Право на семью
материал по теме
Мастер класс для педагогов, на конкур "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Право на семью
Цель: Познакомить педагогов с новыми формами работы по правовому воспитанию.
СЛАЙД 1: Титульный
В: Коллеги! Для проведения мастер-класса предлагаю, желающим, подняться на сцену и занять места за столами. Желательно, чтобы мужчины тоже приняли активное участие.
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется ассоциативный ряд: (СЛАЙД 2) : жизнь, имя, семья, дом, здоровье, образование. Объедините все эти названия одним понятием. (ПРАВО) А как думают коллеги из зала?
В:
Да, и сегодня мы поговорим о правах.
- А кто мне скажет, что такое право? (свод правил, образцы поведения… если не ответят – ПРАВО – это свод определенных принципов, норм и правил)
- Нужны ли, по вашему мнению права и правовое воспитание для дошкольников?
(Да, потому что навыки нормативного поведения можно формировать уже с 4 лет; Возможно, но не всем детям т.к. это зависит от индивидуальных особенностей ребенка.)
В:
Действительно, правовое воспитание для дошкольников необходимо т.к. самые первичные представления о нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях, приобретаются в детстве. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период превращения индивида в личность, во многом зависит и последующее поведение человека в обществе.
Мы с вами определили, что право это свод определенных правил. И эти правила должны быть где - то прописаны и узаконены в каком - то документе. И такой документ есть. Коллеги подскажите, пожалуйста как он называется? (КОНВЕНЦИЯ О ПРВАХ РЕБЕНКА) СЛАЙД 3
В: Давайте вспомним, какие же права прописаны в этом документе? (ОТВЕТЫ: право на жизнь, право на имя, дом, семью, здоровье, и т. д.)
Итак, вашему вниманию представляется Конвенция о правах ребенка, в которой прописаны следующие права:
СЛАЙД 4 Каждый ребенок имеет право на……..
СЛАЙД 5 СЛАЙД 6 СЛАЙД 7 СЛАЙД 8 СЛАЙД 9
В:
Уважаемые коллеги, в конвенции 54 статьи, мы с вами вспомнили лишь некоторые. И сейчас я предлагаю вам узнать, о каком праве пойдет речь сегодня. Для этого в течение 20 сек. Вам необходимо найти и вычеркнуть в таблице все парные буквы, а из оставшихся составить слово.
СЛАЙД 10 КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБf Цель: развитие внимания
С | А | Г | О | Ф |
О | Е | Н | Г | В |
Д | Ч | М | Х | Ч |
Б | А | Б | Ь | В |
Х | Ф | Д | Н | Я |
В: Кто мне может сказать, какое слово у вас получилось? (СЕМЬЯ)
СЛАЙД 11
В: Да, сегодня мы поговорим о семейном праве, которое включает право ребенка жить и воспитываться в семье.
СЛАЙД 12 СТИХОТВОРЕНИЕ
Как появилось слово «семья»?.....
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя..?
- «Я, Я, Я» Ева молвила – «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
В: «Участникам»:
Уважаемые коллеги, вы все в своих семьях выполняете разные социальные роли, и сегодня вы тоже будете выполнять разные роли. Для начала, я предлагаю вам занять позицию детей и попробовать из предложенных материалов составить формулу семьи. Работать вы будете в парах. Одна пара будет работать у доски, а другая за столом.
Цель: определение формулы и функций семьи
«Коллеги»:
Пока «дети», составляют формулу семьи, вы уважаемые коллеги, будете выполнять самую ответственную роль – роль родителей. Именно с позиции родителей, работая с текстом, определите, какие фразы характеризуют домашние обязанности присущие каждой семье.
ОТВЕТЫ: родит, украсит, сошьет, постирает…
В: Из ваших высказываний можно сделать вывод, что важными функциями семьи являются:
Репродуктивная – что подтверждается словами : деток родит
хозяйственно-бытовая – сошьет, постирает
духовная – приласкает..
В:
Думаю, что наши дети уже закончили выполнять задание. Посмотрим, что же у них получилось.
Очень хорошо. Мы вывели формулу семьи, определили, что в семье мы выполняем разные социальные роли, так а что же такое семья? Как вы думаете? (ответы участников:
- ячейка общества
-социальная группа
-система взаимоотношений между ее членами
-близкие люди
Цель: систематизировать и обобщить представления о семье
СЛАЙД 13
В: Семья – по определению Владимира Ивановича Даля, группа близких родственников, живущих вместе.
В:
Каждая семья сильна, своими традициями. Одной из них по праву считается выбор имени младенцу. И сейчас, уважаемые участники, вы будете выступать в роли супругов. РАБОТА В ПАРАХ
Цель: формировать навыки партнерского взаимодействия;
У нас уже образовалось две «семейные пары»… Представьте, что в ваших семьях появился долгожданный ребенок, не сказав ни одного слова друг другу, не глядя друг на друга – запишите имя, которым вы хотите назвать своего малыша, на листке бумаги.
(Кто мальчик или девочка? Об этом знает только мама малыша, но в данный момент она ничего не может вам сказать.)
Рефлексия упражнения:
1 Удалось ли вам выполнить задание? (нет) Что у вас получилось? (разные имена, да еще и пол разный)
2 Что мешало вам успешно выполнить задание? (Мы не могли договориться друг с другом, даже взглянуть друг на друга)
3 Что, по вашему мнению, помогло бы преодолеть эти трудности? (умение договариваться друг с другом, слушать, уступать, интуиция, умение чувствовать партнера….)
- Из ваших ответов можно составить правила партнерского взаимодействия, какие, подскажите мне, пожалуйста….«Нужно уметь уступать друг другу……договариваться между собой, выслушать мнение другого..»
Думаю, что умение уступать и договариваться (эти правила) поможет вам сохранить теплые, дружеские отношения в ваших семьях.
В: АССОЦИАЦИИ:
(Цель: обобщить представления о семье; развитие творческого мышления)
Я предлагаю вам поиграть а игру ассоциации. Все, что для этого нужно, - услышать задание и постараться высказать первые мысли, связанные с ним, которые пришли вам в голову. А задания следующие:
- Если семья – это геометрическая фигура, то она….. Почему?
- Если семья- это цвет, то она…..
- Если семья – это музыка, то она…
- Если семья – это настроение, то она…
- Если семья – это постройка, то она… (Дом)
Действительно, семья – это еще и дом, куда мы готовы возвращаться вновь и вновь, нести все свои невзгоды и знать, что здесь нас поймут и примут такими, какие мы есть.
И сейчас я хочу пригласить вас к волшебным домам, у которых необычные названия. Они соответствуют настроению тех людей, которые живут в них.
Цель: учить чувствовать эмоциональное состояние других, выяснять его причину и способы исправления.
СЛАЙД 14 (Печальный дом, грустная музыка)
Вы слышите здесь звучит мелодия.
1 Какая она по характеру? (медленная, таинственная, грустная)
2 Как вы думаете с каким настроением здесь живут люди?
3 Если бы вы стали рисовать это настроение, то какого цвета краски бы взяли?
4 На какое время года, похоже это настроение?
5 В каких ситуациях у вас бывает такое настроение?
6 Как бы вы могли назвать этот дом?
7 Вам понравился этот дом? Почему?
8 Вы хотели бы в нем жить? Почему?
Мы прощаемся с домом «грусти» и попадаем в другой дом.
СЛАЙД 15 (Радостный дом, веселая музыка)
В:
1 Прислушайтесь, какая музыка звучит в этом доме?
2 А с каким настроением здесь живут люди?
3 Если бы вы стали рисовать это настроение, то, какого цвета краски использовали?
4 Как вы думаете, чему радуются в этом доме?
5 На какое время года, похоже это настроение?
6 Как можно назвать этот дом?
7 В каком доме вам больше всего хотелось бы жить?
8 Скажите, что можно сделать для того, чтобы настроение в наших домах и семьях, всегда было хорошим? (ОТВЕТЫ)
В: СЛАЙД 16 (два дома вместе)
Попробуйте соединить два дома – что у вас получается? Как можно назвать этот дом?
В: А получается у нас реальный дом – дом, в котором не бывает только грустно или только весело. Настоящий дом, который есть у каждого из нас.
В:
Подводя итог нашей встрече, мне хотелось бы, чтобы вы, уважаемые участники, в раннее образовавшихся парах проанализировали все, о чем мы с вами сегодня говорили и составили «синквейн», на тему «Семья», по схеме, предложенной на экране:
Слайд № 17 СХЕМА СИНКВЕЙНА
Цель: рефлексия занятия, развитие способности резюмировать обширную информацию.
1 строка: одно существительное (Кто? Что?), в нашем случае это- СЕМЬЯ
2 строка: два прилагательных раскрывающих эту тему: (Какая?)
3 строка: три глагола, описывающие, действия, относящиеся к теме (Что делает?)
4 строка: Предложение (крылатое выражение, цитата, пословица) характеризующее ваше отношение к теме, в нашем случае к семье
5 строка: слово-резюме, тоже существительное, которое дает новую интерпретацию теме. (СЕМЬЕ) (Новое звучание темы)
В: Пока наши участники готовятся, вам уважаемые коллеги, предлагаю:
1.Продолжить, начатую мной фразу:
- «В конвенции каждый найдет на важный вопрос ответ: ребенком считается тот кто…….. не достиг 18 лет (ст. 1 )
- Высказать правду, ты можешь везде: дома и в школе, и даже в суде. Но уважай убежденья других. Право на…. мнение есть и у них (ст. 12. Ребенок имеет право высказывать свое мнение)
- пусть дети живут, смеются звонко,
подрастают с каждым днем,
Пусть у каждого ребенка
Будет право……. Дом (ст . Ребенок имеет право на жилье.)
В: Думаю, что наши участники уже закончили составлять синквейн. Нам очень интересно узнать, что же у вас получилось, что вы возьмете с собой в будущее из приобретенных сегодня знаний….(каждая пара зачитывает синквейн)
В: СЛАЙД 18 (ФОТО КОНВЕНЦИИ)
Уважаемые коллеги, конвенция о правах ребенка признает: что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. И мы должны сделать для этого все возможное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект правового занятия в старшей группе "Право на семью и заботу"
конспект занятия по правовому воспитанию...

Конспект занятия в средней группе на тему: "Право на семью, любовь и заботу"
Познакомить детей с правом на любовь, заботу; способствовать социально-нравственному развитию; воспитывать в детях доброту, внимание к членам семьи и людям....

"Право на семью, любовь и заботу"
Учебное занятие по правовому воспитанию для детей второй младшей группы....

Каждый ребенок имеет право на семью
Коспект образовательной деятельности по правовому воспитанию (Образовательная область "Познавательное развитие")...

Конспект занятия по правам ребенка во второй младшей группе «Право на имя. Право на семью»
Детство- это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и нравственность. Дошкольное детство ...