Роль родительской общественности
учебно-методический материал на тему

Жамбалтарова Надежда Игнатьевна

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности детского сада.  Введение федерального  государственного образовательного  стандарта дошкольного образования (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль родительской общественности в условиях реализации Федерального Государственного образовательного Стандарта (ФГОС) в успешной социализации дошкольников в жизни.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности детского сада.  Введение федерального  государственного образовательного  стандарта дошкольного образования (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея новых требований  – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
        В связи с этим особое внимание необходимо уделить закреплению роли родительской общественности в жизни детского сада.  В основу  понимания сущности и назначения социально – педагогической деятельности дошкольного образовательного  учреждения положено представление о нём, как об открытой и развивающей системе.
        Основным результатом жизнедеятельности открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая который дошкольное образовательное учреждение само становится мощным средством социализации личности.
 Еще одним важным аспектом работы с родительской общественностью в рамках введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение.  Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества, важнейшей первичной сферой жизнедеятельности и социализации личности ребёнка.  Опыт взаимоотношений, который ребёнок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром. Этот опыт влияет, а иногда оказывает решающее воздействие, на формирование модели поведения с другими людьми.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребёнка- дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребёнка, вступают в разнообразные взаимоотношения -  родственные, дружеские, профессионально- трудовые и пр. По этому  уже в дошкольном возрасте у детей  необходимо сформировать представление о многообразии человеческих  отношений, рассказать им о правилах и  нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения,  которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач ознакомление  дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом  ближайшего окружения. Важно научить ребёнка свободно ориентироваться  там, где он живёт, где находятся его детский сад, школа, свободно находить контакт  со сверстниками, воспитать любовь к малой родине, бережно относиться к окружающей природе и. т.д.
Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.  Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.   

Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной целью- подготовкой подрастающего поколения к  активной творческой жизнедеятельности.

Наше дошкольное учреждение является детским садом общеразвивающего вида, деятельность которого социально-ориентирована, а потому   одним из приоритетных  направлений является социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Основной миссией ДОУ, как и всей системы непрерывного образования РФ  является  формирование успешных граждан, а  приоритетной задачей - создание и обеспечение условий социально-личностного развития ребёнка дошкольников.

Работе с родителями в детском учреждении уделяется особое внимание. Здесь семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов.

В нашем детском саду выстроена система взаимодействия с родителями: методической службой был  проведён опрос  родителей, в ходе которого выявлены наиболее интересующие родителей вопросы.

Первым шагом во взаимодействии семьи и детского сада явилось создание социального проекта «Семья – ключ к счастью». В рамках этого проекта запланировано много интересных мероприятий по правовому, нравственному, социальному воспитаниям.  Это общие, групповые родительские собрания, гостиные с родителями  и выставки детского творчества,  совместные  спортивные соревнования и праздники.
Полноценное воспитание ребёнка  происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но, зачастую, воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Хотя, влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в образовательном учреждении и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Образовательные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.  Поэтому одной из форм взаимодействия с родителями  в нашем детском саду стало создание консультативного пункта  «Школа молодой семьи». В программе работы консультативного пункта запланирована работа  педагогов детского сада, специалистов центральной районной больницы,  действующего семинара  Кяхтинского  филиала  Байкальского медицинского колледжа  и учителей начальных классов.  Основные, волнующие темы  семинаров, консультации для родителей  должны быть сформированы на групповых родительских собраниях  и переданы в методическую службу детского сада.

Но несмотря на работу проводимую детским садом по  вовлечению родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения остаётся весьма трудной и не всегда преодолимой задачей.
 Формирование социального заказа начинается с анкетирования родителей, при этом до них доводится профессиональное мнение специалистов (например, сотрудников психолого-медико-педагогической комиссии), а также информация со стороны администрации детского сада, педагогов, с ознакомления целей и задач основной образовательной программы,  программы развития, а также программ инновационной деятельности (исследовательской, экспериментальной, проектной).
 Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир  нашего детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах детского сада, наши педагоги учитывали принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.  Большая  работа проводится по обеспечению психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья; В дошкольном детстве, на наш взгляд, это условие является важной составляющей качественного образования в целом. Так как именно «благополучный» ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми.

 Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия  с социальной действительностью и окружающим миром, а так же в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности.  В ней растущий человек проходит путь от саморазличения,  самовосприятия через самоутверждение   к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных  возрасту формах работы с детьми  особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.  Согласно новым федеральным государственным требованиям основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность. Основным средством совместной деятельности выступает общение, поэтому в ДОУ создана единая коммуникативная среда. Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни. Педагогами детского сада разработаны проекты социально-ориентированной направленности:

  • « Юный краевед» по музейной педагогике
  • « Здоровый малыш»
  • « Я успешен» ( проект повышения социального интеллекта)
  • « Наша дружная семья» по правовому воспитанию
  • « Герб семьи» по правовому воспитанию
  • « Я- россиянин» по нравственно – патриотическому воспитанию

 « Здравствуй  Кяхта, я твой житель», « Кяхта песчаная Венеция»

« Мир природы Бурятии», « Птицы весны» по экологическому воспитанию

« Кем быть» по трудовому воспитанию и др.

 Все эти проекты реализуются через различные формы совместной деятельности. Традиционными для нашего детского сада  стали тематические недели, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, сценарии активизирующего общения, игровые обучающие ситуации, организация проектной деятельности, участие в различного  рода  акциях.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

  • - семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
  • - детский сад (в первую очередь воспитатели);
  • - общество (сверстники, друзья).

По своей роли в процессе социализации, лица различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде « педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - общение «на равных». Родители активные участники образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.

Деятельность детского сада в целом и каждого сотрудника в отдельности направлена на реализацию социального заказа родителей, интересов детей.

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать,  что сотрудничество и взаимодействие двух социальных институтов – родительской общественности и детского сада играют огромную роль в успешной социализации ребёнка  в современном мире.

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать.

Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы конференции по подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения для родительской общественности

Доклад   по подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в рамках родительской конференции .  Принципиальное ...

Проблема организации взаимодействия ДОУ и представителей родительской общественности.

Проблема организации взаимодействия ДОУ и представителей родительской общественностиОдна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня проблема воспит...

Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе с родительской общественностью"

Здоровьесберегающие технологии в работе с родительской общественностью...

ОПЫТ РАБОТЫ МАДОУ ДСКВ «СКАЗКА» В ИННОВАЦИОННОЙ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по продвижению ВФСК ГТО среди детей, педагогов и родительской общественности

ОПЫТ РАБОТЫ  МАДОУ ДСКВ «Сказка» по продвижению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди детей и родительской общественности....

Педагогический совет с участием родительской общественности

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Родительская общественная организация, как форма реализации досуговой деятельности

Родительская общественная организация, как форма реализации досуговой деятельности. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способс...