Теоретические аспекты развития творческих способностей посредством интеграции нетрадиционных приёмов обучения у старших дошкольников.
учебно-методический материал на тему

Развитие творческих способностей, по нашему мнению, возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального, эмоционального и общего развития. Детское творчество может проявляться в мышлении, литературе, искусстве, игре, труде, музыке, общении, что даёт возможность охарактеризовать личность в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические аспекты развития творческих способностей посредством интеграции нетрадиционных приёмов обучения у старших дошкольников.

Творчество – высший компонент в структуре личности и одна наиболее содержательных форм психической активности человека. Мы рассматриваем детское творчество как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности, как основной способ существования и развития личности, в котором ребёнок проявляет своё понимание окружающего, раскрывает свой внутренний мир, ценности переживаний, особенности восприятия, представлений, интересов, способности. Детство, на наш взгляд, приставляет собой период усиленного развития, изменения и обучения, период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это происходит в творческой деятельности, которая позволяет наиболее полно выразить свой внутренний мир. Зарождаясь на генетическом уровне человека, творческие способности интенсивно развиваются на протяжении всего дошкольного детства и проявляются в стремлении ребёнка к духовному осмыслению окружающего мира. Развитие творческих способностей, по нашему мнению, возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального, эмоционального и общего развития. Детское творчество может проявляться в мышлении, литературе, искусстве, игре, труде, музыке, общении, что даёт возможность охарактеризовать личность в целом. Но для этого необходимо, чтобы личность ребёнка поддерживалась, направлялась и была в центре внимания родителя, педагога, психолога. Как правило, творчество,  мы рассматриваем как наиболее содержательную форму психической активности, как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В связи с этим мы вынуждены, обратится к определению творчества к научным источникам:

Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей [1;с.6].

         Таким образом, творчество предполагает способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычными способами. Творчество может проявляться в самых разных профессиональных областях — не только в области искусства. А самое главное — помогать при решении любых жизненных проблем. Значит, творческий человек — это тот, кто обладает особым видом мышления — дивергентным. Дивергентное (творческое) мышление — противоположность конвергентного (традиционного, нетворческого) мышления. Конвергентное мышление подразумевает нахождение единственно правильного решения задачи или проблемы — путем интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Но такое решение является правильным в общепринятом понимании этого слова, то есть достаточно традиционным и шаблонным. В дивергентном же мышлении оригинальные и необычные идеи возникают в результате выдвижения многих вариантов решения проблемы. При этом разум не скован стереотипами. Он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, отыскивает неожиданные повороты и ходы, использует привычные вещи непривычными способами, видит то, чего не замечают другие.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.[2; с.76].

 На основании вышеизложенного, мы отмечаем, что  творческого человека от обычных людей отличает замечательное развитие следующих качеств:

  1. оригинальность;
  2. любознательность;
  3. воображение;
  4. интуиция;
  5. творческое мышление;
  6. эмоциональность;
  7. чувство юмора.

Обобщив все, мы понимаем, что творческие способности проявляются в порождении необычных идей и творений, отличаются от традиционных схем мышления, позволяют быстро решать проблемные ситуации.  Исследованием проблемы развития всех этих качеств посредством интеграции нетрадиционных приёмов обучения у старших дошкольников,  мы и занимаемся, выбрав три направления:

  1. Художественное творчество
  2. Литературное творчество
  3. Музыкальное творчество

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для развития творчества, который является этапом интенсивного психологического созревания. Именно в этот период происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, на их основе происходит становление способностей и склонностей.

        Мы не стремимся сделать всех детей художниками. Наша цель – возбудить у них активность, направленную на реализацию предельно творческих возможностей, так как (согласно современным представлениям гуманистической и креативистической психологии) все дети без исключения являются потенциальными созидателями.

