Развитие познавательных способностей детей посредством организации деятельности в опытно–экспериментальной лаборатории «Знатоки»
статья по окружающему миру
Это статья о создании лаборатории по организации опытно-экспериментальной деятельности детей в дошкольном учреждении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных способностей детей посредством организации деятельности в опытно–экспериментальной лаборатории «Знатоки»
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. — китайская пословица
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский.
Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам усвоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду — познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.
В последнее время, несмотря на модернизацию российской системы образования, у современных детей все ярче проявляется снижение познавательной активности, утрата интереса к физической и умственной деятельности, самостоятельности. Лаборатория «Знатоки» задумана как активное средство решения проблемы мотивации дошкольников к деятельности, развития детской познавательной инициативы, которая осуществляется через взаимодействие и взаимовлияние всех структурных компонентов (предметно-пространственного, обучающего и социального) образовательного процесса, образующих зону реализации развития детской инициативы.
Лаборатория должна быть оборудована необходимыми и постоянно пополняемыми материалами, инвентарем, специальной одеждой и средствами защиты и занимать одно из центральных мест в организации образовательного процесса.
Наполнение лаборатории:
Оборудование и материалы
Разнообразные ёмкости: корзины, баночки пластмассовые с крышками, пластиковые контейнеры, контейнеры для хранения льда, мерные стаканы, одноразовые стаканчики, пробирки, колбы, пипетки.
Природный материал: камешки, минералы, морская соль, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора деревьев, морской песок, земля, пресная вода, сухоцветы, ветки деревьев, наборы гербариев и т.п.
Бросовый материал: проволока, фантики, пенопласт, пробки, пуговицы, нитки и др.
Приборы – помощники: микроскопы, лупы, компасы, различные виды весов, песочные часы, подносы, мерные ложки, воронки, тарелки, ситечки, трубочки, вертушки, глобусы и др.
Медицинский материал: шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, ватные диски, перчатки, халаты, очки.
Разнообразные материалы: виды бумаги и картона, виды тканей, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы, различные магниты.
Технический материал: гвозди, шурупы, болты и т.д.
Реагенты: пищевые красители, пищевая сода, лимонная кислота, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, мыльные пузыри, жидкое мыло и др.;
Вспомогательные материалы: фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок); киндер-сюрпризы с различными наполнителями, мешочки с лавандой, ромашкой, сосной, мятой, ароматические масла, свечи, ароматические палочки.
Информационный блок
Правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации), дневники наблюдений, фиксации результатов опытов, которые ведут и заполняют дети.
Коллекции:
- Семян.
- Гербарий.
- Тканей.
- Ниток.
- Ракушек.
- Камней.
- Минералов и др.
Модели:
- Календарь природы (времена года), дни недели;
- Календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;
- Алгоритмы и схемы проведения опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.
Центр природы
Оборудование для труда: одноразовые перчатки, фартуки, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатки и рыхлители.
Тематические альбомы: экосистемы «луг», «лес», «болото», «река», «пустыня», «озеро».
Альбомы: времена года, деревья, растительный мир, грибы, природные явления, насекомые, птицы, животные жарких стран, домашние животные и птицы, дикие животные, животные Севера.
Атласы и карты.
Методический центр
- Календарно-тематическое планирование на учебный год.
- Перспективный план проведения опытов.
- Методические рекомендации по проведению опытов.
- Картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам.
Огород на окне
Посадки: картофель, лук, салат, фасоль, бархатцы, васильки, перец сладкий, помидор, огурцы, укроп, петрушка.
Перспективный план проведения опытов.
Месяц | Тема | Содержание |
сентябрь | «Вода – это жизнь». | Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды. Уточнить, что вода важное составляющие всего живого. |
«Как обнаружить воздух?». | Формировать умение детей получать знание путем самостоятельного открытия, в процессе поисков и размышление. Продолжать наблюдать за объектом неживой природы – воздухом. | |
«Кладовая ветра» | Изучение свойств ветра с помощью использования стихотворных текстов, объяснить детям, откуда берётся ветер, используя игры речевые упражнения, сказки, задания. | |
«Волшебные пузыри» | Узнать секреты мыльного пузыря. Провести опыты по надуванию различных видов мыльных пузырей. | |
октябрь | «Сладкая загадка» | Расширять представление о строение знакомых веществ (сахара) в процессе изучения с помощью лупы; показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. |
«Бумажная история» | Познакомить детей с историей бумаги. Рассмотреть разные виды бумаги и её качества, рассказать о её значение и изготовления. Дать знания о свойствах бумаги в процессе опытов. | |
«Каменный мир» | Закрепить знания детей о разнообразии мира камней; познакомить детей с их свойствами, особенностями, их пользы в жизни человека. | |
«В мире красок» | Вызвать желание у детей путешествовать в мир красок. Закрепить навык получения нового цвета путём смешивание основных красок; развивать познавательную активность детей. | |
ноябрь | «Три состояния воды» | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; жидкое, твёрдое, газообразное; исследовать вместе с детьми влияние тепла и холода на воду. |
«Магнитные узоры» | Познакомить детей со свойствами магнитов, формировать умение посредством проведения практических опытов, делать выводы. | |
«Соленая загадка» | Уточнить знания детей о свойствах соли; знакомить с видами соли (каменная, морская, поваренная) и характеристикой соли. | |
«Мир электричества» | Обобщить знание детей об электрических приборах, об их назначения в быту; развивать стремление к поисково – познавательной деятельности. | |
