Развитие логического мышленмия
методическая разработка по теме
Игры на развитие логического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_logicheskogo_myshleni1.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие логического мышления
1. «Какой предмет?»
Обучающий называет материал, из которого сделан предмет, а ребёнок отвечает, какой он: стакан сделан из стекла — стакан стеклянный; шкаф из дерева, труба из чугуна, сапоги из кожи, крыша из железа...
2. «Из чего сделано?»
После первой игры дети запоминают, из чего сделаны многие предметы, и активно отвечают на этот вопрос: кукла — из пластмассы, коробка — из картона, тетради — из бумаги, дом — из кирпича...
3. «Назови предметы».
Стеклянные: стакан, ваза, лампа, аквариум; кожаные: сапоги, туфли, босоножки, пальто, куртка, перчатки, плащ, кресло; деревянные: мебель и др. (Обязательно должны соблюдаться согласование слов.)
4. «Что для чего нужно?»
Инструмент — для работы, кукла — для игры, градусник — мерить температуру, часы — узнавать время, утюг — гладить бельё, ложка — кушать первое, вилка — кушать второе...
5. «Что надо человеку?»
Близорукому — очки; инвалиду — костыль; подводнику — акваланг; космонавту — скафандр; художнику — кисть, краски, холст; глухому — слуховой аппарат; хоккеисту — шайба, клюшка...
6. «Что получит человек?»
За подвиг — награду; за озорство — наказание; за работу — плату...
7. «Каков результат работы?»
Художника — картины, машинистки — печатный лист, писателя — книга, строителя — дом, слесаря — кран (замок), портнихи — готовая одежда.
8. «Кто где работает?»
В магазине — продавец, в школе — учитель, в детском саду — воспитательница, в библиотеке — библиотекарь, на заводе — инженер, рабочие, в больнице — врачи.
9. «Назови объединяющее понятие».
Груша, яблоко — фрукт, редиска, картофель — овощ, автобус, метро — транспорт, тарелка, чашка — посуда...
10. «Кто больше заметит?»
Предлагаются игрушки разного цвета, из разного материала и неодинаковой формы. Дети внимательно их рассматривают, затем игрушки закрываются экраном.
— Кто заметит больше красных или деревянных, круглых или угловатых предметов?
— Красный кубик, красное одеяло, красная матрёшка (учитывается правильное согласование слов).
11. «Что не так?»
Карась — зверь, хомяк — рыба, кошка — насекомое и др.
12. «Найди, что требуется».
Обучающий предлагает ребятам подобрать картинки или назвать слова к предложениям.
Мальчик зимой пошёл кататься: горка, санки; каток, коньки. Дети вырезают фигурки: бумага, карандаш, ножницы.
13. «Что правильно?»
Задание позволяет проверить, как ребёнок ориентируется во времени:
а) что можно сделать за час? (Выстирать носовой платок; построить дом; помыть пол.) Дети выбирают правильный вариант ответа (помыть пол);
б) время суток: год, неделя, утро, день (утро, день);
в) время года: август, суббота, осень, вечер (осень).
14. «Что не подходит?»
Тюльпан, лилия, фиалка, фасоль; река, озеро, море, мост, пруд; кукла, песок, прыгалка, мяч, юла; стол, шкаф, ковёр, кровать, стул.
15. «С чем связано слово?»
Зима — снег, холод, мороз, шуба, сани, снеговик, лыжи, коньки. Конь — лошадь, телега, конюшня, грива, овёс. Вишня — дерево, сад, варенье, фрукт, компот. Дерево — лес, кора, пенёк, крона, ствол, листья, почки. Птица — яйцо, клюв, пение, соловей, перья, крылья, полёт. Глаза — зрение, слезы, моргать, ресницы, зрачок, видеть. Лодка — река, лето, весло, деревянная, мотор, корма, нос. Январь — зима, первый месяц, начало года, середина зимы.
