«Организация педагогической помощи детям с низкой познавательной активностью в условиях группы детского сада общеобразовательного вида»
статья по коррекционной педагогике

Иванова Оксана Ивановна

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности человека в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка в дошкольном детстве не получает должного развития, то в последствии не удаётся реализовать его в полной мере.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация педагогической помощи детям с низкой познавательной активностью в условиях группы детского сада общеобразовательного вида»

О.И. Иванова, воспитатель МБДОУ

детского сада общеразвивающего

 вида №19 «Ласточка» г.Новоалтайска

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности человека в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка в дошкольном детстве не получает должного развития, то в последствии не удаётся реализовать его в полной мере.

Ребёнок дошкольник сам по своей природе – любознательный, ему свойственно стремление ко всему новому, не зря же их зовут «Почемучками». Но практика показывает, что далеко не все дети являются такими. В группе встречаются пять-шесть детей, которые отличаются  от других. Они малоактивны в образовательной деятельности, требующей познавательной активности, плохо запоминают информацию. У них снижена произвольность, они легко отвлекаются, мешают другим детям, быстро устают, уклоняются от ответов, делают ошибки при выполнении практических заданий, так как не могут в полной мере понять смысл инструкции воспитателя.

        Без специальной помощи со стороны педагогов, таких детей невозможно подготовить к дошкольному обучению.

 На протяжении многих лет, работая с такими детьми, я выработала систему оказания им педагогической поддержки, которая направлена на:

  • Формирование у детей мотивации к деятельности;
  • Произвольности поведения и деятельности;
  • Вовлечение детей в образовательный процесс;
  • Стимуляцию познавательного развития;
  • Формирование адаптивных способностей.

Во время диагностики, стремлюсь выявить склонности и интересы ребёнка. Как правило, у каждого из них есть интерес в какой-либо области. Кто-то оживляется, когда речь заходит о животных, другой о технике. В дальнейшем, выстраивая образовательный процесс, начинаю работу по формированию познавательной активности, с учётом интересов каждого из них, вовлекая в другую область. Например, зная, что ребёнка интересует тема «домашние животные», завожу разговор о них. Он начинает с увлечением рассказывать всё, что знает о кошке, собаке, корове. Я слушаю, затем говорю: «А знаешь, у них есть соседи. Хочешь, я тебе рассажу о них?». Таким образом, мы переходим к теме «Домашние птицы». На занятии по формированию элементарных математических представлений, учитываю интересы детей при подборе счётного материала, составлении задач. Например, зная склонность ребёнка к технике, составляю условия задачи: «На стоянке стояло два автомобиля, одна машина уехала. Сколько машин осталось на стоянке?».

Хорошо привлекаю внимание детей к познавательной активности, методы эмоционального стимулирования: сюрпризные моменты, создание ситуации ожидания, проблемные ситуации, внесение в предметно-развивающее пространство группы нового предмета, атрибута, и другие методы. Тема «Изучение свойств предметов», требует от детей высокой познавательной активности, поэтому без специального приёма, привлечь к ней детей с низкой познавательной активностью, сложно. Перед ознакомлением со свойствами снега, приношу в группу снежинки, подзываю к себе детей, требующих особого подхода, показываю снежинки и говорю: «Посмотрите, какой красивый снежок я слепила, вам нравится? Мне тоже, даже жалко оставлять его на улице. Поэтому я принесла его в группу». Мы берём снежок и кладём на красивую тарелочку. Дети завтракают, после чего, я предлагаю им ещё раз полюбоваться на снежок. Каково же было их изумление, что снежок исчез, куда же он делся? В начале, дети предполагают, что его кто-то взял, лишь затем, обращая внимание на воду, и познавательный процесс пошёл.

Ещё одна проблема отказа детей от познавательной деятельности  - это боязнь неуспеха, поэтому при планировании образовательной деятельности, заранее продумываю, какое задание им будет по силам, создавая тем самым ситуацию успеха. Подбадриваю ребёнка: «У тебя обязательно получится», «ты такой умный, ты справишься, если у тебя что-то не будет получаться, я помогу». Ребёнок, чувствуя, мою поддержку, успокаивается, и  принимается за работу. В конце обязательно хвалю: «Какой ты, Алёша, молодец, - так хорошо справился!».

Похвалу всегда использую адресно, называю ребёнка по имени, использую тактильный контакт, отмечаю, что конкретно у него получилось особенно хорошо. Мотивирую его к последующей деятельности: «А в следующий раз, у тебя получится ещё лучше». В связи с тем, что у детей данной категории, повышенная отвлекаемость, быстро наступает пресыщение деятельностью, в ходе образовательного процесса, внимательно наблюдаю за ними. Если они теряют интерес к тому, чем мы занимаемся, предлагаю им другой приём, на котором можно отрабатывать изучаемую тему на другом материале. Например, обучая детей классификации транспорта, по признаку передвижения, использую следующие приёмы: дидактические игры («Четвёртый лишний», «На земле, на воде, на воздухе», «Перфокарты»). У детей есть возможность в приёмах с различным сюжетным содержанием, закрепить изучаемый материал.

