Рабочая программа психологического сопровождения детей раннего возраста в ГКП
рабочая программа по теме

Церах Светлана Сергеевна

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.

Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.

Данная программа создана на основе программы семейного клуба «Карапуз» с целью всестороннего развития малышей и адаптации их к условиям ДОУ.

Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gkp.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 329

имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова»

ОГРН 1157746770620; ИНН/КПП: 7721343021 / 772101001

109456,  г. Москва,                                                                                                          Тел. /факс (495) 371-67-02

4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2                                                                   E-mail:  329@edu.mos.ru

Принято на заседании ППк

Методист____________  БессоноваС.К.

Протокол №1

от  26 августа 2016г.

Проверено

Зам. директора по УВР                   ____________Самохина Е.Ф.

28.08.2016г.

Утверждено

Директор ГБОУ Школа № 329

__________Н.П.Даньшина

Приказ № 561-а

от 29.08.2016г.

Рабочая программа психологического сопровождения детей раннего возраста в ГКП

Разработчик программы

педагог-психолог

Церах С.С.

Москва, 2016г.

Пояснительная записка

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.

Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.

Данная программа создана на основе программы семейного клуба «Карапуз» с целью всестороннего развития малышей и адаптации их к условиям ДОУ.

Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи программы : Оздоровительные:

  • Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками,

используя здоровьесберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса.

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.

Образовательные:

  • вызвать у детей радость от общения с окружающими;
  • побуждать детей к самостоятельной деятельности;
  • формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;
  • формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;
  • расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;
  • обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет.

Воспитательные:

  • Способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым.
  • Способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка
  • Способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности.
  • обеспечивать потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детский сад;
  • Развивать любознательность;
  • обеспечивать комфортные условия пребывания в МАДОУ.

Для родителей:

  • оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста;
  • формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

 

Характеристика форм работы с детьми:

Вся работа проводится в игровой форме и по разным направлениям.

Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:

Игровая деятельность (развивающие, сенсорные, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры);

Продуктивная деятельность  (художественно - изобразительная, конструирование, ручной труд);

Двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения, пальчиковые игры)

Коммуникативная деятельность   (свободное общение с педагогом и со сверстниками); фольклор, художественная литература

Элементы трудовой деятельности  (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность).

 

Ожидаемый результат

Итогом реализации программы должны стать следующие показатели:

1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.
2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.

3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ.

 

Подведение итоговых результатов освоения программы:

1. Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение, игровые тестовые задания);

2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса;

3. Собеседование с родителями;

4. Анкетирование.

Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.

 

Особенности развития и воспитания детей 2-3 лет.

В этом возрасте учитывается масса тела ребенка и рост. Крепнет организм, совершенствуется двигательный аппарат, деятельность нервной системы, повышается работоспособность ее, благодаря чему возрастает продолжительность активного бодрствования. В этом возрасте у ребенка легче формируются навыки общения друг с другом. Дети могут на короткое время удерживаться от действий. Все это становится возможным благодаря совершенствованию разных видов условного торможения. Однако, они по - прежнему легко возбуждаются, утомляются от однообразной деятельности.

В целом психическое развитие детей 2-3 лет характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е стремление к самостоятельности, дальнейшим развитием наглядно – действенного мышления и появлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимодействий между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к простейшим формам совместной игровой деятельности. В этот период значительное место начинает занимать сюжетная игра, в которой дети отображают действия близких им людей, а к концу 3 года берут на себя роли. Появляются первые проявления их изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Деятельность детей становится сложнее и разнообразнее: дети уже умеют отличать игру от учебных и трудовых

заданий. В результате игр и занятий развиваются психические процессы: память, внимание, мышление. Формируются новые потребности и интересы детей.

  • Так, в плане двигательной деятельности возрастают целенаправленность движений: собирают кубики для строительства, влезает на стул, чтобы что-то достать. Появляется способность и желание выполнять имитационные движения, что позволяет разнообразить игровые задания. Совершенствуются и сами основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание и т.д.
  • У детей 2-3 лет наступает период интенсивного развития самостоятельности, которая проявляется во всех сферах жизни и деятельности: совершенствуются навыки самообслуживания, воспроизводятся эпизоды из жизни. Самостоятельность формируется и проявляется в процессе занятий6 слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы, осуществлять в рисунках, постройках задуманное. Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения, формируется умение по своей инициативе выражать свои положительные и отрицательные отношения к сверстнику, выполняют по просьбе взрослых простые обязанности.
  • В эмоциональном плане на поведение детей 2-3 лет влияют их жизненный опыт и возрастные особенности. Так с приобретаемым жизненным опытом и навыками становятся устойчивее и разнообразнее эстетические эмоции. Наблюдаются индивидуальные различия в проявлении эмоций. Богаче становятся и формы выражения эмоций: мимика, жесты и интонации. Осознаннее становятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Появляются самостоятельные суждения, содержащие нравственную оценку. Благодаря развивающемуся умению договариваться о совместных действиях в игре развивается и закрепляется доброжелательность в общении друг с другом, т.к действия детей в этом возрасте еще не объединены в сложную систему деятельности и в ней

отсутствует подчинение второстепенных мотивов. Эмоции детей кратковременны и неустойчивы.

  • Речь для детей 2-3 лет становится важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. У ребенка появляется настоятельная потребность спрашивать взрослого обо всем. Это является основой дальнейшего развития диалогической речи. Происходит расширение словаря, понимаемой и активной речи, воспитывается звуковая культура речи, совершенствуется грамматический строй, развивается звуковая речь (монолог, диалог). В процессе познавательной деятельности формируется инициативная речь. Она направлена на систематизацию имеющегося и формирование нового опыта.

Увеличивается число высказываний, относящихся к познавательным потребностям. Активный словарь детей к концу третьего года жизни возрастает до 1500 слов. Также интенсивно развивается смысловая сторона речи, функции сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

  • Сенсорное развитие у 2-3 летних детей характеризуется ускоренным темпом. В этом возрасте сенсорное развитие является основной линией развития и в то же время все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Наполненный ребенком сенсорный опыт связывается с конкретными предметами и явлениями. На третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями: белые пятна на голубом фоне- снег идет, оранжевый круг – светит солнце и т.д. с помощью цвета он обобщает характерные признаки широкого круга предметов и явлений. Познавательная потребность в этом возрасте в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры, звуков, соотношение частей. Сенсорное развитие в большей степени происходит в повседневной жизни: в игре, на прогулке, в быту. В процессе практических действий с предметами и наблюдений ребенок учится соотносить свойства и положение в пространстве одних предметов с теми же характеристиками других, выделять общее в предметах и явлениях, что пытается изобразить доступными для него средствами (строительные наборы, мозаики и т.д.). Появляется стремление более четко следовать образцу, заданному взрослым. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза. В процессе совершенствования восприятия (сравнения и сопоставления) ребенок начинает узнавать предметы по наиболее характерным признакам и свойствам. Так, к 3 летнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребенка.
  • Мышление в раннем возрасте носит наглядно – действенный характер, но постепенно формируется наглядно – образное. Свойственное дошкольному периоду детства, а затем отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а остаются в глубине сознания. У детей 2-3 лет анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы еще неотделимы от практических действий с предметами. Ребенок овладевает обобщениями по существенным признакам, что является необходимым условием развития мышления и интеллектуальной компетенций этого возраста, которая выражается в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления (замещения) и осмысленной предметной деятельности.

Из вышеизложенного следует, что младший дошкольный возраст (2-3 года) характеризуется свей структурой и динамикой, и включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым, между сверстниками, определенную последовательность видов деятельности, основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания и личности.

В этом возрасте закладывается будущий фундамент социализации ребенка, устанавливается его связь с людьми, природой, предметным миром, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям, формируются основы самосознания и индивидуальности ребенка.

 

 

Параметры оценки адаптации детей к ДОУ

 

Параметры

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Поведение

Сильные, уравновешенные, подвижные

Сильные, возбудимые

Сильные, уравновешенные, инертные

 

Слабые

Настроение

Бодрое, контактное

Бодрое, не уравновешенное, очень эмоциональное

Спокойное, уравновешенное, не контактное, не эмоциональное

Слабые

Предел

работоспо-собности

Соответствует норме и возрасту

Быстро наступает утомление

Соответствует возрастной норме

Низкий

Признаки утомления

Небольшая возбудимость нервной системы

Нарушение координации движений

Замедленная ответная реакция

Явно выраженные признаки утомления

Поведение на занятии

 

Сосредоточен, инициативен, быстро отвечает

Не сосредоточен, не активен

Малоактивен, реакция замедленная

 

Не сосредоточен, пассивен

 

По степени адаптации можно дифференцировать детей в определенные группы. Среди них:

1 группа – адаптация легкая, реакции прочные, так как течение болезни быстрое, восстановление быстрое;

2 группа – адаптация высокой и средней тяжести, смягчается за счет контакта с детьми, темп развития неровный, реакции не очень прочные, заболевания бурные, восстановление медленное;

3 группа - адаптация тяжелая за счет малой подвижности (больше двигательной деятельности), течение болезни медленное с осложнениями. Темп развития медленный, но реакции прочные;

4 группа – крайне тяжелая адаптация, болезнь тяжелая, восстановление медленное. Темп медленный, реакции прочные.

 

Диагностика детей раннего возраста в ГКП

 

Критерии

2 года

2,5 – 3 года

Не владеет

Сличение

 

 

 

Выбор названия

 

 

 

Самостоятельное название

 

 

 

 

Форма

Критерии

2 года

2,5 – 3 года

Не владеет

Сличение

 

 

 

Выбор названия

 

 

 

Самостоятельное название

 

 

 

 

Предметный гнозис

Называет 4 – 5 картинок

в 2 года

Называет многие из групп

2,5 года

Все предметы, свойства, качества

3 года

Не владеет

 

Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

Выбор из 2-х картинок в 2 года

Выбор из 4 картинок в 3 года

Не владеет

 

 

 

 

Конструктивный праксис

 

Возраст

детей

 

Действия

Разрезная картинка

из 2-х

фрагментов

Разрезная картинка

из 3-х

фрагментов

Не владеет

2 - 2,5 года

Совершает целенаправленные действия

 

 

 

 

Соединяет части без анализа полученного целого

 

 

 

 

Прикладывание с разворотами

 

 

 

 

Зрительное соотношение частей без прикладывания

 

 

 

3 года

Совершает целенаправленные действия

 

 

 

 

Соединяет части без анализа

полученного

целого

 

 

 

 

Прикладывание с разворотами

 

 

 

 

Зрительное соотношение частей без прикладывания

 

 

 

 

Конструирование по подражанию

(указывается количество детей всего, обследуемых и % по каждому критерию)

 

Показатели

2 – 2,5 года

3 года

Не владеет

 

Подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений

 

 

 

 

Подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, величины и пространственного расположения

 

 

 

 

Сопоставление и исправление ошибок

 

 

 

 

Точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений

 

 

 

 

Самостоятельный анализ образца и воспроизведение

 

 

 

 

Пространственный гнозис

Параметры

2 – 2,5 года

3 года

Не владеет

 

Понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1 – 2 заданиях, легко исправляется

 

 

 

 

 

Выполняет все задания

 

 

 

 

 

Диагностика способов действий

Складывание пирамидки

 

Нормативы

Пирамидка

из 4 колец с колпачком

Пирамидка

из 6 колец с колпачком

Не владеет

2 – 2,5 года

Собирает пирамидку без учета величины

 

 

 

3 – года

Собирает пирамидку с учетом величины и установки на результат без проб и примеривания, работая зрительным соотношением

 

 

 

 

Разбор и складывание матрешки

 

 

Двусоставная

3 и 4-х

составная

Не владеет

2,5 года

Неспецифические манипулятивные действия

 

 

 

 

Простое манипулирование предметом

 

 

 

 

Силовая проба

 

 

 

 

Целенаправленная проба

 

 

 

 

Примеривание

 

 

 

 

Зрительное соотношение

 

 

 

3 года

Неспецифические манипулятивные действия

 

 

 

 

Простое манипулирование предметом

 

 

 

 

Силовая проба

 

 

 

 

Целенаправленная проба

 

 

 

 

Примеривание

 

 

 

 

Зрительное соотношение

 

 

 

 

