Метод проектной деятельности в ДОУ
консультация по теме

Волкова Людмила Борисовна

Данный материал поможет в максимально доступной форме познакомиться педагогам с теоретическими основами метода проектной деятельности в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_metodobedineniya.docx100.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение для воспитателей ДОУ Центрального района г. Тулы

МЕТОД

ПРОЕКТНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

(методические рекомендации)

Разработала:

Воспитатель МБДОУ № 173

 Волкова Л.Б.

г.Тула, 2013 год

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ


В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ПРОЕКТОВ:

1.Исследовательски -творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде

                                  газет, драматизации, детского дизайна;

2.Ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр): когда дети входят в образ персонажей сказки и

                                                                                    решают по-своему поставленные проблемы);

3.информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её,

ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн

                                                                                    группы, витражи и др.);

4.Творческие проекты в детскомсаду(оформление результата в виде детского праздника,  детского

дизайна, например «Театральная неделя»).

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение. Консультации.

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

МЕТОД ПРОЕКТОВ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ,

НАЧИНАЯ С МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

приобщать детей к процессу познания;

формировать различные представления;

привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

формирование эмоциональной заинтересованности;

знакомство с предметами и действиями с ними;

развитие мышления и воображения;

речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

осознание поставленной цели;

овладение различными способами решения поставленных задач;

способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

Физическое развитие:

стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»).

Социальное развитие:

формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»).

Познавательное развитие:

обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»).

Эстетическое развитие:

развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

потребности в создании собственной картины мира;

навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

выявить проблему;

самостоятельно искать нужное решение;

выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.

Социальное развитие:

развитие самопознания и положительной самооценки;

овладение способами внеситуативно-личностного общения;

высокий уровень коммуникативной компетентности;

осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

Физическое развитие:

развитие осознанного отношения к своему здоровью;

формирование потребности в здоровом образе жизни;

совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

Познавательное развитие:

систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»).

Эстетическое развитие:

углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;

овладение различными видами худ.деятельности;

развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).

МЕТОД ПРОЕКТОВ АКТУАЛЕН И ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВЕН. ОН ДАЁТ РЕБЁНКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ, СИНТЕЗИРОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ. РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ЕМУ УСПЕШНО АДАПТИРОВАТЬСЯ К ИЗМЕНИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации образовательного прцесса методом проектной деятельности

В статье отражены основные концептуальные особеннсти метода проектов в дошкольном учреждении. Разработан план в соответствии с ФГТ....

Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

метод проектной деятельности

теория и практический материал по созданию проектов в детском саду...

Методическая разработка для воспитателей по методу проектной деятельности

В данной разработке определены теаретические основания составления педагогического проекта, представлена примерная структура проекта и разработан шаблон  представления педагогического проекта....