Развитие вокальных навыков у дошкольников.
статья по теме

Васильева Ольга Владимировна

Развитие вокальных навыков

у детей   дошкольного возраста с помощью игры.

 

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности,  ребенок учится анализировать мелодию, текст, разбирается в структуре песни.  В процессе пения  дети обучаются музыкальному языку, у них формируется способность чувствовать  тембровые, высотные, ритмические  и темповые изменения в музыке,   закрепляется интерес в музыке,    развиваются музыкальные способности.

Пение воздействует и на физическое развитие детей, влияя на общее состояние организма, вызывая реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Пение, развивая координацию слуха и голоса, оказывает самое непосредственное влияние на  детскую речь.

К сожалению, авторами программ для дошкольников недостаточное место уделяется работе по постановке певческого голоса, занятия с детьми часто сводятся к простому разучиванию песен, т.к. специальной методики постановки певческого голоса дошкольников нет. Она, к сожалению, не создана до сих пор, что наносит серьезный ущерб певческому и общему музыкальному развитию детей. Ситуация усложняется еще и тем, что методика постановки певческого голоса – самая тонкая и сложная в сравнении с методиками  по другим видам музыкальной деятельности. Педагог должен понимать механизмы вокализации  и обладать вокальным слухом, чтобы услышать, правильно ли поет ребенок, и как нужно его поправить.

  Работу в детском саду по  постановке  певческого голоса с детьми я веду, начиная с трехлетнего возраста.  Возможности малышей ограничены, их голоса не совершенны,  быстро утомляются.  Дети не могут петь долго и громко. Поэтому при подборе репертуара и упражнений  я в первую очередь продумываю его соответствие возрасту ребенка.   Задания  направлены прежде всего на то, чтобы пробудить способности и желание  петь, на стремление ребенка познавать новое и экспериментировать с приобретенным опытом.  Слышать, видеть, ощущать - необходимые для дошкольника процессы , он узнает окружающий мир всем телом, сердцем, мыслями. Именно с помощью этих процессов получение  первых вокальных навыков доступно, понятно и эффективно.

 Большое значение для  приобретения и закрепления певческих навыков имеют игры с голосом. Игровая ситуация усиливает интерес детей к песенной деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Часто бывает, что педагог поет красиво, а ребенок «гудит». Известно, что многократное повторение одной и той же мелодии может привести к положительному результату. Но ребенка невозможно заставить петь одно и то же много раз. Вот здесь приходит на помощь игра. Для того, чтобы развить и обострить восприятие высоты звуков в этом возрасте, хорошо использовать различные предметы, помогающие понять это соотношение. Например, строить башенку и петь (чум выше кубик, тем выше звук), сложить в «музыкальную коробочку» красивые ленточки и вытягивать их по одной, пропевая при этом «длину»  ленточки. Ребенок тянет звук, но не попадает. Можно поиграть в игру «Передай», взяв в руки небольшой предмет, который поместится в руке ребенка. Передать ребенку этот предмет вместе со звуком. Ребенок должен вернуть предмет и звук обратно. Ребенок запомнил песенку, но поет очень тихо, не слышно. Простой лист бумаги, скрученный в трубочку, как рупор, усилит громкость.

Если петь   изображая то, о чем поется, двигаясь, а не сидя на одном месте, ребенку  не будет  скучно , а мелодия  и текст запомнятся быстрей.

Главное, чтобы обучение пению было процессом интересным и увлекательным. Возможно,  достичь больших результатов сразу не получится, но самым большим подарком будет ощущение радости от происходящего на занятии.

В работе над развитием вокальных навыков детей я использую разные виды деятельности. В основе их лежит методика постановки голоса В. Емельянова и принципы системы Карла Орфа. Но фонопедические упражнения Емельянова предназначены для детей школьного возраста  и взрослых. Поэтому я адаптировала их для дошкольников, учитывая их возрастные и физиологические возможности. У детей этого возраста плохая координация слуха и голоса, что ведет к неправильному голосообразованию. Обучение же правильному пению развивает и музыкальный слух и певческий голос и память.

Первое, с чего я начинаю  работу по обучению детей пению, это артикуляция, т.к. подвижность артикуляционного аппарата одно из главных составляющих правильного пения. «Веселые щечки», «Гармошечки», «Шаловливый язычок», «Колючий ежик», «Бусинки»- артикуляционная гимнастика может быть веселой и интересной, если она построена на играх-скороговорках,  потешках,  пестушках, загадках.  Это еще и знакомство с богатством русского языка.

Игры-импровизации в форме вопроса-ответа, когда я  пою музыкальный вопрос, а ребенок сочиняет музыкальный ответ, или импровизации «досочини фразу», где я пою начало фразы, а дети придумывают свое продолжение. Главное условие  нашей игры звучит так – не повторяться. Все дети исполняют свою тему  по очереди. Если ребенок затрудняется быстро сочинить ответ или продолжение фразы, он может в любой момент, как только будет готов, включиться в процесс. Первые импровизационные игры детей несовершенны  и осторожны, но они развивают особое качество – гибкость мышления, формирование умения импровизировать, придумывать и фантазировать. Все импровизации мы поем без сопровождения. Это очень важно, т.к  пение a cappella тренирует вокальный слух, требуя от ребенка особого исполнительского умения и внимания.

 

 

Игры со звуком. Идея взята мной у К. Орфа, где  предварительным этапом игры на музыкальном инструменте является игра с использованием так называемых шумовых инструментов, в качестве которых могут выступать любые предметы, далекие от музыки.  Существует простая зависимость: чем меньше, примитивнее ребенок, тем проще нужен ему инструмент. Я использую эту идею музицирования для тренировки вокальных способностей детей, изучения свойств и возможностей голоса и артикуляционного аппарата. Материалом для звука может служить все, что угодно: бумага, стекло, посуда, воздушные шары, нитки и пряжа, обручи, мыльные пузыри…  Все, что подскажет фантазия. Дети любят тянуть ниточку из коробочки, понимая, что у звука есть начало и конец. Ниточку можно тянуть вверх  и вниз, голос следует за ней.  Ниточка ровная и звук ровный. Ниточка совершает волнообразные движения и звук тоже «волнистый» и т.д.

Пение с образно-пластическими жестами. Дошкольникам легче выразить свои чувства через пластику тела. Образные упражнения представляют собой сочетание пения  с имитацией разнообразных действий,  поведения  знакомых птиц, зверей и т.д., профессий людей, явлений природы и т.п.

Работа с руками - непременное условие при работе над звуком. На занятии обязательно создаются ситуации, когда ребенок начинает работать руками.  Руки «отвечают» за определенные  участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, разнообразно и выразительно.  Даже с самыми слабыми детьми это позволяет достичь хороших результатов. Низкий звук – руки внизу, высокий- вверху, плавный звук- мягкие движения, отрывистый - руки совершают отрывистые движения. Такой прием позволяет детям сознательно управлять своим процессом извлечения звука.

Маленькие песенки-бусинки  предназначены для пения без сопровождения, разучиваются с голоса педагога. Они состоят из простейших интонаций, которые иногда по нескольку раз повторяются с целью слухового и вокально-моторного закрепления их детьми.

 

Речевое музицирование. Карл Орф писал в 1 томе Шульверка, что в начале всех мелодических упражнений лежат  речевые.  Такие  упражнения -  одна из многих  возможностей элементарного музицирования. С их помощью легко освоить музыкальные  размеры, затакт, переменный размер, познакомиться с ритмом. Самыми первыми упражнениями  могут быть имена людей, названия деревьев и цветов, животных, уличные крики, возгласы, все то, что составляет круг образов ребенка, его окружающий мир. Вариантов исполнения речевых упражнений огромное множество:  хором, соло, чередуя хор и соло, с различной динамикой, с изменяющейся динамикой, в различных темпах и метрах, каноном, с инструментами, сидя, стоя, с движениями. Речевые упражнении начинаются с игр фонемами, фонемными слогами. Из опыта многих педагогов известно, что дети с воодушевлением воспринимают звуковую бессмыслицу, тарабарские рифмы. Именно они составляют первый «инструментальный» словарь ребенка для импровизаций.

При переходе к  тексту я в первую очередь  руководствуюсь следующими принципами:

-  Текст должен быть интересным, звучным и красивым. Кроме смысловой нагрузки он должен нести и колористическую, тембровую интонацию. Текст должен нравиться детям, приносить им радость, удовлетворять их потребность в игре со словами, звуками, тембровыми красками.

- Содержание  должно быть таким, чтобы была возможность развертывания драматической композиции с использованием инструментов, танцев, пантомимы, костюмов и масок. Чтобы даже из небольшого четверостишия, загадки или заклички при помощи детской фантазии  могло возникнуть интересное действо.

- Содержание выбранного текста должно  опираться на круг  образов ребенка, быть интересным для детей данного возраста.

Часто случается так, что непосредственно во время деятельности дети вносят свои коррективы в заготовку педагога,  предлагая свои варианты  и дополняя своими идеями. Поэтому в работе необходимо наметить начальный этап, а дальше действовать вместе с детьми. Ценность будет именно в том, что дети будут самостоятельно придумывать, играть с текстом, находить новые модификации,  новые связи. Это намного важнее, чем то, что придумает сам педагог.

 Звукоподражание. Оно  имеет особое значение  в развитии интонационно-певческих способностей ребенка. Интонационное копирование кого- либо из животных, птиц и т.д. у детей вызывает большой интерес. Звукоподражание является основой «речевого» театра, когда произносимое позволяет перевоплотиться в иной образ. В звукоподражании  присутствуют многие моменты развития речевых способностей ребенка: артикуляция, интонация, дикция, темп, тембр.

 Рано-рано поутру пастушок: ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему замычали: Му-му-му!
И пошли овечки около речки: Бе-е-е, бе-е-е.
И пошли конёчки около горочки: И-и-и-го-го! И-и-и-го-го!
А наши козочки пошли по горочке:Ме-е-е,ме-е-е.
И пошли свинушки около нивушки: Хрю-хрю-хрю,хрю-хрю-хрю!

Сначала дети ритмично проговаривают текст потешки, звукоподражая голосам животных, стараясь звучать в нужном регистре (высоком или нижнем), передавая тембровую окраску того или иного голоса, в дальнейшем пропевают  как песенку.

 

Дети ритмично проговаривают короткий фольклорный текст потешки, звукоподражают голосам животных

 

 Рисование голосом. Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, падающие звезды…  С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя  плохо поющим.  Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя её так, как он может. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным  и неторопливым, без резких выкриков,  с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.

Игра, фантазия, творчество- все это позволяет добиться положительных результатов в развитии вокальных навыков детей, позволяя детям к 6-7 годам чисто интонировать в пределах первой октавы. Музыкальный слух, как  и любая способность поддается тренировке и развитию, и чем раньше начинается соответствующая работа, тем большего результата следует ожидать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 «Сенокос».
Задача: читать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.
Старый заяц сено косит,     (косит)
А лиса сгребает. (сгребает)
Муха сено к возу носит,(носит)
А комар кидает.(кидает)
Довезли до сеновала.(вращение колес)
С воза муха закричала: (движение головы враво-влево)
«На чердак я не пойду,(4 прыжка)
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая. «сгребает»
«носит»
«кидает»
вращение колёс

движение головы вправо-влево
притопы
4 прыжка на одной ноге
«хромает»
           

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_vokalnykh_navykov_1_1.doc49.5 КБ
Microsoft Office document icon osobennosti_i_dostoinstva_peniya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие вокальных навыков

у детей   дошкольного возраста с помощью игры.

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности,  ребенок учится анализировать мелодию, текст, разбирается в структуре песни.  В процессе пения  дети обучаются музыкальному языку, у них формируется способность чувствовать  тембровые, высотные, ритмические  и темповые изменения в музыке,   закрепляется интерес в музыке,    развиваются музыкальные способности.

Пение воздействует и на физическое развитие детей, влияя на общее состояние организма, вызывая реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Пение, развивая координацию слуха и голоса, оказывает самое непосредственное влияние на  детскую речь.

