УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» «Светлячок»
рабочая программа (старшая группа) по теме
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
«Светлячок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Аленушка» р.п. Дергачи
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
«Светлячок»
Автор программы: воспитатель Пурахина С.А
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе вечный источник детского разума» В. Сухомлинский
Кружок дополнительного образования имеет экологическую направленность. Которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды всё больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны природы не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности всё больше выступает на первый план в современной системе образования. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства. Так как в этом возрасте легче всего приобщать детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, и делать выводы. Занимаясь в кружке дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе желание знать больше. При изучении тем предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.
Рабочая программа по экологическому воспитанию старших дошкольников 5-6 лет разработана на основе программы «От рождения до школы» : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. \Н.Е. Вераксы Т.С. Комаровой М.А. Васильевой Москва « Мозаика – синтез» 2011 г.
Цели:
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающею природу.
Задачи:
Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
Развитие коммуникативной культуры детей, социальной активности.
Формирование и закрепление навыков экологически грамотного и бережного поведения в природе и в быту, участие в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Методы работ используемые для реализации работы кружка.
1.Наглядные методы.
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр.
2. Словесные методы.
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы.
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно – ролевых, дидактических игр, игр- драматизации и др.)
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
4.Практические методы.
- Организация продуктивной деятельности;
- оформление гербария растений;
- постановка сказок, отрывки литературных произведений;
- изготовление детьми наглядных пособий.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми.
1.Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (безопасное взаимодействие с растениями и животными)
2.Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам.
3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявления творчества.
Форма итоговой работы.
Форма проведения. | Задачи. |
Итоговая НОД в конце изучения курса. Май. | 1.Знать разновидности растительного, животного мира. 2.Домашних и диких животных близлежащей климатической зоны. 3.Зимующих и перелётных домашних и диких птиц. 4.Признакки времён года и частей суток. 5.Роль человека в сохранение экосистем. Труд человека в природе. Правила поведения в природе. |
Сетка по дополнительному образованию.
Количество детей | Количество занятий | Время | День недели |
24 | 18 в год | 15.30.-15.55 | Четверг каждого месяца. |
1 подгруппа 12 д. | 9 | 15.30-15.55 | 1,3 четверг каждого месяца |
2 подгруппа 12д. | 9 | 15.30-15.55 | 2,4 четверг каждого месяца |
Перспективный план.
Сентябрь- октябрь- ноябрь.
Тема | Цель |
Беседа о лете. | Углубить и обобщить представления о лете. |
Беседа о волшебнице – воде. | Рассказать о значении воды в нашей жизни. |
Беседа об овощах. | Формировать обобщённые представления об овощах. |
«Дом под крышей голубой» | Дать понятие, что природа – это наш общий дом. |
Беседа о труде людей осенью. | Познакомить детей с белыми медведями. |
Беседа об осени(обобщающая) | Формировать обобщённое представление об осени. |
Зима
Декабрь- январь – февраль.
Тема | Цель. |
Беседа о том, кто как зимует. | Расширять и углублять представление о зимовке зверей. |
Беседа о зимующих и перелётных птицах. | Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах. |
Беседа о домашних животных. | Обобщить конкретное представление о домашних животных. |
Рассказ о лягушке. | Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. |
Дидактическая игра «Птичья столовая» | Учить детей доброте. Приучать заботится о птицах. |
Воздух и его роль в жизни человека. | Познакомит детей с понятием «воздух» |
Весна.
Март – апрель – май.
Тема. | Цель. |
Сравнительное наблюдение за рыбами. | Закрепить знания о том, что рыбы бывают разные. |
Дидактическая игра» Назови три предмета» | Упражнять детей в классификации предметов. |
Беседа о диких животных. | Сформировать обобщённое представление о зверях. |
Рассматривание веток тополя, берёзы, ели. | Учить узнавать деревья по их веткам. |
Беседа об уходе за комнатными растениями. | Обобщать представление об уходе за комнатными растениями. |
Беседа о весне (обобщающая) | Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. |
Тематический план.
