конспект ООД Социализация "Богатыри земли Русской"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
«Богатыри земли русской»
в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_pro_bogatyrey.rar | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Социализация»
конспект
по теме «Богатыри земли русской»
в старшей группе
-Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.
- Воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, прославившим родной город, традиции преемственности поколений.
-Воспитывать в детях гордость за свой народ, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны;
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях .
Чтение отрывков о былинных богатырях «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей». »)
. Л.Кассиль «Твои защитники» З.Александрова «Дозор»,
Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Никита Кожемяка»,
Книжная выставка:
О. Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.
Л.Кассиль «Твои защитники» З.Александрова «Дозор»,
Л.Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.
Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.
Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.
Альбом «Россия».
Картина В.М.Васнецова «Богатыри».
Оборудование:
1. Магнитная доска;
2. Мультимедийный проектор;
3. Экран;
4. Компьютерная презентация;
5. Камень на перепутье дорог;
6. Фигура богатыря;
7. Художественные материалы для творческой работы.
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в прошлое нашей страны. Для этого нам нужно взяться за руки, закрыть глаза и представить себе -куда мы хотим попасть.
Вот мы и на месте. Раньше наша страна называлась не Россия, а Русь. И люди, жившие в ней -не россияне, а русичи. И трудился наш народ, не покладая рук и появились на Руси первые города. И правил тогда Великий князь Ярослав Мудрый. И славилась наша Русь богатырями - сильными и мужественными людьми. И процветала наша Русь и стала могучей страной
На экране добрый молодец в старинной одежде.
ГОЛОС:
-Здравствуйте, люди добрые!
Сядьте на места да послушайте. Хожу я от города к городу, от села к селу, веду беседу добрую и складную, хочу узнать кто такие богатыри,. Вот дороги по которым мне нужно пройти,
и выполнить задания, будьте моими попутчиками.
Педагог
Ребята, как вы поступите?
Дети
Пройдем с молодцем по дорожкам.
Педагог
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные задания. Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети:
Дорогу.
Педагог
Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
Надо подумать и отгадать загадки про оружие и доспехи
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Зачем она нужна богатырям?
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава..
Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду.
отгадки
Добрый молодец: Молодцы, ребята, много вы знаете о древних защитниках земли Русской. Но не хожены у нас еще две дороги.
Воспитатель:
Вот задание второй дороги.
Педагог. Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?
Дети. Русские богатыри.
Педагог.
Кто из вас помнит художника, который написал эту картину?
Дети
(В.М.Васнецов)
Педагог.
Кто назовет имена богатырей.?
Дети. Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.
Педагог. Как изображены богатыри?
Дети. Художник изобразил богатырей в виде сказочных героев.
Педагог. Расскажите о каждом из них отдельно. Какие у них лица, одежда, оружие? Какие кони под ними и чем украшены?
Дети.
Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех.
А мне нравится Алеша Попович – он молодой, но смелый и товарищ хороший. Врага побеждает не богатырской силой, а хитростью да ловкостью.
Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.
А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.
Педагог. Чем схожи и чем отличаются богатыри?
Дети.
Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи.
Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.
У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению.
Педагог. Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
Педагог
Давайте еще и покажем доброму молодцу какие они - богатыри.
Физкультминутка «Богатыри»
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Добрый молодец (.голос)
Пора отправляться в путь. Нам одолеть еще дорогу надобно.
Педагог
На 3 дороге сложное задание. Посмотрите на слайде фотографии. Можно ли назвать этих людей богатырями?
Дети:
На фото солдаты.
Это богатыри, потому что они любили и защищали Родину в годы войны.
Сильные духом и смелые.
Пожертвовали собой ради жизни других.
Педагог.
Посмотрите на солдат - пограничников. Чем похожа эта фотография на картину «Три богатыря?»
Дети:
Солдаты на лошадях, в одинаковой форме.
Охраняют границу, защищают народ.
Смелые и сильные.
Можно назвать их тоже 3 богатыря.
Педагог.
Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные. Вот такие наши солдаты. Эти строки посвящены и богатырям древней Руси и воинам России.
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Педагог
- Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают?
- Кто они?
- Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь.
- А вы можете стать богатырями?
Звучит музыка А. Пахмутовой «Богатырская наша».
Добрый молодец (.голос)
-Вот и мне пора в путь дорожку на службу ратную.
Педагог.
На службу идти - нужны доспехи богатырские.
Давайте поможем, ребята, снарядить нашего доброго молодца.
На столах приготовлены трафареты доспехов. Нужно украсить шлем, щит и меч.
Самостоятельная работа детей.
Знак солнца был призван помогать богатырю, отражать удары врага, сохранять ему жизнь
Если украшали растительностью, значит, меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберегами для богатырей и воинов.
Добрый молодец (.голос)
«Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».
Пожелаем доброго пути нашему добру молодцу.
Итог
Ребята, многих защитников в наши дни можно назвать, богатырями и тех, кто защищал Родину во время ВОВ и тех, кто защищает ее в наши дни, это наши молодые солдаты, которые сложили свои головы за мирное небо. Богатырями можно назвать наших солдат, воевавших в Чечне.
В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.
Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.
А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.
Дети встают в круг и выполняют движения.
У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).
Вот таков!
Корень да его –
Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)
Листья да его –
Вот так широки, (развести руки в стороны)
Ветки да его –
Вот так высоки! (руки вверх)
Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)
Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)
Чтобы землю родную
Защищать от врага!
Заключение.
Наше путешествие в прошлое подошло к концу, вы узнали много интересного о нашей стране и богатырях, стали сильнее и дружнее в нашем походе, т.е стали хорошими и верными товарищами. Давайте вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Берёмся за руки, закрываем глаза и представили себе-куда мы возвращаемся.
А сейчас я подарю вам талисманчик «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской. "Богатыри земли русской".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий "Богатыри земли русской"
Конспект занятий по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Богатыри земли русской"...
Конспект занятия Богатыри Земли русской
Беседа «речью плавною»· Знакомство с русской былиной и русскими богатырями.· Воспитание чувства гордости за богатырскую силу России...
Конспект занятия "Богатыри земли русской"
Вашему вниманию предлагается конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по формированию целостной картины мира....
Конспект сценария "Защитники земли русской!"
Конспект сценария познавательно-игрового мероприятия в старшей группе....
Методическая разработка конспекта урока "Защитники земли русской - богатыри И.Муромец, Д.Никитич, А.Попович"
Данная методическая разработка пригодится воспитателям старшей группы и педагогам доп.образования для проведения уроков и внеурочных мероприятий патриотического характера....
конспект занятия "Богатыри земли русской"
Занятие на тему "Богатыри"...
Конспект НОД "Мастера земли русской" для детей старшей группы
Конспект непрерывно образовательной деятельности«Мастера земли русской»для детей старшей группы Приоритетная образовательная деятельнос...