Проект «Использование ИКТ в музыкально – образовательной деятельности»
проект по теме

Зорина Марина Геннадьевна

Проект «Использование ИКТ в музыкально – образовательной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_proekt_pechat.doc346.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№13

Творческий проект:

«Использование ИКТ

в музыкально – образовательной деятельности»

           

            Разработала:

                                        музыкальный руководитель

                                        МБДОУ д/с№13

                                        Зорина  Марина Геннадьевна

2012год


СОДЕРЖАНИЕ

Введение _________________________________________    3                                                                   

Актуальность______________________________________  5        

Назначение проблемы_______________________________ 6

Разработчики проекта______________________________   6

Участника проекта_________________________________  6

Цель проекта ________________________ _____________   7

Задачи___________________________________________     7

Ожидаемые результаты_____________________________ 8

Сроки реализации проекта__________________________ 9

Ресурсы проекта____________________________________9

Схемы проектных мероприятий______________________12

Полученные результаты_____________________________

Мониторинг_______________________________________  18

Приложения _____________________________________     19

Интегрированное занятие по музыки «Фея музыки»

Интегрированное занятие по музыки «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро»                                  

Занятие по восприятию музыки «Путешествие в волшебный мир музыки»___________________________________

Список литературы ___________________________________16


3

Введение

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Её шаманские ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.
Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую настоящую классическую музыку .Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются прежде всего на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям». Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его в музыкальном и эстетическом развитии .Детство является периодом наиболее благоприятным, для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.
Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций Музыка - искусство «интонируемого смысла» (Б. Асафьев), что и определяет богатство эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребёнке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран.
Так формируется полноценная личность, человек способный чувствовать и сострадать. Поэтому считаю необходимым развивать у дошкольников потребность в постоянном общении с настоящей музыкой - народной, классической и современной.
 

Необходимо изменить роль ребенка в музыкальном  воспитании : из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

Анализ вышеизложенных идей привел меня к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями.

4

Анализ результатов анкетирования дошкольников  показал, что в результате использования на занятиях музыки ИКТ повышается учебная мотивация у ребенка повышается интерес к музыке.

Основная идея,  которой я руководствуюсь -это  приобщение детей к музыкальной культуре через использование компьютерных технологий, что позволяет повысить интерес у детей к классической музыке., формировать вкус и любовь к классической музыке.

Что же побудило заняться заявленной проблемой?

Наблюдения за детьми во время восприятия музыки показали, что многие дети невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, и не запоминают музыкальные произведения.
 Проведенный опрос среди родителей также был не утешителен: дома классическую музыку не слушают, в театры ходят очень редко, в основном звучит  поп-музыка         Результаты диагностического обследования
дошкольников показали низкий уровень развитости знаний о музыке.


5

 Актуальность

Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом – возрождение духовности нравственных ориентиров шедевров классической музыке, формирование высоко- художественного вкуса у подрастающего поколения Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в младшем дошкольном возрасте. Эстетическое воспитание детей  дошкольного возраста стимулирует раннее творческое развитие, гармонизует растущего человека, помогает развивать психологические функции и личностные качества. Элитарность классической музыки - в ее направленности на индивидуальное восприятие, в уникальных возможностях воздействия на культуру социума и человеческой личности Длительное время музыкальная классика являлась эстетической доминантой в отечественной культуре. Все чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру, о воспитании в ребенке способности ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры. Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в России последние годы, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Самым веским доводом в пользу применения компьютера в дошкольном образовании вполне может стать тот факт, что программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты. Сегодня уже можно говорить, что введение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры     Мы живем в век стремительных перемен: меняется  содержание образования, внедряются новые образовательные технологии, основанные на соединении  передовых научных идей  с инновационной педагогической практикой .Происходящие  изменения в системе дошкольного образования  обусловлены объективной  потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Основным механизмом таких перемен является  поиск и освоение инноваций, способствующих качественным  изменениям в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

     Сегодня детскому саду нужен такой педагог, способный строить работу с детьми  на  основе прогрессивный технологий и новых программ. Он должен быть творцом педагогического процесса , обладать гибким мышлением , умело использовать  внедрять в работу новые инновационные технологии и проекты

6

Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.  Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования . Одним из условий успешного музыкального воспитания , несомненно, является использование аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.

Назначение проекта

Проект «Использование ИКТ в музыкально- образовательной деятельности дошкольников» рассчитан на детей 6-7лет.

Разработчики проекта

Проект разработан музыкальным руководителем МБДОУ д/с№13 ЗОРИНОЙ  М. Г.

Участники проекта

В реализации проекта участвовали дети подготовительной группы СКАЗОЧНАЯ СТРАНА музыкальный руководитель Зорина М Г воспитатели, родители.


7

Цель проекта :

Развитие музыкальной культуры ребенка как компонента его духовной культуры ,освоение им ценностей музыкального искусства и формирование

на их основе  музыкально-художественных способностей и нравственно-эстетических качеств личности , применяя  компьютерные технологии

Задачи  проекта :

  • Формировать у дошкольника  знания о музыке , через восприятие музыкальных произведений  при помощи ИКТ
  • Развивать эмоциональную отзывчивость и мотивационно -оценочную

деятельность в процессе восприятия музыки

  • Приобщать детей к  миру музыкального театра , используя фрагменты

видеозаписей  балетных и оперных спектаклей ,используя ИКТ

  • Повысить уровень музыкальной культуры педагогов ДОУ
  • Активно вовлекать родителей в работу ДОУ по формированию представлений о  музыкальном искусстве у детей.

8

 Ожидаемые результаты

От детей

От педагогов

От родителей

  • У детей привьется

интерес к классической

музыке ,дети научатся

ценить ее красоту, сопереживая музыкаль-

ным  образам

  • Разовьется музы-

кально-образное  мыш-

ление, дети научатся

воспринимать музыку и

размышлять о ней

  • Обогатятся знания

о музыке ,разовьются

творческие способности

  • Выявление инте-

ресов ,склонностей и

способнотей  детей  в

музыкальной деятельности и реализа-

ция их через систему

музыкальных занятий

пазличного вида

(с элементами музыкально- образовательной деятельности )    

  • Дети приобщаться

к миру музыкального

театра

  • Повышение  инте-

реса и компететенции в

вопросах музыки

  • Повышение

профессионального

мастерства в органи-

зации самостоятельной

и совместной деятель-

ности  вне занятий

  • Пополнится му-

зыкально-развивающая

среда в группах

  • Внедрение сис-

темы работы по форми-

рованию представлений

о музыкальном

искусстве у детей дош-

кольного возраста

  • Распостранение

передового  педагогического опыта

  • Обогащение  

уровня знаний  родителей о музыке

  • Активное

вовлечение родителей

в работу ДОУ по

формированию

представления о му-

зыкальном  искусстве

у детей

  • Участие  родите-

лей в обогащении  

предметной среды

  • Проведение

совместных меро-

проятий , активное

участие родителей

на празднике

  • Стимулирование

активности родителей

в организации музы-

кальной среды вне  дома

(посещение музыкаль-

ных постановок в театре

 оперы и балета)

9

Сроки реализации проекта :

                                  1 этап – подготовительный (сентябрь 2012 г.)

                                  2 этап-  деятельный  (октябрь2012г.-ноябрь2012 г)

                                  3 этап – оценочный  (декабрь 2012 г )

Ресурсы проекта:

Работа по проекту ведется в трех направлениях

                                                         

    Работа с педагогами.

В работе с педагогами поставила следующие  задачи:

Анкетирование воспитателей.

Приобщить воспитателей  к классической музыке .

Повысить интерес к шедеврам музыкального искусства

Пополнить музыкально- развивающую среду в группах по рекомендациям

О.П Радыновой , Н.А Ветлугиной ,Н.Г Комиссаровой , Э.П Костиной , Н.Г

Кононовой. Изготовить наглядный материал по восприятию музыки.

Мероприятия

Сроки

1

Анкетирование  воспитателей с целью выяснения уровня  музыкальной  культуры у воспитателей.

Октябрь

2

 Консультация «Музыкально- дидактические игры и их применение  в   самостоятельной  деятельности дошкольника »

Октябрь

3.

Консультация «Музыка в  повседневной жизни дет.сада»

Ноябрь

4

Открытое занятие «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро»

Ноябрь

5

Приобщение детей к Чувашским традициям

Декабрь

6

Анкетирование  воспитателей Диагностика

Декабрь

                                       Работа с детьми

В работе с детьми я поставила следующие  задачи:

  • Формировать у дошкольника  знания о музыке , через восприятие музыкальных произведений ,используя ИКТ
  • Развивать эмоциональную отзывчивость и мотивационно -оценочную деятельность в процессе восприятия музыки
  • Приобщать детей к  миру музыкального театра , используя фрагменты видеотеки
  • Научить ценить и любить классическую музыку.

