«Обогащение представлений детей о различных профессиях взрослых средствами игровой, продуктивной деятельности с использованием авторских игр».
учебно-методическое пособие (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_trudom_vzrosykh.docx | 85.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 1 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Методическое пособие по теме:
«Обогащение представлений детей о различных профессиях взрослых средствами игровой, продуктивной деятельности с использованием авторских игр».
Составила: Олейник Оксана Павловна
Воспитатель логопедической группы
Аннотация.
В методическом пособии представлена система работы направленная на обогащение представлений детей о различных профессиях взрослых.
В содержание входит пояснительная записка, предметно-развивающая среда, педагогическая диагностика, примерное планирование работы на год , конспекты занятий с использованием дидактических игр, авторские разработки дидактических игр, методическая литература.
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Содержание работы по теме.
- Предметно-развивающая среда.
- Педагогическая диагностика.
- Примерное планирование работы на год.
- Конспект занятия с использованием д/и.
- Авторские разработки дидактических игр.
- Методическая литература.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Труд – центральное социальное явление. Все ценности, воплощённые в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человек.
«В дошкольные годы происходит замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослой жизнью.» Д. Б. Эльконин
Знакомя детей с миром предметов и показывая, как они создаются взрослыми, знакомя детей с разными профессиями, мы вводим детей в мир человеческих отношений в трудовой деятельности, что позволяет ребёнку увидеть многообразие функций в мире взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребёнком мира взрослых.
Мир профессий – система сложная и постоянно развивающаяся.
Зачастую, взрослые сталкиваются с тем, что дети имеют весьма смутное представление о мире профессий, не знают, кем работают и каким делом заняты их родители.
Но может не так уж важно, сколько профессий называет ребёнок, а гораздо важнее , чтобы он понял, что труд жизненно необходим, а профессии возникают в ответ на удовлетворение потребностей лей в них. Что трудиться, относиться к труду, можно по разному ,и от этого зависят и результаты труда, и отношение людей к конкретному человеку.
В младших и средних возрастных группах происходило накопление конкретных представлений, о разных видах труда взрослых в определённой системе.
В старшем дошкольном возрасте растёт интерес детей к миру взрослых. Встаёт необходимость показать многообразие профессий, сформировать представления, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Формируется понимание труда, как способа проявления заботы людей друг о друге.
Знакомя старших дошкольников с трудом взрослых уже, начинается ориентация на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость.
Обобщая детские представления о труде взрослых возможно знакомство с простейшими азами экономики, что обеспечивает, в свою очередь, дальнейшее ознакомление с современной техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания детей. Формируется обобщённое представление о связи труда разных профессий, занятых на одном производстве и разных производствах, где ярко выражен обмен результатами труда.
Важное место в процессе ознакомления детей с разными профессиями занимает игра. Так как «игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность и пр. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного мнения.» ( Д. В. Менджерицкая)
Игра – отображение жизни взрослых людей: играя, ребёнок подражает им, моделирует разнообразные ситуации. Дидактическая игра даёт возможность знакомить детей с разными видами труда, с взаимосвязями разных видов труда, инструментами и машинами.
Игра даёт ребёнку «…доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности». (А. Н. Леонтьев).,
В теории и практики дошкольного образования дидактические игры различаются по общему содержанию, познавательной деятельности детей, игровыми действиями и правилами, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
Дидактические игры привлекают своей образностью, игровыми правилами. Присущие им элементы состязательности связаны с преодолением трудностей и вызывают у детей чувство радости, опасения, побуждают к осторожности. Правила игры отражают те ограничения и препятствия, которые подчас вызывают захватывающий интерес. Игровые правила определяют путь самоутверждения, регулируют взаимоотношения детей и способ «творения». Игры обеспечивают процесс познания ребёнком своих творческих возможностей через ситуации, связанные с выполнением творческих заданий, создают условия для выполнения различных по статусу ролей.
Творческой переработкой впечатлений, которые ребёнок получает из окружающей жизни, способствует продуктивная деятельность.
«Детское изобразительное творчество – сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства.» (А. Е. Флерина).
Игра и продуктивная деятельность относятся к тем видам деятельности, которые позволяют ребёнку «входить» в социальный мир в воображаемом плане.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ.
Средний дошкольный возраст
- Обобщать знания детей о труде людей, о некоторых профессиях. Воспитывать уважение к тем, кто трудится, понимание цели их труда, желание помогать взрослым в их повседневном труде.
- Продолжить знакомство с предметами ближайшего окружения, их названиями, назначением, материалами, из которых сделаны, свойствами, качествами, особенностями строения, способами использования, правилами обращения с ними.
- Формировать знания детей о значимости бытовой техники, бережное отношение к предметам и вещам.
- Дать детям представление о структуре трудового процесса . Учить вычленять цель, трудовые действия и результат. Объяснить, что цель труда определяет. Какие необходимо взять предметы, материалы, инструменты для выполнения трудовых действий и получения результата труда (чтобы подклеить порвавшуюся коробку, надо взять бумагу, ножницы, кисточку, клей, вырезать квадратики, намазать их клеем и приклеить к уголкам коробки).
- Учить выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помогать взрослым. Воспитывать стремление подражать труду взрослых в сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни.
Старший дошкольный возраст
- Расширять и уточнять представления детей о разных видах труда (производственного – строительство, сельское хозяйство; непроизводственного – школа, больница, театр). Формировать знания о том, что труд – это деятельность, в результате которой создаются необходимые людям материальные ценности, что человек использует созданные им в результате труда машины и механизмы, облегчающие труд, ускоряющие получение результата труда, улучшающие качество.
- Формировать понимание значимости труда людей непроизводственной сферы (учитель, инженер). Давать обобщённые представления о связи труда людей разных профессий. (Как хлеб на нашем столе появился? Кто построил этот дом?) Учить самостоятельно приобретать знания о труде людей из разных источников (книги, телевидение, рассказы взрослых и т. д.)
- Рассказывать о правилах обращения с инструментами и бытовой техникой. Уточнять представления о типичных, видовых, индивидуальных признаках предметов, об истории кораблестроения, самолётостроения, ракетостроения и пр.
- Систематизировать представления о труде взрослых ( труд – основа жизни и благосостояния каждого человека страны; труд – основа экологической сохранности планеты и развития производства, науки, искусства во всём мире).
- Воспитывать чувство уважения и благодарности к людям, создающим разнообразные предметы и ценности, оказывать посильную помощь взрослым, проявлять о них заботу и внимание к их работе.
- Систематизировать представления о структуре трудового процесса, вычленять её компоненты, выстраивая схему трудового процесса, изображая рисунками – значками. Создавать условия для переноса знаний о труде взрослых, о нормах взаимоотношений , о культуре труда в сюжетно – ролевые игры и свой труд.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Педагогическая диагностика помогает в сборе информации о характере детских представлений о труде, как социальном явлении.
В старших группах нужно диагностировать, осознают ли дети значимость людей разных профессий и взаимосвязь различных видов труда , о роли машин в трудовом процессе; сформировано ли представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между его компонентами; азы экономических представлений.
Помогут в этом индивидуальные беседы с детьми с использованием наборов картинок о труде взрослых, игровые проблемные ситуации, опросные листы.
УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РЕБЁНКА.
СТАРШАЯ ГРУППА.
Низкий уровень.
Нечёткое представление о трудовом процессе. Знает названия профессий, затрудняется в установлении связей между разными видами труда. Речью – доказательством не владеет, не может объяснить, где и кем работают его родители. Познавательное отношение к труду неустойчивое.
Средний уровень.
Ребёнок имеет представление о некоторых профессиях, устанавливает с помощью взрослого связи между разными видами труда. Понимает слабо значение использование техники, современных машин. Может рассказать, чем заняты его родители. Проявлять интерес к труду взрослых.
Высокий уровень.
Ребёнок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Понимает значение использования техники, современных машин и механизмов в труде. Может объяснить, чем заняты его родители, в чём ценность их труда. Интерес к труду устойчив.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
Низкий уровень.
Нечёткое представление трудового процесса. Знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости различных видов труда. Речью- доказательством владеет не достаточно. Называет, где работают родители, но объяснить не может. Познавательное отношение к труду не устойчивое.
Средний уровень.
Ребёнок имеет представление о значимости различных профессий. Устанавливает связи, понимает значение техники, машин. Стремиться аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чём ценность их труда. Интерес к труду взрослых устойчив.
Высокий уровень.
Ребёнок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослого. Владеет речью доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослого, стремление оказать посильную помощь. Строит самостоятельную деятельность, руководствуясь знаниями её общей структуры.
ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА.
(старший возраст)
ТРУДОВЫЕ ПРОЦЕССЫ.
МОДЕЛИ:
Модель различных видов производственного труда: шитьё одежды, производство продуктов питания, строительство, сельское хозяйство и т. д.
Модель различных видов обслуживающего труда: медицина, торговля и пр. Модель труда характерного для данной местности (ведомства).
Модель структуры конкретного трудового процесса: цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий , результат.
Модели современной техники, её использование в трудовой деятельности: подъёмный кран, электронные весы, компьютер и пр.
Модели связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (швейная фабрика: модельер, закройщик, швея; строительство: экскаваторщик, каменщик, маляр) и разных производствах (машиностроители и фермеры; фермеры и работники пищевой промышленности , продавцы и пр.)
Одели профессий родителей ребёнка, ценности их труда.
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ:
- альбомы, фотографии трудовой деятельности родителей и детей, фотографии увлечений дома (вязание, вышивка, кулинария, работа на огороде и т. д.)
- иллюстрации (картинки и фотографии) профессий, современной техники и орудий труда;
- книги с пословицами и поговорками о труде, дидактические игры, упражнения («Куклы идут работать», «Угадай мою профессию», «Назови мамину профессию» и т. д.)
ИГРУШКИ – ЗАМЕСТИТЕЛИ.
( В уголках сюжетно – ролевых игр и оборудование к с / р играм)
Магазин: витрина, вывески, весы, ценники, деньги, предметы – заместители продуктов, кассовый аппарат, чеки и т. д. ;
Парикмахерская: расчёски, фен, зеркало, бигуди, мыло, шампунь, ножницы, вывески ( «Дамский зал», «Мужской зал»), деньги, фартуки, иллюстративный материал «Виды причёсок»;
Поликлиника, больница, скорая помощь и аптека: регистратура в поликлинике, аптечный прилавок, ростомер, таблица для проверки зрения, фонендоскоп, лоток медицинский, шприц, термометр, бинт, ножницы, вывески с названием кабинетов ( «Окулист», «Хирург» и т.д.) , игрушка – машина скорой помощи.
Школа: тетради, учебники, дневники, журнал, портфель, школьная доска, ручки, указка и т. д.
Библиотека: стеллажи для книг, портреты писателей, формуляры для читателей и т. д.
Почта: письма, журналы, газеты, муляжи посылок, телеграммы, сумка почтальона, конверты, марки, касса, деньги.
Слесарный и столярный набор инструментов: дрель, клещи, отвёртки, болты, гайки, молоток, тиски, дрель, пила, стамеска, отвёртки, рулётка.
Кухня и столовая: кухонная мебель, посуда, столовая и чайная посуда, салфетки, скатерти, столовые приборы.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ.
МОДЕЛИ:
Модели трудовых процессов по темам – приготовление пищи (винегрет, блины и т. д.), трудовые действия (нарезать овощи, перемешать, посолить и т. д.)
ИГРУШКИ:
Заместители бытовой техники в уголках сюжетно – ролевых игр: миксер, кофеварка, плита, кухонный комбайн, кухонная посуда, разделочные доски, столовая и чайная посуда, пылесос и т. д. Также в деятельности можно использовать настоящие предметы и инструменты.
РАСШИРЕНИЕ ЗНАНИЙ О ПРОФЕССИЯХ.
МОДЕЛИ:
Модели разнообразных профессий: строитель, библиотекарь, учитель, лётчик, сталевар, портной, пекарь, фермер, врач, художник, артист и пр.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
Книги и картины о профессиях и бытовой технике, рассказы, иллюстративный материал, модели последовательности выполнения трудовой деятельности, пооперационные карты для ручного труда и конструирования из бумаги. Предметы, инструменты, игрушки-заместители для сюжетно – ролевых игр по теме. Дидактические игры.
Самодельные альбомы, книжки-малышки, словотворчество детей. Альбомы с фотографиями и рисунками детей ( «Папа с мамой на работе», «Кем я буду, когда вырасту» и пр.)
Примерное планирование работы на год
старшая группа.
Тема. Решаемые цели и задачи. | Игровая деятельность. | Развивающая среда. | Работа с родителями. |
СЕНТЯБРЬ. 3 – 4 недели «Что такое профессии?» - Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представления о труде людей. -Расширять у детей знания и представления о профессиях -Обогащать словарный запас, развивать связную речь. -Активизировать внимание , память, логическое мышление. | Игра – беседа «Что такое профессии». Д/и «Отгадай загадки» (загадки о профессиях). Д/упр. «Кто что делает?» Д/и «Догадайся, кто меня сделал». | Книги и картины о различных профессиях. Фотографии о прошедшем лете. | Создание условий для наблюдений за трудом взрослых (дома, на даче, в транспорте, в магазине и пр.) |
ОКТЯБРЬ. 1 неделя. «Регулировщик» -Познакомить детей с профессией регулировщика. -Закрепить знания о правилах дорожного движения; объяснить алгоритм перехода проезжей части; учить решать на модели дорожные ситуации | С/д «Что делать, если светофор сломался? Кто нам поможет?» С/д «Нам на улице не страшно» Д/и «Дорожные знаки» | Иллюстрации по ПДД, фотографии улиц большого города. Комплекты картинок о приключениях различных героев в большом городе. Чтение: А. Дорохов «Зелёный…Жёлтый… Красный!» С. Михалков «Дядя Стёпа милиционер». «Моя улица.» | Рекомендации родителям по ПДД |
2 неделя. «Профессии овощевода и работников консервного завода» - Закреплять знания детей о пользе овощей для здоровья людей. - Познакомить с трудом овощевода и работников консервного завода; воспитывать уважительное отношение к этим профессиям. | Д/и «Путешествие на грядку» Д/и «Загадки на грядке» С/д «Овощной магазин». | Иллюстрации с изображением овощей, а также иллюстрации , изображающие труд людей по выращиванию овощей , и труд рабочих консервного завода. Чтение: Э. Хогарт Мафин и его знаменитый кабачок» Я. Тайц «Послушный дождик» Ю.Тувим «Овощи» | Привлечь родителей к участию в конкурсе поделок совместно с детьми «Забавные поделки из овощей». |
3-4 недели. «Садовод». -Закреплять и обобщать знания детей о фруктах , их пользе, способах выращивания и переработки. -Учить свободно и правильно использовать знания о способах и последовательности работ в саду. -Воспитывать уважение к садоводам, бережное отношение к результатам их труда. | Д/и «Вырастим яблоко» С/р «Летние заготовки» Д/и «Откуда сок на столе» С/р «Поездка на дачу» Д/и «Собери урожай» | Иллюстрации и муляжи с изображением фруктов; схемы о пооперационные карты отображающие труд людей по выращиванию и переработке фруктов. | Рекомендации игр для закрепления названий овощей и фруктов. |
НОЯБРЬ 1-2 недели «Продавец» -Продолжить знакомство детей с трудом работников торговли. -Познакомить со способами приобретения покупок в магазине, раскрыть покупательную силу денежных знаков. | Д/ и «Угадай профессию» -Разыгрывание ситуации: «Продавец – покупатель» С/р «Магазин игрушек» Д/и «Что из чего сделано?» «Помоги Федоре» «Кто делает игрушки» | Иллюстративный материал; игрушки заместители и оборудование к сюжетно-ролевой игре «магазин»: витрина, вывески, весы, ценники, деньги, предметы-заместители продуктов, кассовый аппарат, деньги. | Рекомендации игр, художественной литературы для чтения, познавательных посещений различных магазинов. |
3-4 недели «Школа молодого водителя» -Проследить вместе с детьми взаимосвязь между людьми разных профессий. -Обобщить знания детей о профессиях инспектора ГАИ, водителя, людей работающих на бензозаправочной станции. -Закрепить знания детей дорожных знаков. | Р/и «Дорожные знаки» Настольная игра «Поездка» С/р «Бензозаправочная станция» -Проблемная ситуация «Я получаю права» Д/упр. «Красный, жёлтый, зелёный» | Иллюстративный материал, оборудование к сюжетно-ролевым играм, д/и по ПДД, Чтение: Н. Носов «Автомобиль» Е. Лопатинн «Отважная путешественница» М. Ильин , Е. Сегал «Машины на нашей улице» А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили» О. Тарутин «Для чего нам светофор» М. Кривич «Школа пешехода» | Рекомендации по ПДД. Рекомендуемые вопросы к беседе по теме «Транспорт» Стихотворение для разучивания: С. Михалков «Скверная история». |
ДЕКАБРЬ 1-2 недели «Фермер» -Закрепить знания детей о домашних животных и их детёнышах. -Объяснить, что домашних животных не может заменить машина. -Активизировать умения детей самостоятельно применять известные им способы ухода за животными . -Познакомить с трудом животновода, с инструментами и машинами, помогающими в этом труде, откуда машины на селе. | Д/и «На животноводческой ферме» С/р «Строим ферму» С/д «Молочная ферма» С/д «Молоковоз» - Проблемная ситуация «Откуда молоко в магазине» «Откуда машины на селе» | Иллюстративный материал, оборудование к сюжетно-ролевым играм, модели производственного труда, модели связи людей различных профессий (машиностроители и фермеры; фермеры и работники пищевой промышленности, продавцы и пр.) Чтение: Р. Киплинг «Кошка гулявшая сама по себе» Э. Успенский «Дядя Фёдор , кот и пёс» С. Михалков «Сказка о глупом мышонке.» | Привлечь родителей к составлению группового альбома «Мой четвероногий друг» Рекомендации дополнительной литературы для чтения дома. Воскресная прогулка с родителями в гости к знакомым, которые держат домашних животных, или наблюдаем за своим домашним питомцем. |
3 неделя «Повар» -Продолжить знакомство детей с профессией повара, помочь осознать детям преимущества бытовой техники в работе повара. -Познакомить и увлечь разнообразием простых рецептов и оригинальным оформлением блюд. -На примере изготовления каких-либо блюд учить составлять модель трудового процесса. | Д/И «Кто готовит нам обед» Д/И «Что можно и нельзя на кухне» Настольная игра «Поварёнок» Мастер –класс «Повар- кондитер» С/р «Повар готовит обед» | Игрушки – заместители бытовой техники в уголке с/р игр и некоторые настоящие инструменты и предметы. Модели трудовых процессов по темам – приготовление пищи, трудовые действия. Книги и картины о профессии повара и бытовой техники. | Наблюдаем дома за работой взрослых на кухне .Домашнее расследование «Бытовая техника на кухонной полке». |
4 неделя Кафе «Лакомка» -Учить детей понимать значимость труда людей связанного с удовлетворением потребностей людей в пище. -Уточнять представления о роли бытовой техники. -познакомить с последовательностью обслуживания и правилами этикета. -Развивать умение моделировать явления экономичес- кой деятельности. | Проблемная ситуация: «Мы решили открыто кафе». Д/и «Кто работает в кафе». С/д «Сервируем стол» (по алгоритму). С/р «Кафе «Лакомка». | Модели последовательности выполнения трудовой деятельности, оборудование для развёртывания с/р игры, пооперационные карты. | Воскресная прогулка с родителями в детское кафе, наблюдаем за работой официантки и др. |
ЯНВАРЬ «Профессии в детском саду». -Закрепить знания детей о профессиях людей , работающих в д/с. -Поддерживать стремление детей подражать работникам дошкольного учреждения – их заботливому отношению к воспитанникам. -Учить детей на практике повторять действия няни, воспитателя, муз. работника медсестры. - Стимулировать внимательное отношение друг к другу. | Д/и «Кто работает в д/с». С/д «Кукольный детский сад». Д/и «Кто нам готовит» «Кто нас лечит», «Музыка для кукол», «Что кому надо для совместной работы» С/д «Оденем куклу на прогулку». | Альбомы, фотографии, иллюстрации, модели последовательности выполнения трудовых действий, пооперационные карты. Наблюдение за трудом взрослых, посильная помощь няне. Оборудование к сюжетно-ролевым играм. | Рекомендации игр, дополнительной литературы, домашних бесед. |
ФЕВРАЛЬ 1-2 недели «Профессии на транспорте» (городской транспорт) -Закреплять представления детей о разных видах городского транспорта, его назначения и особенностях передвижения. -Формировать интерес к профессиям на транспорте (водитель, контролёр) и сопутствующим профессиям (профессии на бензозаправке, ремонтной мастерской). -Формировать стремление освоить некоторые трудовые действия. | С/д «Улицы большого города». С/р «Автобус» (строим автобус, учимся водить, едем на заправку, в автомойку, поломка в пути). Д/и «Кто проедет первым». | Иллюстрации , картинки, фотографии профессий, современной техники, техники прошлого и будущего, модели связей труда людей на транспорте, оборудование к сюжетно – ролевым играм. Чтение: Н. Носов «Автомобиль» Е. Лопатин «Отважная путешественница» С. Михалков «Моя улица» «Велосипедист» М. Кривич «Школа пешехода» | Воскресная прогулка . Совершаем поездку с родителями по самому длинному маршруту городского транспорта. Рекомендации по ПДД |
3 НЕДЕЛЯ «Железнодорожный транспорт» -Формировать у детей представления об огромном значении железнодорожного транспорта. -Познакомить с особенностями труда железнодорожников в зависимости от вида транспорта. -Воспитывать уважение к труду работников железных дорог. | Д/и «На чём я путешествую» « Что я видел на вокзале» С/р «Путешествие на поезде» | Иллюстрации и макеты различных видов транспорта Модели разнообразных профессий на железнодорожном транспорте. Предметы, инструменты для с/р игр | Рекомендации игр и дополнительной литературы по данной теме. |
4 НЕДЕЛЯ «Воздушный транспорт» -Расширять представления детей о таком виде транс- порта, как самолёт, его назначении, особенностях, способах обслуживания. - Воспитывать уважение к лётным специальностям. -Познакомить детей с ситуациями, в которых важную роль играют парашютисты. | Д/и «Что по воздуху летает» «На самолёте», «Парашютисты» С/д с элементами конструирования «Самолётостроители» Д/и «На воде, воздухе на земле» | Иллюстрации различных транспортных средств, летающих по воздуху, начиная с воздушных шаров и дирижаблей и заканчивая реактивными самолётами и ракетами. Фотоиллюстрации и модели трудовых действий. Оборудование для с/р игр. Чтение: Древнегреческий миф «Дедал и Икар» Н. Носов «Незнайка на Луне» | Рекомендации дополнительной литературы и вопросов для дополнительной беседы дома. |
МАРТ 1, 2, 3 НЕДЕЛИ «Профессии на стройке» -Продолжить знакомство детей с профессиями на стройке; творчески изображать характерные трудовые действия (каменщика, монтажника, крановщика, кровельщика, плотника) -Научить применять свои знания о труде строителей в разнообразных ситуациях. | Д/и «Кто работает на стройке», «Кто быстрее построит дом», «Что кому надо для работы на стройке» С/р С элементами конструирования «Строим город для игрушек» , «Весёлый городок» | Иллюстрации и фотографии с изображением различных архитектурных сооружений. Модель трудового процесса, модели современной техники, её использование в трудовой деятельности. Чтение: С. Баруздин «Кто построил этот дом» В. Маяковский «Кем быть?» «Зимовье зверей» русская народная сказка. Г-Х Андерсен «Старый дом» | Воскресная прогулка. Совершаем экскурсию на ближайшую стройку вместе с родителями. Наблюдаем за работой на стройке, стараемся определить, профессии людей, дома делаем зарисовки. |
4 НЕДЕЛЯ «Профессия архитектор». - Познакомить детей с профессией архитектора, особенностями его труда. - Рассмотреть историю строительства домов с древних времён до наших дней. - Расширять представления детей об архитектурной значимости нашего города, познакомить с некоторыми архитектурными досто-примечательностями. АПРЕЛЬ 1-2 НЕДЕЛИ «Почта» -Продолжить знакомство детей с профессиями людей работающих на почте. -Познакомить с обязанностями почтовых работников, воспитывать уважение к их труду. -Учить детей пользоваться различными формами связи- почтой, телеграфом, телефоном. | Д/и «Юный архитектор» С/д «Город, в котором я живу» Строительно-конструктивная игра «Город будущего» Д/и «Кто работает на почте» С/д «Отправь письмо» С/Р «На телефонной станции» С/д «Мы получили посылку от друзей» | Книги и картины с изображением архитектурных достопримечательностях родного города, модели для строительно-конструктивных игр, разнообразные конструкторы, модели трудовых процессов. Иллюстративный материал, репродукции картин Я. Вермер «Девушка с письмом», К. Шпицвег «Почтальон в Розентале». Рассматривания открыток, конвертов, рассматривание содержимого почтового ящика, обращаем внимание, как маркирована корреспонденция. В уголке с/р игр: журналы, газеты, муляжи посылок, сумка почтальона, конверты, марки и пр. Чтение: С. Маршак «Почтальон» «Почтовая история» | Рекомендации литературы для чтения с детьми, возможные вопросы для беседы с детьми по данной теме. Воскресная прогулка с родителями в ближайшее почтовое отделение. Наблюдение за работой почтальона. Вспоминаем, как ещё кроме почты можно связаться друг с другом. |