Осень.
(сентябрь-октябрь-ноябрь)
1.Беседа о лете.
Цель: Обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния, солнцепек), состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов), особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.
Дидактическая игра «Не ошибись!».
Цель: Упражнять детей в различении предметов по материалу, из которого они сделаны.
Опыт «Вода нужна всем».
Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.
2. Беседа о волшебнице-воде.
Цель: Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе
Развивающая среда: Стаканчики с водой, молоком, соком, шапочки «капельки»
3. Беседа об овощах.
Цель: Формировать обобщенные представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Уточнить представления о многообразии овощей. Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
Дидактическая игра «Вершки и корешки».
Цель: Учить детей составлять целое из частей.
Опыт «Ходит капелька по кругу».
Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
4. «Дом под крышей голубой».
Цель: Дать детям понять, что природа - это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Составлять небольшие рассказы на тему: «Я путешествую на облаке», воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
5. Беседа о труде людей осенью.
Цель: Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка гожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда. Обогащать словарь путем выделения слов: заготовка, уборка, зернохранилище, овощехранилище, консервы, зимовка. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать Дидактическая игра «Овощехранилище».
Цель: Учить детей отбирать и группировать овощи и фрукты для хранения (некоторые заготавливают свежими, другие солят).
6. Беседа об осени (обобщающая).
Цель: Формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды. Закрепить знания о труде людей осенью. Упражнять в установлении связей между знакомыми фактами. Развивать умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мыс Дидактическая игра «Детки на ветке».
Цель: Учить детей подбирать предметы по принадлежности к одному растению.
Дидактическая игра «Кто где зимует».
Цель: Уточнить знания детей о том, кто где зимует.
Опыт «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы».
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
ЗИМА
(декабрь-январь-февраль)
1. Беседа о том, кто как зимует.
Цель: Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых: медведь и еж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти, зимующие птицы приближаются к жилью человека, синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири - ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле; насекомые спрятались под кору деревьев, рыбы опустились на дно рек, озер. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания. Устанавливать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.
Дидактическая игра «Зоологическое домино».
Цели: Закрепить знания детей о диких и домашних животных.
Опыт «Лед - твердая вода».
Цели: Продолжить знакомство со свойствами воды.
Развивающая среда: Карточки с изображением домашних и диких животных. Сосулька или кусочек льда.
2. Беседа о зимующих и перелетных птицах.
Цель: Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Дидактическая игра «Что за птица?».
Цель: Учить детей описывать птиц, по характерным признакам и
описанию узнавать их.
Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Цель: Знакомство со свойствами воды.
3. Беседа о домашних животных
Цель: Обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные». Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Формировать умение находить обобщенные существенные признаки конкретным содержанием. Развивать умение дополнять ответы сверстников.
Игра «Птицы, звери, рыбы».
Цель: Учить детей классифицировать и называть животных, птиц и рыб.
Опыт «Вода нужна всем»
Цель: Дать представление о роли воды в жизни растений.
Развивающая среда: Картины с изображением домашних животных.
4. Рассказ о лягушке.
Цель: Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа.
Игра «Посели лягушку».
Цель: Обратить внимание на внешний вид, строение лягушки как на отражение ее приспособления к условиям окружающей среды и образу жизни. Игра с карточками «Развитие лягушки».
Цель: Показать детям развитие лягушки от икринки до взрослой особи. Учить детей бережному и уважительному отношению к другим живым организмам.
5. Дидактическая игра «Птичья столовая».
Цель: Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. Письмо снегирю.
Цель: Уточнить представление детей о птицах, воспитывать сочувствие к живой природе.
Развивающая среда: Корм для птиц, семена различных растений.
6. Воздух и его роль в жизни человека.
Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человек Опыт «Как увидеть воздух».
Цель: Показать детям, что воздух нельзя увидеть.
Развивающая среда: Одна банка с водой и стакан.
Весна
(март-апрель-май)
1. Сравнительное наблюдение за рыбами.
Цель: Закрепить знания об окраске, форме тела, строению плавников и т.д. Путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками. Вызвать желание ухаживать за рыбами
Дидактическая игра «Рыбная ловля».
Цель: Учить детей бережно относиться к богатству природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство.
Опыт «Очистка грязной воды».
Цель: Дать детям представление об очистке воды.
Опыт «Какой бывает вода?».
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода прозрачная
2. Дидактическая игра «Назови три предмета»
Цель: Упражнять детей в классификации предметов.
Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка», 1 часть (экологическая сказка).
Цель: Закрепить знания детей о лесе, его обитателях.
Рисование картинок по сказке.
Цель: Формировать умение передавать содержание сказки в рисунке.
3. Беседа о диких животных.
Цели: Сформировать обобщенное представление о зверях (это животные, имеющие четыре ноги, тело которых покрыто кожей, шерстью, есть пасть с зубами; звери рождают детенышей живыми. Выкармливают их молоком - млекопитающие.) Учить выделять существенные признаки.
Дидактическая игра «Кто где живет». Цель: учить группировать растения по их строению»(деревья, кустарники)
4. Рассматривание веток тополя, березы, ели.
Цель: Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по коре, особенностям почек, их расположению, запаху. Формировать разные обследовательские действия, дифференцированное восприятие. Учить отражать увиденное в точном слове. Обогащать словарь: кора, липкие, пахучие, душистые, клейкие.
Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие по времена года – Круглый год».
Цель: Закрепить представление о каждом времени года по его основным признакам, познакомить с понятием «круглый год».
Опыт «Здравствуй, ветер!».
Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер.
5. Беседа об уходе за комнатными растениями.
Цель: обобщить представление об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворённых потребностей.
Дидактическая игра «Отгадай, что за растение?»
Цель: Уточнить представление о растениях, учить узнавать их по описанию.
Опыт «Почва: необходимость удобрений для роста растений».
Цель: Дать понятие о почве как о «живой земле»
6. Беседа о весне (обобщающая).
Цель: Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы). Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.
Дидактическая игра «Поможем Незнайке».
Цель: Закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев в году
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью мониторинга два раза в течение учебного года в сентябре - с целью выявления уровня развития ребёнка на данный момент, и в мае – с целью выявления динамики развития.
Диагностическая методика:
Взята за основу методика из книги О.Р. Горбатенко. Система экологического воспитания в ДОУ- Волгоград. Учитель, 2001.- 286 с.
Список средств обучения.
Технические средства обучения.
Учебное – наглядное пособие.
Используемая литература:
Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми» 5-6 лет издательство « Учитель» Воронеж 2002 год.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания. Автор составитель Николаева С.Н. – М: О ОО» Фирма» издательства АСТ «- 1998. -320 с.
Рыжова Н.А. « Я и природа» М. 1996 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность МБДОУ детского сада № 15 "Светлячок" по реализации программы "Здоровье дошкольника"
В презентации представлен опыт работы коллектива МБДОУ детского сада № 15 "Светлячок" города Коломна Московской области по реализации оздоровительной программы "Здоровье дошкольника", раскрыты цели, з...
Комплекс упражнений по игровому стретчингу для детей средней группы "Путешествие в страну светлячков, медлячков и быстрячков".
Комплекс игрового стретчинга для детей средней группы....
Группа "Светлячок"
Представлены фоторгафии и стих о группе....
Презентация музыкально-театральной студии "Светлячок"
Понимая важную роль воздействия театрального искусства на личность ребёнка, в нашем детском саду всегда придавали большое значение о...
Музыкально-театральная студия "Светлячок"
Уже много лет в нашем детском саду работает музыкально-театральная студия «Светлячок». Ведёт её музыкальный руководитель высшей квалификац...
Интегрированние занятие для детей второй младшей группы "Светлячок" "Ознакомление детей с временами суток: вечер и ночь, с помощью иллюстраций и книг"
Формирование представлений о частях суток: вечер, ночь; закрепление понятий: утро, день, развитие мыслительных процессов; обогащение словаря....