Методы воспитания
материал по теме
Предварительный просмотр:
Практикум для воспитателей.
Воспитание – сложный процесс, требующий от педагога умения понимать детей, ориентироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях и правильно определять пути их решения, используя избирательно методы воздействия. Это обязывает педагога вникать в мотивы детских поступков, изучать своих питомцев на протяжении всего пребывания в детском саду, ежечасно, во всех видах деятельности.
В повседневном общении со взрослыми и сверстниками ребенок постигает и переосмысливает в жизненных ситуациях то, чему его учат. Косвенно влияя на каждого из детей в процессе различной деятельности (в том числе и возникающей по замыслу ребят), педагог использует ее как средство нравственного воспитания.
Ниже приводится ряд ситуаций, с тем чтобы побудить воспитателя к поиску их разрешения. И главное – вызвать стремление анализировать собственные действия в решении педагогических задач.
Итак, приглашаем к разговору…
- Дети старшей группы сидят за столом.
- А Виталик раскрошил хлеб, - жалуется девочка.
Воспитатель: «Сидите спокойно и ешьте. А ты, Лена, не жалуйся по пустякам! Об этом сама можешь сказать Виталику».
Лена, обращаясь к мальчику: «Слышишь, что тебе сказано?»
Виталик в ответ строит гримасу, которая означает: «И не подумал слушаться тебя!»
Лена обиделась, толкает его под локоть. В результате разлит суп, ложка на полу. Воспитатель делает замечание девочке:
- Не умеешь себя вести, ссоришься из-за каких-то крошек… Расскажу маме о твоем поведении.
Проанализируйте ситуацию и действия воспитателя. Как бы вы поступили в данном случае? Какие воспитательные возможности можно извлечь из данной ситуации?
- В вагоне метро свободно, многие читают. На остановке вошли отец и мать с ребенком. Мальчику лет пять. Мать и сын сели рядом, отец – напротив. Но вот ребенок пересел к отцу, снова к матери. С шумом и смехом стал бегать по вагону. Мать сказала сыну:
- Нельзя так вести себя. Кричать и бегать неприлично, ты мешаешь людям.
Ребенок притих. Но, видя на лице папы улыбку, снова расшумелся.
- Не кричи, это не хорошо! – снова требует мать.
Вмешивается отец:
- В чем дело? Почему нельзя? У ребенка хорошее настроение. Кому он мешает?
Женщина, пересев к мужу, что-то тихо говорит ему. Но отец снова возражает:
- Кому он мешает? Тебе что ли? Не порть настроение ребенку!
Сын молчал, вслушивался в диалог родителей.
Проанализируйте эту сценку. Почему мальчик не послушал мать? О каких ошибках воспитания говорит данная ситуация? Что бы вы предприняли, если стали бы свидетелем подобного эпизода с вашим воспитанником и его родителями?
- Педагог пришел домой к своей воспитаннице и стал свидетелем такой сценки. После прогулки Нина стремительно влетела в комнату. Стол уже накрыт к обеду, в центре ваза с яблоками: они уложены пирамидой – четыре внизу, а пятое сверху. Очевидно, это на третье – каждому по одному: маме, папе, бабушке, старшей сестре и Нине.
Наспех сбросив пальто и шапку, девочка, не задумываясь, схватила яблоко. Съела одно, затем второе… Третье начато, но не съедено: Нина больше не хочет.
На пороге улыбающаяся бабушка. Аппетит внучки ее радует:
- Лишь бы на пользу ребенку. А мне необязательно, - обращается она к воспитателю. Говорит внучке одобрительно:
- Ну и на здоровье!
Как бы вы поступили в данной ситуации? Если бы сочли нужным вмешаться в происходящее, то как и в какой момент? Основываясь на поведении девочки, попытайтесь сделать предположение, достаточно ли требовательны взрослые к ребенку. Что посоветовать родителям?
- Мать шестилетней девочки рассказывает воспитателю:
- Стали замечать, что дочь растет черствой. Она, например, проявляет полное равнодушие к близким, их невзгодам. Когда бабушка болеет, то не только не догадывается спросить ее о самочувствии или подать стакан воды, но даже затевает шумные игры. А тут произошел такой случай. Шли мы с Мариной по улице, я оступилась и сильно ушибла ногу. Вы думаете, она проявила сочувствие по поводу случившегося? Ничуть не бывало! Потянула меня через дорогу к ларьку с мороженным. Я ей: «Сейчас не до мороженного. Ты видишь, каждый шаг вызывает боль». А она в ответ: «Подумаешь! Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют». Откуда это у девочки? Ведь она окружена лаской и вниманием, да и отношения в семье, казалась бы, должны для нее являться примером предупредительности и заботы друг о друге. Всегда внушали ей быть доброй, отзывчивой. В чем причина?
Что бы вы ответили матери? Что посоветовали ей? Сила примера в воспитании неоспорима. Но чем объяснить, что в данном случае пример предупредительности и заботы друг о друге в семье не срабатывает?
- Воспитатель спросил у ребят старшей группы, знают ли они, где и кем
работают их родители. Это послужило поводом для интересного разговора между детьми. Вот некоторые из их высказываний.
Вера: Мой папа большой, красивый и сильный: он грузчиком работает! А твой папа тоже, наверное, грузчик?
Валя: Нет, его папа рабочий. Я его видела в рабочей одежде.