3-4 НЕДЕЛИ «Профессия хлебороб» -Закрепить знания детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на земле. -Закреплять знания детей о профессиях людей растящих хлеб, их профессиональных действиях. -Воспитывать в детях уважение к хлеборобам и людям сопутствующих профессий, бережное отношение к хлебу | Д/и «Как хлеб на стол попал», «Какая техника помогает хлеборобам» С/д «Как испечь хлеб» Д/и «Что делают из муки?» Общение на тему «Что такое пекарня?» | Образцы зёрен и колосков различных зерновых культур, чтобы дети могли их внимательно рассмот-реть и сравнить. Иллюстрации трудовых процессов. Чтение: С. Погорельский «Урожай» В. Серова «Золотая рожь» М. Глинская «Хлеб» А. Ремизов «Хлебный голос» К. Паустовский «Тёплый хлеб» | Воскресная прогулка: С родителями в музей Хлеба. Предложить для экскурсии готовые маршрутные листы. |
МАЙ 1-2 НЕДЕЛИ «Театр. Профессия артиста» -Познакомить детей с жизнью театра. Закрепить знания детей о работе артиста, режиссёра, художника, гримёра, билетёра и пр. -Воспитывать уважение к людям, занятых этими профессиями. | Общение на тему «Что такое театр» Д/и «Кто работает в театре» Разыгрывание этюдов и сценок. С/д «мы идём в театр» Драматизация знакомых сказок: «Любимые сказки» | Рассматривание афиш детских театральных и кукольных спектаклей. Рассказываем о представлениях и тех кто в них участвует. Вспоминаем, где мы встречаемся с афишами, для чего они нужны и почему выглядят так красочно. Атрибуты для театрализованных игр. | Воскресная прогулка с родителями: отправляемся на представление в театр или цирк. Покупаем программку и делаем на ней пометки о своих впечатлениях. |
3-4 НЕДЕЛИ «Зоопарк» -Закрепить знания детей о некоторых диких зверях и их повадках. -Продолжить знакомить детей с работой дрессировщика, ветеринара и других специальностях людей занятых с работой в цирке. -Воспитывать уважение к людям этих специальностей. | Д/и «Зоопарк» Конструктивно-строительная игра «Строим зоопарк для зверей» С/д «Лев заболел» | Рассматривание различных иллюстраций с изображением диких зверей и птиц, обитающих в разных регионах земли. Чтение: Стихи об африканских животных, загадки о животных. Р.Кинплинг «Маугли», «Рики-тики-тави» Энциклопедия «Живой мир» | Воскресная прогулка с родителями: отправляемся в зоопарк. Наблюдение за работой служителей зоопарка. |
Примерное | планирование | работы на год. |
Подготовительная группа.
Тема. Решаемые цели и задачи. | Игровая деятельность. | Развивающая среда | Работа с родителями |
Сентябрь 3-4 недели «Какие бывают профессии. Происхождение профессий.» -Обобщить знания детей об известных им профессиях. - на основе знаний о содержании и особенностях труда взрослых, производящих вещи и предметы повседневного пользования, учить оценивать результаты труда. -Воспитывать чувство благодарности, формировать привычку бережно обращаться с вещами. | Д/упр. «Кто что делает?» Д/и «Кто где работает?» «Где какая профессия нужна?» «Угадай, кем я работаю» «Кем быть?» | Рассматриваем иллюстрации, вещи, связанные с разными профессиями, рассказываем истории о профессиях своих близких. Чтение: В. Маяковский «Кем быть?» Д. Радари «Чем пахнут ремёсла?» , «Какого цвета ремёсла?» | Составление альбома о профессиях родителей «Папа с мамой на работе». |
Октябрь 1-2 недели «Профессия учителя» -Создавать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношений с учениками. -Воспитывать уважение к работе учителя, желание учиться в школе. | Чтение рассказа «Первый день» А. Алексина. Экскурсия в школу. Д/и «Школа» С/д «Научу куклу считать» Сл/и «Чему учат в школе?» | Книги, картины, иллюстративный материал. Оборудование для с/р игр: тетради, учебники, дневники, журнал, портфель, школьная доска, ручки, указка. | Рекомендации для чтения. Воскресная прогулка с родителями: в гости к знакомым у кого есть дети учащиеся в школе. Послушать их рассказы о школьной жизни. Составление творческого рассказа «Школа моей мечты» |
3-4 недели «Профессия библиотекаря» -Познакомить детей с трудом библиотекаря, переплётчика и тех кто создаёт книгу (писатель, художник, полиграфисты). -Учить соблюдать правила пользования библиотекой, свободно использовать знания литературы, бережно обращаться с книгами. | Экскурсия в библиотеку. Д/и «Библиотека» КВН «Из каких мы сказок?» Ручной труд «Книжкина больница». Д/и «Откуда книга к нам пришла» | Выставка разных книг (атласы, справочники, энциклопедии, сборники сказок, учебная книга). Пробуем догадаться, для чего нужна каждая из них | Воскресная прогулка с родителями. Совершаем прогулку в библиотеку, записываемся в неё, берём книгу для чтения дома. |
Ноябрь 1-2 недели «Профессия дизайнера» -Активизировать представления детей о характере труда дизайнера. -Развивать пространственное воображение, чувство формы, цвета, размера, художественный вкус. Помочь детям овладеть разными формами сотрудничества. | Д/и «Чудесная палитра» «Юный дизайнер» Д/упр «Кому что?» Д/и «Что такое интерьер?» | Чтение и рассматривание книги «Хочу стать дизайнером» Г. Б. Шалаева | Воскресная прогулка с родителями в музей или на выставку. |
3-4 недели «Врач» (хирург, окулист, стоматолог) -Продолжить знакомство детей с профессией врача, учить различать врачей разной специализации: хирург, окулист, стоматолог. -Учить различать труд врача и медсестры, подражать их совместной работе, заботливому отношению к больному. | Д/и «Кто нас лечит?» С/д «Мед. осмотр» Игра- беседа «Как заботиться о своих глазах.» С/р «Врачи скорой помощи» | Чтение: И. Турчин «Человек заболел» К. Чуковский «Доктор Айболит». Оборудование к с/р играм: регистратура в поликлинике, аптечный прилавок, ростомер, таблица для проверки зрения, фонендоскоп, термометры, шприц и пр. | Рекомендации по чтению ,вопросы к беседе с детьми. Воскресная прогулка с родителями в аптеку. Наблюдение за работой аптекаря. |
Декабрь 1-2 недели «Профессии в ателье и на швейной фабрике» -Формировать у детей представления о труде взрослых в ателье, на швейной фабрике, его коллективном характере, взаимодействие модельеров, закройщиков, швей. -Развивать пространственное воображение, чувство формы, цвета, размера, художественный вкус. | Д/и «Ателье», «Швейная фабрика». Игра-общение «Как рубашка в поле выросла» . С/д «Оденем куклу» | Оформление выставки «Платье для куклы своими руками». Оформление альбома «Барби – мода». Модели трудовых процессов, иллюстрации, журналы мод. Чтение: К. Ушинский «Как рубаха в поле выросла» Н. Кончаловская «Всё дело в шляпе» | Участие в выставке «Платье для куклы своими руками» |
3-4 недели «Профессии на корабле» -Углублять имеющиеся представления у детей о водном транспорте, его использовании, о водных трассах и правилах регулировки движения. -Расширять знания детей о профессиях на водном транспорте, воспитывать уважение к труду взрослых, желание им подражать. | Д/и «Голубыми дорогами» Строительно-конструктивная игра «Военный корабль» С/д «Что готовят на корабле», «Морской семафор» | Иллюстрации и макеты различных видов водного транспорта в их историческом развитии. Модели и пооперационные карты профессий на флоте и трудовых действий. Чтение: С.Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Самый лучший пароход» Т. Потапова «Капитан. Водолаз. Рыбак» | Рекомендации для беседы с детьми о различных видах водного транспорта, о том, какие корабли плавают по рекам, морям и океанам в наши дни. |
