Рабочая программа психологического сопровождения детей раннего возраста в ГКП
рабочая программа по теме
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.
Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.
Данная программа создана на основе программы семейного клуба «Карапуз» с целью всестороннего развития малышей и адаптации их к условиям ДОУ.
Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gkp.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 329
имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова»
ОГРН 1157746770620; ИНН/КПП: 7721343021 / 772101001
109456, г. Москва, Тел. /факс (495) 371-67-02
4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2 E-mail: 329@edu.mos.ru
Принято на заседании ППк Методист____________ БессоноваС.К. Протокол №1 от 26 августа 2016г. | Проверено Зам. директора по УВР ____________Самохина Е.Ф. 28.08.2016г. | Утверждено Директор ГБОУ Школа № 329 __________Н.П.Даньшина Приказ № 561-а от 29.08.2016г. |
Рабочая программа психологического сопровождения детей раннего возраста в ГКП
Разработчик программы
педагог-психолог
Церах С.С.
Москва, 2016г.
Пояснительная записка
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.
Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.
Данная программа создана на основе программы семейного клуба «Карапуз» с целью всестороннего развития малышей и адаптации их к условиям ДОУ.
Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи программы : Оздоровительные:
- Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками,
используя здоровьесберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса.
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.
Образовательные:
- вызвать у детей радость от общения с окружающими;
- побуждать детей к самостоятельной деятельности;
- формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;
- формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;
- расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;
- обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет.
Воспитательные:
- Способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым.
- Способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка
- Способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности.
- обеспечивать потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детский сад;
- Развивать любознательность;
- обеспечивать комфортные условия пребывания в МАДОУ.
Для родителей:
- оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста;
- формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Характеристика форм работы с детьми:
Вся работа проводится в игровой форме и по разным направлениям.
Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:
Игровая деятельность (развивающие, сенсорные, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры);
Продуктивная деятельность (художественно - изобразительная, конструирование, ручной труд);
Двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения, пальчиковые игры)
Коммуникативная деятельность (свободное общение с педагогом и со сверстниками); фольклор, художественная литература
Элементы трудовой деятельности (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность).
Ожидаемый результат
Итогом реализации программы должны стать следующие показатели:
1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.
2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ.
Подведение итоговых результатов освоения программы:
1. Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение, игровые тестовые задания);
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса;
3. Собеседование с родителями;
4. Анкетирование.
Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.
Особенности развития и воспитания детей 2-3 лет.
В этом возрасте учитывается масса тела ребенка и рост. Крепнет организм, совершенствуется двигательный аппарат, деятельность нервной системы, повышается работоспособность ее, благодаря чему возрастает продолжительность активного бодрствования. В этом возрасте у ребенка легче формируются навыки общения друг с другом. Дети могут на короткое время удерживаться от действий. Все это становится возможным благодаря совершенствованию разных видов условного торможения. Однако, они по - прежнему легко возбуждаются, утомляются от однообразной деятельности.
В целом психическое развитие детей 2-3 лет характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е стремление к самостоятельности, дальнейшим развитием наглядно – действенного мышления и появлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимодействий между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к простейшим формам совместной игровой деятельности. В этот период значительное место начинает занимать сюжетная игра, в которой дети отображают действия близких им людей, а к концу 3 года берут на себя роли. Появляются первые проявления их изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Деятельность детей становится сложнее и разнообразнее: дети уже умеют отличать игру от учебных и трудовых
заданий. В результате игр и занятий развиваются психические процессы: память, внимание, мышление. Формируются новые потребности и интересы детей.
- Так, в плане двигательной деятельности возрастают целенаправленность движений: собирают кубики для строительства, влезает на стул, чтобы что-то достать. Появляется способность и желание выполнять имитационные движения, что позволяет разнообразить игровые задания. Совершенствуются и сами основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание и т.д.
- У детей 2-3 лет наступает период интенсивного развития самостоятельности, которая проявляется во всех сферах жизни и деятельности: совершенствуются навыки самообслуживания, воспроизводятся эпизоды из жизни. Самостоятельность формируется и проявляется в процессе занятий6 слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы, осуществлять в рисунках, постройках задуманное. Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения, формируется умение по своей инициативе выражать свои положительные и отрицательные отношения к сверстнику, выполняют по просьбе взрослых простые обязанности.
