как организовать развивающую среду в доу
проект (младшая группа) по теме

Сенаторова Ирина Сергеевна

помощь воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_organizovat_razvivayushchuyu_sredu_v_dou.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Как организовать развивающую среду в ДОУ.

Ныне окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Основные направления создания предметной среды отражены в ‘Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования’, разработанной по заказу МО России коллективом авторов под руководством В.А. Петровского. В концепции заданы основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующей на организацию пространства для общения взрослого с ребенком ‘глаза в глаза’, которое способствует установлению оптимального контакта с детьми.
2. Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения.
3. Принцип стабильности – динамичности, предусматривающей создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями.
4. Принцип комплексирования и гибкости зонирования, реализующей возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.
6. Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов.
7. Принцип открытости – закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию.
8. Принцип ‘половых и возрастных различий’ как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
      Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.
Важно, чтобы в окружении ребенка находился стимулирующий его развитие материал трех типов: во-первых, использовавшийся в процессе специально организованного обучения; во-вторых, иной, но похожий (например, если на занятиях используются строительные детали красного цвета, то вне занятий – синего) и, в-третьих, ‘свободный’, т.е. позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.
Создавая среду обитания ребенка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д. Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения их количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и т.д.
     К сожалению, размещение материала связано с трудностями пространственного характера – ограниченностью помещения детского сада, тем более что детям для проявления свободной активности необходимо не перегруженное предметами пространство. Удачное решение, позволяющее использовать ограниченное помещение детского сада наилучшим образом, представлено уже приведенным выше принципом комплексирования и гибкого зонирования. Зонирование необходимо четко продумать, и создавать таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах. Так, например, часть групповой комнаты, получившее условное название ‘кабинет’, – подходящее место для размещения некоторых материалов по сенсорике, математике, грамоте, а также дидактических материалов-игр типа лото, домино, диафильмов и т.п.

Для конструирования следует выделить отдельное место – мастерскую, где кроме материалов по конструированию располагаются материалы по ориентировке в пространстве. В функциональном помещении ‘театр’ размещаются не только материалы специфически театральные (ширма, наборы кукол и т.п.), но и отдельные по литературе и развитию речи (в первую очередь условные заместители). Полка с книгами находится в непосредственной близости от них.
      Отдельного места требует изобразительная деятельность. Оно может находиться за пределами групповой комнаты, но стенку для размещения работ детей (со сменой экспозиции) лучше выделить в групповой комнате, а не в коридоре.
      Для размещения уголка природы можно использовать групповую комнату, поместив в ней комнатные растения, растения характерные для различных времен года, природных зон и экологических систем и т.п. Дидактические материалы, относящиеся к этому разделу (лото, домино, диафильмы и т.п.), находятся в ‘кабинете’.
      Все материалы, которые периодически обновляются, должны быть доступны детям в любое время.
Возможное распределение по разным функциональным помещениям материалов представлено в таблице, относящихся к разным разделам программы. Это наполнение характерно для всех возрастных групп, а наполнение конкретными материалами соответствует возрасту детей.

Функциональные помещения

Раздел программ
Кабинет Сенсорика, грамота, математика, природа
Мастерская Конструирование, пространственная ориентировка, материалы по математике

Изостудия Изодеятельность

Театр Литература, развитие речи, Я и мир
Уголок для сюжетно-ролевой и других игр Игрушки игры (в том числе из разных разделов – сенсорика, математика, природа и т.д. – по усмотрению воспитателя.

Младшая группа

Кабинет по сенсорике:
1) башенки (пирамидки) – одноцветные, окрашенные в цвета спектра,
2) пирамидки из шести – десяти толстых колец, окрашенных в цвета спектра,
3) мисочки-вкладыши (из 10 штук),
4) матрешки 2-3-4 -местные,
5) наборы мелких деревянных и пластмассовых игрушек, одноцветных, основных цветов спектра и их оттенков,
6) мячи трех-четырех размеров,
7) наборы песочных формочек для игр с водой.

      Все эти игрушки хранятся на полках или в шкафчиках, к которым ребенок имеет свободный доступ, он может брать их в любое время, отведенное для игр и свободной деятельности.
Материал по грамоте представлен предметными картинками, дидактическими играми.

      В мастерской располагается материал по конструированию. Важно, чтобы он был расклассифицирован по форме и размеру и хранился в специально отведенных для него шкафах в открытых коробках. Строительный материал – уникальные настольные наборы, основу которых составляют детали простой эталонной формы (кубики, кирпичики, брусочки, пластины, цилиндры, трехгранные призмы) двух – трех размеров. Напольный строительный материал размещается в той части мастерской, в которой дети занимаются только конструированием. Для обыгрывания готовых построек из разного типа строительного материала хорошо иметь наборы разных мелких игрушек (куклы, зверюшки, елочки, грибки, машины разной величины).

