«Интерактивность в образовательном процессе учреждения»
статья
Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnost_v_obrazovatelnom_protsesse_uchrezhdeniya_s_uchyotom_fgt.docx | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интерактивность в образовательном процессе учреждения с учётом ФГТ»
Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГТ программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому сегодня педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Так какой же должна быть развивающая предметная среда современного дошкольного образовательного учреждения?
Само понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова).
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность как отдельных воспитанников, так и всех детей группы (М.Н. Полякова). Поэтому сегодня, говоря о развивающей игровой среде, употребляют выражение «интерактивная среда».
Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый – ребенок (дети); ребенок – ребенок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, формирует между ними обратную связь. Благодаря этому интерактивная среда обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» его дальнейшую перспективу. Большую роль в этом играет взаимообучение детей. Для этого игрушки должны иметь признаки интерактивности: они могут предполагать как совместно-последовательные, так и совместно-распределенные действия ребенка и его партнера, организацию деятельности ребенка по подражанию, образцу, с одной стороны. С другой стороны – по памяти и по аналогии, с внесением творческих изменений и дополнений.
Поэтому при создании интерактивной предметной среды важными являются автодидактические игрушки и игровые пособия, направленные на развитие сенсомоторных координаций детей и формирование у них адекватных сенсорных эталонов и способов ориентировочных действий. С другой стороны, интерактивная игрушка и среда должна позволять себя менять, предоставляя возможность ребенку познакомиться с особенностями и свойствами предметов, проявить чувства удивления и радости открытий, способствуя развитию сообразительности и исследовательской деятельности.
Интерактивная среда, позволяющая наладить совместную исследовательскую деятельность и взаимообучение детей, учитывает его потребности в признании и общении, в проявлении активности и самостоятельности, творческой инициативы. С этой точки зрения проблемным представляется использование типологического подхода при организации гендерного воспитания мальчиков и девочек, упущение такого важного принципа, как принцип интеграции предметно-развивающих сред группы и детского сада.
Игровой материал должен соответствовать востребованности ребенка играть как одному, так и в группе сверстников. Формированию социальных качеств: умение взаимодействовать с партнером, развитие чувства ровесничества, партнерства – способствует совместная деятельность, которая позволит переход от индивидуальных игр к совместным сюжетно-ролевым необходимым детям в этом возрасте. Многие игрушки дают такую возможность как непосредственно (домики, сюжетные игрушки), так и опосредованно (отдельные детали легко могут использоваться в качестве предметов-заместителей).
Таким образом объединяются когнитивные и эмоциональные потенциалы интерактивной среды группы и детского сада. Оценить их успешность можно на основе критериев, предложенных Н.В.Микляевой и в Л.В. Гориной. К ним относятся:
1. Возможность реализации сразу нескольких видов интересов детей
2. Многофункциональность использования элементов среды и возможность её преобразования в целом
3. Наличие и доступность, разнообразие автодидактических пособий (с возможностью самоконтроля действий ребёнка)
4. Наличие интерактивных пособий, сделанных детьми, педагогами и родителями
5. Использование интерактивных форм и методов работы с детьми, позволяющих «оживить» среду, сделать её интерактивной
Оценка интерактивности среды – это только первый шаг к ее созданию. Однако сделать его необходимо, так как интерактивная среда современного детского сада способствует развитию у детей познавательной активности и воображения, формированию опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, накоплению опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы педагога - психолога МБУ № 27 "Лесовичок" по повышению уровня мотивационной направленности на совместную деятельность участников воспитательно - образовательного процесса Учреждения
Уважаемы коллеги представляю Вашему вниманию презентацию работы по повышению уровня мотивации на совместную деятельность у всех участников воспитательно - образовательного процесса УчрежденияПЛА...
КУЛЬТУРА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Энергосбережение с каждым годом становится все более актуальной проблемой. Идея программы направлена на поиск эффективных технологий работы в дошкольном учреждении, способству...
ПРОЕКТ Организация методического сопровождения педагогов МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 20» по введению ФГОС в образовательный процесс учреждения.
«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО» Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки граж...
Статья. Специфика процесса взаимодействия воспитателя с родителями в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Семья и детский сад - два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остается одной из приоритетных задач. В отличие от имеющих педагогическое образование ...
«Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения через интерактивные формы работы»
laquo;Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения через интерактивные формы работы»...
«Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения через интерактивные формы работы»
laquo;Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения через интерактивные формы работы»...
Консультация для педагогов «Использование ИКТ в образовательном процессе учреждения дошкольного образования»
Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферынашей жизни. Использование информационно-коммуникативных технологийв образовательном процессе учреждения дошкольного образования &nda...