РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
статья на тему
Семья — главный помощник детскому саду в приобщении детей к музыкальной культуре. Наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному воспитанию является слушание музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sokolova_t.v.doc | 36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Т.В. Соколова (г. Арзамас)
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
Среди многих видов искусств музыка по праву занимает особое место в воспитании. Палитра музыки столь богата, ее язык столь гибок, что в нем находят созвучие, любое движение души человека, любое явление материального мира. Справедлива известная мысль: когда умолкает слово - начинает звучать музыка. Все, то что не подвластно слову, не находит, в нем своего выражения, находит своеобразные выражение в музыке. Удивительно ярко, полно и многогранно воспевает музыка неповторимо прекрасную гармонию природы. Уже поэтому приобщение к музыке — это и приобщение к гармонии природы, как важному фактору гармоничного развития самого человека.
Ребенку нужно помочь увидеть и понять прекрасное. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир тоньше, радужнее, многостороннее. Поэтому одной из задач воспитания ребенка в семье является развитие у него музыкального чувства, эстетической восприимчивости ко всему окружающему. Воспринимая музыку, ребенок глубже чувствует и осознает окружающее. Она будит его мысль и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус. Семья должна помочь детям любить и понять хорошую музыку. Уже с младенческих лет ребенка нужно приобщать к музыкальной культуре. Дети, посещающие детский сад, получают музыкальное воспитание под руководством музыкального руководителя Родители же должны интересоваться, чему учат ребенка на музыкальных занятиях в детском саду.
У дошкольников, как и у взрослых, есть потребность выражать свои чувства, настроение в песне, поскольку именно песня является важнейшим средством музыкального воспитания ребенка. Музыкальный руководитель учит детей петь выразительно, непринужденно, звонким голосом, напевно и легко, брать дыхание между музыкальными фразами, перед началом пения, удерживать его до конца музыкальной фразы. От детей требуется отчетливого произношения слов песни, одновременно начинать и заканчивать её, петь без напряжения, плавным, легким звуком. В процессе пения у ребенка развивается музыкальный слух, чувство ритма, и вкусы развиваются и совершенствуются.
Песни для пения выбираются доступные, достаточно выразительные. Таковыми мы считаем следующий репертуар:
Для детей 3 — 4 года: «Зайчик ты, зайчик» рус. нар. муз., «Петушок» рус. нар. муз., «Ладушки» рус. нар. муз., «Дед Мороз» муз. Филиппенко, «Пирожки» муз. Филиппенко, «Машина» муз. Потапенко. Очень любят дети петь песни «Цыплята» муз. Филиппенко, «Корова» муз. Раухвергера.
Для детей 4 — 5 лет: «Дождик, дождик пуще» муз. Красева, «Барабанщик» муз. Красева, «Санки» муз. Красева, «Елочка» муз. Красева, «Кошка» муз. Витлина, «Паровоз» муз. Компанейца.
Для детей 5 — 6 лет: «Урожайная» муз. Филиппенко, «По малину в сад пойдем» муз. Филиппенко, «К нам гости пришли» муз. Александрова, «Дед Мороз» муз. Витлина, «Детский сад» муз. Филиппенко, «Голубые санки» муз. Витлина, «Праздник» муз. Иорданского.
Для детей 6 — 7 лет: «Падают листья» муз. Красева, «Зимняя песенка» муз. Красева, «Гуси» муз. Филиппенко, «Без труда не проживешь» муз. Агафонникова, «Хорошо у нас в саду» муз. Герчик, «Елочная» муз. Герчик, «Веснянка» укр. нар. песня, «Во поле береза стояла» рус. нар. песня и др.
Семья — главный помощник детскому саду в приобщении детей к музыкальной культуре. Наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному воспитанию является слушание музыки.