К сожалению, авторами программ для дошкольников недостаточное место уделяется работе по постановке певческого голоса, занятия с детьми часто сводятся к простому разучиванию песен, т.к. специальной методики постановки певческого голоса дошкольников нет. Она, к сожалению, не создана до сих пор, что наносит серьезный ущерб певческому и общему музыкальному развитию детей. Ситуация усложняется еще и тем, что методика постановки певческого голоса – самая тонкая и сложная в сравнении с методиками  по другим видам музыкальной деятельности. Педагог должен понимать механизмы вокализации  и обладать вокальным слухом, чтобы услышать, правильно ли поет ребенок, и как нужно его поправить.

  Работу в детском саду по  постановке  певческого голоса с детьми я веду, начиная с трехлетнего возраста.  Возможности малышей ограничены, их голоса не совершенны,  быстро утомляются.  Дети не могут петь долго и громко. Поэтому при подборе репертуара и упражнений  я в первую очередь продумываю его соответствие возрасту ребенка.   Задания  направлены прежде всего на то, чтобы пробудить способности и желание  петь, на стремление ребенка познавать новое и экспериментировать с приобретенным опытом.  Слышать, видеть, ощущать - необходимые для дошкольника процессы , он узнает окружающий мир всем телом, сердцем, мыслями. Именно с помощью этих процессов получение  первых вокальных навыков доступно, понятно и эффективно.

 Большое значение для  приобретения и закрепления певческих навыков имеют игры с голосом. Игровая ситуация усиливает интерес детей к песенной деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Часто бывает, что педагог поет красиво, а ребенок «гудит». Известно, что многократное повторение одной и той же мелодии может привести к положительному результату. Но ребенка невозможно заставить петь одно и то же много раз. Вот здесь приходит на помощь игра. Для того, чтобы развить и обострить восприятие высоты звуков в этом возрасте, хорошо использовать различные предметы, помогающие понять это соотношение. Например, строить башенку и петь (чум выше кубик, тем выше звук), сложить в «музыкальную коробочку» красивые ленточки и вытягивать их по одной, пропевая при этом «длину»  ленточки. Ребенок тянет звук, но не попадает. Можно поиграть в игру «Передай», взяв в руки небольшой предмет, который поместится в руке ребенка. Передать ребенку этот предмет вместе со звуком. Ребенок должен вернуть предмет и звук обратно. Ребенок запомнил песенку, но поет очень тихо, не слышно. Простой лист бумаги, скрученный в трубочку, как рупор, усилит громкость.

Если петь   изображая то, о чем поется, двигаясь, а не сидя на одном месте, ребенку  не будет  скучно , а мелодия  и текст запомнятся быстрей.

Главное, чтобы обучение пению было процессом интересным и увлекательным. Возможно,  достичь больших результатов сразу не получится, но самым большим подарком будет ощущение радости от происходящего на занятии.

В работе над развитием вокальных навыков детей я использую разные виды деятельности. В основе их лежит методика постановки голоса В. Емельянова и принципы системы Карла Орфа. Но фонопедические упражнения Емельянова предназначены для детей школьного возраста  и взрослых. Поэтому я адаптировала их для дошкольников, учитывая их возрастные и физиологические возможности. У детей этого возраста плохая координация слуха и голоса, что ведет к неправильному голосообразованию. Обучение же правильному пению развивает и музыкальный слух и певческий голос и память.

Первое, с чего я начинаю  работу по обучению детей пению, это артикуляция, т.к. подвижность артикуляционного аппарата одно из главных составляющих правильного пения. «Веселые щечки», «Гармошечки», «Шаловливый язычок», «Колючий ежик», «Бусинки»- артикуляционная гимнастика может быть веселой и интересной, если она построена на играх-скороговорках,  потешках,  пестушках, загадках.  Это еще и знакомство с богатством русского языка.

Игры-импровизации в форме вопроса-ответа, когда я  пою музыкальный вопрос, а ребенок сочиняет музыкальный ответ, или импровизации «досочини фразу», где я пою начало фразы, а дети придумывают свое продолжение. Главное условие  нашей игры звучит так – не повторяться. Все дети исполняют свою тему  по очереди. Если ребенок затрудняется быстро сочинить ответ или продолжение фразы, он может в любой момент, как только будет готов, включиться в процесс. Первые импровизационные игры детей несовершенны  и осторожны, но они развивают особое качество – гибкость мышления, формирование умения импровизировать, придумывать и фантазировать. Все импровизации мы поем без сопровождения. Это очень важно, т.к  пение a cappella тренирует вокальный слух, требуя от ребенка особого исполнительского умения и внимания.

Игры со звуком. Идея взята мной у К. Орфа, где  предварительным этапом игры на музыкальном инструменте является игра с использованием так называемых шумовых инструментов, в качестве которых могут выступать любые предметы, далекие от музыки.  Существует простая зависимость: чем меньше, примитивнее ребенок, тем проще нужен ему инструмент. Я использую эту идею музицирования для тренировки вокальных способностей детей, изучения свойств и возможностей голоса и артикуляционного аппарата. Материалом для звука может служить все, что угодно: бумага, стекло, посуда, воздушные шары, нитки и пряжа, обручи, мыльные пузыри…  Все, что подскажет фантазия. Дети любят тянуть ниточку из коробочки, понимая, что у звука есть начало и конец. Ниточку можно тянуть вверх  и вниз, голос следует за ней.  Ниточка ровная и звук ровный. Ниточка совершает волнообразные движения и звук тоже «волнистый» и т.д.

Пение с образно-пластическими жестами. Дошкольникам легче выразить свои чувства через пластику тела. Образные упражнения представляют собой сочетание пения  с имитацией разнообразных действий,  поведения  знакомых птиц, зверей и т.д., профессий людей, явлений природы и т.п.

Работа с руками - непременное условие при работе над звуком. На занятии обязательно создаются ситуации, когда ребенок начинает работать руками.  Руки «отвечают» за определенные  участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, разнообразно и выразительно.  Даже с самыми слабыми детьми это позволяет достичь хороших результатов. Низкий звук – руки внизу, высокий- вверху, плавный звук- мягкие движения, отрывистый - руки совершают отрывистые движения. Такой прием позволяет детям сознательно управлять своим процессом извлечения звука.

Маленькие песенки-бусинки  предназначены для пения без сопровождения, разучиваются с голоса педагога. Они состоят из простейших интонаций, которые иногда по нескольку раз повторяются с целью слухового и вокально-моторного закрепления их детьми.

Речевое музицирование. Карл Орф писал в 1 томе Шульверка, что в начале всех мелодических упражнений лежат  речевые.  Такие  упражнения -  одна из многих  возможностей элементарного музицирования. С их помощью легко освоить музыкальные  размеры, затакт, переменный размер, познакомиться с ритмом. Самыми первыми упражнениями  могут быть имена людей, названия деревьев и цветов, животных, уличные крики, возгласы, все то, что составляет круг образов ребенка, его окружающий мир. Вариантов исполнения речевых упражнений огромное множество:  хором, соло, чередуя хор и соло, с различной динамикой, с изменяющейся динамикой, в различных темпах и метрах, каноном, с инструментами, сидя, стоя, с движениями. Речевые упражнении начинаются с игр фонемами, фонемными слогами. Из опыта многих педагогов известно, что дети с воодушевлением воспринимают звуковую бессмыслицу, тарабарские рифмы. Именно они составляют первый «инструментальный» словарь ребенка для импровизаций.

При переходе к  тексту я в первую очередь  руководствуюсь следующими принципами:

-  Текст должен быть интересным, звучным и красивым. Кроме смысловой нагрузки он должен нести и колористическую, тембровую интонацию. Текст должен нравиться детям, приносить им радость, удовлетворять их потребность в игре со словами, звуками, тембровыми красками.

- Содержание  должно быть таким, чтобы была возможность развертывания драматической композиции с использованием инструментов, танцев, пантомимы, костюмов и масок. Чтобы даже из небольшого четверостишия, загадки или заклички при помощи детской фантазии  могло возникнуть интересное действо.

- Содержание выбранного текста должно  опираться на круг  образов ребенка, быть интересным для детей данного возраста.

Часто случается так, что непосредственно во время деятельности дети вносят свои коррективы в заготовку педагога,  предлагая свои варианты  и дополняя своими идеями. Поэтому в работе необходимо наметить начальный этап, а дальше действовать вместе с детьми. Ценность будет именно в том, что дети будут самостоятельно придумывать, играть с текстом, находить новые модификации,  новые связи. Это намного важнее, чем то, что придумает сам педагог.

 Звукоподражание. Оно  имеет особое значение  в развитии интонационно-певческих способностей ребенка. Интонационное копирование кого- либо из животных, птиц и т.д. у детей вызывает большой интерес. Звукоподражание является основой «речевого» театра, когда произносимое позволяет перевоплотиться в иной образ. В звукоподражании  присутствуют многие моменты развития речевых способностей ребенка: артикуляция, интонация, дикция, темп, тембр.

 Рано-рано поутру пастушок: ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему замычали: Му-му-му!
И пошли овечки около речки: Бе-е-е, бе-е-е.
И пошли конёчки около горочки: И-и-и-го-го! И-и-и-го-го!
А наши козочки пошли по горочке:Ме-е-е,ме-е-е.
И пошли свинушки около нивушки: Хрю-хрю-хрю,хрю-хрю-хрю!

Сначала дети ритмично проговаривают текст потешки, звукоподражая голосам животных, стараясь звучать в нужном регистре (высоком или нижнем), передавая тембровую окраску того или иного голоса, в дальнейшем пропевают  как песенку.

Дети ритмично проговаривают короткий фольклорный текст потешки, звукоподражают голосам животных

 Рисование голосом. Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, падающие звезды…  С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя  плохо поющим.  Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя её так, как он может. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным  и неторопливым, без резких выкриков,  с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.

Игра, фантазия, творчество- все это позволяет добиться положительных результатов в развитии вокальных навыков детей, позволяя детям к 6-7 годам чисто интонировать в пределах первой октавы. Музыкальный слух, как  и любая способность поддается тренировке и развитию, и чем раньше начинается соответствующая работа, тем большего результата следует ожидать.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 «Сенокос».
Задача: читать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.
Старый заяц сено косит,     (косит)
А лиса сгребает. (сгребает)
Муха сено к возу носит,(носит)
А комар кидает.(кидает)
Довезли до сеновала.(вращение колес)
С воза муха закричала: (движение головы враво-влево)
«На чердак я не пойду,(4 прыжка)
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая. «сгребает»
«носит»
«кидает»
вращение колёс

движение головы вправо-влево
притопы
4 прыжка на одной ноге
«хромает»
        



Предварительный просмотр:

Особенности и достоинства пения, как формы эстетического воспитания детей

 дошкольного возраста.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Весь мир ребенка- это целая Вселенная, он открыт и бесконечно талантлив. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей , разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

        Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его развития.

Даже внутриутробный период развития чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает его мать, оказывает влияние на самочувствие человека, а может быть, уже формирует его вкусы и предпочтения.

В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Важно уже в раннем возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке. Постепенно дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально- ритмических  движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально- образовательной деятельности.

Педагогике давно известно, что все лучшее, как и худшее, закладывается в человеке с детства. Именно в детстве закладывается иммунитет против пошлости и бездуховности, который уберегает в юности от всевозможных примитивных «криков» моды в музыке, от агрессивности и вызывающей безвкусицы, от бездумного использования чужих идей и обыкновенной грубости.

Многие люди привыкли считать, что интеллект человека может быть оценен по тому, как тот умеет мыслить логически. Между тем психологам известна другая форма интеллекта – образно-чувственная. Она лежит в

основе таких интереснейших явлений психики как воображение, интуиция и фантазия.

Эта форма интеллекта не менее, если не более важна для познания мира,

чем представленная системой привычных логических рассуждений.

Занятия музыкой более, чем какой-либо другой род деятельности способствуют формированию и развитию образно-чувственного интеллекта.

Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей.

Необходимо  все лучшее, что заложено в них от природы, на основе разнообразных природных задатков развить общие и специальные музыкальные способности, склонности к каким либо видам муз.деятельности.

       Занятия искусством более, чем какой-либо другой вид деятельности способствует формированию  и развитию образно- чувственного интеллекта. И пению, соединяющему в себе четыре вида искусств – музыку, поэзию, вокальное и драматическое исполнительство, - следует отвести в этом одну из главных ролей.

Неоценимое преимущество пения перед другими видами художественного воспитания.

Подробней  хочется остановиться на детском вокальном исполнительстве, как форме эстетического воспитания, способствующей эмоциональному, нравственному и умственному развитию ребенка, и обладающем рядом особых достоинств  среди других видов музыкального обучения.

У пения есть особые заслуги в развитии музыкального слуха.

Дети дошкольного возраста чаще всего показывают не плохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, т.е. неправильное  голосообразоавание. Исправление голосообразования ведет к быстрому развитию музыкального слуха.

Правильное пение с раннего возраста успешно развивает и певческий голос  и музыкальный слух. А он - центральное ядро всей системы музыкальных способностей.

Во-первых, музыкальный слух есть у всех без исключения здоровых людей;

во-вторых уровень развития музыкального слуха у всех людей абсолютно разный, от очень слабого до абсолютного,

и, наконец, музыкальный слух, как и любая другая способность поддается тренировке и развитию. Правило таково: чем раньше началась соответствующая  работа, тем большего результата можно ожидать.

Владение своим голосом дает ребенку возможность сиюминутно  выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Работа по развитию музыкального слуха и певческого голоса в дошкольном возрасте - дело не простое. Тем не менее, к 5-6  годам при правильном обучении дети достаточно хорошо овладевают техниками исполнительства и чистоты интонации.

Вокальная музыка представляет собой синтез музыки и поэзии. Работа над художественным воплощением  в пении содержания хороших стихов – богатейший источник познания новых чувств, мыслей, понятий, образов.

Это так же необходимая работа по культуре речи, ибо без хорошей дикции и осмысленного,  прочувствованного произношения нет выразительности.

Пение- одно из наиболее эмоционально переживаемых рабочих действий.

Влияние пения на здоровье человека бесспорно!

Врач-фониатр Е.И.Алмазов: «пение доставляет поющему удовольствие, упражняет и развивает его слух, дыхательную систему. А она тесно связана с сердечно- сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой  человек укрепляет свое здоровье».

Профессор В.И.Петров – фониатр: « верхние дыхательные пути снабжены рецепторными иннервационными приборами, которые дают начало важнейшим  рефлексам, регулирующим дыхание, оказывающим влияние на сердечно- сосудистую систему, пищеварительные и другие органы.»

А именно верхние дыхательные пути подвергаются усиленной рабочей нагрузке во время пения.

Кандидат медицинских наук И.Я. Деражне: « при слуховых раздражениях , исходящих от собственного голоса ( речевого и вокального) наблюдаются биологические сдвиги в организме (причем) отрицательного характера, если голосовая функция нарушена!»…т.е. больной голос угнетает общее самочувствие.

Здоровое, яркое, эмоционально богатое звучание собственного голоса и выражает и поддерживает здоровый физический и психический тонус организма, а больной, тусклый, невыразительный голос подавляет его.

Ребенок , регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое – и физическое , и психическое – здоровье, и звучание его голоса – показатель этого здоровья.

Васильева Ольга Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокальных навыков у дошкольников в игровой форме

Начинать формировать вокальные способности следует как можно раньше, и дошкольный возраст - самое благоприятное для этой работы время....

Тема: «Развитие вокальных навыков у старших дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий»

В последнее время в детской среде отмечается устойчивая тенденция роста нервно-психических заболеваний под воздействием интенсивных социально-экономических перемен в обществе. Проблема неблагополучия ...

Консультация "Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков дошкольников"

  Основное название музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить...

План-конспект НОД ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность) по развитию вокальных навыков на тему: «В музыкальном сказочном лесу»

Музыкальное развитие — это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Процесс музыкального развития ребенка – это взаимодействие и взаимообусловленность ф...

Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков у дошкольников»

Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков у дошкольников»...

Игровые попевки-в развитии вокальных навыков дошкольников.

Игровые попевки-в развитии вокальных навыков дошкольников....