      Для изостудии если нет отдельного помещения, то можно использовать другие, временно свободные (в частности раздевалку, коридор, зал и др). В изостудии должны быть специальные столики, кисточки разных размеров, бумага разного формата, губки из поролона, тряпочки для рук и кистей, баночки для красок, фартуки, пластилин.

     Театр и уголок для сюжетно-ролевых игр располагается недалеко друг от друга. Ниши, ширмы могут помочь в организации этих пространств. В театре располагаются театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок; театр сделанный самими детьми и воспитателями; а также материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, кисточки, краски, ножницы и т.п.). В театре-драматизации можно использовать и самодельные костюмы, маски для разыгрывания сказок; условные заместители (круги разных цветов, полоски разной длины и т.п.) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры. Здесь же располагаются полка с книгами (пять-шесть прочитанных, одна-две незнакомые детям). Все материалы периодически обновляются. Новые книги появляются в соответствии с программой по чтению. Изменения вносит воспитатель, но можно спрашивать детей, что им нужно.

     Оформление уголков для сюжетно-ролевых игр осуществляется воспитателем. Атрибуты, игрушки подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, здесь же можно расположить игры по сенсорике.

     Предметно-развивающая среда в дошкольных учреждениях отличается друг от друга материальными возможностями, направлениями деятельности педколлектива. Это предопределяет необходимость вариативного подхода к организации предметно-развивающий среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива. Создавая ‘среду обитания’ для воспитанников необходимо прежде всего уделить внимание ее развивающему характеру. Обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей. В каждом детском саду педагоги стараются в группе продумать, рационально и целесообразно расстановить мебель с выделением различных зон и уголков. Учитывать при этом все тонкости, например зона обучения должна быть хорошо освещена, в ней размещаются столы. Расположение столов не должно копировать школьный подход – они располагаются по-разному: по кругу, буквой ‘П’ , ‘Т’ т.е. так, чтобы педагог работал не ‘над’, а ‘вместе’ с детьми. За столами дети находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу. Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой ‘мертвую комбинацию’ различного оборудования и материалов.

     Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

     Так, например, старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогам они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами. Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Для успешной работы с детьми необходимо организовать:

- эстетически грамотную среду (красивый интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и одомашнивание детских помещений)

- художественно-декоративную деятельность ребенка, используя его знания и опыт изодеятельности в следующей последовательности: от фольклорно-декоративных образов к сюжетно-изобразительным, от предметно-декоративной к пространственно-декоративной деятельности, от кукольно-игрового пространства к масштабам детского и взрослого интерьера.

- Наблюдения природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любования ими.

      Важным условием художественного развития является профессионализм воспитателя, включающий его любовь к детям и знание их, а также знание, а также знание искусства. Желательно наличие студии или специального места для занятий дизайн-деятельностью. Дети пробуют себя в разных видах деятельности (рисовании, лепка, аппликация, конструирование, дизайн для одежды, архитектурно-приклпадное моделирование, аранжировки, из разных материалов. В результате занятий дети начинают эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявляют более устойчивый интерес к изобразительному искусству, его видам и жанрам.
    Используя опыт других детских садов в группах можно планировать:

- ‘Центр познавательной активности’, в которой дети могут самостоятельно ставить опыты, проводить наблюдения и т.д.,

- ‘Стена творчества’, позволяющая ребенку в любой момент заняться рисованием, рассматривать карту, схемы, работать с фланелеграфом, играть в шахматы. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы ‘информация’, заложенная в среде, не обнаруживала себя полностью, а побуждала ребенка к поиску. С этой целью в старших группах можно повесить стенды с периодически меняющейся наглядностью (лабиринты, кроссворды и т.п.). Дети обычно подолгу стоят около них, думают, рассуждают. Необычно выполненные календари природы побуждают их сконцентрировать внимание, напрячь память.

- ‘Дом-подиум’ многофункционального характера, который может использоваться как сцена для театральной постановки, подиум для показа моделей одежды, дом для сюжетно-ролевой игры, ‘уголок уединения’,

- Складной матовый экран, на который можно проецировать диапозитивы и слайды, сопровождая их рассказом воспитателя или фонограммой (экран дает возможность организовать различные игровые ситуации типа ‘Путешествие на машине времени’, ‘Подводный мир’, ‘В гости к сказочным героям’ и т.п.)

- Крупногабаритный экран из синтепона (по типу фланелеграфа); в сложенном виде занимает очень мало места; в сочетании с разными атрибутами позволяет разворачивать разнообразный игровой фон (с помощью веревок, марли, пеноплена, физкультурного оборудования группа превращается то в бурное море, то в необитаемый остров, то в джунгли).

- ‘Кукольный дом’, в который ‘превратились’ полки старого шкафа (на каждом этаже по три комнаты с мебелью, домашней утварью, куклами, изготовленными детьми вместе с воспитателями – чем не ‘дом Барби’?),

- ‘Театральное помещение’ (его рамки изготовлены из фанеры, обтянуты плотной тканью и прикреплены к шкафу с помощью рояльных петель), которое вместе с декорациями, масками, костюмами разрешает быстро создать цирк ‘Шапито’, сказочный замок и т.д. Также многими воспитателями используется звуковой ‘дизайн’ в ходе занятий, перед сном, во время приема пищи, например, записи шелеста листьев, плеска воды, пения птиц, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку.

- Лаборатория – новый элемент развивающий предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ‘ученых’, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).

- Создание ‘русской избы’, где в сборе подлинные старинные вещи. Дети любят и с удовольствием занимаются в ней.
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытый, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда будет способствовать формированию познавательной и двигательной активности.


     
Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой - приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы образовательного учреждения, включает: 

  • последовательное формирование в детском саду здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами таких технологий, чтобы получение воспитанниками образования происходило без ущерба для здоровья,
  • а также воспитание у детей культуры здоровья, под которой понимают не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

     В качестве основополагающего принципа здоровьесберегающих технологий можно выделить - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов воспитательно-образовательного процесса.

     Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

     Проектирование современной образовательной среды дошкольного учреждения как многомерного пространства, адекватного актуальным потребностям детей дошкольного возраста и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства отвечает гуманистическим позициям образования. В детском саду ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.        Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания предметно-развивающей среды.

     Дизайн и эргономика в современном образовательном пространстве -это важные факторы, способствующие сохранению здоровья и снижению утомляемости, повышению эффективности труда и отдыха - и, как следствие, поддержанию хорошего настроения в течение всего дня.

     В «Концепции по дошкольному воспитанию» сформулированы основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: принцип дистанции, позиции при взаимодействии, принцип активности, самостоятельности, творчества, принцип стабильности – динамичности развивающей среды,принцип комплексирования и гибкого зонирования,принцип открытости-закрытости, принцип учета половых и возрастных различий детей, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

    Два последних принципа очень тесно взаимосвязаны между собой и являются неотъемлемыми частями развивающей системы образовательной среды.

      Исходя из того, что ребенок находится в дошкольном учреждении целый день, большое значение имеет создание для него оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Когда возникает необходимость уединения, то для этого существует специально выделенное групповое пространство. Каждому ребенку определен его личный уголок, где он может хранить свои вещи: одежду, любимые домашние игрушки, семейный фотоальбом и др.

     Образовательная пространственная среда постоянно дополняется, переоборудуется согласно современным санитарно-техническим и эстетическим требованиям. Современные дизайнерские решения позволяют детям чувствовать себя как дома, приближение её условий к домашней способствует эмоциональному благополучию ребенка, созданию у него чувства защищенности и уверенности. Создание психолого-педагогических условий как основы индивидуального подхода к ребенку не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и др., но и лежит в основе самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования.

     Эстетическая составляющая организации образовательного пространства выражается в соблюдении единого стиля и использовании высокохудожественных произведений профессионалов. Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а, следовательно, на интеллектуальное развитие воспитанников. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

    Эргономичное сочетание красок поднимает настроение. Цветовое разнообразие окружающей природы недолговечно и поэтому для утоления «цветового голода» и развития цветоощущения детей используются яркие,насыщенные цветовые пятна в интерьере групп: ковровые покрытия, игрушки, картины и постеры, спектрально гармонирующие с основным тоном помещения.

      Таким образом, учет таких факторов создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн и эргономика в образовательном пространстве дошкольного учреждения – означает благотворное влияние обучения и воспитания на здоровье детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать развивающую среду дома ( рекомендации для родителей)

Рекомендации для родителей по организации развивающей среды для детей в домашних условиях с примерами....

Статья «Как организовать предметно-развивающую среду в группе»

Особенности организации предметно-пространственной среды:-для обеспечения эмоционального благополучия ребенка-для развития самостоятельности-для развития игровой деятельности-для развития познавательн...

Консультация для родителей на тему «Как организовать познавательно-развивающую среду в семье»

От отношения окружающих взрослых к позновательной активности ребенка от того на сколько, правильно взрослые смогут создать  на каждом этапе окружающую среду, отвечающую возможностям и потребностя...

консультация для родителей " Как организовать предметно развивающая среду в семье".

Провела консультацию для родителей по "Как организовать предметно развивающую  среду в семье"....

Как организовать предметно-развивающую среду в семье

Для полноценного развития и воспитания детей необходимо создание вокруг них предметно – развивающей среды, которая позволила бы им свободно играть, двигаться, самостоятельно пользоваться необход...

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:1) социально-коммуникативная,2) познавательная,3)...