Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей
статья

Дырда Татьяна Юрьевна

Статья: Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Дырда Татьяна Юрьевна воспитатель                                                                                                            

                                                                     ГБДОУ Детский сад №15 комбинированного вида                                                                                             Красносельского района  г. Санкт-Петербурга

                                                                                                                       

Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей.

Одной из инновационных образовательных технологий, которая направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей является технология проектной деятельности.

Технология проектирования и использование метода проектов с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного развития дошкольников.

Проект в детском саду – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Стержнем     проектной      деятельности      является     самостоятельная 

деятельность детей, что развивает в детях уверенность в своих возможностях и создает умение самостоятельно искать пути решения задач. Надо помнить, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Основной целью проектной деятельности в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка.

Общие задачи развития:

- формирование творческого воображения и творческого мышления;

- развитие познавательных способностей;

- развитие коммуникативных навыков;-

- обеспечение психологического здоровья.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

При реализации проекта применяется все многообразие методов развития творческих способностей детей. Используются такие формы работы с детьми, как сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры-фантазирования, игры со строительным и природным материалом, рисование (в том числе нетрадиционное, лепка (из пластилина, глины, соленого теста, аппликация, чтение и т. д.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания нескучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Планирование любой проектной деятельности начинается с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: «Для чего вообще нужна эта работа?», «Ради чего ее стоит осуществлять?», «Что будет в результате?».

Работа с детьми ведётся поэтапно: сначала создается положительная мотивация детей, затем дошкольники вводятся в проблему, слушают рассказ о ее важности, вживаются в игровую ситуацию. Затем вырабатывается план по решению задачи, который формируется в ходе исследовательской деятельности, подбираются необходимая информация и нужные материалы. Дальше выполняется практическая часть проекта. После происходит обсуждение результатов, систематизация полученных данных. Необходимо отметить, что на каждом этапе используются личностно-ориентированные технологии, так как способности и возможности детей разные.

Важным условием развития творческой личности является уважительное отношение к результатам  творчества детей, широкого включения  их в   жизнь дошкольного образовательного учреждения (организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды).

Необходимо привлекать родителей к работе над проектом, так формируются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. А родители могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Проектная деятельность осуществляется на основе интегративного, комплексно-тематического и личностно-ориентированного подходов к организации педагогического процесса.  Педагог  и ребенок выступают как равноправные партнеры.

Существуют следующие типы проектов:

Исследовательско-творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна.

Ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Особое место занимают творческие проекты. Их реализация подразумевает, что после воплощения основной части проекта в жизнь производится оформление полученных результатов в виде итогового мероприятия, развлечения, праздника. Этот тип проекта подходит даже для маленьких детей.

По продолжительности проекты делятся на:

- Краткосрочные (1-4 недели)

- Среднесрочные  (до 1 месяца)

- Долгосрочные  (полугодие, учебный год)

При этом каждый из этих видов проектной деятельности имеет следующие общие особенности:

- в ходе проектной деятельность решается проблемная ситуация, которая не может быть решена прямым действием. Именно это является отличительной чертой проектной деятельности от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация решается максимально быстро.

- участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Необходимо, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;

- проектная деятельность имеет адресный характер. Так как в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Творческая проектная деятельность важна для воспитания дошкольника тем, что отражает интересы ребенка, стимулирует его познавательную активность, повышает чувство уверенности, значимости мнения ребёнка в данном проекте.  В момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками, развивается творческая активность ребенка. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

В ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть своё творческое начало, показать всем свою индивидуальность. Метод проектов даёт дошкольнику возможность: экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать свои творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

В настоящее время, метод проектов в работе с дошкольниками — это доступный, инновационный и перспективный метод, который занимает свое достойное место в системе дошкольного образования.

Список литературы:

1. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада / Е. С. Евдокимова. – Волгоград: Перемена, 2001.

2. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования / Е. С. Заир - Бек. – Санкт-Петербург : Просвещение, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников

Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников...

Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей

Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей...

«Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»

laquo;Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Одной из инновационных образовательных технологий, которая направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей является технология проектной деятельности.Технология...

«Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»

laquo;Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»...

Использование технологии проектной деятельности в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни

Именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Возможно ли это в таком юном воз...

Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей.

Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей. Проектная деятельность в детском саду – это деятельность по продумыванию и орган...