Проект «Использование ИКТ в музыкально – образовательной деятельности»
проект по теме
Проект «Использование ИКТ в музыкально – образовательной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_proekt_pechat.doc | 346.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад№13
Творческий проект:
«Использование ИКТ
в музыкально – образовательной деятельности»
Разработала:
музыкальный руководитель
МБДОУ д/с№13
Зорина Марина Геннадьевна
2012год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение _________________________________________ 3
Актуальность______________________________________ 5
Назначение проблемы_______________________________ 6
Разработчики проекта______________________________ 6
Участника проекта_________________________________ 6
Цель проекта ________________________ _____________ 7
Задачи___________________________________________ 7
Ожидаемые результаты_____________________________ 8
Сроки реализации проекта__________________________ 9
Ресурсы проекта____________________________________9
Схемы проектных мероприятий______________________12
Полученные результаты_____________________________
Мониторинг_______________________________________ 18
Приложения _____________________________________ 19
Интегрированное занятие по музыки «Фея музыки»
Интегрированное занятие по музыки «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро»
Занятие по восприятию музыки «Путешествие в волшебный мир музыки»___________________________________
Список литературы ___________________________________16
3
Введение
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Её шаманские ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.
Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую настоящую классическую музыку .Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются прежде всего на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям». Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его в музыкальном и эстетическом развитии .Детство является периодом наиболее благоприятным, для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.
Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций Музыка - искусство «интонируемого смысла» (Б. Асафьев), что и определяет богатство эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребёнке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран.
Так формируется полноценная личность, человек способный чувствовать и сострадать. Поэтому считаю необходимым развивать у дошкольников потребность в постоянном общении с настоящей музыкой - народной, классической и современной.
Необходимо изменить роль ребенка в музыкальном воспитании : из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
Анализ вышеизложенных идей привел меня к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями.
4
Анализ результатов анкетирования дошкольников показал, что в результате использования на занятиях музыки ИКТ повышается учебная мотивация у ребенка повышается интерес к музыке.
Основная идея, которой я руководствуюсь -это приобщение детей к музыкальной культуре через использование компьютерных технологий, что позволяет повысить интерес у детей к классической музыке., формировать вкус и любовь к классической музыке.
Что же побудило заняться заявленной проблемой?
Наблюдения за детьми во время восприятия музыки показали, что многие дети невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, и не запоминают музыкальные произведения.
Проведенный опрос среди родителей также был не утешителен: дома классическую музыку не слушают, в театры ходят очень редко, в основном звучит поп-музыка Результаты диагностического обследования
дошкольников показали низкий уровень развитости знаний о музыке.
5
Актуальность
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом – возрождение духовности нравственных ориентиров шедевров классической музыке, формирование высоко- художественного вкуса у подрастающего поколения Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в младшем дошкольном возрасте. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста стимулирует раннее творческое развитие, гармонизует растущего человека, помогает развивать психологические функции и личностные качества. Элитарность классической музыки - в ее направленности на индивидуальное восприятие, в уникальных возможностях воздействия на культуру социума и человеческой личности Длительное время музыкальная классика являлась эстетической доминантой в отечественной культуре. Все чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру, о воспитании в ребенке способности ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры. Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в России последние годы, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Самым веским доводом в пользу применения компьютера в дошкольном образовании вполне может стать тот факт, что программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты. Сегодня уже можно говорить, что введение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры Мы живем в век стремительных перемен: меняется содержание образования, внедряются новые образовательные технологии, основанные на соединении передовых научных идей с инновационной педагогической практикой .Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Сегодня детскому саду нужен такой педагог, способный строить работу с детьми на основе прогрессивный технологий и новых программ. Он должен быть творцом педагогического процесса , обладать гибким мышлением , умело использовать внедрять в работу новые инновационные технологии и проекты
6
Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования . Одним из условий успешного музыкального воспитания , несомненно, является использование аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.
Назначение проекта
Проект «Использование ИКТ в музыкально- образовательной деятельности дошкольников» рассчитан на детей 6-7лет.
Разработчики проекта
Проект разработан музыкальным руководителем МБДОУ д/с№13 ЗОРИНОЙ М. Г.
Участники проекта
В реализации проекта участвовали дети подготовительной группы СКАЗОЧНАЯ СТРАНА музыкальный руководитель Зорина М Г воспитатели, родители.
7
Цель проекта :
Развитие музыкальной культуры ребенка как компонента его духовной культуры ,освоение им ценностей музыкального искусства и формирование
на их основе музыкально-художественных способностей и нравственно-эстетических качеств личности , применяя компьютерные технологии
Задачи проекта :
- Формировать у дошкольника знания о музыке , через восприятие музыкальных произведений при помощи ИКТ
- Развивать эмоциональную отзывчивость и мотивационно -оценочную
деятельность в процессе восприятия музыки
- Приобщать детей к миру музыкального театра , используя фрагменты
видеозаписей балетных и оперных спектаклей ,используя ИКТ
- Повысить уровень музыкальной культуры педагогов ДОУ
- Активно вовлекать родителей в работу ДОУ по формированию представлений о музыкальном искусстве у детей.
8
Ожидаемые результаты
От детей | От педагогов | От родителей |
интерес к классической музыке ,дети научатся ценить ее красоту, сопереживая музыкаль- ным образам
кально-образное мыш- ление, дети научатся воспринимать музыку и размышлять о ней
о музыке ,разовьются творческие способности
ресов ,склонностей и способнотей детей в музыкальной деятельности и реализа- ция их через систему музыкальных занятий пазличного вида (с элементами музыкально- образовательной деятельности )
к миру музыкального театра |
реса и компететенции в вопросах музыки
профессионального мастерства в органи- зации самостоятельной и совместной деятель- ности вне занятий
зыкально-развивающая среда в группах
темы работы по форми- рованию представлений о музыкальном искусстве у детей дош- кольного возраста
передового педагогического опыта |
уровня знаний родителей о музыке
вовлечение родителей в работу ДОУ по формированию представления о му- зыкальном искусстве у детей
лей в обогащении предметной среды
совместных меро- проятий , активное участие родителей на празднике
активности родителей в организации музы- кальной среды вне дома (посещение музыкаль- ных постановок в театре оперы и балета) |
9
Сроки реализации проекта :
1 этап – подготовительный (сентябрь 2012 г.)
2 этап- деятельный (октябрь2012г.-ноябрь2012 г)
3 этап – оценочный (декабрь 2012 г )
Ресурсы проекта:
Работа по проекту ведется в трех направлениях
Работа с педагогами.
В работе с педагогами поставила следующие задачи:
Анкетирование воспитателей.
Приобщить воспитателей к классической музыке .
Повысить интерес к шедеврам музыкального искусства
Пополнить музыкально- развивающую среду в группах по рекомендациям
О.П Радыновой , Н.А Ветлугиной ,Н.Г Комиссаровой , Э.П Костиной , Н.Г
Кононовой. Изготовить наглядный материал по восприятию музыки.
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Анкетирование воспитателей с целью выяснения уровня музыкальной культуры у воспитателей. | Октябрь |
2 | Консультация «Музыкально- дидактические игры и их применение в самостоятельной деятельности дошкольника » | Октябрь |
3. | Консультация «Музыка в повседневной жизни дет.сада» | Ноябрь |
4 | Открытое занятие «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро» | Ноябрь |
5 | Приобщение детей к Чувашским традициям | Декабрь |
6 | Анкетирование воспитателей Диагностика | Декабрь |
Работа с детьми
В работе с детьми я поставила следующие задачи:
- Формировать у дошкольника знания о музыке , через восприятие музыкальных произведений ,используя ИКТ
- Развивать эмоциональную отзывчивость и мотивационно -оценочную деятельность в процессе восприятия музыки
- Приобщать детей к миру музыкального театра , используя фрагменты видеотеки
- Научить ценить и любить классическую музыку.
Работа по восприятию музыки ведется во всех воспитательно-образовательных блоках.