- В эмоциональном плане на поведение детей 2-3 лет влияют их жизненный опыт и возрастные особенности. Так с приобретаемым жизненным опытом и навыками становятся устойчивее и разнообразнее эстетические эмоции. Наблюдаются индивидуальные различия в проявлении эмоций. Богаче становятся и формы выражения эмоций: мимика, жесты и интонации. Осознаннее становятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Появляются самостоятельные суждения, содержащие нравственную оценку. Благодаря развивающемуся умению договариваться о совместных действиях в игре развивается и закрепляется доброжелательность в общении друг с другом, т.к действия детей в этом возрасте еще не объединены в сложную систему деятельности и в ней
отсутствует подчинение второстепенных мотивов. Эмоции детей кратковременны и неустойчивы.
- Речь для детей 2-3 лет становится важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. У ребенка появляется настоятельная потребность спрашивать взрослого обо всем. Это является основой дальнейшего развития диалогической речи. Происходит расширение словаря, понимаемой и активной речи, воспитывается звуковая культура речи, совершенствуется грамматический строй, развивается звуковая речь (монолог, диалог). В процессе познавательной деятельности формируется инициативная речь. Она направлена на систематизацию имеющегося и формирование нового опыта.
Увеличивается число высказываний, относящихся к познавательным потребностям. Активный словарь детей к концу третьего года жизни возрастает до 1500 слов. Также интенсивно развивается смысловая сторона речи, функции сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.
- Сенсорное развитие у 2-3 летних детей характеризуется ускоренным темпом. В этом возрасте сенсорное развитие является основной линией развития и в то же время все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Наполненный ребенком сенсорный опыт связывается с конкретными предметами и явлениями. На третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями: белые пятна на голубом фоне- снег идет, оранжевый круг – светит солнце и т.д. с помощью цвета он обобщает характерные признаки широкого круга предметов и явлений. Познавательная потребность в этом возрасте в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры, звуков, соотношение частей. Сенсорное развитие в большей степени происходит в повседневной жизни: в игре, на прогулке, в быту. В процессе практических действий с предметами и наблюдений ребенок учится соотносить свойства и положение в пространстве одних предметов с теми же характеристиками других, выделять общее в предметах и явлениях, что пытается изобразить доступными для него средствами (строительные наборы, мозаики и т.д.). Появляется стремление более четко следовать образцу, заданному взрослым. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза. В процессе совершенствования восприятия (сравнения и сопоставления) ребенок начинает узнавать предметы по наиболее характерным признакам и свойствам. Так, к 3 летнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребенка.
- Мышление в раннем возрасте носит наглядно – действенный характер, но постепенно формируется наглядно – образное. Свойственное дошкольному периоду детства, а затем отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а остаются в глубине сознания. У детей 2-3 лет анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы еще неотделимы от практических действий с предметами. Ребенок овладевает обобщениями по существенным признакам, что является необходимым условием развития мышления и интеллектуальной компетенций этого возраста, которая выражается в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления (замещения) и осмысленной предметной деятельности.
Из вышеизложенного следует, что младший дошкольный возраст (2-3 года) характеризуется свей структурой и динамикой, и включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым, между сверстниками, определенную последовательность видов деятельности, основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания и личности.
В этом возрасте закладывается будущий фундамент социализации ребенка, устанавливается его связь с людьми, природой, предметным миром, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям, формируются основы самосознания и индивидуальности ребенка.