16. «Скажи наоборот».
Высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, толстый — тонкий, сытый — голодный, твёрдый — мягкий, горячий — холодный, большой — маленький, глупый — умный, громкий — тихий, сладкий — горький, весёлый — грустный.
Спешить — медлить, строить — разрушать, зажечь — погасить, одеть — раздеть, надеть — снять, взять — положить, застегнуть — расстегнуть, поднять — опустить, налить — вылить, разрешать — запрещать, поздороваться — попрощаться.
День — ночь, утро — вечер, свет — тьма, небо — земля, печаль — радость, грязь — чистота, вход — выход, молчание — разговор, уродство — красота.
Высоко — низко, далеко — близко, наверху — внизу, справа — слева, впереди — сзади, хорошо — плохо, быстро — медленно.
17. «Закончи мысль».
Груша сладкая, а лимон кислый; снег белый, а уголь чёрный; верёвка крепкая, а нитка слабая; зимой холодно, а летом жарко.
18. «Не ошибись».
Задание позволяет проверить, как ребята ориентируются в пространстве.
У детей лист бумаги и картонные кружочки. Обучающий комментирует «игру в хоккей»: «Удар! Шайба летит в верхний правый угол, в нижний левый, в центр, в верхний левый...» (Дети ставят кружочки в указанные места.) По окончании игры рассказывают всё по порядку.
19. «Как сказать иначе?»
Сегодня среда, к нам приходили гости во вторник. Когда они были? — Вчера.
Сегодня пятница, в субботу идём в цирк. Когда? — Завтра.
Сегодня понедельник, в кино пойдём через день. — В среду.
Когда пойдём? Как сказать иначе? — Послезавтра.
Сегодня четверг, в парке мы гуляли во вторник. Как сказать иначе? — Позавчера.
20. «Что подходит больше всего?»
В тёплых краях живут медведи, олени, волки, верблюды, пингвины.
В году — 24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев.
Месяц зимы — сентябрь, ноябрь, февраль.
В нашей стране не живёт соловей, аист, синица, страус, скворец.
Отец старше своего сына: часто, всегда, никогда, редко, иногда.
21. «Выбери самое главное».
У сапога есть шнурок, пряжка, ремешок, пуговица, замок, подошва. (Можно назвать части любого предмета.)
22. «Выбери пару главных слов».
Сад — растение, садовник, собака, забор, земля. Река — водоросли, рыба, раки, берег, рыболов, вода. Сарай — сеновал, лошади, крыша, скот, стены. Город — автомобиль, толпа, здания, велосипед, улицы.
23. «Самые непохожие».
На столе разные фигурки: круги, квадраты, разные по цвету и величине. Из них ребятам надо отобрать самые непохожие: красный маленький круг и синий большой квадрат.
24. «Найти по образцу одно из четырёх».
Образец: дождь — зонтик; мороз — холод, сани, зима, шуба.
Яйцо — скорлупа; картофель — огород, очистки, суп, овощи.
Паровоз — вагоны; конь — лошадь, овёс, телега, конюшня.
Пшено — каша; вишня — фрукт, варенье, ягоды, сад.
Полк — командир; завод — фабрика, директор, цех, рабочий.
Яблоня — сад; капуста — цветы, картошка, огород, борщ.
Хлеб — нож; дерево — пень, лес, пила, кора.
Собака — лай; птица — клюв, канарейка, гнездо, пение.
Двор — ворота; дом — город, жилище, дверь, строитель.
Туча — дождь; глаза — очки, зрение, слёзы, ресницы.
Электричество — провод; пар — ток, вода, труба, кипение.
Коньки — зима; лодка — весло, каток, лето, река.
Плавать — вода; летать — высоко, птица, пух, воздух.
Бежать — стоять; кричать — ползать, шуметь, молчать, плакать.
25. «Подбери подходящее».
Ребёнок получает пять картинок, затем произносятся пять слов, к каждому из которых следует подобрать подходящую картинку:
а) картинки: рубашка, озеро, норка, коляска, пешка; слова: шахматы, Саша, мышка, лялька, гусь.
б) картинки: матрёшка, стакан, шарик, кружка, мяч; слова: дерево, резина, стекло, металл, пластмасса,
в) картинки: свинья, корова, гриб, книга, лопата; слова: ученье, лес, молоко, работа, мясо.
Каждый раз обучающий спрашивает: «Какие слова названы?» Следует назвать именно слова, а не рисунки.
26. «Хорошо — плохо».
Цель: развитие творческой личности, чувства справедливости, умения логически мыслить и оценивать свои действия.
а) — На подносе стакан, чашка и кружка. Чем они похожи?
— Это посуда, из этих предметов мы пьём; они круглые, гладкие, глубокие, устойчивые.
— Да, это хорошая посуда, но, когда мы пользуемся этими предметами, нас не всё устраивает в них. Возьмём стакан. Что в нём хорошо?
— Он прозрачный, видно, сколько в нём содержимого.
— А что в нём плохо?
— Стекло бьется; если налить кипяток, стакан может лопнуть; у него нет ручки; нельзя взять рукой стакан с кипятком; нельзя и пить — обожжёшь губы. Кружка прочная, металлическая, с ручкой, но с кипятком тоже обжигает. Чашка — с ручкой, не обжигает, но бьётся. Вывод: для горячих напитков — чашка, для тёплых и холодных — кружка; чтобы пользоваться стаканом, требуется подстаканник.
б) Мама позвала ребёнка вечером с улицы домой. Перед ним выбор: сразу пойти — хорошо, маме приятно, но зато не погуляешь. Если ещё погулять — плохо, огорчишь маму. Малыш сам делает выбор.
Можно провести беседу на эту тему в детском саду или дома: в каждом человеке есть хорошее и не очень; один стеснительный, молчаливый, другой много говорит, третий вспыльчивый, но все — добрые дети. Нужно относиться более терпимо друг к другу, стремиться сделать хорошее другому человеку. Тогда всем будет хорошо.
27. «Человек — какой?»
Обучающий предлагает ребятам назвать положительные и отрицательные качества человека.
— Какой бывает человек?
— Высокий, низкий, полный, худой, красивый, приятный, симпатичный, добрый, злой, ласковый, грубый, внимательный, приветливый, вежливый.
— Какой человек вам нравится (не нравится)? Почему?
28. «Каким что бывает?»
Игра позволяет выяснить, как ребята понимают значения таких абстрактных понятий, как длина, ширина, высота, толщина. Одновременно идёт работа по закреплению сравнительной степени прилагательных.
— Что бывает высоким?
— Дерево, столб, человек.
— Сравните, что выше, что ниже: столб или человек.
— Что бывает широким?
— Дорога, лента, шарф, полотенце. Шире — дорога, уже — лента.
29. «Что бывает таким?»
— Что бывает прямоугольной формы? Стол, шкаф, книга, коробка, телевизор.
30. «Найди две вещи».
Одна шире другой (толще, тяжелее, уже, короче, выше, раньше): гусь толще утки; полдник раньше ужина и др.
31. «Кто больше вспомнит?»
Дети работают с многозначными словами. По возможности используются картинки; в помощь детям задаются вопросы, например:
— Как мы ласково называем детскую руку? Что есть у двери? Где вы ещё встречались с этим словом?
— Ручка чайника, кружки, окна.
Слово ключ — от квартиры; прозрачный ручей; отгадка к чему-то; нотный ключ. (Слова: шляпка, коса... .)
32. «Уточним близкими словами». Ребята подбирают синонимы.
Образец: снег падает — кружится, опускается, ложится, вьётся; смелый человек — храбрый, бравый, отважный, бесстрашный и т.д.
33. «Найди сравнение».
— С чем можно сравнить бабочку?
— С цветочком, с летящей звёздочкой, с пушинкой.
— На что похож гром?
— Как будто кто-то по небу ездит; тигр рычит; что-то большое катают по полу и др.
Детям предлагается найти и запомнить сравнения в прочитанном тексте.
34. «Определи — какой».
Ребята подбирают подходящие определения — эпитеты.
Берёза — зелёная, кудрявая, стройная, белоствольная, плакучая... (предварительно демонстрируется картинка, но лучше показать натуральную берёзу; обратить внимание детей на её белый ствол, листья можно сравнить с кудрями).
35. «Пофантазируем».
Эта игра развивает память, связную речь.
Предлагается двенадцать — четырнадцать картинок из разных лексических групп (предметных), которые требуется запомнить в том же порядке. Для этого дети связывают их в отдельные предложения, включая в каждое одно-два названия, а по смыслу все они объединяются в единый рассказ. Обычно они предлагают много вариантов, фантазируют.
Вот пример слов на дифференциацию звуков С-Ш: Маша, школа, лягушка, песок, мешочек, костюм, душ, косы, каша, кружка, стол, машинка, стакан, Всего 13 картинок.
Один из рассказов с этими словами.
«Маша шла из школы. Она увидела лягушку, которая прыгала по траве. Маша поиграла в песочнице — построила домик из песка и пошла домой. Дома она достала из мешочка спортивные туфли, сняла костюм, приняла душ. Потом заплела косы и села обедать. Она съела кашу, выпила кружку компота, убрала со стола и пошла играть с машинкой. Увидела стакан и убрала его в буфет». После рассказа дети называют по порядку все картинки, в основном безошибочно. Даже если их спросить об этом неделю спустя, они ответят правильно, причём мысленно они вспомнят предложение, а затем назовут слово. После таких игр дети лучше и быстрее составляют рассказы по сюжетным картинкам.
36. «Есть ли разница?»
Брат отца — отец брата; сестра друга — друг сестры; брат моего отца — отец моего брата.
37. «Что я сделал раньше?»
Я позавтракал после того, как поговорил с другом. Что раньше? Он слепил фигурку мальчика после того, как нарисовал домик. Что раньше?
38. «Выбери правильное».
Солнце освещается Землёй. — Земля освещается Солнцем. Я надел сапоги, потому что шёл дождь. — Шёл дождь, потому что я надел сапоги.
39. «Отвечай быстро».
Витя шёл впереди Коли. Кто позади? Кошка больше собаки. Кто меньше? Вова бросил мяч Ване. Кто поймал мяч? Собака укусила корову. Кто кусался? Петю ударил Ваня. Кто драчун?
40. «Что неправильно?»
Вчера во время прогулки была плохая погода. Давайте перенесём вчерашнюю прогулку на сегодня.
Мама разделила мороженое пополам и отдала младшему сыну самый большой кусок.
Вова сказал, что не войдёт в воду, пока не научится плавать.
Я больше всего люблю гулять один, и ты — тоже. Давай гулять вместе, мы подходим друг другу.
Все эти игры способствуют воспитанию образного мышления, формированию умений анализировать, сравнивать различные предметы, действия и явления, развитию уже в дошкольном возрасте способностей к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению
Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...
Авторские логические задачи в стихотворной форме как способ развития логического мышления и счетных навыков у детей
Материал поможет формировать и развивать у детей первые математические представления и определенные операции логического мышления. Он содержит стихотвор...
Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".
Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...
Мастер-класс "Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера"
Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование на математических занятиях и в свободной деятельности дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
технология опыта и результативность...
«Предпосылки развития логического мышления у детей 4-5 лет. Игры на развитие логического мышления»
Открытый показ в средней группе...
Рисуночные игры, как средство развития творческого мышленмя.
Все мы знакем, что дети дошкольного возраста способны мыслить наглядными образами. У большинства из них процесс мышления запускается в действии и в речи....