Экологическое воспитание в подготовительной к школе группе
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Задачи в соответствии с ФГТ. Теория и практика : Тематические пректы; НОД; в ходе режимных моментов; взаимодействие с родителями и социальными партнёрами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологическое воспитание в подготовительной к школе группе | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание
Большое внимание в нашей школе уделяется экологическому воспитанию учащихся. Начинается такая воспитательно - образовательная работа уже с воспитанниками группы дошкольного образования.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания.
Основные цели и задачи экологического воспитания прописаны в «Основной общеобразовательной программе для группы дошкольного образования» МКОУ «Соловьёвская СОШ» в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой в соответствии с ФГТ:
- развитие познавательно-исследовательской деятельности;
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
-расширять представления о многообразии природных явлений, объектах, о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе; обогащать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных;
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
-приобщение к правилам безопасного для человека и мира природы поведения;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
-воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке;
-воспитание экологической культуры взрослого населения (родителей).
Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы эти правила были прочувствованы и поняты ребятами, поэтому были разработаны тематические проекты и мероприятия по теме, дидактические и сюжетно – ролевые игры, познавательно – исследовательская деятельность, продуктивная, труд в природе и т.п. Особое значение придается факту возможности реализации всех мероприятий через групповую и индивидуальную работу с детьми группы в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, через организацию самостоятельной деятельности ребят и взаимодействие с социальными партнёрами.
Тематические проекты:
В каждом сезонном тематическом проекте есть моно проект, направленный на воспитание экологической культуры:
- Экологическая акция «Земля – наш общий дом!»
- привлечь внимание взрослого населения села к необходимости сохранения объектов природы, о значимости экологического воспитания для подрастающего поколения.
- «Операция «Чистый воздух»:
- Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Закрепить понятия о живой и не живой природе. Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле; пополнить знания детей о воздухе – невидимый, бесцветный, может передвигаться, в воде виден в виде пузырьков. Расширить представления о движении воздуха, о природном явлении, о знании воздуха для человека. Формирование представлений о том, что воздух помогают очищать деревья, кустарники и прочие растения. Воспитывать интерес к окружающей жизни, явлениям и объектам живой и неживой природы, желание беречь её (природу).
Итоговое мероприятие: высадить совместно с педагогами, родителями и детьми любое растение, молодое деревце во дворе дома, на участке школы и в парке.
- «Будет чистая водица – смогут все умыться и напиться!»:
- Создание условий для формирования у ребенка знаний о природе, элементов экологической грамотности; расширять представления детей о свойствах воды; формировать представления о значении воды в жизни человека, животных, птиц, растений; помочь детям понять, что чистая вода полезна для всего живого, а грязная вода – губительна.
Итоговое мероприятие: семейный проект- составление памятки «Поможем сберечь водоёмы!»
- «Поможем зимующим птицам пережить суровую сибирскую зиму!»:
- Закреплять знания о многообразии зимующих птиц нашей местности; формировать умения и навыки наблюдения за птицами; воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам; формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней.
Итоговое мероприятие: Развлечение «Птичья столовая».
- «Чистое село!»: - Воспитание экологической культуры; помочь ребятам понять, что от действий взрослых и детей зависит, будут ли наши улицы, парки и др. общ. места чистыми; дать представления об утилизации бытовых отходов и мусора.
Итоговое мероприятие: Трудовой десант «Чистое село» (уборка территории группового участка; совместная с старшей группой МБДОУ «Соловьёвский д/с» уборка территории памятника Павшим солдатам ВОВ.
Непосредственно – образовательная деятельность:
Беседы, дидактические игры
«Природа и человек. Лето»
-углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой; формировать ответственность за совершение разнообразных действий с окружающей действительности; учить отражать свои впечатления о лете в рисунке.
«Как звери готовятся к зиме»
-расширять представления о диких животных, знания о том, как звери готовятся к зиме; учить рисовать белочку по рисунку – схеме.
«Природа и мы»
-закреплять и углублять представления о растениях луга (поля); учить правильному поведению в природе; познакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива); развивать стремление запечатлевать это в рисунке, воображение.
«Уголок планеты, где мы живём. Любимый сердцу уголок»
-формировать представление об экологических проблемах родного села; познакомить с растительным и животным миром своей местности; воспитывать любовь к родному краю. Учить передавать в рисунке образ дорогого сердечку места, связанного с окружающей природой.
«Рассказ по предметным картинам «Явления природы»
-формировать умение составлять коллективный рассказ по предметным картинам; учить сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; подбирать синонимы и антонимы, выделяя существенные признаки предмета.
«Дерево умеет плавать»
-расширять представление о дереве, его качествах и свойствах, о пользе для человека и окружающего мира; учить устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материалов и способом использования.
«Подземные богатства Земли»
-расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми(гранит, известняк, глина, каменный уголь, железная руда, песок); дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту(воды, энергии, газа); формировать экологически грамотное поведение в быту и природе.
«Юный эколог»
-расширять представление о профессиях; познакомить с профессией лесничего; воспитывать бережное отношение к миру природы.
«Зимующие птицы»
-познакомить с зимующими птицами; изучить их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами.
«Домашние и дикие животные»
-закрепить знания об отличии диких животных от домашних; продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, обобщать; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
«Растения и жизнь на Земле»
-подвести к пониманию того, что разнообразный растительный и животный мир являются необходимым звеном в цепочке экосистемы на Земле; дать представление о простейшей пищевой цепочке: трава-травоядное-хищник.
«Лес и Человек»
-познакомить с видами леса (хвойный, смешанный, лиственный); расширять знания детей о растениях леса; закреплять знания об «этажах» леса, умение узнавать птиц по голосам и внешнему виду; продолжать знакомить с Красной книгой.
«Растения рядом с нами»
-расширят и уточнять представления о комнатных растениях; закреплять представления о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почва; продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений; воспитывать желание ухаживать за растениями.
«Праздник Земли»
-продолжать знакомить с законами природы; формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде, представление о том, что вода- составная часть всех живых организмов планеты.
«Русская берёзка»
-уточнять и углублять знания о взаимосвязи человека и природы; формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе, любовь к родному краю.
Экологическое воспитание в ходе режимных моментов:
С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы: труд в природе (уход за комнатными растениями); заполнение календаря природы: воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней; регулярные наблюдения на прогулке за объектами живой и неживой природы; трудовая деятельность на прогулке ( утепление корней деревьев и кустарников снегом, развешивание и дальнейшая чистка кормушек от снега, подкармливание птиц в течение всего холодного периода, наблюдение и посильная помощь взрослым на пришкольном огороде и дома и др.)
При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.
Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.
Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.
В ходе режимных моментов систематически проводятся ситуативные разговоры, напоминания, рассматривание иллюстраций, чтение произведений и разучивание стихотворений о природе; сюжетно – ролевые и дидактические игры; также темы природного окружения отражены в продуктивной деятельности и организации самостоятельной деятельности детей.
Взаимодействие с социальными партнёрами:
С родителями: изготовление поделок из природного материала «Дары осени»; изготовление кормушек для развешивания на территории школы; придумывание рецепта «Птичьего лакомства»; продумывание и рисование экологических знаков «Сбережём природу вместе!»; консультации для родителей по формированию экологической культуры и др.
С учащимися первого класса МКОУ «Соловьёвская СОШ» и воспитанниками старшей группы МБДОУ «Соловьёвский д/с»: конкурсы загадок по темам «Овощи и фрукты», «Мир животных»; викторины «Отгадай насекомое», «Домашние и дикие животные», «Одну ягодку беру, на другую смотрю…» и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по воспитанию экологической культуры. К плану прилагается диагностическая карта обследования., которая составлена с учетом тербований, ...
Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе на тему: "Корабль пустыни"
Природа - это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. (И.В. Гете)Опыт показывает, что дети 6-7 лет без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знани...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе, с помощью которого можно познакомить детей с заповедными местами Тамани, вызвать у...
Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной к школе группы тема «Море – и его богатство»
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных услови...
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...
Авторский конспект игры- викторины по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе"Путешествие в сказочный лес" с использованием мультимедиапрезентации воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Мельниковой Л.И.
Авторский конспект игры- викторины по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе"Путешествие в сказочный лес" с использованием мультимедиапрезентации воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Ме...