Декабрь | «Снежная сказка» | Познакомить с некоторыми свойствами снега. Расширить знание детей о явлениях неживой природы воспитывать любовь к природе, развивать познавательную активность. |
«Волшебные кристаллы» | Познакомить детей с понятием «Кристалл». Формировать умение детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли. | |
«Откуда берётся звук» | Познакомить детей с принципами образования и улавливание звука. Воспитывать интерес к звучащему миру, развивать познавательную активность. | |
«Волшебный воздух» | Продолжать наблюдать за объектом неживой природы – воздухом, формировать умение детей получать знание путём самостоятельного открытия. | |
январь | «Мир кулинарии». | Развивать творческое воображение и речь детей, учить детей делать украшение из овощей и фруктов. |
«Замёрзшая вода». | Выявить с помощью опытов, что лёд твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | |
«Исчезающий мелок». | Познакомить детей со свойствами известняка. Развивать познавательную активность. | |
«Мир тканей». | Узнать различные виды ткани, сравнить их качества и свойства. | |
февраль | «Как достать скрепку из воды». | Продолжать знакомить детей со свойствами магнита. |
«Родственники стекла». | Познакомить детей со свойствами фарфора, хрусталя, стекла. Сравнить их качественные характеристики и свойства. | |
«Прозрачное - непрозрачное». | Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет; прозрачные и светонепроницаемые. | |
«Плавающее яйцо». | Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. | |
март | «Дышит ли растение» | Определить опытным путем, что все части растений участвуют в дыхание. |
«Компас» | Познакомить с устройством работой компаса и его функциями. Выяснить, как определить где север, юг, восток и запад. | |
«Деревянный мир» | Познакомить с некоторыми свойствами дерева.Узнать, что произошло с деревянным бруском. Почему он не утонул, плавает. | |
«Мир света» | Развивать представление об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение). | |
апрель | «Можно ли склеить бумагу водой». | Закрепить у детей свойства воды, с помощью опыта узнать свойства воды, её предназначение. Познакомит с понятием «папье-маше». |
«Нужен ли корням воздух». | Выявить причину потребностей растений в рыхление; повторить предыдущий вывод, что растение дышит всеми органами. | |
«Мир почвы» | Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песка и глины. | |
«Радуга-дуга» | Познакомить с механизмом возникновением цвета. Формировать умение запоминать спектральные цвета. | |
май | «Песчаный мир» | Познакомить детей со свойствами песка, рыхлый, непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду, плохо сохраняет форму; рассказать детям о местах, где мы можем встретить, желание экспериментировать. |
«Как образуется тень» | Объяснить, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаимоположение. | |
«Солнечная лаборатория». | Объяснить, предметы какого цвета (тёмного или светлого) быстрее нагреваются на солнце. | |
«Секретное письмо». | Показать, что на листики бумаги написать можно не только чернилами, но и (молоком, лимоном соком и т.д.). |
Необходима такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью во влечение родителей в процесс развития детей. Повторение пройденного материала направлено на лучшее усвоение закрепленного материала.
В ходе проводимых исследований у детей формируется умение решать научную проблему, принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, сопоставлять факты, выдвигать гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, проводить рефлексивный анализ.
Эксперименты в лаборатории необходимо начинать от достаточно простых в средней группе и усложнять с каждым годом к подготовительной.
Организация опытно-экспериментальной лаборатории «Знатоки» нацелена на:
1. Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства группы.
2. Предоставление возможности детям действовать не только в совместной со взрослыми, но и в самостоятельной деятельности.
3. Формирование у воспитанников следующих навыков и качеств:
- проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, др.;
- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместной деятельности;
- способность группировать и классифицировать предметы, выделяя их признаки (цвет, форма, запах, материал);
- владение способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности.
- способность отмечать элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды;
- ценностное отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- старательность в доведении начатого дела до конца, аккуратность;
- способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- способность оценивать результат своей работы.
4. Возможность организовать взаимодействие с родителями посредствам реализации совместных детско-родительских проектов и выполнения домашнего игрового задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности неживой природы".
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы....
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье опытно-экспериментальная деятельность рассматривается как система, направленная на развитие познавательной активности ребёнка. Автор делится опытом работы по организации опытно-экспериментал...
План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...
Отчет по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из г...
Методическая разработка мастер-класса «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность на примере опытов с водой»
Цель: повышение мотивации педагогов к овладению опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаЗадачи:1. Познакомить педагогов с опытно-экпериментальной деятельность...
Проект по развитию познавательных способностей детей, посредством опытно - экспериментальной деятельности
Актуальность проекта «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,дай попробовать - и я пойму».Китайская пословица...
Дополнительная образовательная программа по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность «Почемучка» на 2020-2021 учебный год
Пояснительная запискаОбоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»А....