Январь 2-3 недели «Полярники» -Закрепить названия профессий людей, работающих за полярным кругом. -Объяснить значимость и важность их работы. Уточнить цели, ради которых проводятся их исследования. | С/д «Полярные исследователи» Д/и «Что необходимо настоящему полярнику» Д/и «Обитатели крайнего Севера» Конструктивно-строительная игра «Арктическая исследовательская станция» | Иллюстративный материал, книги, энциклопедии, картины. Чтение: А. Ляпидевский «На Север» «Все на лёд» «Первая радиограмма» «Лагерь Шмидта» «Спасение» «Возращение» | Воскресная экскурсия с родителями в музей «Арктики и Антарктики» |
4 неделя «Профессия писателя, журналиста» -Обогащать и расширять знания детей об изготовлении бумаги и её свойствах. -Расширять знания детей о труде писа-теля и журналиста, о людях ,работающих в издательствах | Общение на тему «Как делают бумагу» Д/и «Кто такие журналисты» «Кто написал книгу» Творческая игра «Открываем свой журнал» | Рассматриваем разные книги, детские журналы. Пробуем догадаться, для чего каждая из них нужна. Различный материал для творчества детей, создания условий для выпуска собственного журнала. | Воскресная экскурсия с родителями к газетному киоску или в книжный магазин. Покупаем понравившийся детский журнал. |
Май 1-2 недели «Профессия музейного работника» -Продолжить знакомство детей с разнообразием музеев родного города. -Познакомить с трудом людей работающих в музее. Воспитывать уважение к людям этих профессий. | Познавательное занятие «Музеи нашего города» С/р «Экскурсия по городу» Пресс-опрос «Кто работает в музее» Д/и «Экскурсовод» | Рассматриваем различные предметы, пытаемся определить , какие из них могут находиться в музее. Вспоминаем ,какие музеи посетили и какие вещи запомнились больше всего. Пытаемся создать | Воскресная прогулка с родителями. В любой музей. Наблюдаем за работой работников музеев.. |
3-4 недели «Все работы хороши. Выбирай на вкус» -Закрепить и обобщить знания детей о разных профессиях. -Воспитывать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к результатам их труда. | Д/упр «Кто что делает?» Д/и «Кто где работает?» «Где какая нужна профессия» «Угадай, кем я работаю?» «Кем быть?» | Модели разнообразных профессий и трудовых процессов, модели связи труда людей разных профессий. Альбомы, иллюстрации, фотографии людей разных профессий. Оборудование в игровых уголках. | Творческая работа совместно с родителями «Кем я буду, когда вырасту» |
Планирование продуктивной деятельности детей по теме на год.
(старшая группа)
ОКТЯБРЬ
1 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Регулировщик»
Аппликация «Дорожные знаки»
ЦЕЛИ:
-дать представления о различных дорожных знаках;
-совершенствовать навыки контурного вырезания;
-учить сочетать различные приёмы изображения – аппликация и рисование.
Конструирование из строительного материала «В два ряда дома стоят»
ЦЕЛИ:
-учить преобразовывать образец или предложенную схему в соответствии с заданными условиями , развивать навыки конструирования по схеме;
-развивать умение продумывать замысел до начала постройки и затем использовать его.
2 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Профессия овощевода и работников консервного завода»
Рисование «Натюрморт»
ЦЕЛИ:
-продолжить знакомство с натюрмортом;
-учить рисовать с натуры различные овощи и фрукты, окружающий фон, предметы, подбирать нужные цвета для изображения, учить создавать сочетания цветов;
-развивать навыки рисования с натуры.
Лепка «Овощной магазин».
ЦЕЛИ:
-учить лепить из солёного теста овощи и фрукты – в качестве атрибутов для сюжетных игр;
-развивать навыки лепки фигурок из составных частей;
-учить раскрашивать поделки для придания изделию законченной формы.
3 -4 НЕДЕЛИ
ТЕМА : «Садовод»
Конструирование из бумаги «Корзинка для овощей и фруктов»
ЦЕЛИ:
-закреплять умения и навыки, создавая поделки в технике «оригами»;
-продолжать совершенствовать навык делать правильные, чёткие сгибы, внутренние сгибы, складывать по диагонали;
-учить выполнять базовую форму «двойной треугольник», продолжать учить выполнять поделки, используя схему.
Коллективный труд «Готовим салат из фруктов»
ЦЕЛИ:
-учить детей мелко и аккуратно нарезать овощи для салата, готовить по рецепту;
-формировать навыки коллективного труда, организаторские способности;
-воспитывать желание оказать помощь, чувство ответственности за результат коллективного труда.
НОЯБРЬ
1-2 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Профессия – продавец»
Лепка «Посуда для Федоры»
ЦЕЛИ:
-продолжить знакомство детей с приёмами лепки посуды, упражнять в лепке изделия из частей;
-упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания для выполнения отдельных деталей.
Аппликация «Русская матрёшка»
ЦЕЛИ:
-развивать навыки симметричного вырезывания силуэта матрёшки из листа бумаги, сложенного пополам с предварительно нарисованным контуром;
-развивать самостоятельность и творческую фантазию детей.
3-4 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Школа молодого водителя»
Аппликация «Разноцветные автомобили»
ЦЕЛИ:
-развивать навыки самостоятельного набора изобразительных средств, вырезать по силуэту;
-развивать чувство цвета и композиции.
Конструирование из бумаги «Светофор»
ЦЕЛИ:
-учить детей конструировать светофор из цветной бумаги;
-закреплять приёмы складывания;
-учить дополнять базовую фигуру необходимыми деталями.
ДЕКАБРЬ
1-2 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Фермер»
Рисование «Пушистые животные»
ЦЕЛИ:
-учить рисовать в нетрадиционной технике цветной мыльной пеной по орг. стеклу с дальнейшим отпечатыванием на бумаге;
-формировать навыки рисования по орг. стеклу при закрашивании контура;
-развивать чувство цвета и композиции.
Конструирование «Ферма кота Матроскина»
ЦЕЛИ:
-закреплять умения и навыки создавать поделки в технике «оригами»: кошек, собак, свинок;
-продолжать совершенствовать навыки делать правильные, чёткие сгибы, складывать квадрат по диагонали;
-закреплять навыки выполнения базовой формы «простой треугольник»;
-учить преобразовывать форму по-разному, выполняя из неё разные фигурки;
-продолжать учить выполнять поделки, используя схему.
3 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Повар»
Коллективный труд «Печенье из слоёного теста»
ЦЕЛИ:
-учить замешивать тесто по рецепту, вырезать печенье при помощи специальных формочек;
-формировать навыки коллективного труда.
Рисование «Моё любимое блюдо» (для оформления книги рецептов)
ЦЕЛИ:
-учить детей работать по замыслу;
-выполнять задуманное, развивать навыки рисования предварительного наброска, навыки рисования концом кисти и всем ворсом.
4 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Кафе «Лакомка»
Ручной труд . Изготовление атрибутов к игре «Кафе «Лакомка»
ЦЕЛИ:
-формировать навыки коллективного труда, умения сообща делать атрибуты к игре: салфетки, стаканчики, тарелки, меню;
-развивать мелкую моторику, аккуратность. Умение доводить начатое дело до конца.
ЯНВАРЬ
ТЕМА: «Профессии в детском саду»
Аппликация коллективная «Детский сад будущего»
ЦЕЛИ:
-учить продумывать замысел своей работы, планировать, подбирать нужные для выполнения замысла материалы;
-развивать навыки симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое (по контуру и по силуэту);
-развивать чувство композиции, умение размещать вырезанные детали.
Рисование «Натюрморт для украшения интерьера группы»
ЦЕЛИ:
-продолжать знакомить детей с натюрмортом, учить рисовать с натуры различные предметы;
-учить подбирать нужные цвета, развивать чувство композиции.
ФЕВРАЛЬ
1-2 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Профессии на транспорте» (городской транспорт)
Рисование «Машины на улице»
ЦЕЛИ:
-учить детей рисовать углём, с последующим использованием цветных мелков;
-совершенствовать навыки подбора нужного цвета и составление оттенков;
-развивать чувство цвета и композиции.