Параметры оценки адаптации детей к ДОУ
Параметры | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Поведение | Сильные, уравновешенные, подвижные | Сильные, возбудимые | Сильные, уравновешенные, инертные
| Слабые |
Настроение | Бодрое, контактное | Бодрое, не уравновешенное, очень эмоциональное | Спокойное, уравновешенное, не контактное, не эмоциональное | Слабые |
Предел работоспо-собности | Соответствует норме и возрасту | Быстро наступает утомление | Соответствует возрастной норме | Низкий |
Признаки утомления | Небольшая возбудимость нервной системы | Нарушение координации движений | Замедленная ответная реакция | Явно выраженные признаки утомления |
Поведение на занятии
| Сосредоточен, инициативен, быстро отвечает | Не сосредоточен, не активен | Малоактивен, реакция замедленная
| Не сосредоточен, пассивен |
По степени адаптации можно дифференцировать детей в определенные группы. Среди них:
1 группа – адаптация легкая, реакции прочные, так как течение болезни быстрое, восстановление быстрое;
2 группа – адаптация высокой и средней тяжести, смягчается за счет контакта с детьми, темп развития неровный, реакции не очень прочные, заболевания бурные, восстановление медленное;
3 группа - адаптация тяжелая за счет малой подвижности (больше двигательной деятельности), течение болезни медленное с осложнениями. Темп развития медленный, но реакции прочные;
4 группа – крайне тяжелая адаптация, болезнь тяжелая, восстановление медленное. Темп медленный, реакции прочные.
Диагностика детей раннего возраста в ГКП
Критерии | 2 года | 2,5 – 3 года | Не владеет |
Сличение |
|
|
|
Выбор названия |
|
|
|
Самостоятельное название |
|
|
|
Форма
Критерии | 2 года | 2,5 – 3 года | Не владеет |
Сличение |
|
|
|
Выбор названия |
|
|
|
Самостоятельное название |
|
|
|
Предметный гнозис
Называет 4 – 5 картинок в 2 года | Называет многие из групп 2,5 года | Все предметы, свойства, качества 3 года | Не владеет |
Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)
Выбор из 2-х картинок в 2 года | Выбор из 4 картинок в 3 года | Не владеет |
|
|
|
Конструктивный праксис
Возраст детей |
Действия | Разрезная картинка из 2-х фрагментов | Разрезная картинка из 3-х фрагментов | Не владеет |
2 - 2,5 года | Совершает целенаправленные действия |
|
|
|
| Соединяет части без анализа полученного целого |
|
|
|
| Прикладывание с разворотами |
|
|
|
| Зрительное соотношение частей без прикладывания |
|
|
|
3 года | Совершает целенаправленные действия |
|
|
|
| Соединяет части без анализа полученного целого |
|
|
|
| Прикладывание с разворотами |
|
|
|
| Зрительное соотношение частей без прикладывания |
|
|
|
Конструирование по подражанию
(указывается количество детей всего, обследуемых и % по каждому критерию)
Показатели | 2 – 2,5 года | 3 года | Не владеет |
Подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений |
|
|
|
Подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, величины и пространственного расположения |
|
|
|
Сопоставление и исправление ошибок |
|
|
|
Точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений |
|
|
|
Самостоятельный анализ образца и воспроизведение |
|
|
|
Пространственный гнозис
Параметры | 2 – 2,5 года | 3 года | Не владеет |
Понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1 – 2 заданиях, легко исправляется
|
|
|
|
Выполняет все задания
|
|
|
|
Диагностика способов действий
Складывание пирамидки
| Нормативы | Пирамидка из 4 колец с колпачком | Пирамидка из 6 колец с колпачком | Не владеет |
2 – 2,5 года | Собирает пирамидку без учета величины |
|
|
|
3 – года | Собирает пирамидку с учетом величины и установки на результат без проб и примеривания, работая зрительным соотношением |
|
|
|
Разбор и складывание матрешки
|
| Двусоставная | 3 и 4-х составная | Не владеет |
2,5 года | Неспецифические манипулятивные действия |
|
|
|
| Простое манипулирование предметом |
|
|
|
| Силовая проба |
|
|
|
| Целенаправленная проба |
|
|
|
| Примеривание |
|
|
|
| Зрительное соотношение |
|
|
|
3 года | Неспецифические манипулятивные действия |
|
|
|
| Простое манипулирование предметом |
|
|
|
| Силовая проба |
|
|
|
| Целенаправленная проба |
|
|
|
| Примеривание |
|
|
|
| Зрительное соотношение |
|
|
|
О пределение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации
Оценка | Эмоциональное состояние ребенка | Социальные контакты ребенка | Сон ребенка | Аппетит ребенка |
+3 | Весел, жизнерадостен, подвижен, спокоен | Много друзей, охотно играет с детьми | Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро | Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием. |
+2 | Улыбается, настроение хорошее, спокоен | Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми | Сон спокойный | Нормальный аппетит |
+1 | Иногда задумчив, замкнут | Безразличен к играм, отстранен, замкнут | Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго | Аппетит выборочный, но насыщенный |
-1 | Легкая плаксивость, хныканье | Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру | Засыпает с хныканьем, тревожен во сне | Отвергает некоторые блюда, капризничает |
-2 | Плачет за компанию, плач приступообразный | Проявляет тревогу, бросает начатые игры | Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне | Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго неохотно |
-3 | Сильный плач, подавленное настроение | Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть | Отсутствие сна, плач | Отвращение к еде, кормление мучительно |
Содержание деятельности работы педагога-психолога с детьми раннего возраста
Деятельность семейного адаптационного клуба «Карапуз» строится на основе контактной педагогики (использование технологии М.Н. Поповой«Навстречу друг другу»). Цель: уменьшение негативного последствия адаптационного синдрома, создание и поддержание благоприятного психологического климата в семье.
