Дидактические игры в проекте "Стихии мироздания - Огонь, Вода, Воздух и Земля"
проект (старшая группа) по теме

Кузнецова Галина Сергеевна

В статье представлен проект "Стихии мироздания - Огонь, Вода, Воздух и Земля с использованием дидактических игр". Раскрыты задачи, принципы работы по данной теме. Особое внимание уделено использованию дидактических игр, при изготовлении которых использованы модели, символы, карты-схемы, игровые поля. Большая роль отводится играм-экспериментам, где дети получают естественно- научные представления о всех стихиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_estestvenno-nauchnye_znaniya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Стихия мироздания – Огонь, Вода, Воздух и Земля

 с использованием дидактических игр. Использование технологии – моделирование.

Авторы проекта: воспитанники старшей группы под руководством воспитателя Кузнецовой Галины Сергеевны.

Участники  проекта: воспитатель, дети, родители.

Цель проекта – расширить знания детей о стихиях мироздания – Огонь, Вода, Воздух и Земля с использованием дидактических игр, научить детей поисковой деятельности по данной теме.

Задачи:

1.Формировать экологические представления у детей старшего дошкольного; на познание существенных взаимосвязей бытия, заключенных в таких понятиях, как основные стихии мироздания – Огонь, Вода, Воздух и Земля.

2. Развитие эмоционально-положительного отношения к ним.

3. Расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

4. Формировать умение получать информацию из разных источников.

5. Воспитывать желание поделиться знаниями друг с другом.

6. Развивать познавательные способности детей, активно включать их в творческо–поисковую деятельность.

7.Воспитание нравственного поведения.

8. Организовать совместную познавательно-продуктивную деятельность с родителями.

Основная проблема:

Что это  за стихии? Чем они нас могут удивить?

Беседа с детьми: с целью уточнения представления по теме.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Опыт показывает, что дети в старшем дошкольном возрасте без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Свою работу по экологической культуре мы начали с написания перспективного плана по сезонам. Использование данного перспективного плана в практической работе предполагает метод наглядного моделирования. Сущность этого метода заключается в том, что использование моделей помогает развивать у детей  важнейшие операции мышления. Процесс воспитания включает в себя два блока:

  1. Совместная экологическая деятельность воспитателя с детьми (труд, наблюдения, игры, беседы, работа с моделями, календарями природы, дневниками наблюдений, различные виды изобразительной деятельности детей, целевые прогулки, сбор коллекций).
  2. Самостоятельная деятельность детей.

Особое внимание в своей работе я обратила на использование дидактических игр. При обучении детей естественно-научных и экологических представлений для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая того, что осваивают какие-то знания. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых отношений.

Свою работу по использованию дидактических игр строили на следующих основных принципах:

  1. Тщательный подбор.
  2. Интегрированная работа с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей.
  3. Индивидуальный подход, учет их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов.
  4. Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству.

Чтобы развивать естественно-научные и экологические представления дошкольника через игру, мы поставили следующие задачи:

  • Освоить экологические представления о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней, к которой относится и человек, т. е. он сам.
  • Развивать познавательные умения.
  • Накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным.
  • Познавать существенные взаимосвязи бытия, заключенные в таких понятиях, как основные стихии мироздания – Огонь, Вода, Воздух и Земля.
  • Развивать связную, выразительную речь.
  • Развивать творческую самостоятельность.

При хорошем руководстве играми можно добиться хороших результатов. Поэтому начали эту работу с первых дней учебного года, при поддержке и помощи родителей. На родительском собрании мы договорились о том, чтобы с детьми сходили в зоологический музей (рассмотрели животных, узнали среду их обитания); в летний сад, где рассмотрели различные деревья, их листья, семена; на осеннюю ярмарку, где бы дети увидели множество овощей и фруктов.