Нина: Это только пока рабочий. Скоро он начальником будет!
Сережа: А мой папа шофер. Трудная у него работа: на каждую остановку надо вовремя приехать, а то люди станут опаздывать и на работу, и по своим разным делам, знать хорошо город, а то не в ту сторону увезешь пассажиров. Еще он и билеты продает, и объясняет пассажирам, где лучше выйти. А утром так рано встает на работу, что мы все спим еще.
Гриша: Зато моя бабушка что работает, что не работает: она лифтер. Сидит себе посиживает, за что только ей деньги платят?
Максим: А моя мама и вовсе не работает. Дома все убирается да обед готовит. Ну в магазин там ходит или на рынок. Стирает еще. А так не работает, все с маленьким братиком играет.
О чем свидетельствуют высказывания детей? Какой вывод можно сделать об особенностях их воспитания в семье? Какую программу действий вы посоветуете этому воспитателю в формировании у детей уважительного отношения к близким?
- …Вадик после праздника рассказывает воспитателю:
- Вчера с папой и мамой ездили в гости, а вечером гуляли в парке, ели мороженное.
- А бабушка с вами была? – спрашивает воспитатель. Мальчик с пренебрежением машет рукой:
- Она дом стережет, папа сказал: «Бабушка – хороший сторож».
- А ты угостил бабушку праздничным подарком?
- Нет! – бойко отвечает Вадик. – Сладкое старые не едят. Я угостил папу и маму.
- А ты ухаживаешь за бабушкой? Ведь она недавно болела.
Молчит. Затем говорит:
- А папа сказал, что она здоровая, еще всех нас переживет!
Вадик не слушается бабушку, когда та приходит за ним в детский сад. Мать при сыне часто делает ей замечание:
- Совсем распустила его! Почему не требуешь, чтобы он слушал тебя?
Проанализируйте суждения ребенка, о чем они свидетельствуют? Почему внук не слушается бабушку? Почему мальчик отзывается о бабушке без должного уважения? Какие задачи наметить в работе с Вадиком и его родителями.
- Суждения шестилетних:
- Все папы и мамы любят своих детей, заботятся о них, а дети слушают их.
- Детей воспитывают мамы и бабушки, а папы только на работу ходят.
- Самый главный в доме – это я!
- Папы всегда помогают мамам.
- Все мамы и папы всегда ссорятся.
- Взрослым вкусное не нужно, они не любят. Это я люблю. Я – ребенок!
- Слушаться надо папу и маму. А бабушка – это так. Она должна меня слушаться!
- Праздники нужны для того, чтобы в гости ходить, угощаться там… Чтоб подарки детям дарили.
- Уступите мне место, я маленький!
Проанализируйте приведенные детские высказывания и сделайте предположение о внутрисемейных отношениях, о месте ребенка в семейном коллективе.
- Воспитатель делает замечание шестилетнему ребенку, чтобы он не колол лед каблуком, объяснив ему, что от этого портится обувь. Мальчик отвечает:
- Ну и пусть! Быстрее новые купят!
Как вы считаете, почему так рассуждает ребенок? Как должен прореагировать воспитатель на это? Какие задачи встают перед педагогом в воспитании ребенка, а также в работе с его родителями?
- – Наша Лидочка неравнодушна ко всему красивому, - говорит мама
шестилетней девочки, - когда выезжаем за город, восторгу нет границ: ее радуют и мухомор в яркой шапке, и полевые цветы, и всякая живность вроде лягушек, жуков, муравьев. А когда возвращаемся домой, у Лидочки уже заготовлены целые охапки цветов, веток! В доме даже ваз не хватает, чтобы все это поставить в воду. Добрую половину выбрасывать приходится! И жуков разных с собой захватит – в банки посадит. А каких только у нее нет коллекций из бабочек и жуков! Природу очень любит.
Можно ли согласиться с утверждением матери, что дочь любит природу? Как, по вашему мнению, должен поступить воспитатель в данном случае, что сказать Лидиной маме?
- Шестилетний Максим предлагает Сереже:
- Давай играть так: ты будешь овчаркой, а я, твой хозяин, буду дрессировать тебя. Собака станет кусаться, а я ее плеткой! Плеткой! Тогда она полезет кусаться, а я стану убегать. Если она догонит и набросится на меня, я ее застрелю.
Какие чувства может вызвать эта игра? Как воспитатель должен отнестись к такому замыслу игры? Что предпринять?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классификация методов воспитания
Методы воспитания- это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности...
Реферат ТЕМА: «ИГРА, КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЕ ЕЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ДОШКОЛЬНИКАМИ»
Игра - основная форма активности ребенка в социуме Индустриальное общество надолго выключает из сферы жизненной активности свое подрастающее поколение. Оно живет в изоляции и противопоставлении "взрос...
Фольклор – как действенный метод воспитания ребёнка с первых лет жизни
Использование фольклора в воспитании ребенка...
Художественные произведения как метод воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста
При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняютс...
Статья на тему: Психологическое воспитание - эффективный метод воспитания детей.
Статья для родителей на тему: Психологическое воспитание - эффективный метод воспитания детей....
Методы, средства и формы воспитания. Классификация методов воспитания.
Успех применения методов воспитания напрямую зависит от условий, педагогической компетентности и авторитета педагога, который их применяет....
Выступление на РМО «Воспитание сказкой как древнейший метод воспитания детей»
Это один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок...