Экологическое воспитание в подготовительной к школе группе
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

Редникина Наталья Валерьевна

Задачи в соответствии с ФГТ. Теория и практика : Тематические пректы; НОД; в ходе режимных моментов; взаимодействие с родителями и социальными партнёрами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание

     Большое внимание в нашей школе уделяется экологическому воспитанию учащихся.    Начинается такая воспитательно - образовательная работа уже с воспитанниками группы дошкольного образования.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике  дошкольного воспитания.

Основные цели и задачи экологического воспитания прописаны  в «Основной общеобразовательной программе для группы дошкольного образования»     МКОУ «Соловьёвская СОШ»  в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой в соответствии с ФГТ:

- развитие познавательно-исследовательской деятельности;

-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

-расширять представления о многообразии природных явлений, объектах, о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе; обогащать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных;

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

-приобщение к правилам безопасного для человека и мира природы поведения;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы  ситуациям;

-воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке;

-воспитание экологической культуры взрослого населения (родителей).

Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя,  нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы эти правила были прочувствованы и поняты ребятами, поэтому были разработаны тематические проекты и мероприятия по теме, дидактические и сюжетно – ролевые игры, познавательно – исследовательская деятельность, продуктивная, труд в природе и т.п.  Особое значение придается  факту возможности реализации всех мероприятий через групповую и индивидуальную работу с детьми группы в  непосредственно образовательной деятельности,  в ходе режимных моментов, через организацию самостоятельной деятельности ребят и взаимодействие с социальными партнёрами.

      Тематические проекты:

В каждом сезонном тематическом проекте есть моно проект, направленный на воспитание экологической культуры:

  • Экологическая акция «Земля – наш общий дом!»

- привлечь внимание взрослого населения села к необходимости сохранения объектов природы, о значимости экологического воспитания для подрастающего поколения.

  • «Операция «Чистый воздух»:

  - Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Закрепить понятия о живой и не живой природе.  Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле; пополнить знания детей о воздухе – невидимый, бесцветный, может передвигаться, в воде виден в виде пузырьков. Расширить представления о движении воздуха, о природном явлении, о знании воздуха для человека. Формирование представлений о том, что воздух помогают очищать деревья, кустарники и прочие растения. Воспитывать интерес к окружающей жизни, явлениям и объектам живой и неживой природы, желание беречь её (природу). 

Итоговое мероприятие:  высадить совместно с педагогами, родителями и детьми любое растение, молодое деревце во дворе дома, на участке школы и в парке.

  • «Будет чистая водица – смогут все умыться и напиться!»:

         -  Создание условий для формирования у ребенка знаний о природе, элементов экологической грамотности;  расширять представления детей о свойствах воды; формировать представления о значении воды в жизни человека, животных, птиц, растений; помочь детям понять, что чистая вода полезна для всего живого, а грязная вода – губительна.

Итоговое мероприятие: семейный  проект- составление памятки «Поможем сберечь водоёмы!»

  • «Поможем зимующим птицам пережить суровую сибирскую зиму!»:

- Закреплять знания о многообразии зимующих птиц нашей местности; формировать умения и навыки наблюдения за птицами; воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам; формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней.

Итоговое мероприятие: Развлечение «Птичья столовая».

  • «Чистое село!»:   - Воспитание экологической культуры; помочь ребятам понять, что от действий взрослых и детей зависит, будут ли наши улицы, парки и др. общ. места чистыми; дать представления об утилизации бытовых отходов и мусора.

Итоговое мероприятие: Трудовой десант «Чистое село» (уборка территории группового участка; совместная  с старшей группой МБДОУ «Соловьёвский  д/с» уборка территории памятника Павшим солдатам ВОВ.        

Непосредственно – образовательная деятельность:    

Беседы, дидактические игры

«Природа и человек. Лето»

-углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой; формировать ответственность за совершение разнообразных действий с окружающей действительности; учить отражать свои впечатления о лете в рисунке.

«Как звери готовятся к зиме»

-расширять представления о диких животных, знания о том, как звери готовятся к зиме; учить рисовать белочку по  рисунку – схеме.

«Природа и мы»

-закреплять и углублять представления о растениях луга (поля); учить правильному поведению в природе; познакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива); развивать стремление запечатлевать это в рисунке,  воображение.