Полина Ш., Даша, Максим со своими родителями ездили в летний сад и принесли много красивых листьев и желудей, веточек. Им легко было играть в дидактическую игру «Узнай дерево по листку и по семенам». Полина Ш. помогала играть Ване и Никите. На фланелеграфе мы вывесили картинки с разными деревьями, а дети подбирали к ним листья и семена, загадывали загадки. При рассматривании деревьев дети использовали в своей речи синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты. Дуб – могучий, огромный… Березка – стройная, как тростинка.

Кристина, Маша, Дима, Миша ходили в зоологический музей. У них остались прекрасные впечатления, дети закрепили знания о животных, о внешнем виде, среде их обитания, чем питаются. Дети принесли открытки о животных, показали другим детям. Закрепив знания о животных, им легко было играть в такие дидактические игры как «Белкины кладовочки», «Узнай птицу по модели», «С кем дружит ель?», «Где, чей хвост?», «Дорога к домикам зверей», «Стадии развития животного мира».

А Полина Б., Таня, Даша побывали на осенней ярмарке. Девочки принесли в группу разнообразные овощи. Полина Б. с мамой принесли в группу необычные маленькие тыквочки. Мы положили овощи на поднос и организовали сюжетно-ролевую игру. «Осенняя ярмарка».

Для того чтобы закрепить знания об овощах, мы сделали такие дидактические игры: «Вершки – корешки», «Поездка на дачу», «Сортируем овощи», «Где, что зреет?», «Как сделать томатный сок?»

Прежде чем играть в дидактические игры, мы проводили предварительную работу: загадывали загадки, разучивали стихи об осени, пословицы, поговорки, рассматривали картины о животных, об осенних явлениях природы, читали литературные произведения В. Бианки, Ушинского, которые учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом. Также дети рисовали овощи, фрукты, натюрморты, зверей, птиц.

При изготовлении дидактических игр использовали модели, символы, карты – схемы, игровые поля.

В дидактической игре «Белкины кладовочки» сделана план – карта, которая разделена на квадраты. Строки обозначены буквами, а столбцы цифрами. Дети размещают грибочки при помощи карточек. Кто больше соберет грибов для белки?

В дидактической игре «Дорога к домикам зверей» сделана карта – схема, по которой дети двигаются, встречая на пути деревья и решая примеры, помогает в этой игре лесовичок, который загадывает загадки о зверях и называет местонахождение домика.

В дидактической игре «Где, чей хвост?» используется кубик, на который наклеены хвосты животных, также используются модели, которые помогают ребенку не ошибиться.

В дидактической игре «Разведка осенних примет» используются карта – маршрут. Чтобы играть в эту игру, провели предварительную работу. Выучили народные приметы осени, пословицы, загадки, стихи. На карте выкладываются модели окружающей  природной и социальной среды. Дети рассказывали о своих наблюдениях в природе и городе.

При обучении детей естественно-научным представлениям большая роль отводится играм – экспериментам, где дети получают сенсорный опыт. Дети вместе с нами расширяют и уточняют знания о форме, цвете, размерах, запахах, характере поверхности.

Надо помнить, что знания приобретаются через глаза, уши, а главное через руки и деятельность (науки ведь потому и называются естественными, что в их основе лежат эксперименты, опыты, деятельность). Мы терпеливо выслушиваем объяснения детей, поддерживаем его мысли. Перед детьми ставим проблему, которую дети решают сами.

Во время экспериментов мы изучаем 4 стихии бытия: Воздух, Вода, Огонь и Земля. Ценность воздуха, воды, огня и земли в жизни человека, представляющие взаимосвязи и взаимозависимости. Изучая стихии мира, ребенок узнает о том, что они соответствуют трем состояниям материи (твердое, жидкое, газообразное). Земля  - твердые тела; вода – жидкости; воздух – газ; огонь – температура, которая приводит к трансформации материи.

Также мы с детьми знакомились с мифами древней Греции.

Ребенок – дошкольник познает правила взаимодействия с окружающим миром, он проживает в детские годы культурный опыт развития всего человечества. Дети любят разжигать костер, играть около него, шлепают по лужам, плескаются в воде, исследуют землю. Только знание правил взаимодействия со стихиями позволит ребенку безопасно проводить опыты. У каждой стихии существуют свои знаки и символы.