Знакомство родителей с тем, что поет ребенок в детском саду, помогает петь те песни, которые он знает. С этой целью нами организуются театрализованные представления, музыкальные досуги, вечера развлечений. Мы рекомендуем родителям поощрять те игры, в которых дети используют песню. Интерес у родителей к музыкальной деятельности детей помогает воспитывать любовь и интерес к музыке.
Слушая музыку, дети учатся различать характер музыкальных произведений, но ребенок воспринимает глубже и осмысленнее музыку, если взрослый знакомит его с их содержанием, используя для этого небольшой образный рассказ, стихотворение, рассказывает об отдельных ярких средствах музыкальной выразительности. Например, «Марш деревянных солдатиков» муз. П.И. Чайковского. Музыка четкая, легкая, ведь солдатики маленькие, деревянные — это игрушечный марш.
Организуя непосредственно — образовательную деятельность по музыкальному воспитанию детей мы рассказываем о том, что музыку пишут композиторы, народ (пусть запоминают имена композиторов), закрепляя показом картинок, игрушек, портретов композиторов. На встречах с родителями мы рекомендуем не принуждать ребенка слушать музыку помимо его желания. Лучше заинтересовать его чем-то необычным, например, близким, знакомым образом. «Хочешь я дам послушать тебе песенку, где петушок поет, лошадка скачет?» Совместное прослушивание ненавязчиво, интересно для ребенка, особенно, если оно сопровождается игрой, показом игрушки, картинки.
На методических мероприятиях в детском саду вместе с педагогами мы разрабатываем и рекомендуем родителям использовать дома дидактические игры, «Музыкальную шкатулку», из которой дети достают иллюстрации тех произведений, которые они хотели бы послушать и поиграть вместе в игру «Кто больше». Ребенок должен узнать композитора, назвать его произведения. Так, показывая портрет П.И. Чайковского, ребенку предлагается назвать все произведения этого композитора. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры фишки подсчитываются (у кого больше, у мамы или у ребенка). Таким образом, слушание музыки является приемом, расширяющим кругозор детей. Как организовать слушание? Для маленького слушателя рекомендуем создать соответствующую обстановку, помогающую ему сосредоточиться. Не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Ребенок должен вслушиваться, сосредоточиться, вдуматься. Перед прослушиванием вместе с ребенком можно вспомнить книгу, сказку, рассмотреть картинки, объяснить, что по этой книге композитор написал музыку.
Роль семьи в эстетическом воспитании и развитии ребенка невозможно переоценить. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Родители, их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи в этой области.
Литература:
Н. А. Ветлугина, Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1999 г.
Э. П. Костина, Камертон. Программа. Азбука музыкального образования детей
дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная гостиная: «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»....
Презентация "Литературное развитие дошкольников как условие взаимодействия с родителями"
В XXI веке весь мир встал перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Процесс литературного развития, формирования в ребенке грамотного, талантл...
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников в контексте ФГОС ДО»
Консультация для педагогов «Развитие речи...
«Пути решения создания социокультурной образовательной среды дошкольного учреждения, как компонента успешного сопровождения формирования и развития личности дошкольника в контексте программы «Социокультурные истоки».
Выступление в рамках Лаборатории "Истоки"...
«Развитие музыкальных способностей детей, через взаимодействие с родителями»
Музыкальная встреча с родителями на первом родительсклм собрании в младшей группе. Здесь происходит знакомство с родителями, разговор и о музыкальных способностях детей младшего дошкольного возраста, ...
Консультация для музыкальных руководителей " Развитие музыкальности дошкольника посредством музыкально-дидактической игры"
Музыкально-дидактическая игра – является эффективным средством развития музыкально-сенсорных способностей у детей (формированию звуковысотного, тембрового, динамического, ритмического слух...
Семинарское занятие для педагогов: «Использование инновационных технологий в речевом развитии старших дошкольников в контексте ФОП и ФАОП ДО»
Согласно ФОП И ФАОП ДО задачами работы педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста являются:Формирование словаря.Развитие звуковой культуры речи.Формирование грамматического строя речи.Р...