УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» «Светлячок»
рабочая программа (старшая группа) по теме

Пурахина Светлана Александровна

 

 

УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

 

КРУЖКА  ПО  КУРСУ  «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ»

 

«Светлячок»

 

 

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Аленушка» р.п. Дергачи

УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

 

КРУЖКА  ПО  КУРСУ  «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ»

 

«Светлячок» 

 

Автор программы: воспитатель Пурахина С.А

                           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА.

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе вечный источник детского разума» В. Сухомлинский

Кружок дополнительного образования имеет экологическую направленность. Которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды всё больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны природы не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности всё больше выступает на первый план в современной системе образования. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства. Так как в этом возрасте легче всего приобщать детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, и делать выводы. Занимаясь в кружке дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе желание знать больше. При изучении тем предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

   

 Рабочая программа по экологическому воспитанию старших дошкольников 5-6 лет разработана на основе   программы «От рождения до школы»                        : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. \Н.Е. Вераксы Т.С. Комаровой М.А. Васильевой Москва                     « Мозаика – синтез» 2011 г.    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Цели:

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающею природу.                            

Задачи:  

Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

Развитие коммуникативной культуры детей, социальной активности.

Формирование и закрепление навыков экологически грамотного и бережного поведения в природе и в быту, участие в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

 

 

 

 

        Методы работ используемые для реализации работы кружка.

1.Наглядные методы.

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр.

2. Словесные методы.

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

3. Игровые методы.

- проведение разнообразных игр (малоподвижные,                          сюжетно – ролевых, дидактических игр, игр- драматизации и др.)

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;

     4.Практические методы.

     - Организация продуктивной деятельности;

     -  оформление гербария растений;

     - постановка сказок, отрывки литературных произведений;

     - изготовление детьми наглядных пособий.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми.

1.Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (безопасное взаимодействие с растениями и животными)

2.Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам.

3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявления творчества.

         

Форма итоговой работы.

Форма проведения.

Задачи.

Итоговая НОД в конце изучения курса.       Май.

1.Знать разновидности растительного, животного мира.

2.Домашних и диких животных близлежащей климатической зоны.

3.Зимующих и перелётных домашних и диких птиц.

4.Признакки времён года и частей суток.

5.Роль человека в сохранение экосистем. Труд человека в природе. Правила поведения в природе.

Сетка по дополнительному образованию.

Количество детей

Количество занятий

Время

День недели

24

18 в год

15.30.-15.55

Четверг каждого месяца.

1 подгруппа 12 д.

9

       15.30-15.55

1,3 четверг каждого месяца

2 подгруппа 12д.

9

       15.30-15.55

2,4 четверг каждого месяца

                              Перспективный план.

                         Сентябрь- октябрь- ноябрь.

                          Тема

                   Цель

Беседа о лете.

Углубить и обобщить представления о лете.

Беседа о волшебнице – воде.

Рассказать о значении воды в нашей жизни.

Беседа об овощах.

Формировать обобщённые представления об овощах.

«Дом под крышей голубой»

Дать понятие, что природа – это наш общий дом.

Беседа о труде людей осенью.

Познакомить детей с белыми медведями.

Беседа об осени(обобщающая)

Формировать обобщённое представление об осени.

                                         Зима

                          Декабрь- январь – февраль.

                           Тема

                           Цель.

Беседа о том, кто как зимует.

Расширять и углублять представление о зимовке зверей.

Беседа о зимующих и перелётных птицах.

Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах.

Беседа о домашних животных.

Обобщить конкретное представление о домашних животных.

Рассказ о лягушке.

Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам.

Дидактическая игра «Птичья столовая»

Учить детей доброте. Приучать заботится о птицах.

Воздух и его роль в жизни человека.

Познакомит детей с понятием                      «воздух»

                                               Весна.

                                 Март – апрель – май.

               Тема.

              Цель.

Сравнительное наблюдение за рыбами.

Закрепить знания о том, что рыбы бывают разные.

Дидактическая игра» Назови три предмета»

Упражнять детей в классификации предметов.

Беседа о диких животных.

Сформировать обобщённое представление о зверях.

Рассматривание веток тополя, берёзы, ели.

Учить узнавать деревья по их веткам.

Беседа об уходе за комнатными растениями.

Обобщать представление об уходе за комнатными растениями.

Беседа о весне (обобщающая)

Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны.

                                          Тематический план.

                                                       Осень.

                                     (сентябрь-октябрь-ноябрь)

1.Беседа о лете.

Цель: Обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния, солнцепек), состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов), особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.

Дидактическая игра «Не ошибись!».

Цель: Упражнять детей в различении предметов по материалу, из которого они сделаны.

 Опыт «Вода нужна всем».

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

2.  Беседа о волшебнице-воде.

Цель: Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.  

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе

Развивающая среда: Стаканчики с водой, молоком, соком, шапочки           «капельки»

3. Беседа об овощах.

Цель: Формировать обобщенные представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Уточнить представления о многообразии овощей. Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

 Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Цель: Учить детей составлять целое из частей.

 Опыт «Ходит капелька по кругу».

Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

4. «Дом под крышей голубой».

Цель: Дать детям понять, что природа - это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Составлять небольшие рассказы на тему: «Я путешествую на облаке», воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

  5.  Беседа о труде людей осенью.

Цель: Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка гожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда. Обогащать словарь путем выделения слов: заготовка, уборка, зернохранилище, овощехранилище, консервы, зимовка. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать                                                                                          Дидактическая игра «Овощехранилище».

Цель: Учить детей отбирать и группировать овощи и фрукты для хранения (некоторые заготавливают свежими, другие солят).

6.  Беседа об осени (обобщающая).

Цель: Формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды. Закрепить знания о труде людей осенью. Упражнять в установлении связей между знакомыми фактами. Развивать умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мыс                                                                                                                Дидактическая игра «Детки на ветке».

Цель: Учить детей подбирать предметы по принадлежности к одному растению.

Дидактическая игра «Кто где зимует».

Цель: Уточнить знания детей о том, кто где зимует.

Опыт «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы».

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

                                                    ЗИМА

                                   (декабрь-январь-февраль)

1. Беседа о том, кто как зимует.

Цель: Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых: медведь и еж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти, зимующие птицы приближаются к жилью человека, синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири - ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле; насекомые спрятались под кору деревьев, рыбы опустились на дно рек, озер. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания. Устанавливать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.

 Дидактическая игра «Зоологическое домино».

Цели: Закрепить знания детей о диких и домашних животных.

Опыт «Лед - твердая вода».

Цели: Продолжить знакомство со свойствами воды.

Развивающая среда: Карточки с изображением домашних и диких животных. Сосулька или кусочек льда.

2.   Беседа о зимующих и перелетных птицах.

Цель: Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Дидактическая игра «Что за птица?».

Цель: Учить детей описывать птиц, по характерным признакам и

описанию узнавать их.

Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Цель: Знакомство со свойствами воды.

3. Беседа о домашних животных

Цель: Обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные». Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Формировать умение находить обобщенные существенные признаки конкретным содержанием. Развивать умение дополнять ответы сверстников.

Игра «Птицы, звери, рыбы».

Цель: Учить детей классифицировать и называть  животных, птиц и рыб.

Опыт «Вода нужна всем»

Цель: Дать представление о роли воды в жизни растений.

Развивающая среда: Картины с изображением домашних животных.

4.  Рассказ о лягушке.

Цель: Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа.

Игра «Посели лягушку».

Цель: Обратить внимание на внешний вид, строение лягушки как на отражение ее приспособления к условиям окружающей среды и образу жизни.                                                                                                                                                   Игра с карточками «Развитие лягушки».

Цель: Показать детям развитие лягушки от икринки до взрослой особи. Учить детей бережному и уважительному отношению к другим  живым  организмам.

5.  Дидактическая игра «Птичья столовая».

Цель: Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.                             Письмо снегирю.

Цель: Уточнить представление детей о птицах, воспитывать сочувствие к живой природе.

Развивающая среда: Корм для птиц, семена различных растений.

6.  Воздух и его роль в жизни человека.

Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человек                                                                                                                  Опыт «Как увидеть воздух».  

Цель: Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

Развивающая среда: Одна банка с водой и стакан.

             

                                                     Весна

                                           (март-апрель-май)

1. Сравнительное наблюдение за рыбами.

Цель: Закрепить знания об окраске, форме тела, строению плавников и т.д. Путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками. Вызвать желание ухаживать за рыбами  

 Дидактическая игра «Рыбная ловля».

Цель: Учить детей бережно относиться к богатству природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство.

 Опыт «Очистка грязной воды».

Цель: Дать детям представление об очистке воды.

Опыт «Какой бывает вода?».

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода прозрачная

2. Дидактическая игра «Назови три предмета»

Цель: Упражнять детей в классификации предметов.

 Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка», 1 часть (экологическая сказка).

Цель: Закрепить знания детей о лесе, его обитателях.

Рисование картинок по сказке.

Цель: Формировать умение передавать содержание сказки в рисунке.

3. Беседа о диких животных.

Цели: Сформировать обобщенное представление о зверях (это животные, имеющие четыре ноги, тело которых покрыто кожей, шерстью, есть пасть с зубами; звери рождают детенышей живыми. Выкармливают их молоком - млекопитающие.) Учить выделять существенные признаки.

Дидактическая игра «Кто где живет». Цель: учить группировать растения по их  строению»(деревья, кустарники)

4. Рассматривание веток тополя, березы, ели.

Цель: Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по коре, особенностям почек, их расположению, запаху. Формировать разные обследовательские действия, дифференцированное восприятие. Учить отражать увиденное в точном слове. Обогащать словарь: кора, липкие, пахучие, душистые, клейкие.

Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие по времена года – Круглый год».

Цель: Закрепить представление о каждом времени года по его основным признакам, познакомить с понятием «круглый год».

Опыт «Здравствуй, ветер!».

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер.

5. Беседа об уходе за комнатными растениями.

Цель: обобщить представление об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворённых потребностей.

Дидактическая игра «Отгадай, что за растение?»

Цель: Уточнить представление о растениях, учить узнавать их по описанию.

Опыт «Почва: необходимость удобрений для роста растений».

Цель: Дать понятие о почве как о «живой земле»

6.  Беседа о весне (обобщающая).

Цель: Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы). Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.

  Дидактическая игра «Поможем Незнайке».

Цель: Закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев в году

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью мониторинга два раза в течение учебного года в сентябре -  с целью выявления уровня развития ребёнка на данный момент, и в мае – с целью выявления динамики развития.

Диагностическая методика:

Взята за основу методика из книги О.Р. Горбатенко. Система экологического воспитания в ДОУ- Волгоград. Учитель, 2001.- 286 с.

Список средств обучения.

Технические средства обучения.

Учебное – наглядное пособие.

Используемая литература:

Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми» 5-6 лет издательство « Учитель» Воронеж 2002 год.            

Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания. Автор составитель Николаева С.Н. – М: О ОО» Фирма» издательства АСТ «- 1998. -320 с.

 Рыжова Н.А. « Я и природа» М. 1996 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность МБДОУ детского сада № 15 "Светлячок" по реализации программы "Здоровье дошкольника"

В презентации представлен опыт работы коллектива МБДОУ детского сада № 15 "Светлячок" города Коломна Московской области по реализации оздоровительной программы "Здоровье дошкольника", раскрыты цели, з...

Группа "Светлячок"

Представлены фоторгафии и стих о группе....

Презентация музыкально-театральной студии "Светлячок"

              Понимая важную роль воздействия театрального искусства  на личность ребёнка, в нашем детском саду всегда придавали большое значение о...

Музыкально-театральная студия "Светлячок"

              Уже много лет в нашем детском саду работает музыкально-театральная студия «Светлячок». Ведёт её музыкальный руководитель высшей квалификац...

Интегрированние занятие для детей второй младшей группы "Светлячок" "Ознакомление детей с временами суток: вечер и ночь, с помощью иллюстраций и книг"

Формирование представлений о частях суток: вечер, ночь; закрепление понятий: утро, день, развитие мыслительных процессов; обогащение словаря....