Проект "Малыши играют в шахматы"
проект (средняя группа) по теме
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способность действовать в уме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_shakhmatam.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ
«Центр развития ребенка – детский сад «Березка»
Проект
«Малыши играют в шахматы»
Автор: Белова Светлана Анатольевна – старший воспитатель,
первая квалификационная категория
г. Заводоуковск, 2013.
Краткое изложение идеи проекта
«Шахматы – это целый мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлётами и падениями, радостями и печалями. В наших силах подарить ребёнку золотой ключик в этот волшебный мир»
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способность действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Актуальность данного проекта состоит в том, что он направлен на организацию содержательного досуга дошкольника, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех!
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе».
Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в проекте. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.
Проблема:
Главная черта современного мира - стремительные перемены. Курс нашей страны на преобразование в экономике, политической и общественной жизни влечет за собой изменения во всех остальных институтах общества. Изменение миссии человека в обновляющейся системе, его политических и духовных взглядов приводит к изменению требований к личности члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке.
Социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, то есть личность, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, личность социально компетентную. Значит очень важно для России, чтобы каждый её гражданин к моменту своего совершеннолетия обладал следующими качествами:
- самостоятельностью и критичностью мышления
- умением мыслить как логически, так и творчески;
- развитой интуицией;
- умением концентрироваться, собираться в критических ситуациях;
- цепкостью, последовательностью в достижении поставленной цели, в том числе в условиях противодействия намеченным планам;
- выдержкой, готовностью отвечать за принимаемые решения;
- хорошей, а может быть, даже отличной памятью;
- умение планировать, анализировать, контролировать;
- самодисциплиной и самоконтролем;
- уважению к чужому мнению;
- развитой фантазией и воображением;
- умением ценить красоту мысли, определенным эстетическим воспитанием;
- способностью бороться до конца и не падать духом в критических ситуациях.
Начинать формирование этих качеств необходимо уже у дошкольников. Прекрасным средством для реализации этой благородной цели являются шахматы.
Многие известные шахматисты подчеркивают пользу обязательного изучения шахмат. Вот как, например, писал об этом Капабланка: «Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного…». В. Сухомлинский писал: « В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти… Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».
Если мы обратимся к биографиям выдающихся шахматистов, то отметим, что Х.Р. Капабланка, А. Карпов, п. Керес, С. Решевский, М. Эйве познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили, Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6, А. Алехин, М. Таль – в 7. Не все, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами, важнее иное – существенный вклад шахмат в формирование всесторонне развитой личности.
Сегодня идет поиск оптимальных структур, гибких образовательных систем, обеспечивающих полноценное развитие и воспитание ребенка.
Многие ведущие специалисты настаивают на том, что образовательное учреждение должно давать модели, а не всеобъемлющее знание. И именно шахматы по многим показателям — это идеальная объяснительная модель. Ведь шахматы — это в первую очередь игра, а в ней, как известно, лучше и без утомления усваивается учебный материал. Шахматы активно формируют способность к логическому мышлению. Эта древняя игра открывает новые горизонты познания, создает положительную мотивацию учения, активно формирует личность и является особым видом творческой деятельности. Регулярные занятия шахматами могут влиять на общее развитие ребенка, его жизненную активность, противостояние стрессовым ситуациям, наибольшее раскрытие природных способностей.
Цель проекта:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития детей, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
1. Образовательная:
Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.
2. Воспитательная:
Выработать у ребёнка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
3. Общеразвивающая:
Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных композиций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.
Участники проекта:
Участниками проекта являются дети старших и подготовительных к школе групп в возрасте 5-7 лет, посещающие дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Берёзка».
Реализация проекта «Малыши играют в шахматы» осуществляется на базе Детского сада «Берёзка», города Заводоуковска.
Образовательный цикл 2 года.
Содержание проекта
1 год.
Дети делают первые шаги в мире шахмат. Они знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.
- Первое знакомство с Шахматным королевством.
Из истории шахмат. Возникновение и родина шахмат. Начальные сведения.
- Шахматная доска – поле шахматных сражений. Элементы шахматной доски.
Знакомство с шахматной доской. Белые и чёрные поля. Чередование белых и чёрных полей на шахматной доске. Расположение доски между партнёрами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
Шахматная доска не случайно изучается довольно подробно. Цель – не только облегчить ребёнку познание азов мудрой игры, но и помочь ему овладеть пространственным ориентированием на плоскости. Последнее очень значимо при обучении в школе и, как правило, затрудняет дошкольников. А с помощью шахматной доски дети охотно и с большим интересом упражняются в этом.
Дидактические игры и задания:
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
"Назови вертикаль". Воспитатель показывает одну из вертикалей, ребенок должны назвать ее. Так дети называют все вертикали.
"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: "Вторая горизонталь").
"Назови диагональ". А здесь определяется диагональ. (Например: "Диагональ е1 - а5").
"Какого цвета поле?" Воспитатель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
"Кто быстрее". К доске вызываются два ребенка, и воспитатель предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
- Шахматные фигуры. Первое знакомство.
Белая и чёрная армии.
Дидактические игры и задания:
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадай-ка". Воспитатель словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Воспитатель загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" воспитатель берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
1. Пешка
Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры.
Дидактические игры и задания:
«В бой идут одни только пешки».
"Игра на уничтожение", "Атака неприятельской фигуры".
2. Ладья
Знакомство с ладьёй. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Диаграмма и её решение. Шахматные позиции.
Дидактические игры и задания:
Одна против пешек. Лабиринт. "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Кратчайший путь".
Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», "Сними часовых",
«Атака неприятельской фигуры».
3. Слон.
Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Лёгкая и тяжёлая фигура. Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против слонов.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".
4. Ферзь
Знакомство с ферзём. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжёлая фигура. Ферзь против ферзя.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", "Захват контрольного поля".
5. Конь
Знакомство с конём. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", "Захват контрольного поля"
6. Король
Знакомство с королём. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, ладьи, слона, коня, пешки.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин".
- Относительная ценность фигур
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.
Дидактические игры и задания:
"Кто сильнее". Воспитатель показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько?"
"Обе армии равны". Воспитатель ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях воспитателя и ребенка были равны.
"Выигрыш материала". Воспитатель расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
"Защита". В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
- Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.
Что такое шах. Понятие о шахе.
Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.
Дидактические игры и задания:
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
Мат - цель игры.
Техника матования одинокого короля:
Две ладьи против короля.
Ферзь и ладья против короля.
Король и ферзь против короля.
Король и ладья против короля.
Дидактические игры и задания:
"Шах или мат". Шах или мат черному королю?
"Мат или пат". Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
"Мат в один ход". Требуется объявить мат в один ход черному королю.
"На крайнюю линию". Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
"В угол". Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
"Ограниченный король". Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
Решение шахматных задач и упражнений.
Ничья
Варианты ничьей.
Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат.
Дидактическое задание:
"Пат или не пат".
Рокировка
Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки.
Дидактическое задание:
"Рокировка". Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
Шахматная партия
Начало шахматной партии.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Правила и законы дебюта.
Игра всеми фигурами из начального положения.
Короткие шахматные партии
Занимательные страницы шахмат
Шахматные сказки.
Практика
Практическая игра всеми фигурами из начального положения.
Решение шахматных задач.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение" - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Воспитатель играет с детьми ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника
«В бой идут одни только пешки». Практическая игра пешками.
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
Все дидактические игры и задания из первой части проекта моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
2 год.
Непосредственное обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.
- Из истории шахмат
Этика шахматной борьбы.
- Выдающиеся шахматисты нашего времени
Алехин, Чигорин, Карпов, Каспаров…
- Короткие шахматные партии
- Шахматная нотация
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация.
Запись шахматной партии. Запись позиции, начального положения.
- Матование одинокого короля
Мат различными фигурами. Мат в один ход. Мат в два хода.
Мат Ферзем и ладьей.
Мат 2 ладьями. Сторож и охотник. План матования.
Мат Ферзем. Вдох-выдох. План.
Мат Ладьей.
Дидактически, игры и задания:
"Шах или мат". Шах или мат черному королю?
"Мат или пат". Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
"Мат в один ход". Требуется объявить мат в один ход черному королю.
"На крайнюю линию". Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
"В угол". Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
"Ограниченный король". Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
"Объяви мат в два хода". В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
"Защитись от мата". Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
- Тактика
Понятие о тактике и комбинации.
Основные тактические приемы:
- связка и виды связок. Как освободиться от связки?
- двойной удар;
- вилка;
- вскрытое нападение: что таится за безобидной внешностью?
- вскрытый шах;
- двойной шах;
- использование слабости последней горизонтали;
- разрушение пешечного прикрытия;
- превращения пешки;
- ограничение подвижности;
- форсирующие ходы.
- Шахматные комбинации
Комбинации на «завлечение».
Комбинации на «отвлечение».
Хитрая механика - «мельница».
Дидактические игры и задания:
"Объяви мат в два хода". Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
"Сделай ничью". Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
"Выигрыш материала". Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.
- Стратегия
Определение стратегии.
Принципы реализации материального преимущества.
Взаимодействие фигур
Нападение на незащищенного Короля
- Эндшпиль (от нем. Endspiel — «финальная игра») – заключительная
часть шахматной партии.)
Основные идеи эндшпиля.
Реализация преимущества.
Эндшпиль в практической партии.
Пешечный эндшпиль. (Пешечные окончания - король и пешка против короля, правило квадрата, оппозиция, цугцванг, король и пешка против короля и пешки, отдаленная проходная, пешечный прорыв). Цугцванг - не выгодный ход.
Решение задач и этюдов.
- Дебют (начала партии)
Как начинать шахматную партию. Дебют и его задачи.
Приемы разыгрывания дебюта.
Дебютные ошибки.
Ловушки в дебюте.
Классификация дебютов.
Дидактические игры и задания:
"Мат в 1 ход", "Поставь мат в 1 ход нерокированному королю", "Поставь детский мат" Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
"Защита от мата" Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход. "Выведи фигуру" Здесь определяется, какую фигуру, на какое поле лучше развить.
- Занимательные шахматные истории
Сказка о том, как на Руси в шахматы играли.
История о золотом веке шахмат.
- Практикум
Учебно-тренировочные занятия.
Решение шахматных задач и упражнений.
Игровая практика.
Практика матования одинокого короля (дети играют попарно).
Игровая практика с записью шахматной партии.
Дидактические задания:
"Поставь детский мат", "Мат в 1 ход", "Защитись от мата", "Выведи фигуру".
"Ограниченный король". Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
"Поставить мат в 1 ход "повторюшке". Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.
"Мат в 2 хода". В учебных положениях белые начинают и дают мат в 2 хода.
"Выигрыш материала", "Накажи "пешкоеда". Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
"Можно ли побить пешку?". Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
"Захвати центр". Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
"Можно ли сделать рокировку?". Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
"В какую сторону можно рокировать?". В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.
"Чем бить черную фигуру?". Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
"Сдвой противнику пешки". Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.
"Выигрыш материала". Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.
"Объяви мат в два хода". В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
"Защитись от мата". Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
"Сделай ничью" Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.
"Мат в 2 хода". Белые начинают и дают черным мат в 2 хода.
"Выигрыш фигуры". Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру.
"Квадрат". Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
"Проведи пешку в ферзи". Тут требуется провести пешку в ферзи.
"Выигрыш или ничья?". Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.
"Куда отступить королем?". Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
"Путь к ничьей". Точной игрой надо добиться ничьей.
Ожидаемые результаты
- дети имеют представление о шахматной доске, ориентируются на ней;
- различают и называют шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правильно расставляют шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
- имеют представления о правилах игры, правильно их применяют;
- имеют представления об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
- владеют шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- имеют представления о некоторых тактических приёмах.
Список использованной литературы
Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. – 144 с.: ил.
Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.-158 с.: ил.
Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких: Книга – сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. – 288с.
Казак Н.В., Казак А.А. Маленьким о шахматах. М., ВЛАДОС, 1994. – 16с.
Хенкель В. Шахматы для начинающих М.: «Астрель» 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...
Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "
Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...
Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]] ОглавлениеПояснительная записка..........
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...
Конспект занятия с элементами обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»
Интерес к игре в шахматы....
Мастер-класс для педагогов по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста «Учим детей играть в шахматы»
Формировать умение играть в шахматы....
Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»
Возникновение и особенности игры в шахматы....