"Методики по раскрытию творческих способностей у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
консультация по теме
С детьми дошкольного возраста я работаю около 40 лет, потому могу сказать о том, что в детском саду развитие творческих способностей носит бессистемный характер, т.к. программное содержание и методика работы с детьми ориентированы на формирование умений и навыков, а развитие творческих способностей детей стоит на втором плане, хотя эти способности необходимо развивать с раннего детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_dubininoy_dlya_sotsseti.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида "Золотой ключик"
города Балашова Саратовской области"
Тема: "Методики по раскрытию творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Из опыта работы воспитателя
I квалификационной категории,
отличника народного просвещения
Дубининой Р. В.
Балашов
2013
У каждого из нас
Внутри талант таится
И очень важно в детстве
Дать ему раскрыться.
С детьми дошкольного возраста я работаю около 40 лет, потому могу сказать о том, что в детском саду развитие творческих способностей носит бессистемный характер, т.к. программное содержание и методика работы с детьми ориентированы на формирование умений и навыков, а развитие творческих способностей детей стоит на втором плане, хотя эти способности необходимо развивать с раннего детства.
Такая гипотеза находит свое подтверждение в физиологии. В этом возрасте дети особенно любознательны, мышление более свободно, и от того, насколько в этом возрасте использовались эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Л. С. Выготский отмечал, что изодеятельность- самый первый, доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изодеятельностью помогут развить творческие способности ребенка.
В практике работы в детском саду все более убеждаюсь в том, что если во взаимоотношениях с детьми воспитатель отличается особой чуткостью, доброжелательностью, не наигранной, а искренней любовью к ним, дети отвечают ему взаимностью и душевной открытостью. Любая деятельность детей с таким воспитателем отличается эмоциональной насыщенностью, активностью, творчеством и взаимопониманием.
Если ребенок этого не чувствует, находится в напряжении, и , как выражается В.Ф. Базарный "в режиме сенсорных и психомоторных несвобод", то его творческие импульсы просто отключены, он боится мыслить, реализовывать свои идеи в любых действиях.
Хочу поделиться своими мыслями по поводу методик по раскрытию творческих способностей малышей. С детства сама люблю рисовать и этому учу детей. Вовлекаю их в художественное творчество, используя разные стимулы, известные всем воспитателям : игра, сюрпризный момент, эффект неожиданности, просьба о помощи. Например, игровая ситуация "Маленькому зайке холодно зимой. Как ему помочь согреться?" Каждый ребенок, переживая за зайку, хочет быть значимым: оказать помощь слабому. Начинает активно работать мозг, возникает желание сделать то , чтобы зайчик мог согреться. Рисуем результат решения проблемы.
Важно создание условий, среды, обстановки, доступность материала, что позволяет ребенку самостоятельно и уверенно действовать с ним, чувствуя собственную безопасность, раскованность, свободу за счет поддержки воспитателя.
Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной деятельности. Часто, чтобы заинтересовать детей, сажусь за стол, начинаю на листе бумаги, простым карандашом, делать чуть заметные наброски какого - то сюжета. Наиболее заинтересованному ребенку ( а это бывает заметно сразу) даю обвести контуры яркой краской или фломастером (например, раскидистое дерево). Задаю вопросы :"Что это?", "Как называется дерево?", "Какое оно?", "Кому оно очень - очень нужно?", "Какую пользу приносит людям, зверям, птицам?", "Чего здесь не хватает?", "Как бы ты продолжил рисунок?"; предлагаю дорисовать рисунок , используя метод "обрисовок"," обводок", решаю задачу: дать ребенку почувствовать моторную свободу и уверенность. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем больше знает, тем продуктивнее, богаче будет его воображение. Именно с накопления опыта начинается творчество.
Считаю, что надо задавать ребенку как можно больше вопросов, побуждающих к активному размышлению в комфортной психологической обстановке при умной доброжелательной помощи, а не подсказки взрослых, при постоянном поощрении ребенка к творчеству. Любим с детьми читать, наблюдать, беседовать на разные темы, загадывать и отгадывать загадки.
"Отгадка в подарок" - радость для детей; тому, кто первый отгадает- рисую отгадку на бумаге, вырезанной в форме геометрических фигур, иногда с обрезанными, волнистыми краями, чтобы придать более красивую форму. Ребенок имеет возможность раскрашивать отгадку, используя разные, доступные ему способы рисования, разную технику изображения: например, пальцевую живопись, метод тычка, кляксографию. Мой рисунок - подарок ребенку, а раскрашенный им самим он особенно дорог малышу. Часто по утрам получаю в подарок новое творение детей.
