Консультация для воспитателей на тему: «Значение беседы в работе с дошкольниками»
консультация (младшая группа) на тему
Словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в воспитательно - образовательной работе с детьми. Эффективным словесным методом является беседа – целенаправленное обсуждение с детьми каких – либо явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_s_doshkolnikami.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 14
Консультация для воспитателей
на тему:
«Значение беседы в работе с дошкольниками»
Воспитатель : С.В.Богданова
Беседа выявляет, как велика у детей
потребность выражать свои мысли,
как развивается их язык, если тема
беседы соответствует их интересам
и психике.
Словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в воспитательно - образовательной работе с детьми. Эффективным словесным методом является беседа – целенаправленное обсуждение с детьми каких – либо явлений. Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации уточнения представлений, полученных ребёнком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, воспитатель помогает ребёнку полнее, глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно осознаёт; в результате знания детей становятся чётче, осмысленнее.
В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определённому руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребёнка это крайне важно. Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней развивает умения детей логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребёнка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребёнка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребёнка, так и для воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания.
С развитием мышления тесно связано и развитие речи дошкольника. В беседе воспитатель учит ребёнка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника. Она имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе.
В беседе воспитатель объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребёнка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребёнка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально – нравственного воспитания.
Новый материал разумнее давать детям в повествовательной форме, используя приём дробления новой информации, предъявляемой в процессе беседы. Эта информация вводится небольшими частями – сегментами; в одном высказывании педагог даёт только одну порцию нового, дальше в процессе беседы воспитатель опирается на субъективный опыт детей, в нужный момент, обогащая их новыми знаниями (другая порция нового). Такой приём в педагогической риторике носит название «сегментация речи». Чем успешнее применяется этот приём на занятии, в процессе беседы, тем точнее и легче детям понять и усвоить новый материал.
Беседы лишь тогда протекают живо, непринуждённо, будят мысль ребёнка, удерживают внимание и оставляют глубокий след в сознании, когда материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту ребёнка. Надо лишь помнить, что понятие близкого и доступного совершенно изменилось применительно к современным детям.
Современные дети живут в информационно насыщенном, компьютеризированном мире. Телевидение, радио, компьютер, детская познавательная литература, газеты, журналы, богатая общественная жизнь, которую современный ребёнок наблюдает непосредственно на улицах, - всё это рано расширяет круг представлений и понятий нынешнего дошкольника, будит в нём новые интересы.
В связи с этим в наших условиях с детьми старшего дошкольного возраста становится возможным беседовать о таком содержании, с которым он ещё непосредственно в своём ближнем окружении не сталкивался. Конечно, знания, полученные в этих беседах, будут самыми элементарными, но они расширят кругозор детей.
Итак, чем меньше ребёнок, тем больше мы должны быть связаны беседы с его непосредственными наблюдениями. С детьми до 5 лет тематика бесед должна быть очень конкретной и касаться самых близких им явлений и предметов. Уточняя посредством бесед представления детей об известном материале, надо в то же время помнить, что простая констатация хорошо знакомых фактов не даёт ни какого толчка для прогрессивного развития мысли ребёнка. Важно, чтобы воспитатель, опираясь в беседе на субъективный опыт детей и ранее усвоенные ими знания, сумел пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал у ребёнка целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к окружающим явлениям.
Познавательный материал лишь тогда оставляет глубокий след, когда он даётся систематически, когда впечатления как бы наслаиваются одно на другое и на отрываются от жизни. Наиболее успешно беседы протекают непосредственно после того, как дети во время экскурсий, наблюдений или после прочтения педагогом рассказов получили новые впечатления.
Беседа, органически связанная с повседневной жизнью ребёнка в детском саду и в семье, не может превратиться в отработанную тему. Материал, данный в ней, должен оставить глубокий след в сознании ребенка. Чтобы это произошло, необходимо предложить ребёнку активную позицию, когда он не только наблюдающий, слушающий, иногда отвечающий, он и действующий, активно общающийся.
Поэтому важной формой речевой работы с детьми дошкольного возраста являются ситуации общения.
Ситуации общения - специально проектируемые педагогом или
возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование
коммуникативных способностей.
Важно выделить необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач общения только к освоению вопросно – ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, формирования активной ответной позиции, партнёрских отношений; и такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребёнка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками.
Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих или воспитательных задач. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски её решения, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой, умелое участие взрослого в ситуации общения в значительной мере решает успех дела. Для этого воспитателю надо хорошо продумать логическую структуру ситуации общения: последовательно расположить весь материал, преподносимый детям; подготовить соответствующие вопросы и объяснения, наглядный материал, уточняющий отдельные моменты ситуации и позволяющий сконцентрировать внимание детей. Кроме этого, педагогу необходимо знать индивидуальные особенности детей и дифференцированно подключать их к активному участию в ситуации общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему «Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста».
В настоящее время школа и родители предъявляют большие требования к подготовке детей к школьному обучению, в частности предматематической подготовке. В связи с этим эффективное развитие интеллектуальн...
Консультация для воспитателей на тему: « Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»
Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие....
Консультация для воспитателей на тему: "Значение спортивных игр"
Консультация для воспитателей на тему: "Значение спортивных игр"...
Консультация для воспитателей ДОУ Тема: «Значение и пути формирования художественно – эстетического вкуса в жизни дошкольников»
Материал, представленный в консультации, раскрывает значение и основные этапы формирования эстетического вкуса ребенка-дошкольника...
Консультация для воспитателей на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»
laquo;Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Ральф У. Эмерсон...
Консультация для воспитателей на тему :"Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольника"
Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определённого,ранее задуманного реального продукта. ...
Консультация для воспитателей на тему: "Значение трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств ребенка дошкольника.
В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в педагогич...