Работа по восприятию музыки ведется во всех воспитательно-образовательных  блоках.


12

Схема проектных мероприятий

этапы

задачи

мероприятия

сроки

ответствен

                                                                      ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

 

Повышение собственной профессиональной компетенции

Изучение программно-методического материала по нап-

равлению работы :

Углубленное изучение программы

О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», Комплекс занятий  . Н.В

Корчаловской ,Н.А. Морева Музы-

кальные занятия и развлечения,

«Музыкального словаря в рассказах Л . Михеевой, разработок  музыкально – дидактических игр Н. Г. Кононовой , Э П Костиной Л.Н.

Комиссаровой , программы Д.Б. Кабалевского

Сентябрь

2012г

Музыкальн.

рук-ль

зорина м г

Обеспечение

воспитательно-

образовательного

процесса методическим материалом

Подбор программно-методического

материала по направлению работы

Октябрь

20012г

Муз. рук

Зорина М Г

Подбор диагностического материала

Август

2012г

Муз. рук

Обогащение развивающей среды

Пополнение развивающей среды в группах по рекомендациям О П. Радыновой ,НА Ветлугиной ,Н.Г

Кононовой ,Э.П Костиной ,Л.Н

Комиссаровой

сентябрь

2012г

Воспитатели групп

Муз. рук

.

Изготовление наглядного материала,

дидактических игр,презентаций

Педагогическое

просвещение

родителей

Анкетирование с целью выявления

наличия и уровня музыкальной среды

в семье

Сентябрь

2012г

Муз. рук

.

Проведение консультаций

Оформление наглядно-агитационного

материала по музыкальному развитию

ребенка вне ДОУ,пополнить сайт ДОУ

интересной информацией

                                                               ДЕЯТЕЛЬНЫЙ                                                                                                                              

 

Выявление уровня музыкального

развития детей , уровня их знаний о музыке

Проведение диагностики уровня

Знаний о музыке , их музыкальных интересов ,умений , навыков.

Сентябрь

2012г

Музыкальн.

рук-ль

Реализация поставленных

задач .

Составление перспективного плана

проведения музыкальных занятий

различных видов с элементами музыкально-образовательной

деятельности, вечеров –досугов и.т.д.

Использование ИКТ на праздниках, развлечениях

Сентябрь

2012г

Музыкальн.

рук-ль

Проведение музыкальных занятий в

соответствии с перспективным планом работы

по плану

в течен

года

Музыкальн.

рук-ль

.

Составление перспективного плана

использования на музыкальных занятиях дидактических игр.

Сентябрь

2012г

Музыкальн.

рук-ль

Использование презентаций ,видео на занятиях в соответствии с перспективным планом.

по плану

Музыкальн.

рук-ль

Разработка конспектов музыкальных занятий различных видов с элементами музыкально – образовательной деятельности

по плану

Музыкальн.

рук-ль

Применение в работе с детьми методов

педагогического воздействия,формирующих интнрес  к

музыке

В течении

года

Муз.рук.

Индивидуальная работа

по плану

Муз.рук

.

ОЦЕНОЧНЫЙ                                                                        ДЕЯТЕЛЬНЫЙ                                                                                                                              

 

Оформление картотеки музыкально-

дидактических игр

Подбор и составление презентаций по музыке

В течении

 года

Музыкальн.

рук-ль

.

Работа с родителями

Оценка эффективности

проведения работы с

детьми по определению уровня

знаний о музыке на

музыкальных занятиях

Оценка эффективности работы педагога

Оценка эффективности работы с родителями

Выступление на родительских собраниях

 В течении

   года

В течении года

Декабрь 2012

Декабрь 2012

Декабрь 2012

декабрь 2012

 

рук-ль

Музыкальн.

рук-ль

Наглядная агитация для родителей с

Целью привлечь их внимание к классической музыке

Консультации с родителями

Диагностика знаний о музыке

Подведение итогов работы

Презентация проекта

Определение перспективной работы

Анкетирование

Обобщение опыта музыкального воспитания детей

16

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. 

Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org

Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru

Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. – www.festival.1september.ru 

«Музыка в школе». Научно-методический журнал. 2007/5,6. Раздел
«Музыкальная электроника».


Никитина Н.Н. «Организация учебного процесса с использованием
возможностей ИКТ»
http://pedsovet.org/

 Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru

Чепкасова О.А. «Использование ИКТ на уроках образовательной области
«Искусство». Материалы сайта
www.it-n.ru «Сеть творческих учителей».

Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л “Вопросы Интернет-образования”, № 44

Шалаева  Г П.«Музыка» АСТ Слово Москва 2009г

Яртова Л.А. «Музыкальные  встречи »М., 2002г

Корчаловская Н.В. «Комплексные занятия по восприятию  музыки» М., 2008

.Морева Н.А «Музыкальные занятия и развлечения в ДОУ». М, Просвящение 2006г

Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников.              Радынова О.П., Груздова И.В.,Комиссарова И.Н.-М.: Издательский центр «Академия». – 1999.

17

ДЕТСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ И КЛИПЫ. Главная. Наши авторы. Список всех презентаций.

viki.rdf.ru

 Презентации | Детские электронные презентации | Презентации...

 umnyedetki.ru›

школьные детские презентации

dmsuslin.narod.ru›club-licey21.htm копия ещё

PowerPoint - Почемучка

pochemu4ka.ru/index/0-402


18

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ПРОЕКТА

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга)  обеспечивает  комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет  осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

В процессе мониторинга исследуются музыкальные  качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования.  Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа) и высоко формализованных (тестов, методов) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг проходит 2 раза в год: в начале года с 1 сентября по 15 сентября, в конце года с 1 мая по 15 мая начиная со второй младшей группы по подготовительную группу;  в первой младшей группе в начале года дети проходят адаптационный период, в конце года с 1мая по 15 мая проходит мониторинг.

Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

Для достижения педагогических целей, наличия объективной и достоверной информации о развитии личности воспитанника, о состоянии и результатах воспитательно-образовательного процесса применяем диагностический инструментарий, направленный на эффективность  и результативность.

Промежуточные результаты раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной группе освоения Программы по музыкальному  развития детей и образовательной  области,  и  отвечают следующим требованиям:

  • соответствия возрастным особенностям детей дошкольного возраста;
  • возможности достижения их нормально развивающимися детьми в ходе освоения Программы;
  • проверяемости  (достоверности подтверждения их достижения).

Результаты промежуточного мониторинга отражаются в таблицу.

19

МОНИТОРИНГ

достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы  детьми группы сказочная страна

Ф.И. ребенка

Образовательная  область «Музыка»

Восприятие

Пение

Музыка и движение

Элементарное музицирование

Песенное творчество

Танцевальное творчество

Музыкально – игровое творчество

Итого:

20

ТРЕБОВАНИЯ К  УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

Условные обозначения уровней музыкального развития детей:

 (в) – «высокий» или 3 балла

  • Творческая активность ребенка,  точное выразительное  выполнение задания с  помощью взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)

(с) – «средний» или 2 балла

  • Эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее. Ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.

(н) – «низкий» или 1 балл

  • Ребенок малоэмоционален; ровно, спокойно относится к музыке, музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен.


21

  • закрепление изложенного материала (обучающие программы)
  • проведение практических занятий, самостоятельной работы;
  • контроль и проверка знаний  детей(викторины, тесты)
  • диагностика качества обучения (тесты);
  • подготовка презентаций, докладов, выступлений;
  • самообразование учащихся и педагогов;
  • Видеосъемка и фотосъемка праздников и развлечений и на их основе создание  презентации и видеотеки;
  • получение информации через подключение к Интернету;

22

Результаты диагностики музыкального развития детей

за 2011-2012 учебный год

Выпускные  группы

уровень

Октябрь2011

Май 2011

высокий

32%

средний

46%

низкий

22%

 

       


ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ МУЗЫКАЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Здоровье ребёнка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие (Всемирная организация здравоохранения). Здоровье детей, как зе...

Педагогический проект « Использование камешков Марблс в образовательной деятельности воспитателя в младшей группе»

Цель проекта: развитие у детей познавательного интереса, интеллектуального развития детей; развитие моторики рук, мышления и речи детей, применяя игры с камешками Марблс....

Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности музыкального руководителя в ДОУ при работе с речевыми нарушениями у детей.

Тяжелые нарушения речи у детей в последнее время встречаются, к сожалению всё чаще. Это затрудняет общение, отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, снижает познавательную активность....