статья игрушка
статья по теме

Бирюкова Светлана Викторовна

Статья "Роль современной игрушки в развитиии дошкольника" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrushka.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ИГРУШКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА


Светлана Викторовна Бирюкова, воспитатель, МДОУ ЦРР – детский сад № 44
«Колокольчик»,
г. Серпухов

Современный ребёнок живёт в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком, чем его сверстники несколько десятков лет назад.

Появились яркие обложки книг, журналов, учебников в школе, фломастеры, карандаши и пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. Не говоря об экране телевизора и компьютера с их буйством красок и неестественностью графических решений.

Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица и психика ребёнка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируется.

Для ребенка игра – это не просто развлечение, это сложная повседневная работа, на которой он учится нормам и правилам современной жизни, постигает истинные ценности. Игра, по мнению известных психологов, это школа произвольного поведения (Д.Б. Эльконин), школа морали в действии (А.Н. Леонтьев), это и ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка, а главное – «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и сверстникам (А.В.Запорожец). Игрушка является не только сопровождением игры, но и средством обучения, развлечения и даже лечения, а так же образом идеальной жизни, идеального мира.

Игры и игрушки существовали многие века назад. Находки археологов подтверждают, что в куклы играли еще в доисторические времена, причем игрушка всегда являлась не просто манипулятивным инструментом, а отображением всех жизненных ценностей того или иного времени, носителем культуры и нравственности.

Наши предки всегда охотно предоставляли игровое пространство своим детям, как в дворянском доме, так и в простой крестьянской избе. Причем, даже во времена домостроя, детский игровой мир оберегался, и взрослые не вторгались в него без надобности. Царские семьи относились к этому вопросу со всей серьезностью. Сама Екатерина Великая создавала специальные документы «…о воспитании и образовании внуков», которые запрещали вмешиваться в детские игры приставникам, то есть наставникам великих князей – Саши (будущего российского императора Александра I) и Константина, его младшего брата.

Примечательным является трепетное отношение крестьян к игрушкам и забавам детей, особенно прародителей – бабушек и дедушек: игрушки наделялись магическим смыслом в свадебных обрядах и в повседневной жизни, они не выбрасывались, а переходили от одного детского поколения к другому, детские игровые постройки взрослыми не разрушались.

Игрушка важна для развития личности ребенка. Поэтому изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка занимались многие педагоги и психологи. Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. [2, с.58]

Н.К.Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.[3, с.76]

Известный педагог Менджерицкая Д.В. считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь в воспитании чувства симпатии и уважения к ним. [4, с.124]

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы  подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила психолог Урунтаева Г.А.,  главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. [5, с.231]. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее средство – игрушка. С помощью неё дети узнают  о цвете, форме, объёме, социальных ролях, быте и природе. В современное время, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом она отрицательно влияет на психику и здоровье детей?

Игрушка – это феномен (предмет) культуры, выполненный из определенного материала, обладающий формой и содержанием, значением и смыслом. Образно говоря, игрушка – это «игривое зеркальце» жизни и фантазии, а точнее, бытия и сознания. Игрушка не слепо копирует, а специфически («игриво») отражает: в игрушке отражаемое, может быть увеличено или уменьшено, обострено или притуплено, расцвечено или обесцвечено.

Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем социально-культурной информации. Значение игрушки в том, чтобы служить предметом для игр. Функции игрушки – развивать, развлекать и воспитывать человека. Игрушка является средством социализации личности. Она содействует формированию личности ребенка. Игрушки способствуют передаче общественного и культурного опыта.

Учение Л.Н. Гумилева об этносе позволяет рассматривать игрушку (народную, прежде всего) не только как предмет культуры, но и как элемент этноса. В своем трактате «Этногенез и биосфера Земли» Гумилев пишет: «березовые рощи, ополья, тихие реки Волго-Окского междуречья были такими же элементами складывавшегося в ХIII-ХIV вв. великорусского этноса, как и угро-славянская и татаро-славянская метисация, принесенная из Византии архитектура храмов, былинный эпос и сказки о волшебных волках и лисицах» [1]. К этим элементам можно смело отнести еще один элемент – игрушку. Игрушки являются элементами этноса на всем протяжении его развития: от начала до конца. Речь идет о тех игрушках, которые, по выражению питерского резчика деревянных игрушек В.Г. Бензина, «вырастают из народа». Это народные, национальные, а не привозные, иностранные игрушки. Вырастая из народа, этноигрушки воспитывают и формируют народ. Они могут рассказать народам друг о друге. Играя или общаясь с этноигрушкой, человек приобщается к культурному опыту народа, сотворившего эту игрушку. Он узнает об облике, костюмах, орнаменте, обычаях и традициях родного этноса. Русские народные игрушки, являясь элементами русского этноса, поддерживают в нем позитивное мироощущение, помогают бороться  с унынием и пессимизмом.

Современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучились конструктивно играть. Это беспокоит  психологов и педагогов во всем мире. Изменилось и само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Результаты социологического опроса, проведенного  в детском саду показали следующие данные.  На вопрос «Во что ты любишь играть?» 5% детей 4–6 лет  не могли назвать ни одну игру, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби), которыми они просто манипулировали, и большинство детей называли  подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры (самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишь некоторые.

Из игры уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.

Каждый день в магазинах появляются все новые и новые антиигрушки: человеки-пауки, куклы Братц, зверо-человекитрансформеры как воплощение зла.

Так как  же выяснить, как игрушка влияет на психическое развитие ребенка и как правильно ее нужно выбирать и использовать.

Растет общая невротизация, число психосоматических и психических заболеваний у детей. И корень всего этого – в духовно-нравственном неблагополучии ребенка; в нарушении его отношений с миром: окружающей средой, взрослыми, сверстниками и самим собой! Верным и эффективным способом выхода из сложившейся ситуации является построение «одухотворенной образовательной среды», в которой и происходит становление нравственных, духовных и общечеловеческих целей и ценностей, которые столь необходимы детям, да и взрослым в наше столь сложное и противоречивое время. Неоправданное и чрезмерное изобилие игрушек усугубляет количество раздражителей, действующих на сенсорную систему ребенка, что приводит к невротизации, девальвации радостных эмоций и не способствует созданию целостной детской картины мира, что мешает адекватной социализации ребенка. Так же четко прослеживается тенденция к тому, что они - «недоигравшие» в детстве, не получившие опыта творчества в игре – невольно компенсируют этот недостаток посредством игрушек собственного ребенка, играя вместо него. Как часто каждый из нас видит подобную картину в любом детском магазине, когда не ребенок выбирает себе игрушку, а взрослый, прикрываясь ребенком, покупает новомодные игрушки для себя! Многие из этих игрушек порабощают своих владельцев, заставляя «служить им», ребенок и игрушка будто меняются местами: кто госпожа, а кто служанка, например, у Барби? Наши дети, к сожалению, не имеют возможности и почти не играют в игрушки отечественных производителей, приобретая продукцию зарубежных, более разрекламированных марок. Нам и нашим детям транслируется чуждая культура и неприемлемые для нас ценности, принципы и мировоззрение. Ярким примером неадекватного представления явился мультфильм «Бакуган», последствия которого нам предстоит улаживать. На основе него появились игрушки-бакуганы, после которых появились тетрадки, и ранцы с изображением этих «несуществующих животных». Это образцы коммерческой «раскрутки» пагубно воздействуют на детские умы, прививая такие качества, как жестокость, бессердечность, эгоизм, нравственную аморфность, отсутствие творческого начала, паразитирующий способ существования!

Игрушкой, а точнее антиигрушкой можно назвать сегодня и компьютер, который заполнил умы и сознание наших детей. Каждый современный ребенок знаком с этим «инструментом цивилизации», причем возраст этого знакомства сокращен до минимума. Компьютер заменяет традиционную игрушку не только подростку но и совсем юному человеку, начиная уже с 3-х летного возраста, а то и раньше. При этом взрослые не замечают (точнее стараются не замечать) тех пагубных последствий, к которым приводит это знакомство. Компьютерные игрушки носят преимущественно жестокий, злой и агрессивный характер. Ребенок, играющий в насилие, обязательно однажды реализует проигранную жестокость в жизни, так как игрушка является своеобразным звеном между ребенком и миром, постепенно воспитывая в детях такие качества, как нетерпимость, раздражительность и вспыльчивость. Вся информация, которую ребенок черпает с экрана телевизора или монитора компьютера, воспринимается им как реальность и инструкция к жизни, таким образом, происходит трансформация современного мира, создается новая система бесчеловечных ценностей.

