Воспитание и развитие детей через сказку
статья по теме

Апарина Людмила Васильевна

В  нашем  детском  саду  изначально  проводится  работа  над  формированием  у  детей  нравственных  чувств   и  качеств   через  восприятие   сказок.   Не  зря  существует  поговорка  «Сказка- ложь, да в  ней   намек,    добрым  молодцам  урок»                                                             Наш  опыт  показал, что  сказка  многофункциональна.  Она   не только  способна  корректировать  настроение  и  поведение   ребенка,  но  может  научить  выходить    из  сложных  ситуаций,  мыслить  творчески,  нетрадиционно.  Но  творческие  качества   детей  развивает  и  технология  ТРИЗ.                                                                                                                             

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

                      ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ

В  нашем  детском  саду  изначально  проводится  работа  над  формированием  у  детей  нравственных  чувств   и  качеств   через  восприятие   сказок.   Не  зря  существует  поговорка  «Сказка- ложь, да в  ней   намек,    добрым  молодцам  урок»                                                             Наш  опыт  показал, что  сказка  многофункциональна.  Она   не только  способна  корректировать  настроение  и  поведение   ребенка,  но  может  научить  выходить    из  сложных  ситуаций,  мыслить  творчески,  нетрадиционно.  Но  творческие  качества   детей  развивает  и  технология  ТРИЗ.                                                                                                                              

Поэтому  мы  решили  объединить    сказку  и  ТРИЗ.                                   Теперь,  решая  различные   проблемы  воспитания  через  сказку,  мы  включаем  и   тризовские   приемы  из  группы    « Хитрости» . Знакомство  с  ними  обязательно  происходит  в  совместной  деятельности  с  детьми,  которая  строится  поэтапно.                                                                                        

Первый  этап  -  знакомство  с  приемами.  Здесь  доминирует  деятельность  воспитателя,  потому  что  детям  эти  приемы  еще  не  известны.  

Второй    этап   -  ищем  и  находим  эти  приемы  в  сказках -  доминирует  деятельность  детей, воспитатель – помощник.  

Третий  этап  -  мы  назвали  его  « новый взгляд  на  сказку» - помогаем  героям  сказок  находить  новых  друзей,  различные  выходы  из  затруднительных  ситуаций.  Здесь  воспитатели  и  дети  -  равноправные  участники.  

На  четвертом  этапе  закрепляем  умение  детей   в  самостоятельной  деятельности  и  на  занятиях  творчески  преобразовывать  сказки.  

На  пятом  этапе    помогаем  детям  использовать  эти  методы  в  повседневной  жизни.

Кратко  расскажем, какие и как разные «хитрости» мы  используем в своей  педагогической  деятельности для  развития  у  детей  умения выходить из сложных ситуаций, не  разрушая свой  хрупкий  эмоциональный  мир.

  Первый  « хитрый» прием -  « Сделай  заранее ».  Отправляясь    в  дальнюю  дорогу,   герои  разматывают   ниточку  клубка,  разбрасывают  камешки,  которые   потом   помогут   им   вернуться.   Этот  прием  спрятался  в  сказке   «Огниво». Королева подвесила мешочек с гречкой к кровати принцессы,  чтобы    по  дорожке   из  гречневой  крупы  определить  ее  путь.   Через эту хитрость, мы помогаем  детям  избежать  возможной  неприятности, предугадывая  будущие  события.

Читая  сказку  «Сестрица   Аленушка   и   братец   Иванушка» , дети жалеют  братца, а затем мы вместе с ними обсуждаем как можно было уберечь  его от  несчастья.  Здесь  может    помочь   хитрость  «Сделай  заранее»:  нужно было  просто  взять  с  собой  в  дорогу  воду.

Следующий  прием   «Матрешка»  основан  на  расположении   одного  предмета   внутри   другого  (Кащей    Бессмертный   прячет  свою   смерть в  сказке  « Царевна-  лягушка»).  Чтобы закрепить практическое  применение этого приема, мы  предлагаем  детям  игру      «Поход». Нужно  взять  с  собой  много   разных  вещей,  которые  не  помещаются  в рюкзаке  -   что  же  делать?    Решаем  эту  проблемную  ситуацию,  используя  метод  «Матрешка»  - вкладываем  один  предмет  в  другой. На этом   же  приеме основаны взаимоотношения  в семье.  Отец защищает всю семью – он  большая матрешка.   Мама - матрешка поменьше,   она  любит и  лелеет всех детей.  А  старшие дети прячут под своим крылом младших – маленьких  матрешечек.

 Очень интересно и полезно знать взрослым и детям о приеме  «Посредник», в котором для выполнения действия используется  промежуточный  объект - посредник. Эта  хитрость  встречается  в  сказке  « Хаврошечка».  Посредником  является  коровушка.  После того, как мы с детьми узнали этот прием, благодаря сказке,   предлагаем  им  что - нибудь   нарисовать,  используя  только  лист  бумаги  и  краски, убрав,  при  этом из поля зрения кисточки.  На  помощь  в  этой  проблемной  ситуации  приходит  « посредник»  -  детские пальчики, которыми дети рисуют вместо кисточки. Этот  же прием используем  при  возникновении  у  детей  каких - либо  страхов, советуя им рассказать об этом  тому, кто  может  защитить.  

В  «хитром »  приеме  «Копирование»  вместо  настоящего  объекта  используется  его  оптическая  копия.  Это  мы  видим  в  сказке  «Молодильные   яблоки»,  когда  волк  превращается  в  коня,  затем  в  царевну.  Чтобы  закрепить  представление  об  этом  приеме,  мы  рассказываем  детям  о каком- то  неизвестном  им  животном.  Как  же  с  ним  познакомиться?  Очень  просто !   По  фотографии  или  картине -  это  его  копии.   А еще, если  тебе грустно без  мамы,  можно  сделать  так,  чтобы   она  всегда  была  рядом  с  тобой -    нужно  положить  в  кармашек   мамину   фотографию.

  В   приеме  «Обрати  вред в  пользу»,  отрицательный  фактор используется  для  получения  положительного  эффекта.  В   сказке   Р. Киплинга  « Слоненок»,  слоненку вытянули  нос -   это  вред,  но он  стал  пользоваться  им,   как   рукой.  Очень  удобно !

А  как   обратить  вред  в  пользу  в  повседневной  жизни?                                                                                      

Нечаянно    сломали  веточки  комнатного  цветка ?  Это  -  вред.  Поставим  отростки  в  воду и вырастим  новые  растения.  Польза?  Еще  какая!  А  если  тебя  обидели, нанесли твоей душе вред,   и  ты  понял,  как  это  горько, то сам никогда никого не обижай!

 И последний прием «Изменение  окраски»   заключается в  изменении  окраски  объекта  или    внешней  среды, т.е. в умении приспосабливаться и действовать по обстоятельствам. На этом приеме создан мультфильм «Осьминожки», у которых возникла ситуация, когда нужно было спрятаться,  некуда  не  прячась. Осьминожки  нашли  выход  и  перекрасились  в  цвет  ковра.    

А как можно использовать этот прием в педагогической практике?

Допустим, что при рисовании нечаянно  на  листе  получились    кляксы.  Что  делать?   А просто спрятать  кляксы  в  облаке,  цветке.

На основе этого приема можно построить хорошие, добрые отношения с окружающими. Если ты сильный, защити слабого. Будь ласков с любящими тебя людьми. Развесели грустного.  Действуй  по ситуации  в добрых  целях.

Представляем фрагмент нашей работы через занятие по  сказке  «Снегурочка».

Виды  детской  деятельности :  восприятие  художественной  литературы, коммуникативная, познавательно- исследовательская,  игровая, двигательная, музыкально-  художественная.

Программные  задачи: продолжать развивать  умения  осмысливать  характеры  персонажей  сказок, формировать  образность  речи ( подбирать  антонимы, однокоренные  слова), понимать  смысл пословиц, упражнять использовать тризовские приемы  группы «хитрости»  для  решения  задач  в  проблемных  ситуациях, встречающихся  в  сказке  и  в  жизни; развивать  мышление  и  фантазию, доставить  радость  детям.          

Планируемые  результаты  уровня  развития  интегративных  качеств : эмоционально  отзывчивый, умеет  поддерживать  беседу, высказывать свою  точку  зрения, рассуждать  и  давать  необходимые  пояснения, активно  участвует  в  физминутке  и  этюде, активно  занимается  словотворчеством.

Непосредственная  образовательная  деятельность.

       У  заснеженной  избы  в  снежном  переулочке

       Из  снежинок,  изо  льда  родилась… ( Снегурочка ).

- Как  вы   думаете, почему  девочке  дали  такое  странное,  необычное  имя?

- Какими  другими  именами  можно  ее  назвать,  чтобы  было  понятно, что эта  девочка  из  снега? ( Снежанна, Снежинка, Холодинка, Зимодочка, Студенушка, Снежидевочка…).

- Дети, вы  дали  такие  добрые,  красивые  имена  девочке,  конечно,  потому,  что  она  вам  нравиться, ведь  она  была  какая ? ( красивая, ласковая, добрая, веселая, умная, смышленая, приветливая).

  -  В   сказке  говорится: «Работа  у Снегурочки  в  руках  спорится». Как  понять  это  выражение? ( Всякая  работа  получается  хорошо).

   - Значит  Снегурочка  была  еще  какая? ( трудолюбивая).

    - Как  можно  сказать  по- другому? ( работящая, радивая, мастерица  на  все  руки).

      - Ребята,  недавно  мы  с  вами  познакомились  с  пословицей: «Не хлебом  единым  жив  человек». Подумайте, подходит ли  эта  пословица  к  нашей  сказки ? ( Да, потому что Снегурочка  кушала хорошо, но  очень скучала  по  зиме. Она  скучала  по  зимнему  лесу,  по  подружкам  снежинкам,  по  хороводам  метелей. Скучала  по  волшебному,  сказочному  миру  матушки-зимы).

