Открытое занятие с элементами фольклора "В гости Зимушка идет"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Занятие в старшей группе «В гости Зимушка идет, Рождество с собой несет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_gruppa.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе.
«В гости Зимушка идет, Рождество с собой несет»
Цель: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками.
Ход:
Ведущая: сядем рядком, да поговорим ладком. Я хочу вам загадать загадку:
Кто поляны белит белым и на стенках пишет мелом,
Шьет пуховые перины, разукрасил все витрины?
Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила.
(зима)
Скажите ребята, а вы зимушку любите? Я так и знала! Поэтому и пригласила её к нам в гости, но что-то не видно её, наверное, она задерживается. Но я вижу здесь зимних посланников три месяца. Ребята, вы помните, как они называются? (ответы детей)
Под русскую народную мелодию выходят дети (декабрь, январь, февраль) кланяются.
Декабрь: Меня в старину студнем называли и говорили так: «Декабрь год кончает, а зиму начинает». Я первый зимний месяц! Всё успею побелить, замостить, загвоздить и саням ход дать!
Январь: А меня в старину называли трескуном, просинцом, переломом зимы. Потому что январь – году начало, зиме середина. Январь – зимы государь, всему году запевала.
Февраль: Январю – морозы, февралю – метели! Вьюги да метели повсюду полетели; бегут по свету, а следа нету. Не зря меня называли метельником, бокогреем и свадебником.
Ведущая: Что-то Зимушка у нас задерживается, что делать не подскажете?
Месяцы: Давайте её вместе кликать!
Приходи, зима! Приходи красна!
С морозами трескучими,
С снегами сыпучими,
С ветрами завьюжными,
С метелями дружными,
С Рождеством, с колядой,
С масленицей молодой!
Под русскую народную мелодию входит Зима.
Зима: Здравствуйте, ребята! Не замерзли?
Я зима-краса, ледяная коса,
В белой шубе до пят,
Буду тешить ребят!
Ведущая: Мороз невелик, да стоять не велит. Выходите в хоровод, будем зиму чествовать! (Хоровод «Как на тоненький ледок»)
Зима: Ой, спасибо ребята, порадовали вы меня! А приметы зимние вы знаете? Как можно догадаться о приближении морозов?
Ребенок 1: Зимой дым столбом – к морозу.
Ребенок 2: Кошка в клубок – мороз на порог.
Ребенок 3: Если кошка скребет пол – будет ветер или метель.
Ребенок 4:Туманный круг около солнца, тоже к метели.
Ребенок 5:А если лес зимой шумит или снегирь под окном чирикает – ожидай оттепели.
Ведущая: Молодцы! А я ещё одну примету знают, чем выше вы сейчас прыгните, тем лучше будет урожай.
Зима: Давайте поиграем! Я льдинку, снежинку сейчас закручу, а вы прыгайте и не касайтесь, чтобы посевы от холода не погибли.
Игра-скакалка (Зима раскручивает вокруг себя привязанную к ленте снежинку, приговаривая):
Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лён высок,
Прыгайте как можно выше,
Можно прыгать выше крыши!
Ведущая: Чтобы урожай был хорошим, мы высоко прыгали, но есть ещё одна примета – чтобы капуста уродилась большая, да плотная в святки наматывали заветный клубочек. А ну-ка девицы да молодцы, выходите сюда, да проявите свою ловкость.
Игра «Наматывание клубочка» (играющие наматывают клубки и говорят слова):
Капуста виласта,
Не будь голенаста,
Не будь голенаста,
Будь пузаста!
Зима: Молодцы! Хороший будет урожай!
Ведущая: Зимушка-зима, что ты нам принесла?
Зима: Глубокие снега,
Святые вечера,
Рождество, колядку,
День с курину пятку.
Ведущая: Зима за морозы, а мужик за праздники. Давайте вспомним их. (ответы детей)
Зима: Конечно ребята, сначала мы встретили Новый год, Рождество, затем наступили Святки. Празднуют их две недели с 7 по 19 января.
Ведущая: Это очень торжественный, светлый и радостный праздник, связанный с рождением и крещением Иисуса Христа сына Божьего.
Зима: В святочные дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения, ходили в гости.
Ведущая: А вот шить, вязать, плести корзины, выполнять грязную работу в эти дни запрещалось, потому что эти дни считались святыми.
Зима: В эти дни принято было колядовать. Пройтись по деревне с песнями-колядками прославляя Христа и будущий урожай, желая всем добрым людям счастья и здоровья.
Ведущая: Зимушка, а наши дети тоже знают колядки, садись да послушай их.
Колядовщики подходят к домику и стучат в дверь: Здравствуй бабушка Агафья, позволь колядку спеть!
Кукла Агафья: Бегу, бегу, открываю! Добрым гостям всегда рада! (в окне домика появляется кукла)
Колядовики ( поют колядку)
1
Уродилась коляда
Накануне Рождества!
Ой коляда, колядица моя!
2
Открывайте окно
Запускайте Рождество!
Ой коляда, колядица моя!
3
Открывайте двери
Поднимай с постели,
Ой коляда, колядица моя!
Кукла Агафья: Принимайте угощение! (подает корзину с печеньем)
Колядовщики: С Новым годом!
С новым счастьем!
С Рождеством Христовым!
Ведущая: Зимушка, а ты знаешь, что раньше гадали во все дни святок, но главный вечер для предсказаний был в Крещение.
Зима: Так давайте погадаем!
Ребенок: Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили…
Ведущая: В этой маленькой корзинке, что угодно для души.
Кому вынется, тому сбудется,
Скоро сбудется, не минуется!
(Лента – к долгой счастливой жизни, пуговица – жить в большой семье, монета – к богатству, щепка – крепкое здоровье, картофель – ждет большое счастье, гвоздь – на пороге гость, скрепки – к новым друзьям)
Зима: В последний день святок собирали снег для умывания. Люди верили, что он целебный, может прибавить красоты и здоровья.
Ведущая: А ночью шли за водой на реку или озеро, самые смелые окунались в прорубь, считали, что всё это обладает волшебной силой. Люди верили, что в крещенскую ночь небеса открываются и если загадать желание, то оно непременно сбудется. У нас тоже есть святая вода и сейчас Зимушка всех окропит.
Зима обходит всех детей и обрызгивает святой водой, приговаривая:
Всем людям добрым желаю добра,
Золота и серебра!
Пышных пирогов, медовых блинов!
Чтоб здоровыми все были!
Чтобы много лет прожили!
Ведущая: Наша встреча подошла к концу, но хорошее настроение останется с нами надолго! Загадайте желание и пусть оно сбудется! А сейчас пойдемте кушать угощение бабушки Агафьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия с элементами фольклора и нетрадиционными методами ИЗО «Во дворе у бабушки».
Конспект занятия по рисованию....
Конспект открытого интегрированного занятия с элементами фольклора и нетрадиционными методами ИЗО «Во дворе у бабушки».
Конспект занятия по рисованию....
Открытое интегрированное занятие с элементами фольклора и нетрадиционными методами ИЗО "Во дворе у бабушки"
Открытое занятие, которое мы провели с ребятами для уточнения представлений о разных формах фольклора, их назначении, развитии артикуляционного аппарата, речи, словарного запаса, памяти, мышления, тво...
Конспект занятия с элементами фольклора "В гости к курочке и петушку"
Занятие во 2мдл гр с использованием русского народного творчества...
Конспект физкультурного занятия с элементами фольклора в подготовительной группе: В гостях у сказки «Теремок»
Тема: В гостях у сказки «Теремок» Возраст: подготовительная группа.Цель: приобщение детей к физической культуре через русское народное творчество.Задачи:·...
Конспект открытого занятия на тему: «В гости к дедушке Фольклору»
Конспект открытого занятия на тему: «В гости к дедушке Фольклору»Цель: Закрепить знания детей о жанрах и видах русского народного творчества.Задачи:1. Извлечь инфор...
Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Зимушка-зима в гости к нам пришла».
Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Зимушка-зима в гости к нам пришла»....