Круги Луллия как пособие для ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром
материал (средняя группа)

Малышкина Алевтина Михайловна

Использование кругов Луллия как один из методов ОТСМ-ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugi_lulliya_kak_posobie.docx583.96 КБ

Предварительный просмотр:

Круги Луллия как пособие для ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром

                         C:\Users\1\Pictures\2019-05\IMG_20190527_185312.jpg

Одним из методов ОТСМ-ТРИЗ является «Круги Луллия».

 Раймунд Луллий (1232 – 1316 гг.) был одним из наиболее влиятельных и оригинальных мыслителей европейского Средневековья, а также родоначальников европейской   комбинаторики.  Он создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень по типу пирамидки. На самой верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги разделены на одинаковое количество секторов (в нашем случае 8). Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение приводит к тому, что на каждой из кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Объединяя картинки (рисунки, слова, изречения) по секторам, получим текст.

                         C:\Users\1\Downloads\IMG-20190530-WA0066.jpg

«В дошкольном возрасте целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8» [1, с.15].

Круги Луллия можно использовать в работе с дошкольниками не только как метод развития воображения, но и в качестве пособия для ознакомления с окружающем миром.

Рассмотрим на следующем примере.

Предварительно обсуждаем с детьми кто где живет, чем питается.

                         C:\Users\1\Downloads\IMG-20190530-WA0071.jpg

Дети садятся за стол (максимальное количество детей соответствуют количеству секторов). В центре стола расположены круги Луллия. На первом (самом большом) круге лежат картинки с объектами животного мира (муравей, крот, заяц и т.д.), на втором размещены картинки с названием их жилища (муравейник, нора, трава, гнездо и т.д.), на третьем- место обитание (водоем, лес, поле, лес), на четвертом –чем питаются (коренья, насекомые, мелкие животные).

Перед детьми ставится задача: назвать объект животного мира, который достался игроку при раскручивании самого большого круга, определить жилище объекта, его среду обитания и чем питается, совмещая при этом стрелкой сектора.

В итоге получаем рассказ ребенка из 4-х предложений. Например, «На моей картинке изображен крот. Его жилище называется нора. Среда обитание –поле. Крот питается дождевыми червями, насекомыми и их личинками».

Таким образом, используя круги Луллия, педагоги создают условия для формирования у детей осознанного отношения к процессу комбинирования информации.

                   C:\Users\1\Downloads\IMG-20190530-WA0073.jpg

     

  Литература:

  1. Сидорчук Т.А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск.: Ульяновский дом печати, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"

В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стор...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром

Отчет по самообразованию: Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром по теме «Транспорт»

Транспорт – совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили т.д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный, пассажирский, водный транспорт. Работа городского транспор...

ОПЫТ РАБОТЫ на 2 года(младшая и средняя возрастная группа). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментированиеСистематическая, специально организованная  мною работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ок...

Сообщение на тему «Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»

Сообщение на тему:«Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»...

Консультация на тему: «Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром»

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечив...

Консультация на тему: " Методы и приемы ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром"

Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что о...