«Уголок планеты, где мы живём. Любимый сердцу уголок»

-формировать представление об экологических проблемах родного села; познакомить с растительным и животным миром своей местности; воспитывать любовь к родному краю. Учить передавать в рисунке образ дорогого сердечку места, связанного с окружающей природой.

      «Рассказ по предметным  картинам «Явления природы» 

-формировать умение составлять коллективный рассказ по предметным картинам; учить сравнивать явления природы по признакам  различия и сходства; подбирать синонимы и антонимы, выделяя существенные признаки предмета.

«Дерево умеет плавать»

-расширять представление о дереве, его качествах и свойствах, о пользе для человека и окружающего мира; учить устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материалов и способом использования.

«Подземные богатства Земли»

-расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми(гранит, известняк, глина, каменный уголь, железная руда, песок); дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту(воды, энергии, газа); формировать экологически грамотное поведение в быту и природе.

       «Юный эколог»

-расширять представление о профессиях; познакомить с профессией лесничего; воспитывать бережное отношение к миру природы.

«Зимующие птицы»

-познакомить с зимующими птицами; изучить их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами.

«Домашние и дикие животные»

-закрепить знания об отличии диких животных от домашних; продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, обобщать; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

«Растения и жизнь на Земле»

-подвести к пониманию того, что разнообразный растительный и животный мир являются необходимым звеном в цепочке экосистемы на Земле; дать представление о простейшей пищевой цепочке: трава-травоядное-хищник.

«Лес и Человек»

-познакомить с видами леса (хвойный, смешанный, лиственный); расширять знания детей о растениях леса; закреплять знания об «этажах» леса, умение узнавать птиц по голосам и внешнему виду; продолжать знакомить с Красной книгой.

«Растения рядом с нами»

-расширят и уточнять представления о комнатных растениях; закреплять представления о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почва; продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений; воспитывать желание ухаживать за растениями.

«Праздник Земли»

-продолжать знакомить с законами природы; формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде, представление о том, что вода- составная часть всех живых организмов планеты.

«Русская берёзка»

-уточнять и углублять знания о взаимосвязи человека и природы; формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе, любовь к родному краю.

Экологическое воспитание в ходе режимных моментов:

С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы: труд в природе (уход за комнатными растениями); заполнение календаря природы: воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней; регулярные наблюдения на прогулке за объектами живой и неживой природы; трудовая деятельность на прогулке ( утепление корней деревьев и кустарников снегом, развешивание и дальнейшая чистка кормушек от снега, подкармливание птиц в течение всего холодного периода, наблюдение и посильная помощь взрослым на пришкольном огороде и дома и др.)

При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

В ходе режимных моментов систематически проводятся ситуативные разговоры, напоминания, рассматривание иллюстраций, чтение произведений и разучивание стихотворений о природе; сюжетно – ролевые  и дидактические игры;  также темы природного окружения  отражены в продуктивной деятельности и организации самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие с социальными партнёрами:

С родителями: изготовление поделок из природного материала «Дары осени»; изготовление кормушек для развешивания на территории школы; придумывание рецепта «Птичьего лакомства»; продумывание и рисование экологических знаков «Сбережём природу вместе!»; консультации для родителей по формированию экологической культуры и др.

         С учащимися первого класса  МКОУ «Соловьёвская СОШ» и воспитанниками старшей группы МБДОУ «Соловьёвский д/с»: конкурсы загадок по темам «Овощи и фрукты», «Мир животных»; викторины «Отгадай насекомое», «Домашние и дикие животные», «Одну ягодку беру, на другую смотрю…» и т.п.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по воспитанию экологической культуры. К плану прилагается диагностическая карта обследования., которая составлена с учетом тербований, ...

Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе на тему: "Корабль пустыни"

Природа - это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. (И.В. Гете)Опыт показывает, что дети 6-7 лет без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знани...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе, с помощью которого можно познакомить детей с заповедными местами Тамани, вызвать у...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной к школе группы тема «Море – и его богатство»

    Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных услови...

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе   группы      Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе   группы      Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...

Авторский конспект игры- викторины по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе"Путешествие в сказочный лес" с использованием мультимедиапрезентации воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Мельниковой Л.И.

Авторский конспект  игры- викторины по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе"Путешествие в сказочный лес" с использованием мультимедиапрезентации воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Ме...