О пределение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации

Оценка

Эмоциональное состояние ребенка

Социальные контакты ребенка

Сон ребенка

Аппетит ребенка

+3

Весел, жизнерадостен, подвижен, спокоен

Много друзей, охотно играет с детьми

Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро

Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2

Улыбается, настроение хорошее, спокоен

Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми

Сон спокойный

Нормальный аппетит

+1

Иногда задумчив, замкнут

Безразличен к играм, отстранен, замкнут

Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго

Аппетит выборочный, но насыщенный

-1

Легкая плаксивость, хныканье

Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру

Засыпает с хныканьем, тревожен во сне

Отвергает некоторые блюда, капризничает

-2

Плачет за компанию, плач приступообразный

Проявляет тревогу, бросает начатые игры

Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне

Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго неохотно

-3

Сильный плач, подавленное настроение

Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть

Отсутствие сна, плач

Отвращение к еде, кормление мучительно

 

Содержание деятельности работы педагога-психолога с детьми раннего возраста

Деятельность семейного адаптационного клуба «Карапуз» строится на основе контактной педагогики (использование технологии М.Н. Поповой«Навстречу друг другу»). Цель: уменьшение негативного последствия адаптационного синдрома, создание и поддержание благоприятного психологического климата в семье.

Вся работа проводится в игровой форме и по разным направлениям.

Каждое занятие сочетает в себе различные виды деятельности, которые свойственны детям в дошкольном возрасте.

В содержание деятельности семейного адаптационного клуба входят:

Занятия, направленные на познание окружающего мира – 4 часа.

«Экскурсия по детскому саду», «Экскурсия в зимний сад», «Экскурсия в живой уголок», «Экскурсия по территории (участки для прогулок) детского сада».

Цель: обогащение представлений об окружающем мире, развитие наблюдательности и любознательности.

Занятия, направленные на сенсорное развитие – 10 часов. Работа по сенсорному развитию включает:

1. Развивающие игры (3 часа).

«Помоги жирафу». Цель: развитие тактильно-двигательной координации движения, умения соотносить фигуры с контуром.

«Найди такой же». Цель: развитие внимания.

«Найди палочки». Цель: обучение детей умению выбирать заданный предмет из 4-х предложенных.

2. Сенсорные игры (3 часа).

«Большие и маленькие». Цель: развитие умения дифференцировать большие и маленькие предметы.

«Собери бусы для куклы». Цель: развитие умения нанизывать бусины одного признака (цвет, величина, форма).

«Чудесный мешочек». Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия.

3. Дидактические игры (игры за дидактическим столом) (4 часа).

«Что катится?». Цель: ознакомление с формой предмета и его особенностями.

«Помоги фигуркам попасть в домик». Цель: развитие восприятия формы, размера предмета.

«Курочка и цыплята» (мозаика). Цель: фиксирование внимания на том, что цвет является признаком разных предметов.

Игры с песком и водой .

«Что как плавает?». Цель: ознакомление детей со свойствами различных материалов.

Занятия, направленные на развитие продуктивной деятельности – 10 часов.

1. Изобразительная деятельность - 7 часов. Нетрадиционное рисование (рисование ладошками, пальчиками), лепка и тестопластика.

Цель: вызывание у воспитанников интереса и желания рисовать, развитие ручной моторики.

2. Строительные игры (3 часа).

«Дорожки широкие и узкие», «Построй башню», «Построй гараж».

Цель: развитие мелкой моторики, развитие восприятия, мышления, воображения.

Занятия, направленные на развитие двигательной деятельности - 13 часов. Двигательная деятельность включает:

1. Подвижные игры (6 часов).

Подвижные игры в спортивном зале планирует инструктор по физической

культуре (4 часа).

Подвижные игры в группе «Котята», «Кошечка пришла в гости».

Цель: развитие координации движений, развитие внимания, обучение пони-

манию инструкции взрослого, обогащение эмоциональной сферы.

2. Пальчиковые игры (2 часа).

«Сорока-сорока», «Пальчики пляшут», Тук-тук – я стучу», «Колобок».

Цель: развитие мускулатуры и моторики рук.

3. Игры в сухом бассейне (1 час).

«Стираем платочки», «Пальчики разбежались».

Цель: развивать моторику обеих рук.