2.Физминутка ( под  сказочную  музыку).

      -Дети, порадуем  нашу  Снегурочку. Выходите.  Встаньте  в  круг. Я превращаю вас в снежинок, приглашаю  на  танец.            « Танец  снежинок»    

      -Молодцы! А  теперь  превращаю  вас  в  ребят.

  3.- Думаю, танец  с  вами   Снегурочке  понравился. Настроение  у  нее  стало  какое? (веселое, бодрое, радостное).

        - Но  вот  пришли  теплые  деньки, ласковое  солнце  пригрело  землю. Как  стало  Снегурочке ? (грустно, тоскливо, одиноко, скучно).

        - Что же  случилось  со  снежной  девочкой  в  конце  сказки? (Она  прыгнула  через  костер  и  превратилась  в  облачко ).

         -Как  об  этом  сказать  по- другому? ( она  растаяла, исчезла, улетела).

          -Да,  конец  у  зимней  сказки  получился  печальный. Но  мы  с  вами  знаем хитрое  приемы,  которые  помогают  нашим  героям  придти  к  счастью.  Какие  хитрости  встречались  в  нашей сказке ? («Изменение  агрегатного  состояния»- девочка  из  снега  превратилась  в облачко, в  пар. Прием  «оживление», когда снежная  девочка  стала  настоящей»).

      4.Этюд.

         -Дети, я  прошу  вас  встать  в  круг, закрыть  глаза. А теперь  представьте  себе  такую  картину. Старик  со  старухой  вылепили  из  снега  девочку. Глядь- а  у  Снегурочки   щечки  порозовели  ( потрите  их  ладошками),глазки  открылись (похлопайте  ими  удивленно, посмотрите  вверх, вниз, вправо,  влево). Потом  закивала  головой  (дети  покивайте  головой ),зашевелила  руками ( пошевелите  руками), потопала  ногами ( потопайте), снег  с  себя  стряхнула  и  улыбнулась ( улыбнитесь).

         5.- Ожила  наша  Снегурочка!  Так  пусть  же  и  останется  она  живой. А  мы  ей  поможем! Для этого используем  что? (хитрые приемы)

           - Подумайте, какие  хитрости  помогут  Снегурочке  остаться в живых. ( На занятии  дети  отвечали  :

а)»Матрешка». Снегурочка  спряталась  в  самолете  и  перелетела  через  костер. Откуда  в  сказке  появиться  самолет? Может  быть, не  каждая  хитрость  поможет  в  этом  случае? Подумаем  об  этом  потом  получше.

   б) Прием « сделай  заранее». Бабушка  сшила  Снегурочки  платье  из  несгораемой  фольги.

     в)»Посредник». Подружки остановили  Снегурочку,  не  дали ей  прыгнуть через  костер.)

             -Дети, а  как бы вы поступили, если  бы  были  друзьями  Снегурочки?

               6.- Молодцы! Нашли  выход  из  сложной  ситуации, помогли  Снегурочке, на радости такой приготовим  Снегурочке  подарок? ( Да).

                -Пожалуйста, нарисуйте снежинки.( На столе тонированная  бумага  и  белая  гуашь). Дети  интересуются: « Чем  же  рисовать, ведь  нет  кисточек?»

                 - Подумайте, какую  хитрость  можно  использовать, чтобы  выполнить  задание? («Посредник».  Нарисуем   пальчиками).

С нашей точки зрения педагогическая деятельность, выстроенная в такой системе, воспитывает добрые чувства, формирует умения оценивать и контролировать свое поведение и развивает изобретательность и творчество.

Занятие  на  тему: « Использование  в сказках  приемов  из  группы «хитрости».

  1. Под сказочную  мелодию  воспитатель  сообщает, что  сегодня  приглашает  всех  в  сказку.  

     - В  какую?  Нужно  угадать.  

              Проплясали  по  полям

              Снежные  метели,

              Снегири  снеговикам  песни  просвистели.        

           

 

   

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Воспитание и развитие детей через знакомство с русской народной сказкой"

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представ...

Передовой педагогический опыт "Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей через нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй"

Анализ сложившейся педагогической практики показывает, что формальному участию родителей в педагогическом процессе, их отстранённости от него и низкому уровню образовательных запросов способствовало т...

Духовно-нравственное воспитание детей через сказку. Конспект открытого занятия по развитию речи "сказка "Репка"

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."В. А. Сухомлинский...

Тезисы. «ФИЗИЧЕСКОЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ»

Разработки по дополнительному кружку по физической культуре для младших дошкоьников....

Выстраивание партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ц...

стендовый доклад «Воспитание чуткости у детей через сказку»

стендовый доклад «Воспитание чуткости  у детей через сказку»...

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...