Безусловно, компьютер - необходимый инструмент современного человека. Мы получаем много полезной информации, следим за новостями, имеем возможность поиска нужных вещей, но это все хорошо лишь в меру и в опытных руках. Ребенок должен получать возможность общения с компьютером, но дозировано и под чутким руководством знающего взрослого.

Ни для кого не секрет, что современный рынок переполнен яркими и дешевыми игрушками китайского производства, большинство из которых не соответствуют даже минимальным санитарно-эпидемиологическим нормам. В связи с этим приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. №2151 были утверждены федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Интегрированным результатом реализации указанных требований является создание развивающей общеобразовательной среды: обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей, гарантирующих охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, комфортной по отношению к воспитанникам. [6]

Таким образом, выбирая игрушки, необходимо руководствоваться данными требованиями.

Но не все так плохо. Есть у нас хорошие, добрые и мудрые игрушки. Однако их сложно встретить на прилавках современных магазинов. Большинство из них изготавливаются вручную или небольшим тиражом на маленьких фабриках, вопреки всему.  Такая игрушка будет нести в себе позитив, учить состраданию, будет иметь свою душу, чего нет у многих конвейерных игрушек. Ярким примером можно назвать не так давно появившиеся на прилавках игровых киосков, персонажей  из всеми нами любимой передачи «Спокойной ночи, малыши!»: Филя, Степашка, Хрюша и Каркуша. Они учат добру, справедливости, дружбе, учат не обманывать и не предавать, уважать взрослых и многому другому. Для детей постарше продаются наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок и даже храмов. Для девочек можно выбрать наборы для вышивания, вязания, кроя, пошива платьев для своих кукол, для мальчиков- столярные и слесарные инструменты. Они дают детям алгоритм самостоятельности, трудолюбия, заботы о ближних. Известный психолог А. В. Запорожец считал,  «идеальная игра – не столько игра с игрушками, сколько игра воображения». Следуя этой формуле, особую ценность для ребенка имеет игрушка «изначальная, первичная и универсальная»: звуковая, двигательная, образная конструктивная. Но самое главное, о чем следует помнить каждому взрослому – это то, что никакие самые роскошные, дорогие игрушки не заменят нашего живого, любовного общения с ребенком! Особое значение для ребенка имеет совместное творчество со взрослым и сверстником, например, при изготовлении игрушки, или в совместных веселых играх на снегу, на поляне и на воде, с мячом, веревкой, кубиками или обручем. Все зависит только от Вашего желания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гумилев Л. Н. Этнос и биосфера Земли. - Л., 1990.
  2. Игрушка в жизни ребёнка / под ред. Коссаковской Е.А. – М.: Просвещение, 1980. – 464 с.
  3. Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят. Педагогические сочинения.
  4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей детского сада / под ред. Марковой Т.А. - М.: Просвещение, 1982. – 275 с.
  5. Урунтаева Г.А. Детская психология. - М.: Академия, 2006. - 386 с.
  6. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. -  №2151.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игрушки для малышей: вредные и полезные."

Данная статья поможет родителям правильно выбрать игрушку малышу....

Статья "Игрушки и игры с ними. Развитие фантазии детей".

В статье рассказывается о негативном влиянии интерактивных игрушек на развитие фантазии и воображения ребенка. Приводятся примеры создания "игр из ничего"....

статья "игрушки для малышей"

статья об игрушках необходимых для правильноговоспитание детей...

Статья "Игрушку ёлку сотворим-живую ёлку сохраним"

Статья создавалась для того, чтобы формирование и накопление нравственно-ценностного опыта отношения к миру на примере объекта живой природы – ели, привлечение к природоохранной деятельности. Выставки...

статья " Игрушка в жизни ребенка"

Статья- руководство  для родителей при выборе игрушек для детей раннего возраста....

Статья "Игрушки-детям"

Влияние игровой деятельности на развитие детей дошкольного возраста...

Статья "Игрушки вашего малыша, их роль в интеллектуальном развитии дошкольника"

               Если вы хотите развить способности малыша, научить его думать, понимать речь взрослых, действовать с предметами, играйте с ним как можно ч...