Формирование интереса к природе у детей дошкольного возраста
материал по теме
Интерес к природе детей дошкольного возраста рассматривается в настоящее время в аспекте более широкой проблемы формирования основ экологической культуры. Педагогический аспект воспитания интереса к природе связан с формированием экологического сознания, которое представляет собой ядро экологической культуры личности. Интерес выступает в качестве одного из основных компонентов экологического сознания и отражает субъективное отношение к природе, которое основано на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях. Он служит своеобразным «компасом», который направляет деятельность детей на освоение личностно значимых для него ценностей окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
form.docx | 14.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование интереса к природе у детей дошкольного возраста.
Интерес к природе является осознанной потребностью, т.е. осознанным отношением человека к природе. Данное отношение становится одной из основных черт личности, превращается для детей в ценность.
Проблема формирования интереса к природе у детей дошкольного возраста относится к одной из самых важных. Необходимость воспитания экологической культуры, начиная с дошкольного возраста, и важность данного процесса для развития личности ребенка была подчеркнута в исследованиях Н.Н Кондратьевой, П.Г. Саморуковой, И.А Хайдуровой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Н.О.Никоновой и Т.А.Ивченко и ряда других исследователей. В современных концепциях дошкольного образования признается актуальность развития у детей основ экологической культуры, формируя ценностные ориентации личности.
Интерес к природе детей дошкольного возраста рассматривается в настоящее время в аспекте более широкой проблемы формирования основ экологической культуры. Педагогический аспект воспитания интереса к природе связан с формированием экологического сознания, которое представляет собой ядро экологической культуры личности (Кондратьева Н.Н., Никонова Н.О., Талызина М.И. ). Интерес выступает в качестве одного из основных компонентов экологического сознания и отражает субъективное отношение к природе, которое основано на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях. Он служит своеобразным «компасом», который направляет деятельность детей на освоение личностно значимых для него ценностей окружающего мира.
Исследователи (Маневцова Л.М., Кондратьева Н.Н. , Никонова Н.О., Ивченко Т.А.) неоднократно указывали на то, что усвоение знаний и формирование практических умений и навыков в сфере экологического образования, должны сочетаться с развитием интереса к природе.
Интерес к природе является обязательным условием для раскрытия тайн природного мира, для выполнения экологического образования своих воспитательных, познавательных и других функций.
По мнению Пологрудовой И.С., развитие интереса к природе приводит к формированию экологической культуры в целом. Одним из результатов воспитания интереса к природе автор называет приобретение первоначальных ценностных ориентаций и развитие эстетического отношения к миру природы .
Важные идеи при анализе понятия «интерес к природе» были высказаны Вересовым Н.Н.. Проводя анализ понятия «интерес к природе», автор выявил наличие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. В основе интереса к природе лежит знание, которое приобретается в ходе активной мыслительной деятельности. Знания и эмоции представляют собой побудительный мотив к определенным действиям и оказывают влияние на поведение человека в целом. Гаврилова О.Н. также отражает структуру интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста. Она указывает на единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов . Однако в то же время автор указывает, что подсознание носит подчиненный характер по отношению к эмоциям человека, но все же подчеркивает, что основой интереса к природе является познавательный элемент.
В исследованиях Колбиной Л.А., отмечается, что характерная особенность познавательного интереса состоит в том что, он носит интеллектуальный характер. Интеллектуальный момент обеспечивает понимание значения и смысла деятельности, он необходим при решении познавательных вопросов и организации успешного поиска решения познавательных задач.
Познавательные интересы необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста, когда возникает и бурно развивается активное стремление ребенка познать окружающий мир.
Исследователем были определены показатели формирования познавательного интереса к природе:
- интерес самого воспитателя к природе, его стремление заразить детей пытливым отношением к природе, воспитать и поддержать интерес к ней;
- живое общение детей с природой;
- организация активной познавательной деятельности;
- обогащение и углубление знаний детей (это должны быть знания о сходстве и различии, о причинах явлений и связях между ними).
Формирование таких знаний определяет движение, глубину и устойчивость познавательных интересов.
Различные исследования показывают значительное разнообразие интересов дошкольников. Так в исследованиях рассмотрены особенности познавательных интересов дошкольников (Т.А.Куликова, Е.Ф.Рыбалко), игровых интересов (О.В. Солнцева, Н.А.Бойченко), интереса к природе (Л.Ф.Захаревич, Н.К.Постникова и другие исследователи) и т.д. Исследования авторов позволяют говорить о возможности формирования интересов уже в период дошкольного детства.
Уже в старшем дошкольном возрасте интерес к знаниям становится устойчивым, отмечают исследователи Н.Г.Морозова, А.А.Люблинская, В.С.Мухина, Н.Н.Поддъяков и другие.
Исследователь Л. Бобылева говорит о том, что ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Наблюдения показывают, что у детей старшего дошкольного возраста возникает различное отношение к природе, выражаемое в разной степени увлеченности тем или иным видом деятельности, тематикой или содержанием.
Поэтому развитие интереса к природе является актуальным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественные произведения как метод воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста
При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняютс...
Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста
Чтение – это окошко, через котороедети видят и познают мир и самих себя.В.СухомлинскийРодители многих школьников сетуют на то, что их дети не читают книги. В наше время место книг в жизни школьников з...
КУРСОВАЯ РАБОТА по специальности 44.02.01 "Дошкольное образование" на тему «Развивающая предметно-пространственная среда как средство формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста»
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком имеют глобальное значение. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое ...
Консультация "Развитие интереса к природе у детей дошкольного возраста с помощью игр экологической направленности."
Экологическое воспитание – это процесс ознакомления ребенка с природой.С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ Аннотация. Статья посвящена изучению формирования интереса у детей д...
Презентация проекта «Любимая книга» как средство формирования интереса к чтению у детей дошкольного возраста
Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской душиВ. Сухомлинский...