Совместная деятельность педагога-психолога с детьми «Сказка о Цветах Способностей»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Конспект занятия психологического кружка для старших дошкольников. Развитие воображения детей - основы творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми

 «Сказка о Цветах Способностей».

Цель: развитие воображения детей как основы творческих способностей.

Задачи:

  1. Создать благоприятные условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
  2. Помочь детям обнаружить у себя творческие способности.
  3. Способствовать развитию умения детей создавать в воображении предметы, основываясь на контурном  изображении деталей этих предметов.
  4. Научить детей находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Материалы:  клубок ниток, ватман с изображением карты по сюжету игры (пункты: «Волшебный сад Способностей», «Тайна под покрывалом», «Затейники», «Страна Ярких красок», иллюстрации к сказке, крупные игрушки разной формы, полупрозрачная ткань, спортивный инвентарь (на выбор),  значок, почтовый конверт, альбомные листы с заготовленными кляксами, карандаши или фломастеры, подарки детям (сладости или маленькие игрушки).

План совместной деятельности

  1. Ритуал приветствия.
  2. Сказка о Цветах Способностей.
  3. Психологический практикум:
  • «Тайна под покрывалом»
  • «Затейники»
  • «Кляксы»
  1. Ритуал прощания.

Ход совместной деятельности с детьми.

В музыкальном зале детей встречает педагог-психолог. «Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный день, посмотрите, к нам пришли гости. Поприветствуем их?» (здороваются с гостями, присаживаются на стульчики)

Сюрпризный момент: педагог-психолог демонстрирует карту и клубочек, которые обнаружила в кабинете.

«У себя в кабинете я нашла карту и вот этот клубочек, но куда они ведут, я не знаю. Поможете мне разобраться,  ребята? Смотрите, что нарисовано на карте? Детский сад, совсем как наш садик, от него клубочек катится… Интересно, что нас ждет впереди…наверное путь нелегкий…   Но что же нам нужно, чтобы преодолеть трудности на пути?» (ответы детей: смелость, доброта, крепкая дружба, храбрость, удача)

Ритуал приветствия «Волшебный клубочек» [1].

   Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Психолог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит доброе пожелание (то, что пригодится в нелегком путешествии). Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до психолога.

«Ребята, сегодня я расскажу вам сказку о Цветах Способностей. Вам знакомо слово «способности»?» (ответы детей) «То, вы умеете хорошо делать и есть способность: кто-то хорошо рисует, значит у него способность к рисованию, а кто-то умеет танцевать или играть на инструментах, значит, это способность к музыке. А вы что умеете, ребята?» (ответы детей)

Сказка о Цветах Способностей.

В Волшебном Саду Способностей (в Королевстве Внутреннего Мира есть и такой) на  три клумбы садовник по имени Желание  посадил по одному семени. Это были, конечно, необычные семена: из них должны были вырасти Цветы Способностей. Из первого — Способность Хорошо Рисовать, из второго — Способность к Математике, а из третьего — Музыкальная Способность. Едва только попав в почву, семена начали спорить, кто из них станет самым лучшим цветком.

Прошло немного времени, и спор семян разрешился сам собою: на первой клумбе  красовался изумительный цветок с разноцветными лепестками. Здесь расцвела Способность Хорошо Рисовать. На второй клумбе торчал пока только стебелек с еще нераспустившимся бутоном. Это была Способность к Математике. А на третьей клумбе  не взошло ничего. Музыкальная Способность так и осталась зарытой в землю.

Загрустило третье семечко и горестно вздыхало: «Как же так, почему так случилось?»

Эти вздохи услышал веселый садовник Желание  и подошел к клумбам. Садовник рассказал, что с самого начала его привлекло это семечко, и он больше занимался выращиванием именно этого цветка. А его помощник, малыш Старание, чаще поливал этот цветок. Старание в нашем Королевстве — еще малыш, многого не успевает сделать, и поэтому мало занималось остальными Цветами Способностей. Вот и получилось, что Способность Хорошо Рисовать так расцвела.

