Статья "АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ НОВОЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР К. ФОПЕЛЯ"
статья (старшая группа) по теме
Статья посвящена проблеме адаптации детей старшего дошкольного возраста С ТНР к условиям ДОУ, новой группы. Определены условия, необходимые для успешной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ НОВОЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР К. ФОПЕЛЯ
В числе приоритетных стратегий модернизации современного образования одной из ведущих является социализация дошкольников. Актуальность и важность задачи подтверждается и в требованиях к результатам освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
- любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
Процесс социализации обычно рассматривают как «процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщения к системе социальных связей” (Андреева Г.М.). Однако социализация это, в первую очередь, адаптация к культурным, психологическим и социальным факторам. Адаптация – приспособление (физиологическое, психологическое, деятельностное, социально-поведенческое) к измененным внешним условиям.
В отечественной педагогике основательно изучена проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Выявлены сроки адаптации, факторы успешной адаптации, разработаны рекомендации для родителей и т.д. (Белкина Л.В., Смирнова Е.О., Ватутина Н.Д.) Кажется, что уже нет необходимости говорить о важности проблемы. И, тем не менее, внимания заслуживают вопросы адаптации детей старшего дошкольного возраста к условиям новой группы, ДОУ. Это доказывает и опыт работы в ДОУ компенсирующей направленности, специфика которого такова, что каждый год в старшие группы приходят новые дети. Ни для кого ни секрет, что приход ребенка в образовательное учреждение почти всегда сопровождается психологическими трудностями для него, поскольку ребенок попадает из знакомой обстановки в новую среду, новый коллектив. Адаптация ребенка к новой ситуации, к новому месту и незнакомым людям происходит всегда.
Актуальность проблемы обусловила необходимость поиска условий, оптимальных с точки зрения успешной адаптации старших дошкольников к условиям новой группы ДОУ.
При этом необходимо было учитывать наличие у детей речевых нарушений (ОНР). Исследования Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б. отмечают «не только наличие особенностей речевого развития, но и особенностей познавательной деятельности (недостаточность различных видов восприятия, недостаточная устойчивость внимания, быстрая истощаемость и т.д.), существование проблем в формировании личности. Трудности социальной адаптации таких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф. Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Отмечают снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации, неумение ориентироваться в ситуации общения» (Г.В. Чиркина, Л.Г. Соловьева).
На основе изученной литературы были выделены следующие условия, необходимые для успешной адаптации:
- наладить доверительные отношения с ребенком;
- педагогу включаться в игру, заряжая детей своим интересом. Использовать выразительные движения;
- обратить внимание на детей неуверенных в себе, с низкой самооценкой. Проявлять невербальную эмоциональную поддержку;
- использовать методики по развитию крупной и мелкой моторики, снятия психоэмоционального напряжения, зажимов, т.к. многие проблемы коренятся и проявляются в неловкости, мышечной зажатости, скованности.
В поиске путей реализации этих условий особое внимание привлекла серия книг немецкого психолога К. Фопеля «Подвижные игры для детей 3-6 лет». Эти сборники разнообразных игр для дошкольников направлены не только на развитие двигательных умений, но и на развитие познавательных способностей. Автор отмечал, что «задания будят любопытство детей, дают возможность задействовать в игре все свое тело и творчески выразить себя без слов, облегчают процесс вхождения в группу трудным, замкнутым и гиперактивным детям, включая их в совместную деятельность… Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах, то в тройках или четверках, то всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт. Развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным. Особенно важно то, что дети учатся фокусировать внимание, слушать и наблюдать…Каждый ребенок может побыть в центре внимания и почувствовать себя успешным…Игры построены таким образом, что все участники включаются в активное социальное взаимодействие, сотрудничают между собой и оказывают друг другу помощь.. Игры пробуждают в детях любопытство, которое вызывает у них желание экспериментировать и помогает добиваться результата. Развивают решительность и силу воли, умение видеть разные возможности. Принимать решения и справляться с проблемами. Дети, обладающие такими достоинствами, становятся успешными в школе и лучше воспринимают новые задачи». Интересным было также использование (почти во всех играх и упражнениях) музыкального сопровождения и хорошо подобранного реквизита, которые способствуют эстетическому развитию ребенка.
Таким образом, игры и упражнения К. Фопеля не только соответствовали условиям, необходимым для успешной адаптации, но и способствовали комплексному развитию детей.
С 2005 г. игры и упражнения К. Фопеля стали использоваться в подгрупповой работе с детьми. Постепенно выстроилась система работы, которая нашла свое отражение в цикле занятий по адаптации старших дошкольников к условиям новой группы «Я всего добьюсь!».
Итак, cистема работы по адаптации старших дошкольников к условиям новой группы с использованием игр К. Фопеля доказала свою эффективность, что было подтверждено результатами диагностики.
Литература:
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1999
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – М., 2006
- Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: пособие для восп. дет. сада. – М.,2003
- Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. – М., 2008
- Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М., 1996
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы
- Фопель К. Подвижные игры для детей 3-6 лет. – М., 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы детского сада.
Статья о специфике изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы детского сада....
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...
Коррекция лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня через использование игровых методов в условиях группы кратковременного пребывания. Теория и практика.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ОНР и и его проявлений у старших дошкольников.Глава 2. Логопедическая работа с детьми к группе кратковременного пребывания через использование игровых метод...
Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...
«Использование техники «Квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований»
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же т...
Использование деятельностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы
В статье представлен опыт использования деятельностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы на примере авторского пособия -...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ.
Актуальность программы.Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи...