево). Потом закивала головой (дети покивайте головой ),зашевелила руками ( пошевелите руками), потопала ногами ( потопайте), снег с себя стряхнула и улыбнулась ( улыбнитесь).
5.- Ожила наша Снегурочка! Так пусть же и останется она живой. А мы ей поможем! Для этого используем что? (хитрые приемы)
- Подумайте, какие хитрости помогут Снегурочке остаться в живых. ( На занятии дети отвечали :
а)»Матрешка». Снегурочка спряталась в самолете и перелетела через костер. Откуда в сказке появиться самолет? Может быть, не каждая хитрость поможет в этом случае? Подумаем об этом потом получше.
б) Прием « сделай заранее». Бабушка сшила Снегурочки платье из несгораемой фольги.
в)»Посредник». Подружки остановили Снегурочку, не дали ей прыгнуть через костер.)
-Дети, а как бы вы поступили, если бы были друзьями Снегурочки?
6.- Молодцы! Нашли выход из сложной ситуации, помогли Снегурочке, на радости такой приготовим Снегурочке подарок? ( Да).
-Пожалуйста, нарисуйте снежинки.( На столе тонированная бумага и белая гуашь). Дети интересуются: « Чем же рисовать, ведь нет кисточек?»
- Подумайте, какую хитрость можно использовать, чтобы выполнить задание? («Посредник». Нарисуем пальчиками).
С нашей точки зрения педагогическая деятельность, выстроенная в такой системе, воспитывает добрые чувства, формирует умения оценивать и контролировать свое поведение и развивает изобретательность и творчество.
Занятие на тему: « Использование в сказках приемов из группы «хитрости».
- Под сказочную мелодию воспитатель сообщает, что сегодня приглашает всех в сказку.
- В какую? Нужно угадать.
Проплясали по полям
Снежные метели,
Снегири снеговикам песни просвистели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Воспитание и развитие детей через знакомство с русской народной сказкой"
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представ...
Передовой педагогический опыт "Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей через нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй"
Анализ сложившейся педагогической практики показывает, что формальному участию родителей в педагогическом процессе, их отстранённости от него и низкому уровню образовательных запросов способствовало т...
Духовно-нравственное воспитание детей через сказку. Конспект открытого занятия по развитию речи "сказка "Репка"
"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."В. А. Сухомлинский...
Тезисы. «ФИЗИЧЕСКОЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ»
Разработки по дополнительному кружку по физической культуре для младших дошкоьников....
Выстраивание партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ц...
стендовый доклад «Воспитание чуткости у детей через сказку»
стендовый доклад «Воспитание чуткости у детей через сказку»...
Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку
Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...