Открытое занятие с элементами фольклора "В гости Зимушка идет"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Занятие в старшей группе  «В гости Зимушка идет, Рождество с собой несет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starshaya_gruppa.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе.

«В гости Зимушка идет, Рождество с собой несет»

Цель: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками.

Ход:

Ведущая: сядем рядком, да поговорим ладком. Я хочу вам загадать загадку:

Кто поляны белит белым и на стенках пишет мелом,

Шьет пуховые перины, разукрасил все витрины?

Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

Радость детям подарила и на санках прокатила.

                     (зима)

Скажите ребята, а вы зимушку любите? Я так и знала! Поэтому и пригласила её к нам в гости, но что-то не видно её, наверное, она задерживается. Но я вижу здесь зимних посланников три месяца. Ребята, вы помните, как они называются? (ответы детей)

Под русскую народную мелодию выходят дети (декабрь, январь, февраль) кланяются.

Декабрь: Меня в старину студнем называли и говорили так: «Декабрь год кончает, а зиму начинает». Я первый зимний месяц! Всё успею побелить, замостить, загвоздить и саням ход дать!

Январь: А меня в старину называли трескуном, просинцом, переломом зимы. Потому что январь – году начало, зиме середина. Январь – зимы государь, всему году запевала.

Февраль: Январю – морозы, февралю – метели! Вьюги да метели повсюду полетели; бегут по свету, а следа нету. Не зря меня называли метельником, бокогреем и свадебником.

Ведущая: Что-то Зимушка у нас задерживается, что делать не подскажете?

Месяцы: Давайте её вместе кликать!

Приходи, зима! Приходи красна!

С морозами трескучими,

С снегами сыпучими,

С ветрами завьюжными,

 С метелями дружными,

С Рождеством, с колядой,

С масленицей молодой!

Под русскую народную мелодию входит Зима.

Зима: Здравствуйте, ребята! Не замерзли?

Я зима-краса, ледяная коса,

В белой шубе до пят,

Буду тешить ребят!

Ведущая: Мороз невелик, да стоять не велит. Выходите в хоровод, будем зиму чествовать!  (Хоровод «Как на тоненький ледок»)

Зима: Ой, спасибо ребята, порадовали вы меня! А приметы зимние вы знаете? Как можно догадаться о приближении морозов?

Ребенок 1:  Зимой дым столбом – к морозу.

Ребенок 2: Кошка в клубок – мороз на порог.

Ребенок 3: Если кошка скребет пол – будет ветер или метель.

Ребенок 4:Туманный круг около солнца, тоже к метели.

Ребенок 5:А если лес зимой шумит или снегирь под окном чирикает – ожидай  оттепели.

Ведущая: Молодцы! А я ещё одну примету знают, чем выше вы сейчас прыгните, тем лучше будет урожай.

Зима: Давайте поиграем! Я льдинку, снежинку сейчас закручу, а вы прыгайте и не касайтесь, чтобы посевы от холода не погибли.

Игра-скакалка (Зима раскручивает вокруг себя привязанную к ленте снежинку, приговаривая):

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лён высок,

Прыгайте как можно выше,

Можно прыгать выше крыши!

Ведущая: Чтобы урожай был хорошим, мы высоко прыгали, но есть ещё одна примета – чтобы капуста уродилась большая, да плотная в святки наматывали заветный клубочек. А ну-ка девицы да молодцы, выходите сюда, да проявите свою ловкость.

Игра «Наматывание клубочка» (играющие наматывают клубки и говорят слова):

Капуста виласта,

Не будь голенаста,

Не будь голенаста,

Будь пузаста!

Зима: Молодцы! Хороший будет урожай!

Ведущая: Зимушка-зима, что ты нам принесла?

Зима: Глубокие снега,

           Святые вечера,

           Рождество, колядку,

           День с курину пятку.

Ведущая: Зима за морозы, а мужик за праздники. Давайте вспомним их. (ответы детей)

Зима: Конечно ребята, сначала мы встретили Новый год, Рождество, затем наступили Святки. Празднуют их две недели с 7 по 19 января.

Ведущая: Это очень торжественный, светлый и радостный праздник, связанный с рождением и крещением Иисуса Христа сына Божьего.

Зима: В святочные дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения, ходили в гости.

Ведущая: А вот шить, вязать, плести корзины, выполнять грязную работу в эти дни запрещалось, потому что эти дни считались святыми.

Зима: В эти дни принято было колядовать. Пройтись по деревне с песнями-колядками прославляя Христа и будущий урожай, желая всем добрым людям счастья и здоровья.

Ведущая: Зимушка, а наши дети тоже знают колядки, садись да послушай их.

Колядовщики подходят к домику и стучат в дверь: Здравствуй бабушка Агафья, позволь колядку спеть!

Кукла Агафья: Бегу, бегу, открываю! Добрым гостям всегда рада! (в окне домика появляется кукла)

Колядовики ( поют колядку)

                                                                  1

Уродилась коляда

Накануне Рождества!

Ой коляда, колядица моя!

2

Открывайте окно

Запускайте Рождество!

Ой коляда, колядица моя!

3

Открывайте двери

Поднимай с постели,

Ой коляда, колядица моя!

Кукла Агафья: Принимайте угощение! (подает корзину с печеньем)

Колядовщики: С Новым годом!

                           С новым счастьем!

                           С Рождеством Христовым!

Ведущая: Зимушка, а ты знаешь, что раньше гадали во все дни святок, но главный вечер для предсказаний  был в Крещение.

Зима: Так давайте погадаем!

Ребенок: Раз в крещенский вечерок

                Девушки гадали;

                За ворота башмачок,

                Сняв с ноги бросали;

                Снег пололи; под окном

                Слушали; кормили

                Счетным курицу зерном;

                Ярый воск топили…

Ведущая: В этой маленькой корзинке, что угодно для души.

                  Кому вынется, тому сбудется,

                  Скоро сбудется, не минуется!

(Лента – к долгой счастливой жизни, пуговица – жить в большой семье, монета – к богатству, щепка – крепкое здоровье, картофель – ждет большое счастье, гвоздь – на пороге гость, скрепки – к новым друзьям)

Зима: В последний день святок собирали снег для умывания. Люди верили, что он целебный, может прибавить красоты и здоровья.

Ведущая: А ночью шли за водой на реку или озеро, самые смелые окунались в прорубь, считали, что всё это обладает волшебной силой. Люди верили, что в крещенскую ночь небеса открываются и если загадать желание, то оно непременно сбудется. У нас тоже есть святая вода и сейчас Зимушка всех окропит.

Зима обходит всех детей и обрызгивает святой водой, приговаривая:

Всем людям добрым желаю добра,

Золота и серебра!

Пышных пирогов, медовых блинов!

Чтоб здоровыми все были!

Чтобы много лет прожили!

Ведущая: Наша встреча подошла к концу, но хорошее настроение останется с нами надолго!  Загадайте желание и пусть оно сбудется! А сейчас пойдемте кушать угощение бабушки Агафьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие с элементами фольклора и нетрадиционными методами ИЗО "Во дворе у бабушки"

Открытое занятие, которое мы провели с ребятами для уточнения представлений о разных формах фольклора, их назначении, развитии артикуляционного аппарата, речи, словарного запаса, памяти, мышления, тво...

Конспект занятия с элементами фольклора "В гости к курочке и петушку"

Занятие во 2мдл гр с использованием русского народного творчества...

Конспект физкультурного занятия с элементами фольклора в подготовительной группе: В гостях у сказки «Теремок»

Тема: В гостях у сказки «Теремок» Возраст: подготовительная группа.Цель: приобщение детей к физической культуре через русское народное творчество.Задачи:·...

Конспект открытого занятия на тему: «В гости к дедушке Фольклору»

Конспект открытого занятия на тему: «В гости к дедушке Фольклору»Цель: Закрепить знания детей о жанрах и видах русского народного творчества.Задачи:1.     Извлечь инфор...

Театрализованное представление: « В гости зимушка идет, стихи с собой она несёт»

Создание праздничного настроения у детей и взрослых, путем реализации творческих способностей воспитанников ДОУ....