Консультация для воспитателей
консультация (младшая группа) по теме

Жуковская Ольга Юрьевна

В данной консультации рассказывается о том какие музыкально-дидактические игры, пособия, музыкальные инструменты должны находиться в музыкальных зонах разных возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_predmetno.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальная предметно-развивающая среда

дошкольного образовательного учреждения

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и преобразовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.

Желательно иметь различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут переносить для игры в другие места (например, в раздевалку или спальню). А для самостоятельной музыкальной деятельности на прогулке нами изготовлены «пирамидки» и «кубы».

Музыкальные пирамиды сделаны из плотного картона и оклеены самоклеющейся цветной бумагой, на одной грани вырезано отверстие, внутри пирамидки находятся шумовые инструменты (маракасики, деревянные палочки и т.п.), а на гранях наклеены пластмассовые крючки, на которых держатся: маленький металлофон, колокольчики, бубенцы, бубен и т.п. Музыкальные кубы изготавливаются аналогично.

Для хранения шумового оркестра мы используем «музыкальные лукошки» или «музыкальные корзинки». Они очень удобны для прогулок. В них можно переносить шумовые инструменты и платочки, ленточки для импровизированных танцев на участке. Корзинки оформляются в зависимости от времени года (весенняя корзинка, зимняя корзинка, летняя или осенняя).

Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью возможно решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.). Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний, навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку.

Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2 раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.

Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.

Для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Сделать их нам помогают родители наших воспитанников. А дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в себе. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2. Разнообразие оборудования.

3. Учет возрастных особенностей детей.

4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5. Возможность переноса оборудования в другие места.

Классификация оборудования для музыкальных зон

1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (Бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).

2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

  • с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);
  • с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);
  • с одним фиксированным звуком (дудки);
  • шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3. Музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н.А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски).

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1-я и 2-я младшие группы)

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей от 2,5 до 4 лет следует иметь:

  • куклы-неваляшки;
  • образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);
  • игрушки-инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки;
  • игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
  • музыкально-дидактические игры: «Матрешка учит танцевать», «Зайцы», «Птицы и птенчики», «Музыкальные волчки», «Угадай, на чем играю?», «Кто подошёл к теремку?»,  «Чудесный мешочек».

Оформление музыкальной зоны в младшей группе

  • музыкальными инструментами, другой с игрушечными животными для игр на развитие голоса «Кто как поет?») и др.;
  • набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);
  • атрибуты к музыкальным подвижным играм: «Догони нас, мишка», «Кошка и котята», «Паровоз», «Мячи» и др.;
  • флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезону);
  • ширма настольная;
  • перчаточная игрушка (для воспитателя) и пр.;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей;
  • поющие и двигающиеся игрушки;
  • перчаточная игрушка (для ребенка) и пр.;
  • музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4-5 лет (средней группы)

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно к этому:

  • металлофон;
  • шумовые инструменты для детского оркестра;
  • книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
  • фланелеграф или магнитная доска;
  • музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик», «Угадай колокольчик»» и др.;
  • атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Гуси вы, гуси», «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;
  • музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
  • ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону – листики, снежинки, цветы и т. д.);
  • ширма настольная и набор игрушек;
  • музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы)

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

  • погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;
  • музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
  • иллюстрации по теме «Времена года»;
  • музыкальные игрушки-самоделки (шумовой оркестр);
  • портреты композиторов;
  • иллюстрации из «Музыкального букваря»;
  • музыкально-дидактические игры: «Пчелка», «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Слушай звуки», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», «Угадай, что звучит» и др.;
  • атрибуты к подвижным играм «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.;
  • детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
  • ширмы: настольная и ширма по росту детей;
  • музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые – озвученные;
  • атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
  • разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
  • атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону - листики, снежинки, цветы и т.д.);
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7 лет (подготовительной группы)

В подготовительной группе используются:

  • музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др. (слайд 13-16);
  • портреты композиторов;
  • иллюстрации теме «Времена года»;
  • картинки к пособию «Музыкальный букварь»;
  • альбомы «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
  • графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
  • альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;
  • музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);
  • набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
  • музыкально-дидактические игры: «Сколько нас поёт», «Прогулка», «Будь внимателен», «Ритмическое лото», «Солнышко и дождик», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Подумай и отгадай», «Весёлый поезд» и т. д.;
  • атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);
  • атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.);
  • разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...