Интегрированное занятие по логоритмике и формированию зрительно-пространственных отношений у детей с задержкой психо-речевого развития.
материал на тему

Чернышова Ольга Эдуардовна

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

1.     Формирование у детей пространственных представлений

2.     Формирование у детей ориентировки в собственном теле.

2. Логоритмические задачи:

1.     Развитие музыкального, тембрового слуха.

2.     Воспитание чувства ритма, слухового внимания

3.     Формирование чувства ритма, слухового внимания

4.     Развитие и совершенствование общей и тонкой моторики, мимики и жеста.

5.     Формирование речевого дыхания, фонематического слуха, координации слова с движением.

Коррекция и закрепление личностных качеств: активности, самостоятельности, произвольности поведения, выдержки и сосредоточенности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по логоритмике и формированию зрительно-пространственных отношений у детей с задержкой психо-речевого развития.

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

  1. Формирование у детей пространственных представлений
  2. Формирование у детей ориентировки в собственном теле.

2. Логоритмические задачи:

  1. Развитие музыкального, тембрового слуха.
  2. Воспитание чувства ритма, слухового внимания
  3. Формирование чувства ритма, слухового внимания
  4. Развитие и совершенствование общей и тонкой моторики, мимики и жеста.
  5. Формирование речевого дыхания, фонематического слуха, координации слова с движением.
  6. Коррекция и закрепление личностных качеств: активности, самостоятельности, произвольности поведения, выдержки и сосредоточенности.

Оснащение

1. Цветные зонтики

2. Муляжи грибов

3. Осенние листья

                4. Музыкальный треугольник, дер. ложки, колокольчики

                5. Камушки «Марблс»

                6. Массажеры Су-джок

                7. Ободок с изображением птицы

                8. Корзинка

                9. Шоколадные медальки

                10. Кукла Еж

Занятие «Прогулка в осенний лес»

Ход занятия

1.Упражнение для подготовки голоса к пению

Музыкальный руководитель поет: К нам гости пришли!

Дети поют: Очень рады гостям!

Музыкальный руководитель: За окошком дождик льет

Дети: Это Осень к нам идет.

Песня «Что случилось, в чем секрет?» (сл.муз.Н.А.Маслухиной) (логопед в костюме Осени входит в группу)

Осень:

По дороге золоченой долго я, ребята, шла

И к своим друзьям хорошим

Ненадолго забрела

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти

Интересней приключенья

Вам, ребята, не найти

Но чтоб в дороге не устать,

Нужно тело нам размять.

2. Упражнение, регулирующее мышечный тонус. «Делаем зарядку» муз.Е.Петровой

1.

Осень и дети поют:

Каждый день по утрам   

Делаем зарядку

Очень нравится нам

Делать по порядку

припев:

Весело шагать – ходьба на месте

Руки поднимать – (руки вперед-вверх-вперед-вниз)

Приседать и вставать – (присесть-встать)

Бегать и скакать – бег на месте

2.

Чтобы нам не болеть

И не простужаться,

Мы зарядкой всегда

Будем заниматься.

Припев:

 Весело шагать – ходьба на месте

Руки поднимать – (руки вперед-вверх-вперед-вниз)

Приседать и вставать – (присесть-встать)

Бегать и скакать – бег на месте

Осень:

А теперь зарядка для пальчиков.

3.Пальчиковая гимнастика

Дети:

Вот как пальчики шагают - 4 раза сжимают и разжимают кулачки

И мизинец, и большой – по очереди разгибают пальцы

Указательный и средний,

Безымянный – вот какой

(повторить 2 раза)

Осень:

Ну вот и размялись. Ребята, а какое у вас сегодня настроение? (ответ детей) А вот у меня настроение может быть разное.

4. Упражнение на развитие мимических движений «Настроение»

Я могу быть веселой – дети улыбаются

Могу удивляться – изображают удивление

Возьму и загрущу – изображают плач

И опять удивляюсь – изображают удивление

Вдруг чего-то испугаюсь – изображают испуг

И опять развеселюсь – изображают улыбку

5. Упражнение на умение ориентироваться в пространстве, выполнять ходьбу в разных направлениях «Мы идем»

Осень:

Раз настроение чудесное,

Мы в лес отправимся гулять

Будем весело шагать  - идут спортивным шагом

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом, - змейка

На носочки встали,

К лесу побежали – бег на носочках

Ноги выше поднимаем,

На кочки мы не наступаем – идут по кругу, высоко поднимая колени

Вот дорога шире стала

Можете идти вы в парах – перестроение пары

И снова по дорожке

Друг за другом мы шагаем – перестроение в колонну по одному

Дорожку в поле протоптали

Пойдем мы по диагонали – ходьба в колонне по диагонали.

Осень:

Вот и пришли мы в лес.

Воздух в лесу чистый, свежий, прохладный

Осень:

Давайте подышим осенним воздухом

6. Упражнение на формирование правильного дыхания «Ветер и листья»

Осень:

Зашумел ветер (вход на выдохе ш-ш-ш)

Падают листья (вдох на выдохе п-п-п)

В траве шуршит ежик (вдох на выдохе ф-ф-ф)

Осень:

А сколько еще необычных звуков можем услышать в осеннем лесу. Послушайте.

7. Упражнение на развитие голоса и слуха «Звуки леса»

Осень:

а.) Вот заскрипело старое дерево – горловой звук.

б.) Ухает птица филин – у-ух

в.) Завыл протяжно холодный, осенний ветер – у-у-у

Осень:

Поздней осенью перелетные птицы – гуси, грачи, журавли собираются в стаи и готовятся улетать в теплые края, а ведет стаю вожак – это самая опытная и мудрая птица, которая хорошо знает маршрут и не позволяет стае сбиться с пути.

8. Упражнение на развитие внимания и пространственную ориентацию «Стая».

Осень:

Улетают журавли

Далеко на край земли

Листья по ветру летят,

Журавлей догнать хотят

9. Зрительная гимнастика с музыкальным сопровождением «Листочки» - вальс

Осень:

Ребята, небо тучками затягивается, кажется дождь собирается.

Давайте вместе прочитаем стихотворение про дождик

10. Стихотворение «Дождик бегает по крыши» - массаж спины.

 (дети стоят в колонне друг за другом)

Дети:

Дождик бегает по крыше – бом-бом-бом –( хлопают ладошками по спине впереди стоящего ребенка)

По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом – (постукивают пальцами 2х рук)

Дома, дома посидите – бои, бом, бом – (постукивают кулачками)

Никуда не выходите – бом, бом, бом – (растирают ребром ладоней)

Почитайте, поиграйте, бом, бом, бом – (растирают плечи)

А уйду, тогда гуляйте, бом, бом, бом – (поглаживают 2-мя руками спину)

Поворот на 180О и повтор.

Осень:

Ой, мне на ладошку упала одна капелька, вот вторая, ребята, спойте песенку

про дождик, он обрадуется и не намочит нас в лесу.

Песня «Кап-кап» муз. Пархаладзе; сл. Н.Соколовой

Осень:

Я вижу вы и зонтики с собой взяли, покажите, как вы умеете ими пользоваться

Танец с зонтиками - вальс

(на полу несколько бесцветных листочков)

Осень:

Ребята, посмотрите, какие необычные листочки, они совсем бесцветные. Дождик смыл с них всю краску. Давайте опять сделаем их цветными, да так, что никакой дождик не будет им страшен.

11. Дидактическая игра на развитие мышления и развитие мелкой моторики рук «Выложи листок с использованием камушков Марблс»

Осень:

Пока мы с вами играли, на лесной полянке выросли грибочки. Ой, как их много. Ребята, а какие бывают грибы? (съедобные, не съедобные)

12. Подвижная игра на координацию слова и движения «Найди свой гриб»

Дети поют:

Мы идем, идем, идем – идут вправо по кругу

Мы грибы сейчас найдем – идут влево по кругу

Под листочком, под травинкой – показывают на грибы, указывают пальцем

На пенечке под осинкой

Вот гриб, не зевай – хлопают

И съедобный выбирай – быстро берут гриб

Осень:

А теперь назовите грибы, которые вы сорвали. А как называется грибы которые вы не собрали? А почему вы их не сорвали? Молодцы, хорошо знаете грибы. Ребята, послушайте, кто-то шуршит под елочкой? Если сумеете отгадать мою загадку, узнаете кто ж это?

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки ни одной…(еж)

(Осень подходит к елке и выходит с куклой – Ежом на руке)

Еж:

Здравствуйте, ребята! Как я рад, что вы пришли к нам в лес. Помогите мне разбудить моих братишек и сестричек. Они так крепко спят, а им уже давно пора вставать.

Осень:

Ну конечно, ежик, ребята тебе помогут.

13. Упражнение на согласованное движение рук и речи «Ежики»

Дети:

Ежики проснулись рано, - сидят на корточках и потирают глаза кулачками

Потянулись, - потягиваются

Встали прямо  - встают, опускают руки

Прыг-скок, прыг-скок – прыгают на 2-х ногах.

Новый начался денек – Хлопают в ладоши

Осень:

Ну вот и проснулись твои братишки и сестренки. А теперь послушайте сказку, которая называется «Ежик на прогулке», а покажут сказку наши ребята. (раздают шарики су-джок каждому ребенку)

14. Сказка «Ежик на прогулке»

Цель:

Воздействие на биологически активные точки по системе Су-джок. Стимулирование речевых зон коры головного мозга.

Осень:

Жил – был Ежик в лесу, в норке (зажать шарик в ладошке)

Выглянул Ежик из своей норки, (раскрыть ладошку и показать шарик)

Увидел солнышко и улыбнулся ему (улыбнуться)

Решил ежик прогуляться по осеннему лесу и побежал по лесной дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик)

Прибежал на красивую осеннюю полянку (ладошки соединить в форме круга)

Обрадовался Ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажать шарик между ладонями и двигать вперед-назад)

Осенние листочки зашуршали под его лапками (вход-на выдох ш-ш-ш-ш)

Вдруг набежали тучки (нахмуриться, зажать шарик в одном кулачке, затем в другом)

И…закапал дождик – кап-кап-кап, кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотку стучать по комочкам шарика)

Спрятался Ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку гриба и спрятать шарик под ним)

Укрылся от дождя, а когда закончился дождик, на поляне выросли разные грибочки: подосиновики, подберезовики, лисички, белые, опята (показать пальчики по одному)

Захотелось Ежику обрадовать маму, собрать грибочков и отнести их домой. Но как же их донести? Ну, конечно же на своей спинке. Аккуратно насадил Ежик грибочки на свои иголки (каждым кончиком пальчика надавить на шипик шарика) и довольный побежал домой. (прямыми движениями по ладони раскатывать шарик)

Еж:

Спасибо, ребята, за сказку. Приходите к нам в гости еще, а мы с братишками пойдем поищем грибочки.

Осень:

Ребята, давайте вспомним какие интересные звуки мы слышали в лесу. Возьмите музыкальные инструменты и давайте сочиним свою мелодию осеннего леса.

Оркестр «Музыка леса»

Осень:

Как весело мы сегодня провели время, а теперь давайте отдохнем. Ложитесь на полянку, закройте глазки. И послушайте красивую музыку: «Звуки леса»

«Звуки леса» - Релаксация

Осень:

Поднялись, потянусь. К сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. Беритесь за руки, чтоб никто не потерялся, и по нашей тропиночке пойдем назад. Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось в осеннем лесу? (ответ детей)

И мне очень понравилось. Я хочу вам подарить свои осенние улыбки, чтобы вы как можно чаще улыбались. (раздает шоколадные смайлики). До свидания, ребята!

(Осень уходит)

Занятие подготовили и провели учитель-логопед Карманова Е.И. и музыкальный руководитель Чернышова О.Э. МБДОУ №2 «Родничок»                        

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-драматизации «Машенька и рукавички» с детьми 4-5 лет (средней группы) с задержкой психо-речевого развития

Игра- драматизация помогает эмоциональному раскрепощению детей, развитию речевой активности и памяти,закреплению навыка в совместной деятельности....

Конспект занятия по формированию зрительно-пространственных представлений у детей с ОНР.

Тема. Пространственные представления.Цель. Формирование у детей зрительно-пространственных представлений.Задачи: -продолжать формировать зрительно-пространственные представления, умение ориентироватьс...

Характеристика на ребенка раннего возраста с задержкой психо-речевого развития.

Предлагаю Вашему вниманию образцы характеристик на детей раннего дошкольного и младшего дошкольного возраста с задержкой психо-моторного, речевого развития. Одна из характеристик составлена на ребенка...

Характеристика на ребенка раннего возраста с грубой задержкой психо-речевого и моторного развития.

Представленны образцы характеристик на детей младшего дошкольного возраста с грубой задержком психо-речевого и моторного развития....

Акцентируем внимание родителей , педагогов дошкольного уровня образования, педиатров на таких важных коммуникативных речевых проблемах детей:задержка психо-речевого развития ,общее недоразвитие речи, алалия (моторная, сенсорная, смешанная))

. Акцентируем внимание родителей , педагогов дошкольного уровня образования, педиатров на таких важных коммуникативных речевых проблемах детей:задержка психо-речевого развития ,общее недоразвити...

Значимость и этапы формирования зрительно-пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста

Статья поможет систематизировать работу в данном направлении; раскрывает основные этапы формирования зрительно-пространственного гнозиса....

СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО - ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР КАК ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО - ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР КАК ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»...