Развитие познавательных способностей детей посредством организации деятельности в опытно–экспериментальной лаборатории «Знатоки»
статья по окружающему миру

Это статья о создании лаборатории по организации опытно-экспериментальной деятельности детей в дошкольном учреждении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей детей посредством организации деятельности в опытно–экспериментальной лаборатории «Знатоки»

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. — китайская пословица

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».  В.А. Сухомлинский.

Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам усвоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду — познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.

В последнее время, несмотря на модернизацию российской системы образования, у современных детей все ярче проявляется снижение познавательной активности, утрата интереса к физической и умственной деятельности, самостоятельности. Лаборатория «Знатоки» задумана как активное средство решения проблемы мотивации дошкольников к деятельности, развития детской познавательной инициативы, которая осуществляется через взаимодействие и взаимовлияние всех структурных компонентов (предметно-пространственного, обучающего и социального) образовательного процесса, образующих зону реализации развития детской инициативы.

Лаборатория должна быть оборудована необходимыми и постоянно пополняемыми материалами, инвентарем, специальной одеждой и средствами защиты и занимать одно из центральных мест в организации образовательного процесса.

 

Наполнение лаборатории:

Оборудование и материалы

Разнообразные ёмкости: корзины, баночки пластмассовые с крышками, пластиковые контейнеры, контейнеры для хранения льда, мерные стаканы, одноразовые стаканчики, пробирки, колбы, пипетки.

Природный материал: камешки, минералы, морская соль, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора деревьев, морской песок, земля, пресная вода, сухоцветы, ветки деревьев, наборы гербариев и т.п.

Бросовый материал: проволока, фантики, пенопласт, пробки, пуговицы, нитки и др.

Приборы – помощники: микроскопы, лупы, компасы, различные виды весов, песочные часы, подносы, мерные ложки, воронки, тарелки, ситечки, трубочки, вертушки, глобусы и др.

Медицинский материал: шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, ватные диски, перчатки, халаты, очки.

Разнообразные материалы: виды бумаги и картона, виды тканей, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы, различные магниты.

Технический материал: гвозди, шурупы, болты и т.д.

Реагенты: пищевые красители, пищевая сода, лимонная кислота, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, мыльные пузыри, жидкое мыло и др.;

Вспомогательные материалы: фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок); киндер-сюрпризы с различными наполнителями, мешочки с лавандой, ромашкой, сосной, мятой, ароматические масла, свечи, ароматические палочки.

Информационный блок

Правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации), дневники наблюдений, фиксации результатов опытов, которые ведут и заполняют дети.

Коллекции:  

- Семян.

- Гербарий.

- Тканей.

- Ниток.

- Ракушек.

- Камней.

- Минералов и др.

Модели: 

- Календарь природы (времена года), дни недели;

- Календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;

- Алгоритмы и схемы проведения опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.

Центр природы

Оборудование для труда: одноразовые перчатки, фартуки, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатки и рыхлители.

Тематические альбомы: экосистемы «луг», «лес», «болото», «река», «пустыня», «озеро».

Альбомы: времена года, деревья, растительный мир, грибы, природные явления, насекомые, птицы, животные жарких стран, домашние животные и птицы, дикие животные, животные Севера.

Атласы и карты.

Методический центр

- Календарно-тематическое планирование на учебный год.

- Перспективный план проведения опытов.

- Методические рекомендации по проведению опытов.

- Картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам.

Огород на окне

Посадки: картофель, лук, салат, фасоль, бархатцы, васильки, перец сладкий, помидор, огурцы, укроп, петрушка.

 

 

Перспективный план проведения опытов.

Месяц

Тема

Содержание

сентябрь

«Вода – это жизнь».

Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды. Уточнить, что вода важное составляющие всего живого.

«Как обнаружить воздух?».

Формировать умение детей получать знание путем самостоятельного открытия, в процессе поисков и размышление. Продолжать наблюдать за объектом неживой природы – воздухом.

«Кладовая ветра»

Изучение свойств ветра с помощью использования стихотворных текстов, объяснить детям, откуда берётся ветер, используя игры речевые упражнения, сказки, задания.

«Волшебные пузыри»

Узнать секреты мыльного пузыря. Провести опыты по надуванию различных видов мыльных пузырей.

октябрь

«Сладкая загадка»

Расширять представление о строение знакомых веществ (сахара) в процессе изучения с помощью лупы; показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

«Бумажная история»

Познакомить детей с историей бумаги. Рассмотреть разные виды бумаги и её качества, рассказать о её значение и изготовления. Дать знания о свойствах бумаги в процессе опытов.

«Каменный мир»

Закрепить знания детей о разнообразии мира камней; познакомить детей с их свойствами, особенностями, их пользы в жизни человека.

«В мире красок»

Вызвать желание у детей путешествовать в мир красок. Закрепить навык получения нового цвета путём смешивание основных красок; развивать познавательную активность детей.

ноябрь

«Три состояния воды»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; жидкое, твёрдое, газообразное; исследовать вместе с детьми влияние тепла и холода на воду.

«Магнитные узоры»

Познакомить детей со свойствами магнитов, формировать умение посредством проведения практических опытов, делать выводы.

«Соленая загадка»

Уточнить знания детей о свойствах соли; знакомить с видами соли (каменная, морская, поваренная) и характеристикой соли.

«Мир электричества»

Обобщить знание детей об электрических приборах, об их назначения в быту; развивать стремление к поисково – познавательной деятельности.

Декабрь

«Снежная сказка»

Познакомить с некоторыми свойствами снега. Расширить знание детей о явлениях неживой природы воспитывать любовь к природе, развивать познавательную активность.

«Волшебные кристаллы»

Познакомить детей с понятием «Кристалл». Формировать умение детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли.

«Откуда берётся звук»

Познакомить детей с принципами образования и улавливание звука. Воспитывать интерес к звучащему миру, развивать познавательную активность.

«Волшебный воздух»

Продолжать наблюдать за объектом неживой природы – воздухом, формировать умение детей получать знание путём самостоятельного открытия.

январь

«Мир кулинарии».

Развивать творческое воображение и речь детей, учить детей делать украшение из овощей и фруктов.

«Замёрзшая вода».

Выявить с помощью опытов, что лёд твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

«Исчезающий мелок».

Познакомить детей со свойствами известняка. Развивать познавательную активность.

«Мир тканей».

Узнать различные виды ткани, сравнить их качества и свойства.

февраль

«Как достать скрепку из воды».

Продолжать знакомить детей со свойствами магнита.

«Родственники стекла».

Познакомить детей со свойствами фарфора, хрусталя, стекла.  Сравнить их качественные характеристики и свойства.

«Прозрачное - непрозрачное».

Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет; прозрачные и светонепроницаемые.

«Плавающее яйцо».

Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

март

«Дышит ли растение»

Определить опытным путем, что все части растений участвуют в дыхание.

«Компас»

Познакомить с устройством работой компаса и его функциями. Выяснить, как определить где север, юг, восток и запад.

«Деревянный мир»

Познакомить с некоторыми свойствами дерева.Узнать, что произошло с деревянным бруском. Почему он не утонул, плавает.

«Мир света»

Развивать представление об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).

апрель

«Можно ли склеить бумагу водой».

Закрепить у детей свойства воды, с помощью опыта узнать свойства воды, её предназначение. Познакомит с понятием «папье-маше».

«Нужен ли корням воздух».

Выявить причину потребностей растений в рыхление; повторить предыдущий вывод, что растение дышит всеми органами.

«Мир почвы»

Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песка и глины.

«Радуга-дуга»

Познакомить с механизмом возникновением цвета. Формировать умение запоминать спектральные цвета.

май

«Песчаный мир»

Познакомить детей со свойствами песка, рыхлый, непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду, плохо сохраняет форму; рассказать детям о местах, где мы можем встретить, желание экспериментировать.

«Как образуется тень»

Объяснить, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаимоположение.

«Солнечная лаборатория».

Объяснить, предметы какого цвета (тёмного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

«Секретное письмо».

Показать, что на листики бумаги написать можно не только чернилами, но и (молоком, лимоном соком и т.д.).

Необходима такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью во влечение родителей в процесс развития детей. Повторение пройденного материала направлено на лучшее усвоение закрепленного материала.

В ходе проводимых исследований у детей формируется умение решать научную проблему, принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, сопоставлять факты, выдвигать гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, проводить рефлексивный анализ.

Эксперименты в лаборатории необходимо начинать от достаточно простых в средней группе и усложнять с каждым годом к подготовительной.

Организация опытно-экспериментальной лаборатории «Знатоки» нацелена на:

1. Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства группы.

2. Предоставление возможности детям действовать не только в совместной со взрослыми, но и в самостоятельной деятельности.

3. Формирование у воспитанников следующих навыков и качеств:

- проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, др.;

- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместной деятельности;

- способность группировать и классифицировать предметы, выделяя их признаки (цвет, форма, запах, материал);

- владение способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности.

- способность отмечать элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды;

- ценностное отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- старательность в доведении начатого дела до конца, аккуратность;

- способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

- способность оценивать результат своей работы.

4. Возможность организовать взаимодействие с родителями посредствам реализации совместных детско-родительских проектов и выполнения домашнего игрового задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности неживой природы".

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье опытно-экспериментальная деятельность рассматривается как система, направленная на развитие познавательной активности ребёнка. Автор делится опытом работы по организации опытно-экспериментал...

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

Отчет по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из г...

Методическая разработка мастер-класса «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность на примере опытов с водой»

Цель: повышение мотивации педагогов к овладению опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаЗадачи:1.  Познакомить педагогов с опытно-экпериментальной деятельность...

Проект по развитию познавательных способностей детей, посредством опытно - экспериментальной деятельности

Актуальность проекта «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,дай попробовать - и я пойму».Китайская пословица...

Дополнительная образовательная программа по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность «Почемучка» на 2020-2021 учебный год

Пояснительная запискаОбоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы  в образовательный процесс  «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»А....