12
Схема проектных мероприятий
этапы | задачи | мероприятия | сроки | ответствен |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ |
Повышение собственной профессиональной компетенции | Изучение программно-методического материала по нап- равлению работы : Углубленное изучение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», Комплекс занятий . Н.В Корчаловской ,Н.А. Морева Музы- кальные занятия и развлечения, «Музыкального словаря в рассказах Л . Михеевой, разработок музыкально – дидактических игр Н. Г. Кононовой , Э П Костиной Л.Н. Комиссаровой , программы Д.Б. Кабалевского | Сентябрь 2012г | Музыкальн. рук-ль зорина м г |
Обеспечение воспитательно- образовательного процесса методическим материалом | Подбор программно-методического материала по направлению работы | Октябрь 20012г | Муз. рук Зорина М Г | |
Подбор диагностического материала | Август 2012г | Муз. рук | ||
Обогащение развивающей среды | Пополнение развивающей среды в группах по рекомендациям О П. Радыновой ,НА Ветлугиной ,Н.Г Кононовой ,Э.П Костиной ,Л.Н Комиссаровой | сентябрь 2012г | Воспитатели групп Муз. рук . | |
Изготовление наглядного материала, дидактических игр,презентаций | ||||
Педагогическое просвещение родителей | Анкетирование с целью выявления наличия и уровня музыкальной среды в семье | Сентябрь 2012г | Муз. рук . | |
Проведение консультаций | ||||
Оформление наглядно-агитационного материала по музыкальному развитию ребенка вне ДОУ,пополнить сайт ДОУ интересной информацией |
ДЕЯТЕЛЬНЫЙ |
Выявление уровня музыкального развития детей , уровня их знаний о музыке | Проведение диагностики уровня Знаний о музыке , их музыкальных интересов ,умений , навыков. | Сентябрь 2012г | Музыкальн. рук-ль |
Реализация поставленных задач . | Составление перспективного плана проведения музыкальных занятий различных видов с элементами музыкально-образовательной деятельности, вечеров –досугов и.т.д. Использование ИКТ на праздниках, развлечениях | Сентябрь 2012г | Музыкальн. рук-ль | |
Проведение музыкальных занятий в соответствии с перспективным планом работы | по плану в течен года | Музыкальн. рук-ль . | ||
Составление перспективного плана использования на музыкальных занятиях дидактических игр. | Сентябрь 2012г | Музыкальн. рук-ль | ||
Использование презентаций ,видео на занятиях в соответствии с перспективным планом. | по плану | Музыкальн. рук-ль | ||
Разработка конспектов музыкальных занятий различных видов с элементами музыкально – образовательной деятельности | по плану | Музыкальн. рук-ль | ||
Применение в работе с детьми методов педагогического воздействия,формирующих интнрес к музыке | В течении года | Муз.рук. | ||
Индивидуальная работа | по плану | Муз.рук . |
ОЦЕНОЧНЫЙ ДЕЯТЕЛЬНЫЙ |
| Оформление картотеки музыкально- дидактических игр Подбор и составление презентаций по музыке | В течении года | Музыкальн. рук-ль . |
Работа с родителями Оценка эффективности проведения работы с детьми по определению уровня знаний о музыке на музыкальных занятиях Оценка эффективности работы педагога Оценка эффективности работы с родителями | Выступление на родительских собраниях | В течении года В течении года Декабрь 2012 Декабрь 2012 Декабрь 2012 декабрь 2012 |
рук-ль Музыкальн. рук-ль | |
Наглядная агитация для родителей с Целью привлечь их внимание к классической музыке | ||||
Консультации с родителями Диагностика знаний о музыке Подведение итогов работы Презентация проекта Определение перспективной работы Анкетирование Обобщение опыта музыкального воспитания детей |
16
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org
Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru
Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. – www.festival.1september.ru
«Музыка в школе». Научно-методический журнал. 2007/5,6. Раздел
«Музыкальная электроника».
Никитина Н.Н. «Организация учебного процесса с использованием
возможностей ИКТ» http://pedsovet.org/
Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru
Чепкасова О.А. «Использование ИКТ на уроках образовательной области
«Искусство». Материалы сайта www.it-n.ru «Сеть творческих учителей».
Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л “Вопросы Интернет-образования”, № 44
Шалаева Г П.«Музыка» АСТ Слово Москва 2009г
Яртова Л.А. «Музыкальные встречи »М., 2002г
Корчаловская Н.В. «Комплексные занятия по восприятию музыки» М., 2008
.Морева Н.А «Музыкальные занятия и развлечения в ДОУ». М, Просвящение 2006г
Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. Радынова О.П., Груздова И.В.,Комиссарова И.Н.-М.: Издательский центр «Академия». – 1999.
17
ДЕТСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ И КЛИПЫ. Главная. Наши авторы. Список всех презентаций.
viki.rdf.ru
Презентации | Детские электронные презентации | Презентации...
umnyedetki.ru›
школьные детские презентации
dmsuslin.narod.ru›club-licey21.htm копия ещё
PowerPoint - Почемучка
pochemu4ka.ru/index/0-402
18
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОЕКТА
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуются музыкальные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа) и высоко формализованных (тестов, методов) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Мониторинг проходит 2 раза в год: в начале года с 1 сентября по 15 сентября, в конце года с 1 мая по 15 мая начиная со второй младшей группы по подготовительную группу; в первой младшей группе в начале года дети проходят адаптационный период, в конце года с 1мая по 15 мая проходит мониторинг.
Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.
Для достижения педагогических целей, наличия объективной и достоверной информации о развитии личности воспитанника, о состоянии и результатах воспитательно-образовательного процесса применяем диагностический инструментарий, направленный на эффективность и результативность.
Промежуточные результаты раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной группе освоения Программы по музыкальному развития детей и образовательной области, и отвечают следующим требованиям:
- соответствия возрастным особенностям детей дошкольного возраста;
- возможности достижения их нормально развивающимися детьми в ходе освоения Программы;
- проверяемости (достоверности подтверждения их достижения).
Результаты промежуточного мониторинга отражаются в таблицу.
19
МОНИТОРИНГ
достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы детьми группы сказочная страна
Ф.И. ребенка | Образовательная область «Музыка» | |||||||
Восприятие | Пение | Музыка и движение | Элементарное музицирование | Песенное творчество | Танцевальное творчество | Музыкально – игровое творчество | Итого: | |
20
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
Условные обозначения уровней музыкального развития детей:
(в) – «высокий» или 3 балла
- Творческая активность ребенка, точное выразительное выполнение задания с помощью взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)
(с) – «средний» или 2 балла
- Эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее. Ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.
(н) – «низкий» или 1 балл
- Ребенок малоэмоционален; ровно, спокойно относится к музыке, музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен.
21
- закрепление изложенного материала (обучающие программы)
- проведение практических занятий, самостоятельной работы;
- контроль и проверка знаний детей(викторины, тесты)
- диагностика качества обучения (тесты);
- подготовка презентаций, докладов, выступлений;
- самообразование учащихся и педагогов;
- Видеосъемка и фотосъемка праздников и развлечений и на их основе создание презентации и видеотеки;
- получение информации через подключение к Интернету;
22
Результаты диагностики музыкального развития детей
за 2011-2012 учебный год
Выпускные группы
уровень | Октябрь2011 | Май 2011 |
высокий | 32% | |
средний | 46% | |
низкий | 22% |
ПРИЛОЖЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ МУЗЫКАЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Здоровье ребёнка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие (Всемирная организация здравоохранения). Здоровье детей, как зе...
Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности музыкального руководителя в ДОУ при работе с речевыми нарушениями у детей.
Использование современных технологии в НОД в ДОУ в разных видах музыкальной деятельности....
Педагогический проект « Использование камешков Марблс в образовательной деятельности воспитателя в младшей группе»
Цель проекта: развитие у детей познавательного интереса, интеллектуального развития детей; развитие моторики рук, мышления и речи детей, применяя игры с камешками Марблс....
Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности музыкального руководителя в ДОУ при работе с речевыми нарушениями у детей.
Тяжелые нарушения речи у детей в последнее время встречаются, к сожалению всё чаще. Это затрудняет общение, отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, снижает познавательную активность....