Собственная методическая разработка
методическая разработка (средняя группа) по теме

Кузьмина Светлана Вячеславовна

Перспективное планирование, ознакомления детей с художественной литературой в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon str.1.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

ознакомления детей

с художественной литературой

в средней группе

Сентябрь

 Тематические занятия

1.«Мир книг»

Цель: пробудить интерес к книгам, дать знания о том, кто создаёт книгу, как это происходит и где?

2.«Русская народная сказка»

Цель: развивать представление о специфике сказки, её особенностях; традиционное начало «Жили-были…», хороший конец. Вспомнить знакомые сказки и вновь познакомить: «Лисичка со скалочкой», «Лисичка - сестричка и волк».

Совместная деятельность

По теме занятия

1.Внесение книг в книжный уголок

2.Рассматривание и сравнение различных книг.

3.Закрепление знания о строении книг, правил пользования.

4.Подклеивание порванных книг вместе с детьми(коллективный труд)

5.Чтение стихов об осени, овощах.

6.Рассказывание сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».

7.Развивать умение пересказывать р-н сказки: «Пузырь соломинка и лапоть», «Теремок».

8.Показ пальчикого театра по сказке «Курочка-ряба»                                             9.Драматизация р-н сказки «Репка»

10.Д.и. «Угадай из какой это сказки?» (из отрывка).

11.Пересказ сказки «Колобок» с использованием театра на фланелеграфе.

По другим темам

Разучивание стихов Н. Егорова «Редиска», «Тыква», «Морковка», «Горох», «Лук», «Огурцы».

Чтение: «Листопад» (отрывок) И. Бунин, «Кроет уж лист золотой» А.Майков.

Разучивание стихов Ю. Тувим  «Овощи».

Чтение: Э.Машковская «Чужая морковка», Ю.Дмитриев «Что такое лес?».

Связь с другими занятиями

Рисование сюжетов к русским народным сказкам.

Развивающая среда

Оформление книжного уголка

Рассматривание иллюстраций к р-н сказкам.

Изготовление атрибутов к пальчикову театру по сказке «Курочка ряба» ; элементов костюмов к  сказке «Репка».

                                                                     

                                                   

Октябрь

Тематические занятия                                                                                                                                            1.«Осень золотая»

Цель: Познакомить детей со стихами, их особенностью (рифме).

2. «Сказки о животных»

Цель: Познакомить детей с приёмом-антропоморфизм (очеловечивание);

Обьяснить воспитательное значение сказки (сказка высмеивает злых, зависливых ,жадных; пропогандировать смелость, доброту, честность, взаимопомощь, состродание,  предусмотрительность).

Вспомнить знакомые сказки о животных и вновь познакомиться «Заяц, лиса и петух», «Зимовье зверей», «Петушок золотой гребешок».

Совместная деятельность

По теме занятия

1.Дидактическая игра «Подбери рифму».

2.Разгадывание загадок на осеннюю тему.

3.Составление рассказа на тему «Почему я люблю осень?».

4.Разучивание И. Бунин «Листок» (отрывок).

   А. Майков «Кроет уж лист золотой».

5.Прослушивание грам. записи р-н. сказок: «Лисичка со скалочкой», «Руковичка»,   «Колосок».

6.Показ теневого театра «Лиса и журавль» - драматизация сказки.

7.Пересказ сказки «Волк и 7-ро козлят», (заучивание наизусть песенки козы).

   «Жихарка» (зауч.отрывка наизусть … «это ложка простая – котова…»)

По другим темам

Чтение Д. Хармс «Игра».

Разучивание стихотворения Б. Заходера «Кискино горе»

Чтение М. Пришвина «Журка», К. Ушинский «Бодливая корова»;

сравнение рассказов и сказок.

Связь с другими занятиями

Лепка на тему «Овощи и фрукты».

Рисование на тему «Золотая осень».

Рисование по р-н. сказке «Три медведя».                                                                    

Развивающая среда

Оформление альбома «Золотая осень».

Составление осеннего букета вместе с детьми.

Изготовление теневого театра по сказке «Лиса и журавль» и элементов костюмов по этой сказке.

                                                           Ноябрь

Тематические занятия

1.Всё о малых формах фольклора

Цель: Развивать у детей интерес к фольклору: загадки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные песенки, прибаутки, заклички, приговорки.

2. «Викторина!»

Цель: Закрепление содержания пройдённых произведений, умение отличить стихи от сказок.

Совместная деятельность

По теме занятия

1.Прослушивание записей русской-народной прибаутки «Кошкин дом»

2.Чтение: «Чики-чики-чикалочки»-русские-народные песенки и потешки.

3.Разучивание прибаутки-перевёртыша (небывальщины). «Пятьдесят поросят».

4.Разучивание колыбельных песен «Баю-бай»; потешки «Улитка-улитка»; прибаутки «Скок-поскок»; потешки «Стучит-бренчит по улице…», «Зайчишка-трусишка».

5.Чтение русских-народных поговорок и скороговорок.

6.Игра «Кто знает больше поговорок и скороговорок».

7.Разучивание: скороговорок «Три сороки тараторки», «Хохлатые хохотушки», «Шёл Егор, через двор»; считалок «Конь ретивый», «1-2-3-4-5 вышел зайчик…».

8.Разгадывание загадок на р-н. тему, «О животных».                                                                    

По другим темам

Чтение «Я по лесу, по зелёному хожу», «Птичий двор».

Разучивание песенки «Во поле рябинушка», «Жили у бабуси…», «Со вьюном я хожу…».

Связь с другими занятиями

Использование разученных потешек в режимных моментах; считалок-в играх.

Рисование по любимым закличкам, приговоркам, считалкам.

Развивающая среда

Подобрать иллюстрации в книгах с потешками, прибаутками и рус.нар. песенками.

Оформить выставку книг «Сказок»

Изготовление книжки-самоделки «Мои любимые сказки».

                                                                           

                                                             Декабрь

Тематические занятия

1.К.И. Чуковский

Цель: Развивать способность воспринимать художественный образ литературного произведения.

2.Поэзия С. Я. Маршака

Цель: Развивать способность чувствовать характер произведения, юмор, оценивать поступки.

Совместная деятельность

По теме занятия

1.чтение стих-я « Муха-цокотуха», «Айболит», «Растёт она вниз головою…»

2.Чтение и пересказ стих-я «Тараканище» (с использованием иллюстраций книги).

3.Драматизация «Муха-цокотуха».

4.Чтение С.Я. Маршака стишки для самых маленьких «Великан», «Добро за добро»(чешская песенка), «Сказка о глупом мышонке».

5.Разучивание С.Я. Маршака «Детки в клетке».

6.Чтение английской сказки в обработке Маршака «Три поросёнка» её драматизация.

7.Дидактическое упр. «Подбери слово» - учить подбирать слова похожие по звучанию и в рифму.

8.Рассматривание иллюстраций к стихам С. Я. Маршака.

По другим темам

Чтение: М. Горький «Про Ивана дурочка».

Разучивание : Я .Аким «Первый снег», А. Барто «Ёлка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка…»

Чтение: З. Александрова «Птичья ёлка», И. Суриков «Зима».

Связь с другими занятиями

Использование сюжета «Федорино горе» в занятиях по познавательному развитию и развитию речи.

Рисование по произведениям С.Я. Маршака.

Использование сюжета «Три поросёнка» в занятиях по познавательному развитию и развитию речи.

Развивающая среда

Внесение книг К.И. Чуковского в книжный уголок.

Изготовление атрибутов для игры – драматизации по произведениям Чуковского «Телефон», «Муха – цокотуха…».

Организация выставки книг С.Я. Маршака.

Изготовление атрибутов для драматизации сказки «Три поросёнка».

                                                          Январь

Тематические занятия

1.С.Я. Михалков

Цель: Развивать способности детей чувствовать литературные произведения; видеть положительные, отрицательные качества персонажей.

2.Ш.Перро «Красная шапочка»

Цель: Эмоциональное восприятие сказки Ш.Перро «Красная шапочка» пересказ её, составление другого конца к сказке «Красная шапочка, волк и вертолёт».

Совместная деятельность

По теме занятия

1.Чтение С.Михалкова «Бездельник светофор», «Дядя Стёпа», «Дядя Стёпа-ветеран», «Мой щенок», «А что у вас?», «Прививка», «Фома», «Сашина Каша».

2.Разучивание отрывка из стихотворения С.Михалкова «А что у вас?».

3.Рассматривание иллюстраций в книге.

1.Чтение Ш. Перро «Золушка», «Мальчик с пальчик».

2.Пересказ сказки Ш.Перро «Красная шапочка» с использованием театра на фланелеграфе.

По другим темам

Чтение: Е. Благинина «Красавица какая».Считалка-загадка «Белым по белому».  Разучивание: А. Барто «Снигирь».

Чтение: Мардовская сказка, обработка С. Фетисова «Как собака друга искала». М. Зощенко «Глупая история».

Связь с другими занятиями

Лепка «Мой щенок».

Использование сюжета сказки «Красная шапочка» в математике «Дорожки длинные и короткие».

Рисование по сказке Ш. Перро «Красная шапочка».

Развивающая среда

Организация выставки книг по произведениям С. Михалкова.

Изготовление пособий для игры-драмы по сказке «Красная шапочка».

                                                                         

                                                         

Февраль

Тематические занятия

1.«Зимушка-зима».

Цель: Познакомить детей с произведениями о зиме, развивание способности различать жанры, сказки и рассказа.

Н.Некрасов «Мороз воевода».

И.Суриков «Зима».

А.Сегудик «Срсулька»; «Козёл»; «Снежная кошка».

2. «Викторина!»

Цель: Закрепить знания произведения

К.Чуковского

С.Михалкова

С.Маршака

Совместная деятельность

По теме занятия

1. Чтение и отгадывание загадок о зиме.

2. Чтение стихов о зиме А.Прокофьев «Снег, снег, снегири», «Выбегай поскорей…», «Как на горке на горе».

3. Рассматривание иллюстраций в альбоме на тему «Зима».

4. Дидактическая игра «Узнай рассказ»-закрепление знаний произведения.

5. Чтение и отгадывание загадок о зиме.

По другим темам

Чтение: С.Козлов «Зимняя сказка».Т.Александр «Светофор».

Чтение Н.Носов «Заплатка».Е.Черушин «Что за дверь?». Стихотворение Д.Хармс «Врун».

Связи с другими занятиями

Рассматривание картины «На горке»-составление описательного рассказа по ней.

Учить составленный рассказ по сюжетным картинкам-развивать монологическую речь.

Развивающая среда

Оформление альбома с иллюстрациями о зиме.

Оформление книжки-самоделки.

                                                             Март

Тематические занятия

1. «Весна».

«Мамин праздник».

Цель: Развивать умение чувствовать характер произведения.

Познакомить детей с произведениями Б.Емельянова «Мамины руки», Л.Квитко «Бабушкины руки», П.Образцов «Март», Е.Благинина «Посидим в тишине», Н.Сакон «Разговор о маме».

2.Л.Н. Толстой

Цель: Познакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого, его произведения для маленьких – учить отличать добро от зла, трусость и смелость, уметь высказывать своё отношение к героям произведений «Мальчик стерёг овец», «Умная галка», «Косточка», «Бабушка и внучка», «Правду сказал» и др.

Совместная деятельность

По теме занятия

1.Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме».

2.Учить эмоционально читать стихи о маме.                                                                       3.Чтение произведений о весне: П. Образцов «Март», Е. Благинина «Разговор о маме».         Л. Квитко «Бабушкины руки»                                                                                                4.Беседа с детьми о весне (признаки весны).                                                                   5.Рассматривание иллюстраций по произведениям Л.Н.Толстого.                                     6.Пересказ Толстого «Косточка», «Бабушка и внучка», «Умная галка» (с использованием моделей на фланелеграфе).                                                                                                                            

По другим темам                                                                                                                                 Чтение: «Лесной наряд» (болгарская), «Иди, весна, иди красна». С.Вангели «Подснежник».      Чтение: М.Горький «Воробьишко», Братья Гримм «Бременские музыканты».                                                             Разучивание: «Барашек» (англ. сказка в образе С.Маршака).                                                       

Связь с другими занятиями                                                                                                Аппликация «Подарок маме на 8 марта».                                                                                 Рисование на тему «Как я помог маме».                                                                                  

Развивающая среда                                                                                                                      Проведение опытов, по аналогии с рассказом «Умная галка».                                         Оформление выставки книг о весне, маме.                                                                            Внесение портрета Л.Н.Толстого и его книг.                                                                Изготовление моделей к театру на фланелеграфе по рассказу Л.Н.Тостого «Умная галка».                                              

                                                                                Апрель                                                                                                                             Тематические занятия                                                                                                                               1. «Ах, эти волшебные сказки!»                                                                                                             Цель: Познакомить детей с героями волшебных сказок-сильными и храбрыми. С волшебными предметами, животными-которые приходят на помощь. Рус.нар. сказка «Гуси-лебеди».                                                                                                                                                   2. Писатели о животных.                                                                                                                          -Ушинская «Бодливая корова».

-Чарушин «Что за зверь?», «Почему Тюпа не словит птиц?», «Воробей».

-Пришвин «Журка», «Ребята и утята».

-В.Бианки «Первая охота».

Совместная деятельность

По теме занятия

1. Чтение р.н.ск. «Сивка-бурка» (заучивание отрывка из сказки наизусть-«сивка-бурка, вещая-каурка…»).

2. Прослушивание записи сказки «Ховроша».                                                                                                    3. Пересказ р.н.ск. «Липунюшка», «Петушок золотой гребешок и чудо-

4. Рассматривание иллюстраций Е.Чарушина

5. Разучивание стихотворения Жуковского «Жаворонок», «Птичка», «Котик и козлик».

По другим темам

Чтение: Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». И.Знедонис «Сказка о жадине».

Разучивание И.Токмак «Ива».

Чтение: В.Бианки «Подкидыш», «Ласточка» (арм.обр. И.Токмак). В.Жуковский «Мальчик с пальчик», «Загадка» - прочитать, отгадать загадку.

Связь с другими занятиями

Конструирование «Сказочный дворец».

Рисование животных.

Развивающая среда

Оформление альбома «Волшебные сказки».

Оформление выставки книг о животных.

                                                              Май

Тематические занятия

1. «Труд взрослых».

Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?», В.Маяковский «Кем быть?», Б.Заходер «Строители».

2. «Викторина!»

Цель: Закрепить умение различать жанры:

-стихи                                                                                                                                                      -сказки

-рассказы

Совместная деятельность

По теме занятия

1. Чтение стихов С.Михалкова «А что у вас?»

2. Разучивание стихотворений Б.Заходера из серии «Строители».

3. Дидактическая игра «Угадай кому принадлежал эти вещи?»

4. Рассматривание иллюстраций на тему «Профессия».

5. Разгадывание загадок на весеннюю тему.

6. Разучивание стихотворения  Плещёва «Травка зеленеет».

7. Дидактическая игра «Из какого мы произведения?»

По другим темам

Чтение: «Берёза», «Дуб», «Божья коровка», «Мать-и-мачеха», «Одуванчик», «Ромашка», «Майский жук», «Кузнечик». Из книги В.Зотова «Лесная мозаика».

Чтение: А.Милн «Винни-Пух и все-все-все», «Про поросёнка, который учился летать».

Связь с другими занятиями

Использовать полученные представления о труде взрослых в сюжетно-ролевых играх.

Рисование весенних цветов.

Развивающая среда

Составление весеннего букета вместе с детьми.

Оформление тематической выставки о весне.

                                                                                                                                                                                                

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

Собственные методические разработки

Мои собственные методические разработки...

Собственная методическая разработка. Презентация посвященная 9 мая

Материал предназначен для тематического  занятия, утркенника,  посвященным 9 мая. Слайды сопровождаются текстом....

Рекомендации для родителей об активной двигательности детей (собственная методическая разработка)

В данном материале предоставлены рекомендации для родителей, которые могут им в реализиции активной двигательности детей...

Собственные методические разработки

Непосредственно образовательная деятельность. Познавательно-речевое развитие. Познание. Коммуникация. Социализаця. Формирование элементарных математических представлений с использованием развивающих и...

Собственная методическая разработка конспекта по познавательно-речевому развитию

Цель:  создание оптимальных условий для развития речи детей посредством  игровых ситуацийЗадачи:Продолжать учить детей взаимодействовать и сотрудничать друг с другом; приобретать ...

Собственная методическая разработка "К маминому острову" утренник 8 марта подготовительная группа

Активные и способные ребята подготовительно группы, решили сами написать сценарий к 8 марта, составив план путешествия на корабле к маминому острову. Корабль проложит путь через: Бабушкин, Сказочный, ...