Работая с детьми с низкой познавательной активностью, я пришла к выводу, что эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества является игровая деятельность и создание положительных эмоциональных ситуаций.

Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к самостоятельной деятельности, помогает усвоить любой учебный материал. А ведь игра еще и мощный лечебный фактор. Благодаря ей, ребенок освобождается от страха, агрессии, нарушения поведения.

В своей работе я  взяла  за основу методики игровых комплексов

И. Захарова, Р. Овчарова, где основная форма занятий – игра.

В своей практической деятельности через игру я стремлюсь реализовать задачи:

  • Развлекательные;
  • Коммуникативные;
  • Диагностические;
  • функцию коррекции;
  • Социализации.

Принимаю ребенка таким, какой он есть. Добиваюсь того, чтобы ребенок говорил о своих чувствах более открыто и раскованно. Ребенок – хозяин своего положения. Не тороплю и не замедляю игру.

Задачи, которые решаются в процессе игры:

  • Чувство переживания;
  • Развивается система самооценки, самосознания,       появляется уверенность в себе;
  • ребенок получает опыт новых взаимоотношений;
  • специфичность обстановки, контакта;
  • безоговорочная симпатия и участие к каждому ребенку.

Важный фактор на занятиях играет улыбка, активность самого ребенка.

Игра – это  мощный лечебный фактор.

Благодаря определенному сюжету ролевой игры ребенок освобождается от многих негативных эмоций (страха, агрессии, нарушение поведения). Эмоции – непосредственное отражение, переживание сложившихся ситуаций, а не рефлексия. Они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Игры выполняют большую коммуникативную роль. С их помощью ребенок учится устанавливать контакты. На своих занятиях я использую игры с многоцелевым назначением: для забавы, для речевого и умственного развития каждого ребенка.

Причиной низкой познавательной активности детей, является низкая произвольность, поэтому я целенаправленно работаю над этой проблемой,  используя для этого подвижные игры: «Кот и мыши», «Муравьиные шажки», «Совушка-сова», «Море волнуется», комплекс игр, направленных на формирование произвольного внимания: «Графический диктант», «Нарисуй по образцу», «Заполни кружки». Вводим с детьми в группу правило, которое живёт с нами, пока мы не научимся его выполнять. Формирует произвольность у детей конструирование по образцу, рисунку-схеме.

Организуя сюжетные игры, я имею возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе детей через их игровые взаимоотношения, путем продуманного распределения между детьми игровых ролей.

В результате игры взаимоотношения внутри группы стали иными. Не стало непризнанных. Симпатии распределились более равномерно. В целом характер общения стал более благоприятным, отношение – «оздоровленными».

Игры являются эффективным средством воздействия на неконтактных детей, детей с заторможенной речью, повышенной тревожностью и т.д. Часто эти дети осознанно или неосознанно боятся вступить в общение. Стараюсь снять у них этот психологический барьер.

Приведу пример некоторых форм игры:

  • Рассказ по кругу.
  • Проигрывание известных сказок.
  • Сочинение своих сказок.

Для детей очень важен психологический климат, теплые отношения, только в такой среде они могут раскрыться. И такие занятия помогают сплочению коллектива, более теплому отношению друг к другу. Смысл таких занятий – помочь осознать детям свою индивидуальность, свою значимость.

Организованная таким образом работа, позволяет сформировать у детей с низкой познавательной активностью мотивацию к познавательной деятельности, произвольность поведения и деятельности, что в свою очередь, позволяет существенно расширить кругозор детей, выровнить  их стартовые возможности для успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа в условиях ГБОУ детского сада общеразвивающего вида.

Данная презентация знакомит с системой работы учителя-логопеда в условиях ГБОУ детского сада общеразвивающего вида. Презентация создавалась для родительского собрания, может быть использован...

"Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада".

В статье раскрываются особенности организации педагогического процесса и специфика формирования культуры общения в разновозрастной группе детского сада....

«Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада».

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности....

Доклад из опыта работы по теме: «Речевая активность в условиях социализации детского сада» в подготовительной группе

В данном докладе описан опыт работы по развитию речевой  активности воспитанников подготовительной к школе группы в условиях социализации детского сада....

Сообщение для педагогов "Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада"

Сообщение для педагогов "Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения   в разновозрастной группе детского сада"...