Вся работа проводится в игровой форме и по разным направлениям.
Каждое занятие сочетает в себе различные виды деятельности, которые свойственны детям в дошкольном возрасте.
В содержание деятельности семейного адаптационного клуба входят:
Занятия, направленные на познание окружающего мира – 4 часа.
«Экскурсия по детскому саду», «Экскурсия в зимний сад», «Экскурсия в живой уголок», «Экскурсия по территории (участки для прогулок) детского сада».
Цель: обогащение представлений об окружающем мире, развитие наблюдательности и любознательности.
Занятия, направленные на сенсорное развитие – 10 часов. Работа по сенсорному развитию включает:
1. Развивающие игры (3 часа).
«Помоги жирафу». Цель: развитие тактильно-двигательной координации движения, умения соотносить фигуры с контуром.
«Найди такой же». Цель: развитие внимания.
«Найди палочки». Цель: обучение детей умению выбирать заданный предмет из 4-х предложенных.
2. Сенсорные игры (3 часа).
«Большие и маленькие». Цель: развитие умения дифференцировать большие и маленькие предметы.
«Собери бусы для куклы». Цель: развитие умения нанизывать бусины одного признака (цвет, величина, форма).
«Чудесный мешочек». Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия.
3. Дидактические игры (игры за дидактическим столом) (4 часа).
«Что катится?». Цель: ознакомление с формой предмета и его особенностями.
«Помоги фигуркам попасть в домик». Цель: развитие восприятия формы, размера предмета.
«Курочка и цыплята» (мозаика). Цель: фиксирование внимания на том, что цвет является признаком разных предметов.
Игры с песком и водой .
«Что как плавает?». Цель: ознакомление детей со свойствами различных материалов.
Занятия, направленные на развитие продуктивной деятельности – 10 часов.
1. Изобразительная деятельность - 7 часов. Нетрадиционное рисование (рисование ладошками, пальчиками), лепка и тестопластика.
Цель: вызывание у воспитанников интереса и желания рисовать, развитие ручной моторики.
2. Строительные игры (3 часа).
«Дорожки широкие и узкие», «Построй башню», «Построй гараж».
Цель: развитие мелкой моторики, развитие восприятия, мышления, воображения.
Занятия, направленные на развитие двигательной деятельности - 13 часов. Двигательная деятельность включает:
1. Подвижные игры (6 часов).
Подвижные игры в спортивном зале планирует инструктор по физической
культуре (4 часа).
Подвижные игры в группе «Котята», «Кошечка пришла в гости».
Цель: развитие координации движений, развитие внимания, обучение пони-
манию инструкции взрослого, обогащение эмоциональной сферы.
2. Пальчиковые игры (2 часа).
«Сорока-сорока», «Пальчики пляшут», Тук-тук – я стучу», «Колобок».
Цель: развитие мускулатуры и моторики рук.
3. Игры в сухом бассейне (1 час).
«Стираем платочки», «Пальчики разбежались».
Цель: развивать моторику обеих рук.
Занятия на развитие коммуникативной деятельности – 13 часов.
1. Чтение художественной литературы (4 часа).
Потешки: «Ладушки, ладушки», «Водичка, водичка…».
Чтение стихотворений: А.Барто «Снег», А.Бродского «Солнечные зайчики».
Цель: обучение воспитанников воспроизводить игровые движения согласно тексту потешек, стихов.
2. Театрализованные игры (2 часа).
Театр «Теремок», «Инсценирование сказки «Курочка ряба».
Цель: привитие интереса к сказкам, обучение воспитанников воспроизводить игровые движения и произносить звукоподражательные слова. Обогащение и активизация словаря, развитие диалогической речи, слухового внимания у воспитанников.
3. Занятия, направленные на развитие самостоятельной деятельности воспитанников в развивающем пространстве группы (7 часов).
Самостоятельная деятельность воспитанников дает возможность свободного общения со взрослыми и сверстниками. Свободная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы подразумевает игру в различных микроцентрах (уголках) группы: спортивный, ряженье и др. Данные микроцентры дают возможность воспитанникам реализовать собственный выбор игр (процессуальные действия, а затем и сюжетно-ролевые игры «Оденем куклу», «Накроем стол к чаю» и т.д.), а также действия с игровыми двигательными модулями (игры с техническими игрушками: машины, мягкие игрушки, детали конструктора).
Занятия, направленные на развитие элементов трудовой деятельности – 1 час.
«Поручения».
Цель: развитие понимания речи, умения выполнять определенные трудовые действия.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
- хороший аппетит;
- охотное общение с другими детьми;
- спокойный сон;
- адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние
Библиография:
1. Вераксы Н.Еи др. .// Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/. -2 – е изд.; испр. и доп. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2012. – 336с.
2. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю//. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.// – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. (ранний возраст).
3. Зенина Т.//Экологическое воспитание детей раннего возраста/ДВ №7 – 2005 г. стр. 17.
4. Заводчикова .. О. Г. // "Адаптация ребенка в ДОУ"//- М., 2007 г.
5. Картушина М.Ю.// Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет//. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. (ранний возраст).
6. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А///. Музыкальный калейдоскоп. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений//. – М.:ИИП, 2002 – 165 с.
7. Крупенчук О.И. //Ладушки: Пальчиковые игры для малышей//. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005. – 32.: ил. – (Серия “Готовимся к школе).
8. Кирюхина Н. В. // "Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ"// М., 2005
9. Крюкова С. В; Слободияк. Н. П. //"Давай жить дружно"// М., 2002 г.
10. Масякина Ж., Соломина К.//Физкультурные занятия в первой младшей группе/ДВ № 9 – 1989 г.
11. Маханева М.Д., Рещикова С.В.// Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей//. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. (ранний возраст).
12. Роньжина А. С. //"Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению"// М., 2003 г.
13. Сотникова В. // Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/ М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
14. Семенака С. И. // "Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе" // -М., 2004 г.
15. Пошва Г.И.и др..//Создание клуба для родителей и детей не посещающих ДОУ (нормативная база)/Управление дошкольным образованием № 3 – 2006 г. с.64.
16. Школа семи гномов. Четвёртый год (12 книг для работы с детьми от трёх до четырёх лет).- Мозаика-Синтез, 2010;
17. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) // 2001–2002 года.-
М.:ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация,программа психологической безопасности детей раннего возраста
В данной программе предлагается: деятельность педагога - психолога ДОУ, ориентированная на обеспечение психологической безопасности ребенка раннего возраста в образовательном процессе....
Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
Перспективное планирование адаптационного периода в ДОУ...
Рабочая программа психологического развития детей дошкольного возраста
Предлагаемые в программе занятия построены на основе игры, создающие наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, а ...
Рабочая программа психологического сопровождения детей-дошкольников с ОВЗ
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувст...
Рабочая программа психологического сопровождения детей подготовительной группы №4 «Непоседы»
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные п...
Презентация Психологическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ
Из опыта работы...
Программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих эмоционально-волевые и личностные проблемы в развитии на основе психопрофилактической программы по обучению диафрагмальному дыханию "Волна"
В данной программе представлен тематический план и комплекс занятий по подготовке и обучению детей диафрагмальному дыханию на тренажере"Волна" с включением методов сказко-, игро-, песочной т...