Ознакомление детей с художественной литературой
статья (младшая группа) на тему
Значение художественной литературы в развитии дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_detey_s_khudozhestvennoy_literaturoy.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей с художественной литературой
Ознакомление детей четвертого года жизни с художественной литературой осуществляется на материале литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
В названии данной области достаточно точно отражена основная концептуальная позиция - не ознакомлять детей с художественной литературой, а ежедневно читать, потому что «чтение – вот лучшее учение» (А.С. Пушкин). Отнесение области «Чтение художественной литературы» в направление «Познавательно – речевое развитие» не случайно. Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно – эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок в первую очередь открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начиная больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области – воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в том числе мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.
Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель – дошкольник зависит от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации данной области являются: формирование круга детского чтения; организация процесса чтения.
При формировании круга детского чтения педагогам и родителям необходимо в первую очередь руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка (социально – личностного, познавательно – речевого, художественно – эстетического), так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения – систематичность взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности – радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением.
Основные задачи психолого – педагогической работы:
- формирование целостной картины мира (в том числе первичных ценностных представлений);
- развитие литературной речи (знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы);
- приобщение к словесному искусству (развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формирование интереса и любви к художественной литературе).
Реализуя образовательную область «Художественная литература», обращаем внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекаем дошкольников повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Например, после слушания сказок « Козлятки и волк», «Кот, петух и лиса» предлагаю детям повторить песенки действующих лиц.
Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки», «коза – дереза» и др.
Такие стихотворения, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство эмпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.
Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
При организации образовательной области по ознакомлению с художественной литературой ставим задачи формирования эмоционально – образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм), развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.
Ознакомление с каждым жанром помимо указанных общих задач решаем конкретные вопросы, связанные с тематикой произведений – они формируются для каждой области отдельно. После чтения литературного произведения проводится коммуникация и выполняются разнообразные интегрированные задания.
Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом.
В младшей группе проводим интегрирование эпизодов сказки – так дети легче могут усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом « все тропинки замело».
Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение интеграции образовательной области « Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями.
Физическая культура.
1.Побуждаем детей к самостоятельному рассказыванию, заучиванию потешек, песенок.
2.Обогащаем литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей.
3.Формируем интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений.
4.Учим самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать варианты игр, собственные игры.
Здоровье.
- На примере произведений художественной литературы воспитываем у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствуем навыки самообслуживания.
- Воспитываем у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание бытии бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы.
- Формируем осознанное отношение к своему здоровью, осознаний правил безопасного поведения.
Социализация.
Привлекаем детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации. Обогащаем литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование.
Развиваем у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений.
Воспитываем любовь к устному народному творчеству.
Подводим к пониманию нравственного смысла произведения к мотивированной оценке поступков и характера главных героев.
Безопасность.
Книга учит ребенка умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах, элементам спортивного ориентирования, обучает правилам безопасного движения по улицам и паркам города.
Труд.
Художественная литература формирует у детей представление о взаимопомощи, дружбе, вызывает желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. Воспитывает заботливое отношение к животным, уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту.
Познание.
Воспитываем интерес, любовь к художественной литературе. Развиваем способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета.
Знакомим как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями. Систематизируем и углубляем знания о литературных произведениях. Формируем представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно- тематических единицах литературных произведений. Развиваем способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной форме, закрепляем знания об особенностях сказочного жанра.
Коммуникация.
Формируем Эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развиваем чуткость к выразительным средствам художественной речи, словесном творчестве. Развиваем умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Формируем образность речи: чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Учим понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво, отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.
Художественное творчество.
Вырабатываем отношение к книге как к произведению эстетической культуры – бережное отношение, желание повторно прослушать книгу. Создаем благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора. Развиваем чуткость к выразительным средствам художественной речи, умению воспроизводить эти средства в своем творчестве. Воспитываем желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке. Подводим детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность.
Музыка.
Развиваем поэтичность слуха, способность воспринимать музыкальность, поэтичность речи, образность речи. В играх – драматизациях формируем умение вносить элементы творчества в двигательные и интонационно – речевые характеристики персонажа. Развиваем интерес к театрально игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1-ой младшей группе по теме: «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миров в 1 младшей группе...
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ» ПО ТЕМЕ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЕЙ ПОГРАНИЧНИК»
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ»ПО ТЕМЕ: «Ознакомление детейстаршего дошкольного возраста с профессией пограничник»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Ознакомление детей с государственными символами России"
Тема: Ознакомление детей с государственными символами России.Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.Задачи:- познакомить детей с главными символами России (герб,...