Восхищаюсь вместе с детьми при создании неповторимых рисунков при использовании новых , нестандартных идей . Приведу пример: Артем З. не любил рисовать "Не умею", "Не хочу", "У меня ничего не получится"... Однажды он сидел и просто, кистью водил по альбомному листу оранжевой краской. "Посмотрите, какая каляка - маляка получилась у Артема", - сказал кто - то из детей, увидев его рисунок. "Да какая же это каляка - маляка", -ответила я , сделав несколько мазков на рисунке мальчика,-"Это же настоящая баба - яга с метлой! Ну-ка, Артем, сделай ей метлу чуточку подлинней и попушистей!" В итоге мы все восторгались творчеством Артемки. Ребенок преодолел свой страх перед работой с кистью и красками. Затем мы вместе с ним искали: на что же похоже его следующее "художество", а далее ребенок стал рисовать самостоятельно и рассказывать о том, что у него получилось: полилась неиссякаемая фантазия.
Эмоциональная, живая речь воспитателя, его слова одобрения очень важны при приемах рассматривания готовых рисунков детей. Это подталкивает детей с радостью заниматься художественным творчеством. Искренняя заинтересованность воспитателя в совместной художественной деятельности вселяет уверенность детей в свободном применении разных техник и нетрадиционных материалов: восковой рисунок, печать листьями, ладошками, пальцами, поролоном и др. И не важно, что какую - то часть работы сделал ребенок не один , а вместе со взрослым , важно то, что он учится свободно, смело, уверенно мыслить и действовать. Любые команды, типа "Постарайся!" исключаются! Важно свободное рисование. Только при широком диапазоне моторных проб и ошибок ребенок овладевает способами действия. Фантазируем вместе с детьми! Бывает, начинаю рисовать на листе овалы разной величины или другие геометрические фигуры. У детей возникает вопрос :"Что это?" "Секрет! А вы как думаете: что это?" Когда иссякают ответы детей, дорисовываю к одному из овалов детей другой, размером поменьше."На что похоже?" Одобряю активную фантазию детей. Дорисовываю клювик: "Кто же это?" Выслушав ответы, дорисовываю хвост. "Вот теперь по хвосту узнали точно, это-...."( воробей, петух, павлин, сорока). "Дорисуйте других птиц. По хвостам я попробую угадать, кто это!"
В группе у нас есть тренажер, рекомендованный В. Ф. Базарным, который представляет собой лист с яркими, пластическими линиями, изображающими волны, тучи, деревья. Простое обведение пальцами этих линий, повышает эффективность свободы произвольных графических действий, что влияет на уверенность в работе при художественной деятельности.
"Метод ритмичных упражнений призван сделать самого художника и его руку окрыленными и гибкими", - утверждает одна из видных специалистов в области художественного воспитания детей Е. Макарова. Уверенность в себе, в своих мыслях и действиях, поможет детям точнее, оригинальнее, выразительнее выражать свое творчество на бумаге.
Многое зависит от взрослого, который окажется рядом у входа в мир искусства и красоты. Творчество - это чудо, где дети раскрывают свои способности, испытывают радость, которую доставляет их труд.
Пусть творчество доставляет радость нам и нашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние полихудожественного подхода на раскрытие творческого потенциала детей дошкольного возраста в системе художественно-эстетического образования.
Влияние полихудожественного подхода на раскрытие творческого потенциала детей дошкольного возраста в системе художественно-эстетического образования.С.А.Глебова ...
"Методики по раскрытию творческих способностей у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
С детьми дошкольного возраста я работаю около 40 лет, потому могу сказать о том, что в детском саду развитие творческих способностей носит бессистемный характер, т.к. программное содержание и ме...
Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста. Из опыта работы.
В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся де...
Бумажная пластикакак средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста.(из опыта работы)
Бумажная пластика как средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста...
Бумажная пластикакак средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста.(из опыта работы)
Проблема развития творческого воображения и образного мышления детей актуальна тем, что этот процесс является важным компонентом льбой формы творческой деятельности ребенка.Хорошо развитое образное мы...
Статья "Фоамиран, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
Фоамиран становится интересен не только для опытных мастериц, но и для новичков в мире рукоделия. Если вы хотите попробовать создавать из этого материала собственные шедевры, прислушайтесь к нашим рек...
Семинар-практикум на тему «Раскрытие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки»
Цель: узнать, изучить, повторить - какие методы и приемы можно использовать в педагогической деятельности для развития творческой активности дошкольников в процессе музыкального восприятия...