Конструирование из бросового материала «Машины на нашей улице»
Цели:
-закрепить знания детей о различных видах городского транспорта;
-учить конструировать машины из коробок;
-закреплять умение аккуратно обклеивать базовую модель цветной или белой бумагой, дополнять базовую модель необходимыми деталями.
3 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Железнодорожный транспорт»
Аппликация «Мы едем, едем, едем…» (коллективная)
ЦЕЛИ:
-развивать навыки силуэтного и симметричного вырезывания;
-развивать навыки сочетания различных техник аппликаций в одной работе;
-развивать чувство композиции.
4 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Воздушный транспорт»
Рисование «Самолёты летят»
ЦЕЛИ :
-учить самостоятельно применять и сочетать различные техники в рисовании;
-совершенствовать навыки подбора нужного цвета.
Аппликация «Парад воздушных шаров» (коллективная)
ЦЕЛИ:
-учить создавать единую аппликацию, выполнять силуэтное вырезывание;
-сочетать различные техники аппликаций;
-совершенствовать навыки работы с ножницами.
МАРТ
1, 2, 3 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Профессии на стройке»
Конструирование из настольного строителя «Разные дома»
ЦЕЛИ:
-учить детей составлять конструкцию по плоскостной схеме с учётом того, что объёмные детали на схеме могут изображаться одинаковыми плоскими фигурами;
-учить изменять постройку в соответствии с заданными условиями.
Лепка «Избушка на курьих ножках»
ЦЕЛИ:
-учить конструировать избушку из скатанных «брёвнышек», украшать поделку деталями;
-учить составлять общую композицию, развивать навыки коллективной работы- совместное продумывание композиции, её составных частей и , в зависимости от этого , распределение работы.
Аппликация «Домик»
ЦЕЛИ:
-развивать умение составлять изображение домика из геометрических фигур;
-украшать поделку деталями, полученными с помощью симметричного вырезывания,
-учить украшать поделку деталями выполненными в технике оригами, составлять единую композицию на листе цветной бумаги, самостоятельно подбирать материалы для своей работы.
4 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Архитектор»
Рисование «Дома на нашей улице»
ЦЕЛИ:
-совершенствовать навыки изображения высотных домов, учить изображать предметы в перспективе;
-учить изображать различные атрибуты дорожного движения;
-развивать навыки рисования пастелью и восковыми мелками, совершенствовать технику владения изобразительными средствами;
-учить продумывать замысел до начала его исполнения, самостоятельно выбирать изобразительные средства.
АПРЕЛЬ
1-2 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Почта»
Конструирование из бумаги «Конверт»
ЦЕЛИ:
-продолжать учить детей работать в технике оригами опираясь на схему;
-развивать вариативность мышления.
Аппликация «Поздравительная открытка»
ЦЕЛИ:
-закреплять навыки симметричного вырезывания из бумаги сложенной вдвое и вчетверо;
-сочетать обрывание с вырезыванием для получения выразительного образа.
3-4 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Хлебороб»
Лепка «Колосок» (барельеф)
ЦЕЛИ:
-развивать навыки разминания пластилина и размазывания его по пластине;
-учить выполнять рисунок на пластине с помощью стеки, заострённого карандаша, отпечатывание различных форм;
-развивать навыки работы с пластилином и чувство композиции.
Конструирование из конструктора «Сельскохозяйственные машины»
ЦЕЛИ:
-учить собирать поделку по образцу, находить новые конструктивные решения;
-учить анализировать форму образца для своей конструкции;
-учить делать различные соединения деталей конструкторов.
МАЙ
1-2 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Театр. Профессия артист»
Коллективная аппликация «Афиша»
ЦЕЛИ:
-развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания;
-учить совмещать обрывание с вырезыванием, для получения красивого изображения;
-развивать творческую фантазию.
Конструирование из бумаги сказки «Волк и лиса»
ЦЕЛИ:
-учить детей преобразовывать базовую форму в разные поделки, развивать вариативность мышления;
-учить детей пользоваться схемами, использовать получившуюся поделку в играх театрализациях.
3-4 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Зоопарк»
Конструирование из бумаги «Звери в цирке»
ЦЕЛИ:
-расширять знания детей о животных , живущих в зоопарке;
-закреплять умения и навыки создавать поделки в технике «оригами»;
-продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, чёткие сгибы, складывать квадрат по диагонали;
-продолжать учить выполнять поделки, используя схемы.
Планирование продуктивной деятельности детей по теме на год.
(подготовительная группа)
ОКТЯБРЬ.
1 -2 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Профессия учителя.»
Аппликация из природного материала «Осенний букет.»
ЦЕЛИ: учить составлять красивую композицию из разноцветных листьев и трав, разноуровневые композиции, подбирать центральную часть букета, выделяя её с помощью цветовых пятен, красиво подобранных листьев;
-учить видеть красоту природы, находить красивое и необычное в привычном окружении, развивать эстетическое восприятие.
3-4 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Профессия библиотекаря.»
Рисование «В гостях у сказки»
ЦЕЛИ: учить детей применять разные изобразительные средства для создания сказочных образов;
-развивать навыки рисования по представлению;
-развивать навыки рисования восковыми мелками.
Составление альбома «Как мы ходили в библиотеку»
ЦЕЛИ :
- тренировать детей в умении составлять рассказы по впечатлениям и по фотографиям;
-развивать связную речь, умения связно излагать свои чувства и переживания;
-привлечь детей к оформлению альбома, формировать интерес к подобному виду деятельности.
НОЯБРЬ
1-2 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Профессия дизайнера»
Рисование «Платье для куклы»
ЦЕЛИ:
-продолжать учить внимательно рассматривать образец;
-упражнять в рисовании элементов декоративной росписи;
-развивать чувство цвета, ритма в узоре;
-из получившихся работ составить журнал мод для Барби.
Лепка «Интерьер детской комнаты»
ЦЕЛИ:
-развивать навыки коллективной работы;
-учить аккуратно размещать на полученном фоне детали композиции;
-развивать чувство композиции, гармоничного выполнения деталей.
3-4 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Профессия врача»
Рисование «Добрый доктор Айболит»
ЦЕЛИ:
-учить создавать композицию на листе бумаги, развивать навыки тонирования бумаги;
-развивать навыки рисования человеческого лица, соблюдая необходимые пропорции;
-развивать навыки рисования предварительного наброска, рисования концом кисти и всем ворсом.
ДЕКАБРЬ
1-2 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Профессии в ателье и на швейной фабрике»
Изготовление альбома «Журнал детской моды»
ЦЕЛИ:
-познакомить детей с процессом создания альбома на определённую тему;
-учить планировать работу, отбирать из общей массы необходимые материалы , располагать отобранный материал на альбомных листах;
-учить работать коллективно, помогая друг другу, доводить начатое дело до конца.
3-4 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Профессии на корабле»
Конструирование из бумаги «Пароход»
ЦЕЛИ:
-сообщить детям новую информацию о различных видах водного транспорта;
-научить детей выполнению базовой формы «конверт»;
-продолжать учить выполнять поделки, используя схему.
Рисование «Маленький кораблик» (эмблема города)
ЦЕЛИ:
-учить детей изображать корабль с поднятыми парусами;
-совершенствовать навыки подбора нужного цвета и составления оттенков;
-воспитывать у детей эстетическое восприятие действительности, эстетическое отношение к явлениям окружающего мира;
-воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
ЯНВАРЬ
2-3 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Полярники»
Аппликация «Пингвины на льдине»
ЦЕЛИ:
-научить детей выполнению базовой формы «рыба»;
-закрепить умения и навыки создавать поделки в технике «оригами» на основе одной базовой модели;
-учить преобразовывать базовую форму по-разному, выполняя из неё разные фигурки;
-продолжать учить выполнять поделки, используя схему.
Лепка «Животные полярных областей»
ЦЕЛИ:
Развивать у детей умения передавать в лепке различные фигурки животных, выделяя некоторые особенности, используя различные приёмы лепки – раскатывание, оттягивание, сплющивание, сглаживание и пр.
4 НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «Профессия писателя и журналиста»
Рисование «Не просто бумага»
ЦЕЛИ:
-познакомить детей со свойствами бумаги;
-рассказать о многообразии бумаги (бумага для письма и рисования, салфетки, цветная бумага, картон…)
-научить рисовать смятым бумажным тампоном.
ФЕВРАЛЬ
1-2 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Телевидение»
Лепка «Хрюша, Филя и Степашка»
ЦЕЛИ:
-учить лепить фигурки различных персонажей передачи «Спокойной ночи малыши»;
-закреплять приёмы разминания, раскатывания, прищипывания, примазывания и другие приёмы работы с пластилином.
-развивать навыки работы со стекой, развивать мелкую моторику;
-стимулировать фантазию детей, их творческое воображение.
3-4 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Кто нас защищает?»
Аппликация «Военная техника»
ЦЕЛИ:
-учить создавать единую композицию в коллективной работе;
-закреплять умения в силуэтном вырезывание;
-развивать навык сочетания различных техник аппликации.
Рисование «Портрет папы»
ЦЕЛИ:
-воспитывать эмоциональное отношение к образу;
-учить передавать в рисунке основные детали костюма, учить рисовать фигуру человека, соблюдая пропорции тела.
МАРТ
1-2 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Кем работают мамы?»
Выпуск стенгазеты «Моя мама на работе»
ЦЕЛИ:
- познакомить детей с новой формой совместной деятельности – выпуск стенгазеты;
-учить детей работать коллективно, подбирать нужные материалы, помогать друг другу;
-развивать творческую фантазию.
Аппликация «Букет в подарок маме»
ЦЕЛИ:
-учить создавать гармоничную композицию из цветов на всём полотне листа;
-развивать навыки выполнения приёмов примакивания, рисования концом кисти и всем ворсом;
-учить подбирать нужные цвета для выполнения композиции, развивать чувство цветоощущения.
3-4 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Пожарные»
Конструирование «Пожарная машина»
ЦЕЛИ:
-развивать навыки конструирования по схеме и модели;
-учить поиску новых конструктивных решений, поощрять творчество, инициативу.
Рисование с аппликацией «Пожар»
ЦЕЛИ:
-учить нетрадиционным приёмам рисования;
-учить сочетать различные техники рисования и элементы аппликации получения выразительного образа;
-продолжать учить детей симметричному вырезыванию из бумаги, сложенной вдвое, и вырезыванию по контуру;
-развивать навыки работы с ножницами, чувство композиции.
АПРЕЛЬ
1-2 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Астроном»
Коллективная работа «Модель солнечной системы» ( из пластилина и бросового материала)
ЦЕЛИ:
-учить работать вместе, сообща, определять направление работы, выбирать материал;
-учить определять план работы, работать по определённой схеме.
2-3 НЕДЕЛИ
ТЕМА: «Космонавт»
Рисование «Путь к звёздам»
ЦЕЛИ:
-учить рисовать восковыми мелками по белому листу бумаги с последующим покрытием всего листа гуашью;
-учить изображать звёздное небо, его вид в безвоздушном пространстве с помощью приёма набрызга;
-учить изображать ракету в полёте, характерные особенности космического корабля.
Конспект занятия с использованием дидактических игр
в ознакомлении детей с трудом взрослых по мотивам стихотворения
В. Маяковского «Кем быть?» в подготовительной группе.
Задачи:
- Расширять и уточнять представления детей о различных видах труда.
- Продолжить работу по формированию знаний о том, что труд-это деятельность, в результате которой создаются необходимые человеку материальные ценности, и человек использует в труде механизмы облегчающие труд, ускоряющие получение результата труда, улучшающие качество.
- На конкретном примере рассмотреть вместе с детьми взаимосвязь различных видов труда. Обобщать представления детей о структуре трудового процесса.
- Развивать у детей речь, внимание, память, расширять словарный запас детей.
- Воспитывать чувство уважения к людям труда, бережное отношение к результатам труда взрослых.
Материалы к занятию: книга В. Маяковского «Кем быть?», иллюстрации с изображением инструментов для плотника и к модели трудового процесса по изготовлению стола; иллюстративный материал с изображением людей различных профессий участвующих в строительстве дома; иллюстрации с изображением различных производств; изображение летающих аппаратов прошлого, настоящего и будущего; самолётики, которые дети изготовили заранее.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Ребята мы сегодня с вами поговорим о профессиях. А что такое профессии?
Дети отвечают на вопрос воспитателя.
- Профессии - это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Давайте вместе вспомним, какие бывают профессии.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Твоё призвание.
Строитель нам построит … (дом)
И мы в нём дружно заживём.
Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьёт … (портной)
Даст книги нам … (библиотекарь)
Хлеб испечёт в пекарне … (пекарь)
Учитель выучит всему –
Научит грамоте, письму.
Письмо доставит … (почтальон)
А повар сварит нам … (бульон)
Я думаю, ты подрастёшь
И дело по душе найдёшь.
-На самом деле профессий на земле много. Пройдёт немного времени и вам самим придётся выбирать себе профессию. Сегодня мы с вами познакомимся с мальчиком, который уже сегодня поставил перед собой вопрос «Кем быть?», и прочитаем книгу В. В. Маяковского «Кем быть?».
Чтение первой части произведения о столярах и плотниках.
Дидактическая игра «Выбери нужный инструмент»
- Ребята, перед вами различный инструмент, выберите только тот, который нужен для работы столяра. Объясните, какие действия можно выполнять данным инструментом.
Дети выбирают нужный инструмент и поясняют действие: пилой пилят доски; отвёрткой заворачивают шурупы; рубанком строгают доски и пр.
- А как называется этот инструмент (воспитатель предлагает вниманию детей шуруповёрт, электролобзик, электрорубанок)
- Почему этот инструмент называется электроинструментом?
- Для чего нужен электроинструмент, какие инструменты он заменяет?
- В чём преимущества электроинструмента? (с опорой на схему)
(Повышает качество, облегчает труд, ускоряет процесс).
Дидактическая игра «Лесенка»
- Ну вот, инструменты для плотника мы подобрали. А теперь давайте посмотрим, что нужно, чтобы стол получился.
(Дети составляют модель трудового процесса , рассказывают, объясняют).
Чтение второй части стихотворении о строителях дома.
Дидактическая игра «Кто построил этот дом?»
- Ребята , дом и в правду получился светлый и красивый. Кто же его построил?
(дети выбирают картинки, объясняют свой выбор, комментируют: архитектор – чертит план дома; бульдозерист – роет котлован; крановщик – поднимает грузы и т.д.)
Дидактическая игра «Что было бы если…»
- А теперь давайте представим , что было бы , если стекольщик не застеклил окна… и пр.
- Видите, ребята, оказывается, все профессии на стройке взаимосвязаны. Если кто-то не выполнит свои обязанности, то и дом не будет построен.
Чтение третьей части произведения о врачах.
- А между прочим , у Дани мама работает врачом и он нам расскажет о профессии своей мамы.
- Ребята, а кто ещё хочет рассказать о профессиях своих родителей.
Чтение четвёртой части стихотворения о рабочих.
- Ребята, а сейчас мы поговорим с вами о заводах и фабриках, о людях, которые на них работают и о том, что на этих заводах производят.
Дидактическая игра «На заводах и фабриках».
- Это металлургический завод (показ картинки). Здесь работают металлурги. Они плавят сталь.
- Какой это завод? (показ машиностроительного завода) Что на нём делают?
- Это кондитерская фабрика. Что здесь делают?
- Это нефтяники они добывают нефть.
- А что это за завод? (Хлебозавод) Что здесь делают?
- Как называется эта фабрика ? (швейная) Что шьют на ней?
- Это шахтёры они добывают уголь.
-Кто это ? (строители) Что они делают?
- Что это за фабрика? (обувная) Что делают здесь?
- Вот видите , как много на свете фабрик и заводов. На них работают рабочие, руками которых создаются предметы необходимые нам в повседневной жизни.
Чтение следующей части стихотворения о кондукторе.
ФИЗМИНУТКА.
Чтение заключительной части стихотворения о лётчиках.
Дидактическая игра «Из прошлого в настоящее и будущее».
- Ребята, перед вами летательные аппараты прошлого, настоящего и будущего. Давайте составим цепочку развития летательных аппаратов.
Дидактическая игра «Кто управляет самолётом».
- Раньше самолётом мог управлять один пилот, а сейчас понадобится целый экипаж.
Из кого же состоит экипаж самолёта ( с опорой на схему)
- Самый главный это …? (командир экипажа)
- Командир экипажа самый главный, он принимает решения, управляет самолётом при помощи …? (штурвала)
- Но полёты могут быть долгими, командир может устать или ему понадобится помощь и , тогда управлять самолётом может…?
( второй пилот)
- На борту самолёта много приборов , которые следят за исправностью работы моторов. И следит за показанием приборов борт инженер
- Связь с землёй держит…?(радист)
- Разносит воду и еду в салоне пассажирам, оказывает помощь, отвечает на вопросы…? (стюардесса)
(Дети вместе с воспитателем рассматривают получившуюся модель)
- Мы сегодня с вами недолго сможем побыть пилотами и запустить в полёт свой самолёт, который сделали вчера.
Дидактическая игра «Чей самолёт перелетит черту».
Подведение итогов:
- Ребята, с какой книгой мы с вами сегодня познакомились? Как она называется?
- О каких профессиях мы с вами сегодня поговорили?
- А кем вы хотели бы стать , когда вырастите?
- Мы заканчиваем наше занятие и я уверена, что вы , когда вырастете, выберите профессию, которая будет радовать вас и окружающих людей.
Дидактические игры в работе по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Как труд людей разрушает нашу планету и как её спасает.
ЦЕЛЬ:
Уточнять представления у детей об экологической опасности, которой подвергается наша планета. Способствовать экологическому воспитанию детей, закреплять представления о труде людей, связанном с экологией страны.
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель раздаёт детям по одной карточке с изображением красного восклицательного знака и предлагает распределиться на команды две команды. Воспитатель задаёт детям вопросы. Если разговор идёт о загрязнение планеты, дети поднимает карточку с восклицательным знаком. Выигрывает команда, которая даёт больше правильных ответов.
ВОПРОСЫ:
Что происходит , когда…
-Промышленные предприятия, машины, механизмы, электростанции выделяют дым и газы в атмосферу.
-Заводы, фабрики сбрасывают отходы производства в реки и моря.
-На заводах и фабриках строятся очистительные сооружения.
-Возле города на свалках скапливается огромное количество отходов. Часто отходы горят.
-По дорогам сплошным потоком едут машины.
-Пожарные тушат пожары на свалках.
-Учёные изобретают двигатели, которые не выделяют в атмосферу вредный газ
-От катастроф на нефтяных танкерах разливается нефть по поверхности моря.
-Сельские жители удобряют почву химикатами для борьбы с вредителями полей и огородов и для получения более высоких урожаев.
-На городские свалки самосвалы свозят землю и засыпают мусор.
-Учёные изобретают безвредные удобрения.
-Через трубопроводы отходы со сточными водами городов текут в реки и моря.
-Мойщики смывают специальным раствором нефть с тел животных и очищают берега.
-На морях работают суда, которые собирают разлившуюся нефть.
КАК К НАМ КНИГА ПРИШЛА.
ЦЕЛЬ:
Познакомить детей с процессом изготовления книги, с профессиями людей занятыми в этом процессе. На данном примере проследить взаимосвязь людей разных профессий на разных производствах. Воспитывать уважения к труду людей, умение аккуратно обращаться с книгой.
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ «Откуда книга пришла» А. Баркова и С. Сурьянинова. Рассматривают иллюстрации к рассказу.
Затем им предлагают самим проследить путь книги к читателям. Для этого им предлагают сюжетные картинки (по одной на двоих) и дети сообща решают, когда они могут включиться в общий рассказ. Таким образом ,выстраивается цепочка, картинки выставляются друг за другом. Желающие могут что-то добавить о выложенной картинке, но при условии, что каждый сообщит что-то новое. Не стоит влиять на выбор детей, если нарушается последовательность в цепочке. Но картинку поставьте на её место в ряду, оставляя место для пропущенной картинки. Это послужит сигналом найти нужную картинку и заполнить пустое место.
ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ГОРОДА В ДЕРЕВНЮ И ОБРАТНО.
ЦЕЛЬ:
Продолжить знакомство детей с трудом взрослых в городе и деревне, показать взаимосвязь между трудом людей на селе и в городке, обмен результатами труда. Воспитывать уважение к результатам труда людей и бережное отношение к ним.
ХОД ИГРЫ:
Дети рассматривают коллаж и определяют, что везут из деревни в город и из города в деревню. Определяется взаимосвязь: что произведено в деревне, не могут сделать или вырастить в городе ; но и без того , что сделано в городе не обойтись в деревне.
На данном иллюстративном материале можно проводить речевые упражнения:
- Назови профессию.
-Кто работает на ферме?
-Кто работает в поле? И пр.
О ЧЁМ РАССКАЗАЛИ ВЫВЕСКИ НА УЛИЦЕ?
ЦЕЛЬ:
Продолжить знакомство детей с разными профессиями. Учить ориентироваться в своём микрорайоне, городе, опираясь на вывески на домах. Учить определять по вывески ,какой магазин, какое учреждение здесь находится, кто в нём работает, какие трудовые действия выполняет.
ХОД ИГРЫ:
Если выйдешь за ворота
И дойдёшь до поворота,
Нужно влево повернуть,
Чтобы свой продолжить путь.
Если брать всё время влево,
ТО вернёшься непременно
Туда, откуда начинал,
Обойдёшь жилой квартал.
Дети рассматривают иллюстрацию , определяют, что такое жилой квартал, микрорайон.
Затем воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли Петя и тётя Марина. Дети должны догадаться, куда они собрались в своём микрорайоне.
Далее все вместе рассматривают вывески, которые могут им повстречаться в городе и пытаются определить, что они обозначают, кто здесь работает и что делает.
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРОФЕССИЯХ.
ЦЕЛИ:
Учить детей правильно называть профессию человека, определять его вид деятельности. Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания, расширять знания о трудовых процессах. Развивать умение составлять связные рассказы о профессиях с опорой на схему.
ХОД ИГРЫ:
Дети рассматривают иллюстрации с изображением людей разных профессий, моделей трудовой деятельности и составляют рассказ о профессии с опорой на схему. Желательно использование загадок и дополнительного занимательного материала.
На данном материале можно проводить следующие упражнения: «Назови действия», «Что сначала, что потом?», «Какие инструменты нужны для работы» и пр.
НА ЗАВОДАХ И ФАБРИКАХ.
ЦЕЛИ:
Знакомить детей с трудом взрослых на заводах и фабриках. Показать разнообразие производств создающих материальные ценности. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда.
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением различных производств и задаёт детям вопросы:
-Это металлургический завод (показ картинки). Здесь работают металлурги. Они плавят сталь.
-Какой это завод? (машиностроительный) Что на нём делают?
-Это кондитерская фабрика. Что делают здесь?
-Это нефтяники - они добывают нефть.
-А что это за завод? (Хлебозавод) Что здесь делают?
-Это шахтёры они добывают уголь.
-Как называется эта фабрика? (швейная) Что шьют на ней?
-Кто это ? (строители) Что они делают?
-Что это за фабрика? (обувная) Что делают здесь?
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Л.В. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание дошкольника».
- О. А. Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях» части первая и вторая.
- М. В. Крулехт «Дошкольник и рукотворный мир».
- Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».
- С. А. Козлова «Мой мир».
- О.А. Скоролупова, Л. В. Логинова «Играем?.. Играем!!!»
- Л. Г. Киреева «играем в экономику».
- Л. В. Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх»
- О. Алексеева, Н. Круглова «Кем быть?» журнал «Ребёнок в детском саду» №3 2005год.
- А. Н. Плужникова, О. В. Лахнова, Г. М. Дмитрова «Трудовое воспитание дошкольников» журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учереждения»№3 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по речевому развитию в старшей группе на тему: Обогащение представлений детей о правилах речевого этикета и развитие умений соблюдать этику общения - "Путешествие в страну этикета"
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну этикета"...
«Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через проектную деятельность» (из опыта работы воспитателя)
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и родителей, в процессе которой дошкольники развивают познавательные способности и творческое мышление,...
Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через проектную деятельность.
Из опыта работы...
Формирование представлений детей о профессиях взрослых посредством игровой деятельности» педагогический проект
Педагогический проект по формированию представлений детей о профессиях взрослых...
Мастер – класс на тему: «Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через проектную деятельность»
Наш сегодняшний педсовет посвящён очень актуальной и серьёзной теме «Как правильно начинать формирование предпосылок ранней профориентации дошкольников». Ознакомление детей старшего дошкол...
Обогащение представлений детей о малой родине в условиях проектной деятельности
Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была одной из самых актуальных проблем развития современного общества.В период дошкольного детства закладывается фундамент дл...
«Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через проектную деятельность» (из опыта работы воспитателя)
laquo;Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через проектную деятельность»(из опыта работы воспитателя)...