Занятия на развитие коммуникативной деятельности  – 13 часов.

1. Чтение художественной литературы (4 часа).

Потешки: «Ладушки, ладушки», «Водичка, водичка…».

Чтение стихотворений: А.Барто «Снег», А.Бродского «Солнечные зайчики».

Цель: обучение воспитанников воспроизводить игровые движения согласно тексту потешек, стихов.

2. Театрализованные игры (2 часа).

Театр «Теремок», «Инсценирование сказки «Курочка ряба».

Цель: привитие интереса к сказкам, обучение воспитанников воспроизводить игровые движения и произносить звукоподражательные слова. Обогащение и активизация словаря, развитие диалогической речи, слухового внимания у воспитанников.

3. Занятия, направленные на развитие самостоятельной деятельности воспитанников в развивающем пространстве группы (7 часов).

Самостоятельная деятельность воспитанников дает возможность свободного общения со взрослыми и сверстниками. Свободная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы подразумевает игру в различных микроцентрах (уголках) группы: спортивный, ряженье и др. Данные микроцентры дают возможность воспитанникам реализовать собственный выбор игр (процессуальные действия, а затем и сюжетно-ролевые игры «Оденем куклу», «Накроем стол к чаю» и т.д.), а также действия с игровыми двигательными модулями (игры с техническими игрушками: машины, мягкие игрушки, детали конструктора).

Занятия, направленные на развитие элементов трудовой деятельности  – 1 час.

«Поручения».

Цель: развитие понимания речи, умения выполнять определенные трудовые действия.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

  • хороший аппетит;
  • охотное общение с другими детьми;
  • спокойный сон;
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние

 

Библиография:

1. Вераксы Н.Еи др. .// Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/. -2 – е изд.; испр. и доп. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2012. – 336с.

2. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю//. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.// – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. (ранний возраст).

3. Зенина Т.//Экологическое воспитание детей раннего возраста/ДВ №7 – 2005 г. стр. 17.

4. Заводчикова .. О. Г. // "Адаптация ребенка в ДОУ"//- М., 2007 г.

5. Картушина М.Ю.// Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет//. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. (ранний возраст).

6. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А///. Музыкальный калейдоскоп. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений//. – М.:ИИП, 2002 – 165 с.

7. Крупенчук О.И. //Ладушки: Пальчиковые игры для малышей//. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005. – 32.: ил. – (Серия “Готовимся к школе).

8. Кирюхина Н. В. // "Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ"// М., 2005

9. Крюкова С. В; Слободияк. Н. П. //"Давай жить дружно"// М., 2002 г.

10. Масякина Ж., Соломина К.//Физкультурные занятия в первой младшей группе/ДВ № 9 – 1989 г.

11. Маханева М.Д., Рещикова С.В.// Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей//. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. (ранний возраст).

12. Роньжина А. С. //"Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению"// М., 2003 г.

13. Сотникова В. // Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/ М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.

14. Семенака С. И. // "Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе" // -М., 2004 г.

15. Пошва Г.И.и др..//Создание клуба для родителей и детей не посещающих ДОУ (нормативная база)/Управление дошкольным образованием № 3 – 2006 г. с.64.

16. Школа семи гномов. Четвёртый год (12 книг для работы с детьми от трёх до четырёх лет).- Мозаика-Синтез, 2010;

17. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) // 2001–2002 года.-

М.:ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация,программа психологической безопасности детей раннего возраста

В данной программе предлагается: деятельность педагога - психолога ДОУ, ориентированная на обеспечение психологической безопасности ребенка раннего возраста в образовательном процессе....

Рабочая программа психологического развития детей дошкольного возраста

Предлагаемые в программе занятия построены на основе игры, создающие наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, а ...

Рабочая программа психологического сопровождения детей-дошкольников с ОВЗ

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувст...

Рабочая программа психологического сопровождения детей подготовительной группы №4 «Непоседы»

   Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные п...

Программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих эмоционально-волевые и личностные проблемы в развитии на основе психопрофилактической программы по обучению диафрагмальному дыханию "Волна"

В данной программе представлен тематический план и комплекс занятий по подготовке и обучению детей диафрагмальному дыханию на тренажере"Волна" с включением методов сказко-, игро-, песочной т...