Изучая эти стихии, мы стремились к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать свободно, непринужденно, естественно.

Изучая стихию Огня, дети узнали, что в древности огонь был спутником жизни, он обогревал людей, объединял людей, помогал человеку в борьбе с хищниками. Дети учатся устанавливать связи между стихией огня и цветом, осенними цветами, человеком, его эмоциями. Огонь живет во всех предметах и явлениях в любое время года.

Жизненный огонь человека можно почувствовать, если просто измерить температуру. Чтобы сохранить огонь в холодную погоду, люди одевают теплую одежду.

Мы знакомили детей с тем, что раньше огонь считался священным представителем Солнца.

Для того чтобы закрепить знания о Солнце, мы сделали дидактическую игру – путешествие «В гости к солнышку». В основе игры лежит алгоритм путешествия. Сначала они оказались в степи, затем в лесу, затем идут в горы, а вот и солнце. Во время прохождения пути дети выбирают модели, которые относятся той или иной экосистеме. Солнце дарит нам свои лучи. Красные лучи – тепло и радость. Оранжевые – смелость и храбрость. Желтые – волшебный свет, силу.

 Изучая стихию Воздуха, мы проводили следующие опыты: «Воздух повсюду», «Проверим, есть ли воздух». Брали пустую пластиковую бутылку, опустили в таз с водой, бутылка начала заполняться водой и мы увидели, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из воды. Большинство предметов, которые кажутся пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Мы с детьми узнали о том, что воздух постоянно давит на предметы. Взяли новую газету, под газету подложили линейку так, чтобы ее конец выступал за край стола. Нажали, хотели оторвать ее от стола, но оказывается, что это не так-то легко сделать, потому что давление воздуха прижимает газету к столу.

Следующий опыт, который мы проводили – «Воздух поднимается». Когда воздух нагревается, он поднимается, а когда охлаждается, то опускается. Почему дует ветер? Дети рассказывают о своих наблюдениях.

Следующий опыт – «Ветер меняет направление». Мы сделали флюгер, чтобы определять, откуда дует ветер. Мы с детьми выносим на прогулку наш флюгер, определяем направление ветра, его силу, затем отмечаем в таблице.

«Воздух работает». Когда-то муку мололи на ветряных мельницах. Мы с детьми тоже сделали ветряную мельницу. Вырезали круг, сделали надрезы (лопасти), в центре отверстие, вставили трубочку, которую закрепили прищепками. К трубочке привязали нитку, к нитке пуговицу. Начали дуть, и наше колесо пришло в движение.

Играли с детьми в дидактические игры «Ветерок», «Воздушный шарик».

Знакомясь со стихией Воды, мы тоже проводили опыты – «Вода меняет форму, она принимает форму сосуда», «Плавучесть воды». Мы узнали, что одни предметы плавают – пробки, деревяшки, трубочка, листок бумаги, а другие тонут – чайная ложка, алюминиевая банка.

«Кожа воды». Мы узнали об удивительных свойствах поверхности воды. Поверхность воды становится выпуклой, будто ее удерживает кожа.

Следующие опыты, которые мы проводили – это «Выдуваем мыльные пузыри», «Вода исчезает», «сила воды». Мы сделали модель водяной мельницы из «умной бумаги», и дети представили, как это происходит в жизни.

Мы с детьми играем в дидактические игры «Веселые капельки», «Живая вода», «Вода – огонь», «Волшебные превращения капельки». Дети с интересом играют в эти игры. Мы организовали экскурсию в  музей воды, дети узнали много интересного.

Следующая стихия, с которой мы знакомили детей – это Земля.

Во время этих экспериментов нам помогал старичок – Боровичок. Познакомили детей со свойствами песка и глины. При проведении опытов сделали вывод, что песок сыпучий, а глина нет.

С помощью лупы мы рассмотрели, из чего состоит песок (из зернышек – песчинок), а в глине слипшиеся, очень мелкие частички – пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок.

Экспериментирование в лаборатории обязательно связываем с наблюдениями на прогулках, экскурсиях. Обращали внимание детей на песочницу во время дождя. Дети сделали вывод, что из мокрого песка можно лепить, а сухой рассыпается.

Исследуя участок, мы поняли, что там, где чаще образуются лужи, там глиняные почвы, а в песок вода уходит и располагается между песчинками.

В ветряную погоду мы наблюдаем, что песок уносится ветром. Мы представили, что это происходит в пустыне (в песочнице). Вспомнили, кто живет в пустыне, какие растения растут в песках.

В группе мы оформили уголок пустыни, где поставили панораму пустыни, животных и картинку с верблюжьей колючкой. Поставили караван верблюдов, который принесли дети из дома. Взяли трехлитровую банку, насыпали туда сухого песка. Закрыли банку полиэтиленовой крышкой, проделали отверстие, вставили в него длинную трубку и начали дуть. Мы увидели, как песок поднялся и начал двигаться прямо как в барханах. Ребята знают, что в пустынях живут верблюды, змеи, черепахи.

Мы с детьми составили 2 письма в пустыню двугорбому верблюду. Детям так понравилось составлять письма животным, что они целую неделю приносили письма верблюду, черепахе, которые писали дома вместе с мамами. Все эти письма мы наклеили в альбом, где делали зарисовки в опытах с песком и глиной.

Мы придумали дидактические игры с песком «Если бы я был…», «Кто живет в песчаном доме?», «Такой разный песок», «Знакомимся с песком и глиной». На занятии мы познакомились с тем, что делают из песка и что из глины. Проводя наблюдения в природе, изучая песок и глину, мы часто на пути встречали камни и маленькие камешки. Дети всегда их рассматривали, любовались, ведь они такие красивые. Прятали на участке детского сада волшебную шкатулку с разнообразными камнями. Отмечали это место на карте и предлагали детям отыскать сокровища «Хозяйки Медной горы». Хозяйка выходила тогда, когда дети находили шкатулку. Они вместе рассматривали камни, а потом она дарила каждому по камешку. И мы  все вместе решили собрать коллекцию камней. Мы склеили для каждого камешка маленькую коробочку, которые поместили в большую коробку. И теперь наша лаборатория пополнилась коллекцией камней. Дети приносят камни из дома.

Для того чтобы лучше узнать камни, найти их отличительные признаки (почему они такие разные?), мы сделали дидактическую игру «Ящик ощущений». Это ящик в виде почтового, только справа и слева сделали отверстия и приклеили рукава от кофточки. Сам ящик украсили наклейками, где изображены птицы, насекомые, звери и т. п. Наверху сделали прорезь для писем, которые дети пишут животным. Кладем камни в ящик ощущений, ребенок продевает руки через рукава и нащупывает там камни, рассказывает все о них.

На нашем участке мы сделали альпийскую горку, где лежит много больших камней. А между ними высадили множество разнообразных растений. Привлекали родителей и детей в создание горки. Альпийская горка – это прекрасное место для постоянных наблюдений. Она является одной из видовых точек экологической тропинки. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят.

Проводили дидактические игры «Найди свой камень», «Что исчезло?», «Узнай по описанию», «Гора и камешки», «Мы древние люди». Мы с ребятами будем с интересом продолжать эту исследовательскую работу, изготавливать новые дидактические игры. Так же для полного закрепления знаний об этой стихии, мы организовали экскурсию в музей почвоведения. И дети,  и родители остались довольны.

Вывод.

Работая по теме «Использование дидактических игр при обучении естественно-научным и экологическим представлениям у детей старшего дошкольного возраста» мы пополнили дидактическими играми развивающую среду в группе.

Проводя разнообразные эксперименты, опыты, играя в дидактические игры экологического характера, трудовую деятельность воспитателя с детьми на прогулке, ухаживая за комнатными растениями, проводя наблюдения, коллективные работы по изодеятельности, конструктивной деятельности, составляя схемы, карты, планы, чертежи, этим самым мы развиваем у детей творческие способности, самостоятельность.

Для игр отведено место на столах, подиумах, ковре, табуретках, что не дает почвы для конфликтов, их можно переносить согласно интересам детей, вкусам и настроению.

Работая над этой темой, мы заметили, что активность детей повысилась, и у детей появились разнообразные и меняющиеся впечатления. Мы заметили, что детям в группе очень комфортно. Ведь для проведения опытов, экспериментов у нас есть лаборатория и специальный стол для экспериментов с водой, песком, глиной, воздухом.

Ребята чаще стали осуществлять опыты, эксперименты самостоятельно, выполнять зарисовки, работать с бумагой и другими материалами.

В группе удобно выделено место и для экологической зоны, что дает возможность детям играть в дидактические игры, проводить беседы, наблюдения, выполнять трудовые поручения. Также дети самостоятельно стали отмечать свои наблюдения в календарях природы, в дневнике наблюдений за птицами. Дети самостоятельно пользуются планами, картами, отыскивая нужные объекты.

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».

Развивая творческие способности путем научно-исследовательской работы, и играя в дидактические экологические игры, обогатилась речь детей. Они стали использовать в своей речи сравнения, эпитеты, стала развиваться монологическая и диалогическая речь.

Мы стремились так организовать работу, чтобы дети могли свободно общаться друг с другом и с взрослыми, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Ребята сплотились, создался дружный коллектив, стало интересно быть вместе.

Я думаю, что работа наша удалась!

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Методика экологического воспитания в детском саду» С. Н. Николаева.
  2. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В. А. Дрязгунова.
  3. «Добро пожаловать в экологию» библиотека «программы детство».
  4. «Ознакомление дошкольников с неживой природой» С. Н. Николаева.
  5. «Экологические игры» А. Т. Зверев.
  6. «Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет» Т. М. Бондаренко.
  7. «Осень» часть I и часть II, О. А. Скоролупова
  8. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» А. И. Иванова.
  9. «Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира» И. Э. Куликовская, Р. М. Чумичева.
  10. «Что у нас под ногами» блок занятий (песок, глина, камни), Н. А. Рыжова.
  11. «Готовимся к аттестации» библиотека «программы детство».
  12. «Домашняя лаборатория» Х. Идом, К. Вудворд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра по пожарной безопасности "Огонь добрый, огонь злой" для детей 5-7 лет.

Дидактическая игра по пожарной безопасности "Огонь добрый, огонь злой" для детей 5-7 лет закрепляет знания детей об истории появления огня.Игра формирует у детей разностороннее понятие об ог...

Дидактическая игра "Где в природе есть вода и кому она нужна?"

Знакомство со свойствами воды. Экологическое воспитание. Развитие внимания, мышления и речи....

Отчёт о проведенной дидактической игре: «Добрый и злой огонь» с детьми старшей группы

Сформировать у детей понятие, что огонь бывает двух видов: опасным(злым) и приносящим пользу(добрым)...

Дидактическая игра по экологии "От чего грустит и веселится Земля"

Дидактическая игра  на экологическую тему «От чего  грустит и веселится Земля»Подготовила воспитатель: Докучаева Наталья ИвановнаЦель: формирование представлений детей средн...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ. ПО ВОДЕ, ПО ЗЕМЛЕ, ПО ВОЗДУХУ»

Три игровых полотна, изготовленных из картона, с помощью которых классифицируется транспорт по способу передвижения (воздушный, водный, наземный), предметные картинки с разными видами транспорта....

Проект на тему: «Четыре стихии: вода, воздух, огонь и земля» в подготовительной группе

Данный проект является краткосрочным, основа на исследовании и эксперименте. Рассматривает общие сведения о свойствах воды, воздуха, огня и земли. С помощью опытов сформированы знания о свойствах 4 ст...