Педагогический проект "Я дарю тебе радость..."
материал (подготовительная группа) по теме

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный  в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_ya_daryu_tebe_radost.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Я дарю тебе радость…»

Пояснительная записка

  1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, в жестах, во всем поведении.

Что же такое эмоции?  Эмоции - это комплексные чувства, состоящие из психического, физического и поведенческого компонентов. Умение выражать и распознавать эмоции является необходимым условием для социальной адаптации. В норме ребенок  должен уметь проявлять свои эмоции соответственно ситуациям и по мере необходимости направлять их то на себя, то на партнеров, то на деятельность, которой он занят, то на предметы, с которыми он действует.

       Но для того, чтобы направить свои эмоции в нужное русло, ребенок должен познакомиться и понять, что же такое радость, грусть, злость и т.д. Данный проект направлен на знакомство с эмоциями  человека, обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей; знакомство с эмоциями радости, страха, гнева; обучение пониманию относительности в оценке чувств, а также конструктивным способам снятия напряжения, связанного с отрицательными эмоциями.

       Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный  в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться.

  1. Концепция проекта

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей, снятие негативных эмоциональных состояний.

Задачи:

  • Обогащать  эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.
  • Развивать фантазию и образное мышление
  • Развивать творческие способности дошкольников.
  • Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Повышать самооценку детей.
  • Способствовать формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими.

Реализация задач: активное включение детей в образовательный процесс ДОУ. Организация бесед, НОДов, игр, направленных на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги групп, педагог-психолог.

Масштаб проекта соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях дошкольного учреждения.

Основной механизм реализации проекта: проведение серии регулярных занятий, направленных на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную и творческую  активность.

Работа по реализации проекта осуществлялась в четырех направлениях:

  • Работа педагога-психолога с детьми
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Взаимодействие психолога с родителями
  • Взаимодействие психолога с педагогами

Работа  психолога с детьми

Задачей психолога было развить у детей эмоционально-волевую сферу детей старшего дошкольного возраста. Исходя из нее, планировать этапы своих действий.

Поэтому на этапе постановки проблемы и определения задач много времени уделяла обсуждению поступившего в группу вопроса.

После определения задач, дети самостоятельно определяли каким путем можно найти ответ, договаривались, что они будут делать. В помощь детям заранее были приготовлены картинки с изображением эмоционального мира людей и дидактические игры. По этим материалам они отбирали необходимый им для решения поставленной задачи.  

Дети с помощью психолога, а также самостоятельно изучали все, что связано с данным вопросом, обсуждали этапы работы, распределяли амплуа, совещались по ходу, договаривались, кто будет зарисовывать результаты, а кто - отчитываться о проделанной работе.

Результаты  работы дети отразили в рисунках. Затем все рисунки мы объединили в одно целое. В итоге у нас получился один большой журнал.

Самостоятельная деятельность детей

В группе мы постарались создать все необходимые условия для развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Пополнили уголки различными дидактическими играми и картинками, направленными на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.

Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно играли дидактическими играми, и с интересом рассматривали картины и альбомы.

При сборе сведений на определенную тему дети расспрашивали своих родителей, педагогов, детей из других групп об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом.

Полученные в процессе сложной и серьезной работы сведения ребята обобщали, пробовали дать определения некоторым понятиям. Задача педагога – уточнить, конкретизировать определение, научить смело высказывать свои предположения.

Таким образом, самостоятельная деятельность детей также способствует развитию эмоционально-волевой сферы ребенка.

Взаимодействие психолога с педагогами

В реализации проекта принимали участие и педагоги группы. Совместно с детьми был создано панно  «С каким настроением я пришел», различные альбомы и фотоальбомы.

Также педагоги оказали помощь в создании картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Рекомендую воспитателям совместно с ребятами посетить мини-музей детского сада «Русская изба», чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик.

Прочитать литературные произведения, передающие эмоциональные состояния людей.

Таким образом, работа педагогов в группе является немаловажным для реализации проекта.

Взаимодействие психолога с родителями

К организации данного проекта подключили и родителей. Рассказав им о данной работе, целях и задачах проекта, сделали акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.

Прежде всего родители помогли в создании дидактических игр, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Также пополнили уголки группы различными иллюстрациями, отражающими эмоциональный мир людей.

Рекомендовали родителям сходить с детьми на прогулку в лес, на поле, на луг, чтобы вызвать у них эмоциональный отклик.  Дети с удовольствием рассказывали о своих впечатлениях, эмоциональных переживаниях, и о том, что нового и интересного узнали.

Ребенку легко воспринимать животных и растения на равных. Очень важно не пропустить этот период в жизни ребенка и использовать его в целях знакомства с природой, воспитания эмоциональных отношений к ней.

Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.

Методические приемы: проблемные ситуации, вопросы познавательного характера, игровые ситуации, рисование картин.

Срок реализации проекта: проект рассчитан на 1 год

  1. Стратегия и тактика проектных действий

Этапы проекта

Задачи этапа

Деятельность педагога-психолога

Деятельность детей

Временный отрезок исполнения

Выбор темы

Заинтересовать детей, создать яркие положительные эмоции, мотивировать детскую деятельность. Вызвать у детей интерес и любознательность.

  • Проблемой проекта является создание журнала для детей «Что такое радость?»
  • Психолог говорит  о том, что от ребят других групп поступил  вопрос, на который они не знают ответа
  • Доводит до участников проекта важность данной проблемы

Дети проявляют интерес к предлагаемой работе.

 Предлагают создать журнал, в котором дети ответят на вопрос, поступивший от других детей

1 неделя

Подготовка к проекту

Стимулировать умственную активность детей.

Поддерживать естественный интерес и любознательность.

Воспитывать умение договариваться

  • Готовит предметно-развивающую среду
  • Собирает книги  и картины  для детей.
  • Заготавливает материал для изготовления журнала
  • Составляет конспекты занятий для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
  • Разрабатывает перспективный план.
  • Разрабатывает коррекционную программу для развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста «Мои чувства».
  • Работа с родителями
  • Привлекает родителей для создания дидактических игр по развитию эмоциональной сферы детей.
  • Работа с педагогами
  • Привлекает педагогов для создания картотеки игр и альбомов по развитию эмоциональной сферы детей.
  • Привлекает к созданию панно «С каким настроением я пришел»

Самостоятельно распределяют работу: выбирают кто будет рисовать красками, кто карандашами, а кто фломастерами.

Принимают участие в подготовке среды.

Тренируются в зарисовке различных картин, предающих эмоциональное состояние людей.

4 недели

Реализация проекта

Развивать умение выдвигать предположения.

Развивать умение формулировать вывод по результатам беседы и занятий.

Способствовать развитию мастерства символического изображения фиксируемых ответов.

Развивать ассоциативное мышление и творческие способности.

Развивать коммуникативные навыки.

Воспитывать дружеские партнерские отношения.

  • Рассматривают картины, передающие радостное настроение художника или его героев.
  • Читает детям литературу, где прослеживается радостное эмоциональное состояние героев.
  • Организует просмотр презентаций об эмоциях людей.
  • Организует беседы об эмоциональном состоянии человека, о том, что такое радость и как ее можно подарить другому человеку.
  • Изготавливает дидактические игры: «Наши эмоции», «Подбери эмоцию», «Радуга настроения».
  • Проводит игры на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
  • Моделирует проблемную ситуацию.
  • Проводит НОД, по разработанным конспектам.
  • Оказывает помощь в оформлении работ для журнала.
  • Работа с родителями.
  • Проводит консультации с родителями на тему: «Радость – это когда тебя понимают»
  • Проводит семинар-практикум «Игры и упражнения для снятия эмоционального напряжения детей дошкольного возраста».

  • Активно участвуют в рассматривании картин.
  • Отвечают на вопросы.
  • Рассматривают иллюстрации в книгах.
  • Принимают участие в просмотре презентации.
  • Обобщают и анализируют полученные знания.
  • Определяют задачу, исходя из поставленной проблемы.
  • Систематизируют раннее полученные и вновь приобретенные знания.
  • выдвигают предположения об ожидаемом результате.
  • Проявляют творческую активность во время дидактических и подвижных игр.
  • Активно участвуют и отвечают на вопросы педагога-психолога во время НОД.

     ноябрь-май

Подведение итогов

Обеспечить рефлексию.

Показать рост каждого ребенка

Подготовка к презентации журнала «Я дарю тебе радость…».

Организует открытый просмотр для педагогов других групп.

Делится опытом на педсовете

Готовит статью

Активно участвуют в подготовке презентации.

Представляют продукт деятельности зрителям

май

4.  Ожидаемые результаты проекта:

Результаты проекта для:

Детей:

  • Умение принимать проблему и искать способы ее решения.
  • Умение снимать негативное эмоциональное состояния без вреда своему здоровью и здоровью других людей.
  • Развитие у детей эмоциональной сферы детей.
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей и коммуникативных навыков.

Родителей:

  • Вовлеченность родителей в пед. процесс.
  • Произошло сближение с детьми и педагогами группы.
  • Появился интерес к событиям, происходящим в детском саду.

Воспитателей:

  • Получили новые знания о развитии эмоциональной сферы детей, и о способах снятия негативного эмоционального состояния у ребенка.
  • Укрепились отношения с родителями.
  • Повысилось самообразование.
  • Появилось желание продолжать работу в данном направлении.

  1. Ресурсная база проекта

        Материально-технические ресурсы: 

  • Дидактическая игра «Театр настроений», демонстрационный материал «Я развиваюсь. Социально-личностное развитие», картины различной тематики.
  • книги, иллюстрации и другая информационная литература;
  • материалы для оформления результатов (простые или цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги, ручки, краски, кисти, непроливайки).

Программно-методические ресурсы:

  1. Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч.-2001.-№4.-с.11-13.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
  3. Круглова О.С. Технология проектного обучения.//Завуч.-1999.- № 6.-с. 91-94.
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./Авт.-сост.: Л.С.Киселева и др.- М.: АРКТИ, 2003.- 96 с.
  5. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ.//Обруч.- 2002.- № 6.- С.7-9.
  6. Т. А. Данилина, В. Я Зедгенидзе, Н. М. Степина «В мире детских эмоций». – М.: Айрис-пресс, 2008. – 160 с.
  7. И. А. Пазухина «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольника». – СПб.: «Детство-Пресс», 2008. – 272 с.
  8. О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, И. М. Первушина «Тропинка к своему Я. Дошкольники». – М.: Генезис, 2013. – 175 с.

  1. Возможные риски и способы их преодоления

Риск:  недостаток предметно – развивающей среды.  

Способ преодоления: пополнение уголка предметно-развивающей среды за счет родителей, воспитателей, педагога-психолога.

Риск: недостаток методической литературы

Способ преодоления: разработка конспектов педагогом-психологом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Я дарю тебе радость..."

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный  в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, ра...

Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...

Информационный-практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект "Дари добро"

Оснавные цели - это формирование и воспитание у детей морально-нравственных качеств характера: доброты, эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сострадания, гуманного отношения к окружающему миру, ув...

Проект " Дарим детям радость"

Проект разработан воспитателем Мухиной Е.В. В совместнойдеятельности участвовали дети 5-6 лет, их родители.Основными методами и приёмами проекта являются: беседы, чтениехудожественных произведени...

Педагогический проект "Люблю тебя, мой край родной"

Воспитание любви к родному городу, своей Родине, своему Отечеству является одной из главных задач нравственно- патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный период имеет свои потенциал...

Педагогический проект "Спасибо тебе, моя мама, за что, что ты есть на свете"

Презентация по теме педагогического проекта в младшей группе "Спасибо тебе, моя мама, за что, что ты есть на свете"....

Педагогический проект "Дарит осень урожай!"

Педагогический проект"Дарит осень урожай!"  будет интересен педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста....