Технология организации интегративной деятельности старших дошкольников.
консультация (старшая группа) на тему

Новикова Людмила Александровна

 

                                                                Истоки способностей и дарований

                                                                   детей – на кончиках  их пальцев

                                                                                        В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Технология организации интегративной деятельности

старших дошкольников.

                                                       

                                                                Истоки способностей и дарований

                                                                   детей – на кончиках  их пальцев

                                                                                        В.А.Сухомлинский

Интеграция (от лат. – восстановление, восполнение, объединение частей в целое (inteqer – целый)

Рука дошкольника физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика ребёнка развита недостаточно. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно. Очень часто у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. Воздействия на тонус рук, можно влиять на тонус речевого аппарата.  Поэтому перед педагогами дошкольного образования встаёт задача развития мелкой моторики руки ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. В  последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих разнообразные нарушения речевого развития. Педагогам приходится искать выход из сложившейся ситуации, и выход заключается  в интеграции задач речевого и познавательного развития, где мелкая моторика руки является главным условием осуществления художественной деятельности. Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга и, в частности, двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие, смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития. Поэтому занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном образовании объясняется, прежде всего, биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики: происходит быстрое физическое развитие.

Для эффективной организации интеграционного процесса в дошкольном образовании необходимо выделить системообразующий фактор интеграции как «рабочей единицы», которым может быть любой компонент содержания дошкольного образования, качественные характеристики его участников. Основным системообразующим фактором выступают образовательные области.

Выделяют 10 образовательных областей («Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Социализация»), которые не должны реализовываться в образовательной деятельности ДОУ в чистом виде – необходим их синтез, нужна интеграция, которая обеспечит качественное и количественное изменения формирования качеств личности дошкольника. При этом нужно понимать, что образовательным областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или нескольких) в другую.

Вторым системообразующим фактором является интеграция образовательных областей на основе календарно-тематического планирования, которая определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса.

Третьим фактором выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и родители. Таким образовательным продуктом могут выступать новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребенком текст и др.. Как интегратор всех видов деятельности ребенка в дошкольном образовании уместно рассматривать игру.

Алгоритм создания конспекта:

  1. Цель.
  2. Задачи.
  3. Литература.
  4. Музыка.
  5. Организационный момент.
  6. Повторение (активизация остаточных знаний  и представлений, умений).
  7. Новый материал.
  8. Чтение и анализ художественного произведения.
  9. Работа с репродукцией картины (рассматривание)
  10. Творческое или игровое задание.
  11. Слушание музыкального произведения.
  12. Работа с пословицами, поговорками, загадками (другие формы фольклора)
  13. Подведение итогов занятия.
  14. Качество знаний и представлений (в соответствии с критериями: полнота, адекватность, осознанность).
  15. Умение устанавливать взаимосвязи явлений и процессов.
  16. Целостное отношение детей к предмету изучения.

Предлагаю примерное интегративное занятие.

«Ладошки на песке»

(интегративное занятие для старших дошкольников)

Задачи:

  • Вызвать интерес к экспериментированию с песком.
  • Развивать умения по – новому изображать предметы.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Способствовать развитию творческого воображения, фантазии, обратного мышления, речи детей.
  • Воспитывать положительное отношение к себе и окружающим.

 Оборудование:

Ящики с песком (по количеству детей); различные бусинки, стеклянные шарики, камешки, фасоль, арбузные семечки,  косточки, ракушки, листья деревьев и другой природный материал. Запись лёгкой музыки.

Предварительная работа:

Работа с песком и природным материалом на предшествующих занятиях, рассматривание иллюстраций с изображением цветов и сказочных птиц, чтение стихов и сказок, рисование сказочных цветов и птиц, просмотр мультфильмов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,  сегодня мы с вами вновь отправимся в Песочную страну, согласны? Но перед дорогой я предлагаю поиграть в игру «Прогулка»

(дети вместе с воспитателем выполняют массаж пальцев «Прогулка»)

Пальчики

Раз-два-три-четыре-пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять-

В домик спрятались опять!

(поочерёдно разгибают все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибают их в том же порядке)

Теперь мы с вами можем отправляться в путь, но чтобы попасть в Песочную страну , нужно произнести волшебные слова «Раз, два, три! В песочную страну войди!»

Воспитатель: Вот мы с вами и попали в Песочную страну. Давайте поиграем со своими ладошками. Положите ручки на песок. Что вы почувствовали, какой песок на ощупь?

Дети: Холодный, мягкий.

 Воспитатель: Давайте погреем песок своими ладошками, дадим ему частичку своего тепла. Перемешаем, перетираем между ладошками. У кого уже песок стал тёплым?

(дети отвечают)

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились. А теперь закопаем свои ладошки в песок и познакомим пальчики друг с другом. Поднимем сначала указательные пальчики и пошевелите ими, поздоровайтесь пальчиками.

(дети выполняют)

Воспитатель: А теперь пошевелите средними пальчиками и т.д.

Воспитатель: Достаньте свои руки и положите их на поверхность песка. Разровняйте песок, сделайте его гладким. Положите расправленную ладошку на песок, на песке остался отпечаток. Ребята, на что похожа песочная ладошка, если её дорисовать?

(дети отвечают: птица, цветок и т.д.)

Воспитатель: Правильно ребята в Песочной стране много песка, но совсем нет волшебных деревьев, цветов, птиц. Я предлагаю вам преобразовать её. Как это можно сделать?

(дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Давайте используем любой материал, который находиться перед вами.

(дети под легкую музыку выкладывают свои изображения, используя природный материал)

Воспитатель: Ребята у вас получились чудесные работы, давайте Песочной стране подарим частичку тепла.

(дети поочерёдно берут маленький цветочек, говорят пожелания и украшают работу)

Воспитатель: Молодцы! А теперь, чтобы вернуться в наш детский сад, нужно произнести волшебные слова «Раз, два, три, четыре,  пять хотим вернуться в детский сад»

На мой взгляд, данная форма работы с детьми дошкольного возраста является наиболее приемлемой, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей целый спектр способностей ребенка, которые при традиционном обучении, как правило, не проявляются. Принцип объединения нескольких образовательных областей это диалог на заданную тему. Тема заключает в себя конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Тема как ключевая фраза, образно-словесный символ проходит через серию занятий и позволяет образовательным областям вступать в диалог.

Значение интеграции велико. Она положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов дошкольников. 

Следовательно, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему на основе планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становится совместная со взрослыми, и самостоятельная деятельность детей.

Музыкально-ритмическая деятельность, которая является моей основной педагогической деятельностью с детьми, как синтез различных сфер человеческой деятельности, содержит потенциальные возможности для интеграции образовательных областей и видов детской деятельности. Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается давно. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики помогают активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, развивают координацию движений, развивают чувство ритма, самоконтроль, синхронность выполнения движения и т.д., подготавливают руки к письму.

Такая целенаправленная работа, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук детей способствует более быстрому и полноценному формированию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.Анализ педагогической литературы, изучение о...

Исследовательская работа по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Цель исследования: выявление эффективных форм и методов организации театрализованной деятельности, способствующих формированию эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста....

Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.

Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Особенности проектной деятельности в ДОУ,...

Технология организации проектной деятельности с дошкольниками

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом х...

"Детская дума-как технология социализации, организации совместной деятельности старших дошкольников"

Детская дума является продолжением идеи организации детского совета, которая была предложена авторами программы И.Е. Федосовой, А.И. Бурениной, Л.С. Свирской и др. Цели "детской думы": сформ...

Организация музыкальной деятельности старших дошкольников на основе детских культурных практик и проектной деятельности

Презентация, в которой раскрывается алгоритм создания сказок на примере "Сказки про Волка, Ёжика, Петушка, Козу и козлят" в ходе совместной деятельности детей, родителей и педагогов....