конспект занятия "Богатыри земли русской"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Юдина Евгения Сергеевна

Занятие на тему "Богатыри"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_duhovno-nravstvennomu_yudina_e.s.docx801.37 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию

  «Богатыри земли русской».

http://yudina.ds16istra.edumsko.ru/uploads/5000/20385/persona/media/DSCN9458.JPG

Программное содержание:

  1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
    Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
    Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
    Познакомить детей с оружием богатырей.
    Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать. Воспитывать любовь и уважение к своему Отечеству, желание больше узнать о жизни своих предков.

Активизация словаря:

Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, топкие болота, былины, меч, копьё, топор, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях», «Сказка о царе Салтане».

Оборудование:

Иллюстрации богатырей Древней Руси; фото с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.),фото богатырей древней руси, картина В. Васнецова “Три богатыря”, аудиозаписи «гусли», «Сила Богатырская», «свист Соловья разбойника».

Ход занятия:

Ребята, мы с вами живем в большой, огромной, величавой стране, которая как называется?

Ответ детей: Россия.

Воспитатель: Правильно Россия. И мы с вами все знаем, что наша Россия занимает очень огромную территорию – почти половину Европы и часть Азии. Самая длинная в мире железная дорога протянулась почти на 10 тысяч километров через всю Россию, с запада на восток. Каждый народ России имеет свой язык и культуру, которую они унаследовали от предков. Люди разных национальностей по образу жизни мало отличаются друг от друга. Они похоже одеваются, живут в многоэтажных домах, передвигаются на транспорте. Различия сохраняются только в сельской местности. В прошлые века почти весь русский народ жил в избах. Даже в столице, в Москве, покупали на рынке готовый бревенчатый сруб. Его везли на место, накрывали крышей и изба готова. А еще ребята, вместо окон вставляли бычьи пузыри, а в богатых домах – пластинки слюды. По вечерам бедняки освещали свои дома горящей лучиной. Люди побогаче зажигали сальные свечи. От такого освещения случались частенько пожары. Поэтому мы и вам всегда говорим, что огонь это не шутка! А в те еще прошлые времена говорили: «От копеечной свечки Москва сгорела». И в деревне, и в городе каждый дом стоял на усадьбе, обнесенный забором. Там ребята был сад, постройки для домашнего скота и птицы, свой огород. Вот так люди и жили.

Наши далекие предки были очень добрыми, миролюбивыми и по-своему гостеприимными людьми. Они очень любили свою Русь - Родину. Они много работали, справляли праздники, пели, водили хороводы, воспитывали детей. А когда приходила общая беда, весь народ вставал на защиту. Но были среди них и такие отважные мужчины, которые никого и ничего не боялись. И завали их богатырями. Защищали они не только свою семью, они защищали всех людей, свою землю, где они трудились, дома в которых жили.

hello_html_f0c0e64.jpg

Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?

Посмотрите ребята, на переднем плане три всадника. Зовут их Илья Муромец - крестьянский сын,

Добрыня Никитич - боярский сын и Алеша Попович - сын попа.

Посмотрите, пожалуйста, как могущественно, по-богатырски выглядит Илья Муромец.

Илья посмотри, пожалуйста, на картину, как ты думаешь кто из троих богатырей Илья Муромец?

Ответ Ильи: Илья Муромец на коне посередине.…

Воспитатель: Правильно Илюша, он в центре. У вас даже имена одинаковые. Поэтому и ты тоже должен быть богатырем. Хорошо кушать, спать, заниматься спортом и слушаться родителей. А когда еще подрастешь, будешь настоящим, сильным и могучим богатырем.

Илья  Муромец это крестьянский сын. Он сильный, большой. У богатыря серьезное  лицо, широкая, большая борода. Он сидит на коне, который смотрит в сторону. У Ильи Муромца в правой руке булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, руку он поднес к лицу как будто смотрит вдаль, в левой  руке железный щит и длинное копье. Одет он в железну Алена, а скажи мне, пожалуйста, Добрыня Никитич с какой стороны находиться слева или право?

Воспитатель: Да ребята давайте посмотрим на Илью Муромца. Кажется, что он с легкостью держит «каменную булаву», нахмурился, озабоченно смотрит вдаль, готовый в любую минуту сражаться с врагом.

Ответ Алены: Это богатырь слева. Добрыня Никитич это боярский сын, в народе его очень уважают и любят. Он сильный, стреляет из лука, хорошо владеет мечом.

Воспитатель: Ребята посмотрите на его одежду, одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни  украшен  необычным орнаментом,  меч у него булатный, а взгляд пристальный, можно даже сказать что колючий.
Под ним белогривый конь стоит, ноздри раздувает,  врага чует. И готов в любой миг идти в сражение.

Под стать своим товарищам – богатырям Алеша Попович он у нас справа расположен на картине. На него смотришь, и кажется мне, что он любит повеселиться.

Арсений, как ты думаешь, почему он любит веселиться?

Потому что у него в правой руке чуть-чуть видны гусли.

Воспитатель: А что такое гусли? Напомни нам?

Ответ Андрея: Это музыкальный инструмент. В старину на нем часто играли различные мелодии, слагали мифы и приданья, пели песни.

Воспитатель: А в левой руке у него что?

Ответ Андрея: А в левой, лук и стрелы.

Воспитатель: Но и, тем не менее, посмотрите на него внимательно он тоже готов по первому зову вступить в сражение.

Он самый молодой из них. Хотя Алеша  сильный, как Илья Муромец и Добрыня Никитич, он очень ловкий, хитрый и отважный. Он воин и настоящий гусляр. Снаряжение у него конечно скромнее. И как сказал Андрей в левой руке у него лук, а по правую руку гусли.

Богатыри вместе это большая сила. Одна у них задача не пропустить врага, крепко стоять на страже своей Родины. Там за холмами  свободная Русь, которая вырастила и послала их на свою защиту.

Замечательный великий художник Виктор Михайлович Васнецов очень тонко передал характер богатырей.

Богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.

Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.

Воспитатель:

Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети:

С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Включается музыка Былинные напевы.

На гуслях играет Андрей.

Воспитатель: Дети, а вы хотите побывать В Древней Руси. Тогда усаживайтесь поудобнее.

http://yudina.ds16istra.edumsko.ru/uploads/5000/20385/persona/media/DSCN9459.JPG

Гусляр:

Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.

Воспитатель читает слова.

Давным, давно…. Это было. Разбойничал в наших лесах Соловей разбойник. Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди - все мертво лежат.

Илья Муромец:

Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,

Но срубил я ему буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-то свистать по-соловьему,
Тебе полно-то кричать да по-звериному,
Тебе полно то стращать малых детушек!»

Музыка свист Соловья-разбойника.

Исценировка сражения Ильи Муромца и Соловья разбойника под музыку. (муз. Сила богатыркая).

http://yudina.ds16istra.edumsko.ru/uploads/5000/20385/persona/media/DSCN9465.JPG

Арсений. Стихотворение о богатырях.

Богатырь, силён как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!

Воспитатель: звучит русская-народная музыка гусли.

Рассказ продолжается. Когда богатыри уезжали на службу, что же делали жены и детки.

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, убирались в избе, занимались с детьми.

Исценировка в избе под колыбельную музыку гусли.

http://yudina.ds16istra.edumsko.ru/uploads/5000/20385/persona/media/DSCN9471.JPG

Девочки:  Алена, Алене В. И Виолетта поют колыбельную песню.

Баю-баю, баю-бай!
В дом забрался к нам Бабай!
Он забрался под кровать,
Хочет деточку забрать.
А мы Ваню не дадим,
Ваня нужен нам самим.
Баю-баю, баю-бай,
Уходи от нас Бабай!

Так прошла ночь,  наступило утро…

Дети что-то мы засиделись….

(физкультминутка)

Потягушечки,
Растягушечки,
Потянушечки,
Вырастушечки!
Вырастайте ножки –
Бегать по дорожке,
Вырастайте ручки –
Доставать до тучки,
Дождь из тучи выжимать,
Огород наш поливать!
Вырастай большой,
Да не будь лапшой!
Кашу кушай,
Маму слушай!

Воспитатель: А что же было, когда Богатыри возвращались домой с победой?

Ответы детей: Правильно дети. Это был всегда праздник. А что же делали в праздник. Пели песни, водили хороводы.

Приглашаем гостей?

Хоровод-игра.

«Каблучок»

(1)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём

(2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(3)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём

(4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей

(5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей

(7)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

(8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(9)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

(10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…

Встаём в хоровод.

1 - идём по кругу хороводным шагом.

2, 5, 8 - поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.

3, 10 – ведём хоровод

4, 6- подпрыгиваем на месте.

7, 9 - выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки.

Звучит музыка гусли

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, пора нам отправляться  сново в наше время. Вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....

Конспект "Защитники земли Русской"

ООД по программе "Истоки"....

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...

Конспект "Богатыри земли русской"

конспект занятия о богатарях...