- Почему все-таки Способность к Математике дала росток. А я нет? — послышался обиженный голосок семени Музыкальной Способности.

— Видно, это семечко сильнее тебя было, вот и дожидается часа когда расцветет во всей красе  — ответил садовник.

— А как же я? — опять печально спросило третье семя. Садовник почесал в затылке.

— Надо, наверное, и тобой заняться. А то ведь не дело это — совсем пустая клумба.

И с этими словами он пошел разыскивать своего помощника, малыша Старание.

  «Мы с вами послушали сказку о Цветах Способностей. Скажите, из-за чего не выросло семечко Музыкальной способности?» (ответы детей: не поливали, не ухаживали)   «Вот так происходит и у нас, ребята, если мы уделяем время своим способностям, помогаем им расти, тренируем их,  -  они развиваются, расцветают во всей своей красоте. Давайте поможем нашим способностям подрасти».    

Психологический практикум. Упражнения на развитие воображения.

«Тайна под покрывалом»

На столе стоят предметы, накрытые полупрозрачной тканью.  «Интересно что там спрятано?  Попробуем угадать,  что это за предметы. Будьте внимательны, не повторяйтесь».

«Затейники»

Детям раздается спортивный инвентарь (один вид для всех детей, на выбор: мяч, лента, гантели, султанчики или др.).

 «Смотрите, ребята, какая я затейница, вот какое упражнение придумала (показать любое упражнение с предметом). А вы затейники? Можете придумать упражнения с этим предметом? Встанем в круг, и по очереди покажем свое упражнение». Тот, кто придумает больше упражнений, получает значок «Затейника».

«Кляксы»

К карте прикреплено письмо от жителей Страны Ярких Красок, которые просят о помощи.

«Ребята, жители Страны Ярких Красок просят вас помочь им. Они пролили краски на бумагу и испачкали ее, вот что получилось (демонстрация клякс). Жители очень расстроены и не знают как им быть. Поможем им, дети? Вот только как помочь им… Ребята, посмотрите!  Эта  клякса напоминает рыбку, а эта – облако (психолог и дети рассматривают кляксы и угадывают на что они похожи). Давайте превратим эти кляксы в красивые рисунки!» (дети выбирают себе кляксы и дорисовывают их).

Сюрпризный момент: «Жители  Страны Ярких Красок благодарят вас за помощь и оставили для вас в группе подарки».

Ритуал прощания

 «Эстафета дружбы» [1].

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог-психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет».

Литература:

  1. Алябьева Е.А.  Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного  возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам  дошкольных учреждений. — М., 2002. – С. 7-9.
  2. Борякова И.Ю.,  Соболева А.В. Ткачева В.В. практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Под ред. проф. Т.Б. Филипчевой. – М., 1999. – С. 62.
  3. Вачков И.В. Психология для малышей или сказка о самой «душевной» науке. – М., 1996.
  4. Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. – М., 2012. – С. 122.
  5. Завьялова Т.П. Стародубцева И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения дошкольников. – М., 2008. – С.61.
  6. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2005. — С. 51-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Если с другом вышел в путь"

Одним из направлений деятельности педагога-психолога с детьми является работа по формированию у воспитанников навыков общения, доброжелательных отношений, умений конструктивно разрешать конфликтные си...

Краткосрочный проект совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда «Сказка в гости к нам пришла»

Добрая сказка – как добрая мама,Верный совет даст, ко времени самый.Верить научит, мечтать и смеяться,Делать добро и с проблемой справляться.Ласковым словом о главном расскажет,Культурным наслед...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей в совместной деятельности педагога-психолога с детьми"

Психическое здоровье предполагает интерес к жизни, свободу мысли и инициативу, активность и самостоятельность, способность к риску, веру в себя, способность к проявлению чувств и переживаний, осознани...

Краткосрочный проект совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда «Сказка в гости к нам пришла»

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем проекте является: тесное взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей...