Образовательная область «Социально-коммуникактивное развитие» Тема: «Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Конечно же, трудовая деятельность и раньше являлась важной составляющей дошкольного образования, но в последнее время она не была выделена в отдельную образовательную область. Наличие трудовой деятельности в дошкольном образовании признается не всеми, так как результатом «настоящего труда» должен являться определенный продукт, который дошкольники в силу своего возраста произвести просто не способны.
Содержание данной образовательной области «Труд» в детском саду направлено на реализацию цели воспитания у детей стремления включиться в детскую трудовую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trud_-_kopiya.pptx | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конечно же, трудовая деятельность и раньше являлась важной составляющей дошкольного образования, но в последнее время она не была выделена в отдельную образовательную область. Наличие трудовой деятельности в дошкольном образовании признается не всеми, так как результатом «настоящего труда» должен являться определенный продукт, который дошкольники в силу своего возраста произвести просто не способны. Содержание данной образовательной области «Труд» в детском саду направлено на реализацию цели воспитания у детей стремления включиться в детскую трудовую деятельность.
Задачи воспитания и развития детей Старшая группа 1. Формировать у детей отчетливое представление о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека (на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда). 2. Воспитывать уважение и благодарность к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности. Подготовительная группа 1. Формировать у детей отчетливое представление о труде, как социальном явлении, обеспечивающем потребности человека, через расширение круга знаний и представлений о совершенствовании рукотворного мира, изменении мира профессий. 2. Способствовать осознанию, что в основе достойной жизни, благополучия человека лежит труд, которым созданы все материальные и культурные ценности.
Старшая группа Подготовительная группа 3.Воспитывать бережливость, экономный способ расходования ресурсов воды, электричества. 4.Развивать самостоятельность детей, воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам, расширять диапазон обязанностей по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе. 3. Формировать основы экономического образа мышления, разумное ограничение детских желаний на основе адекватного отношения к рекламе, осознания ограниченности ресурсов в современном мире. 4. Обеспечить более широкое включение в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через дежурство, выполнение трудовых поручений и усложнения круга
Старшая группа Подготовительная группа 5. Содействовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний и предпочтений. продуктивных, коммуникативных и творческих задач. 5. Воспитывать ответственность (за живое существо, начатое дело, данное слово), добросовестность, стремление принять участие в трудовой деятельности взрослых. 6. Способствовать развитию детских творческих способностей, формировать умение организовывать досуг, удовлетворяющий половозрастным интересам девочек и мальчиков.
Успешная ориентация детей в образовательной области предполагает взаимосвязь двух разделов программы
О чем узнают дети?
О чем узнают дети?
Виды труда Ознакомление с трудом взрослых Ручной труд (мотивация - сделать приятное взрослому , ребенку-сверстнику , младшему ребенку ) Труд в природе Навыки культуры быта (труд по самообслуживанию) Хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка , совместная деятельность)
Формы организации трудовой деятельности Поручения простые и сложные эпизодические и длительные коллективные и индивидуальные Коллективный труд (не более 30 минут) Дежурство (не более 20 минут) формирование общественно значимого мотива нравственный, этический аспект Типы организации труда детей Индивидуальный труд Труд рядом Общий труд Совместный труд Коллективный труд
Основными методами воспитания являются следующие Старшая группа Целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение детской художественной литературы, рассматривание картин и репродукций, просмотр видеофильмов о профессиях взрослых Дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса и расширяющие представление о мире профессий, их взаимосвязях Изобразительная деятельность и сюжетно-ролевые игры, позволяющие детям отражать в рисунке или игре мир взрослых, а так же включать реальные трудовые процессы (шитье кукольной одежды, изготовление мебели) в игровой сюжет Подготовительная группа Целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение детской художественной литературы, просмотр видеофильмов о профессиях взрослых Рассматривание картин, иллюстраций в книгах и детских энциклопедиях, знакомящих детей с трудовой деятельностью и организацией отдыха человека в прошлом и настоящем Дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса и взаимосвязи профессий; игры-путешествия, расширяющие представления об истории предметного мира как результате труда человека, продукте его творческой мысли
Старшая группа Рассматривание предметов, инструментов, материалов («Мир ткани», «Мир дерева и металла») как компонентов трудового процесса, экспериментирование с материалами Обсуждение реальных событий из детской жизни, организация жизненных и игровых ситуаций, позволяющих детям накапливать опыт экономически целесообразного поведения Дежурства, коллективный труд, трудовые поручения в условиях детского сада и семейного воспитания Организация детских мини-мастерских и студий для продуктивной досуговой деятельности Оптимальные физические нагрузки при включении детей в реальные трудовые связи, благоприятные для эмоционально-положительного настроя и способствующие укреплению физического и психического здоровья Подготовительная группа Рассматривание предметов, инструментов, материалов («Из каких материалов делают современную бытовую технику?», «Почему не моют одноразовую посуду?» и т.д.) Детские проекты , например, по изготовлению книг «Кто построил этот дом?», «У нас в гостях врач-хирург»; сюжетно-ролевые игры по методу «игра-труд», позволяющие включать реальные трудовые процессы в игровой сюжет Проблемные обсуждения поведения литературных героев, реальных событий из детской жизни; организация образовательных ситуаций, позволяющих детям накапливать опыт целесообразного поведения, различать достаточно тонкие дифференцировки между бережливостью, разумностью потребностей и жадностью, скупостью Дежурства, коллективный труд, трудовые поручения и совместная продуктивная досуговая деятельность взрослых и детей
Подготовительная группа в условиях детского сада и семейного воспитания Организация самостоятельной досуговой продуктивной деятельности в условиях специально созданной предметно-развивающей среды (детские мини-мастерские, студии) Оптимальные физические нагрузки при включении детей в реальные трудовые связи благоприятны для: укрепления здоровья формирования физической готовности к школьному обучению осваивания важнейших правил техники безопасности при обращении с бытовой техникой и инструментами формирования психологической и личностной готовности к школьному обучению, развития познавательных интересов, расширения кругозора, развития речи как средства общения
Примерные образовательные ситуации «Труд взрослых и рукотворный мир» (старшая группа) «Профессии наших родителей» Цели. Развивать интерес детей к миру взрослых. Расширять детские представления о многообразии профессий. Воспитывать гордость за родителей и уважение к ним. Способствовать развитию умения вести диалог с незнакомыми взрослыми людьми. «Доктор» Сюжетно-ролевые игры «Магазин»
«Самообслуживание и детский труд» (старшая группа) «Мы - дежурные» Цели. Уточнить правила и обязанности дежурных. Вызвать желание добросовестно, ответственно относиться к работе, пользоваться информацией на стенде «Наше дежурство». Дежурство по столовой Дежурство по занятиям Дежурство по уголку природы
Ручной труд Труд в природе Хозяйственно-бытовой труд
«Труд взрослых и рукотворный мир» (подготовительная группа) «У меня зазвонил телефон…» Цели. Уточнить и систематизировать детские представления о телефоне как одном из средств связи: познакомить с историей телефона и его современными возможностями. Способствовать умению участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, высказывать суждения, выслушивать собеседников. «Петербургские мосты» Цели. Уточнить представления о назначении, необходимости и удивительной красоте петербургских набережных и мостов. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного, желание любить и беречь свой город.
«Самообслуживание и детский труд» (подготовительная группа) «Приготовим винегрет» Цели. Учить детей готовить винегрет из отваренных взрослым овощей, действуя по схеме - алгоритму действий. Развивать умение «читать» рецепт приготовления блюда по технологической карте. Воспитывать понимание необходимости соблюдения правил поведения во время приготовления пищи. «Первое знакомство с У-2» Цель. Вызвать интерес мальчиков к содержательной досуговой деятельности по конструированию из бросового материала. «Склад инструментов» Цели. Уточнить представление об инструментах, хранящихся в мини-мастерской, ввести правила обращения с ними. Развивать познавательные интересы, познакомить с историей и классификацией инструментов.
Работа с родителями Рекомендовать родителям: Рассказать детям о своих профессиях Давать детям посильные трудовые поручения Нарисовать рисунки на тему «Как я помогаю дома родителям» Развивать у детей способность к преобразованию материалов Провести целевые прогулки (Петропавловская крепость, Летний сад, Стрелка Васильевского острова)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений старших дошкольников о труде взрослых в процессе взаимодействия с семьей и социальными партнерами
Данная методическая разработка раскрывает опыт работы педагога по формированию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста....
"Ознакомление старших дошкольников с профессиями взрослых средствами и методами образовательной деятельности" перспективный план.
В данной работе представлен перспективный план ознакомления детей с профессиями взрослых и приложение к перспективному планированию.Актуальность трудового воспитания дошкольников обусловлена значимост...
Рекомендации педагогам по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых
Дети дошкольного возраста очень мало знают о труде взрослых, потому что в новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к т...
Рекомендации родителям по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотива...
Картотека дидактических игр «К чему душа лежит, к тому и руки приложатся» по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения дете...
Презентация проекта «Ознакомление младших дошкольников с трудом взрослых в детском саду»
Актуальной стала проблема развития нравственно — патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания, где одной из главных задач является формирование у детей поня...
Консультация для педагогов "Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых, как средство развития речи".
В материале раскрыта актуальность данной темы, рассказано о методах и приёмах, используемых для развития речи старших дошкольников, об этапах формирования представлений об общественной значимости труд...