Занятия художественным творчеством и изучение изобразительного искусства помогают «разбудить» скрытые в каждом ребёнке творческие способности, освободить их для облегчения самореализации творческого потенциала. [3; с.139]

Психологической основой творческой деятельности Л.С. Выготский называет воображение, которое в структуре творческих способностей проявляется как познавательное (О.М. Дьяченко), инициативное, богатое и творческое (Б.М. Теплов). Компоненты творческих способностей развиваются при овладении средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности, создаваемых детьми образов. Творческая же фантазия не может быть продуктивной, если у ребенка нет определенного запаса информации и не развита способность к ее анализу и синтезу. [4; с.14].

Таким образом, под творчеством детей дошкольного возраста мы  понимаем:

  1. создание ребенком, субъективно нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры);
  2. придумывание, к известному, новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, в рассказе и т.д.);
  3. придумывание своего начала, конца и т.д.;
  4. применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации;
  5. проявление ребенком инициативы во всем;
  6. сам процесс создания образов, поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи.

Один из отечественных исследователей проблем психологии творчества, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников, музыкантов, творческими способностями называет:

  1. Способность видеть проблему там, где ее не видят другие;
  2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы;
  3. Способность применять навыки, приобретенные при решении одной задачи, к решению другой;
  4. Способность воспринимать действительность целиком и не дробить ее на части;
  5. Способность легко ассоциировать отдаленные понятия;
  6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;
  7. Гибкость мышления;
  8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки;
  9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;
  10.  Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделять наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;
  11.  Легкость генерирования идей;
  12.  Творческое воображение;
  13.  Способность доработки деталей при совершенствовании первоначального замысла. [5; с.19].

          Значит, универсальными условиями развития любой деятельности, в том числе и творческой, мы считаем, являются активность и саморегуляция. Творческие способности зависят не только от ума, но и от определенных его качеств. Гибкость ума, например, включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро переключаться с одной идеи на другую.

Люди с гибким умом предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя, варьируя отдельные элементы проблемной ситуации. Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Благодаря систематичности все идеи сводятся к определенной системе и последовательно анализируются. [13; с.49].

        Развитие детского изобразительного творчества как деятельности, в  процессе которой происходит самореализация, самовыражение, самоутверждение личности ребёнка, его творческих возможностей, нуждается в особом внимании и поддержке со стороны взрослого, его чуткого руководства. Поэтому очень важно сопровождать детей, обладающих склонностью к изобразительной деятельности, создать творческую среду для развития личности дошкольников. [6; с.78]

Следует отметить, развитие творческих способностей непосредственно связано с формированием у детей важнейших умственных и практических действий. Внешне они проявляются в виде способности:

  1. Наблюдать, сопоставлять и сравнивать;
  2. Выявлять причинно-следственные связи и противоречия;
  3. Отличать оригинальные явления, нетрадиционные от     традиционных;

     4.        Самостоятельно осуществлять поиск новых решений, участвовать в исследовании проблемных ситуаций используя различные методы проектирования интегрируя, в свою очередь, различные  области творческого развития.

В исследованиях В.Н. Дружинина было выделено понятие креативность, то есть творческие возможности, способности человека. Креативность, является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. В повседневной жизни, как показывают многочисленные исследования, происходит подавление креативных, творческих свойств индивидуума. Это может быть объяснено тем, что креативность  или творчество предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих форм, отношений, продуктов. [7; с.49]  

На основании выше изложенного можно выделить источники формирования творчества:

  1. Отсутствие образца регламентированного поведения;
  2. Наличие позитивного образца творческого поведения;
  3. Создание условий для подражания творческому поведению и блокирования проявлений агрессивного и деструктивного поведения;
  4. Социальное подкрепление креативности.

Следовательно, формирование креативности, творчества у дошкольников возможно лишь в специально организованной среде, которая должна обладать многовариантностью (богатством возможностей). Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного, творческого поведения и его результатов.

Опыт обучения способам креативного, творческого поведения и самовыражения инициирует появление и усиление таких личностных качеств, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам и противоречиям, высокая потребность в творчестве. [16; с. 165].

Творческие способности дошкольников, на которые мы опираемся, активно развиваются в художественных видах деятельности:  Художественное творчество, литературное творчество, музыкальное творчество.

Художественное творчество — один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Проявить творческое воображение — значит реализовать способность создавать чувственный образ, который адекватно и выразительно раскроет замысел автора.

Детское художественное творчество по своим объективным возможностям носит творческий характер. В основе лежат следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:

  1. Интересы и способности, проявляющиеся в художественном творчестве:
  1. Искренность;
  2. Правдивость переживаний;
  3. Способность «вхождения» в изображаемую условную ситуацию; увлеченность деятельностью;
  4. Образное мышление;
  5. Видоизменение мотивов деятельности;
  1. Способы творческих действий:
  1. Дополнение, изменение, вариации;
  2. Преобразование уже знакомого материала;
  3. Применение уже известного в новых ситуациях;
  4. Нахождение новых приемов, своих оригинальных приемов решения заданий;
  5. Быстрота реакции;
  6. находчивость в действиях;
  1. Качество детской продукции:
  1. Нахождение адекватных, соответствующих выразительных средств для воплощения замысла;
  2. Индивидуальный почерк; — манера исполнения;
  3. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Имеется в виду стимулирование взрослым такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, ребенок увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. Условием развития творчества является также обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать любой свой замысел. Очень важно, чтобы предлагаемые взрослым задания были приняты ребенком.

Приёмы художественной деятельности и темы по изобразительной деятельности должны подбираться с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста они могут быть разнообразны по технике  нетрадиционного исполнения и по содержанию. Например:

  1. Игровые технические занятия (знакомство и овладение различными приемами работы с материалом, комбинирование  нестандартных приёмов обучения);
  2. Задания-загадки: овладение приемами фантазирования:
  1. Фантастическая аналогия;
  2. Символическая аналогия (цвет);
  3. Оживление;
  4. Принцип изменения цвета, свойств;
  5. Уменьшение, увеличение, комбинирование;
  6. Рисование от заданного фрагмента — кляксы, линии, графического фрагмента;
  1. Сюжетные задания (создание композиции на заданную тему или по замыслу ребенка).

         Литературное творчество - это вид искусства. Использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. [8; с.215].

Не стоит думать, что творить в этой области дети начинают позже, чем, например, в изобразительной или музыкальной сфере. Многие педагоги и психологи считают, что литературные способности начинают обнаруживаться у детей со вступлением в подростковый возраст. Первые литературные проявления связаны с возникновением у подростка интереса к собственному внутреннему миру, к душевной жизни вообще. Да и с материальными результатами литературных поисков окружающие обычно могут познакомиться, когда ребенку больше 10-12 лет. До этого времени сам процесс оформления результатов своего литературного творчества для ребенка обычно довольно труден. Так что если и сохраняются первые «литературные» опыты ребенка, то в виде записей заинтересованных взрослых. [ 9; с.33].

Хочется отметить, что взрослые не всегда замечают и оценивают словесную продукцию малыша именно как первые опыты сочинительства. И далеко не всегда относятся к этому процессу серьезно. А ведь он очень важен для малыша — он, таким образом, выражает свое отношение к миру, в котором живет. Вот и получается, что изобразительные, музыкальные или хореографические способности ребенка взрослые замечают довольно рано и начинают помогать их развитию. А маленькие сочинители очень долго остаются предоставленными самим себе. И если специально не поддерживать их устремления, постепенно интерес к этому занятию иссякнет, а природные задатки не разовьются в литературные способности.

Для развития многих видов способностей очень важны так называемые сензитивные периоды жизни ребенка. В эти периоды ребенок становится особенно восприимчивым к определенным сторонам окружающей действительности, к определенным воздействиям. Именно тогда может произойти существенный скачок в развитии какого-то навыка или природного задатка. Так и с развитием речи, которая является основой литературных и языковых способностей.

В старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается необычайный темп речевого развития, активное «словотворчество» — он считал это показателями речевой одаренности. За сравнительно короткий срок ребенок осваивает огромный материал, овладевает богатством родного языка. Но затем интерес к языковому творчеству у большинства детей явно затухает. [10; с.256]

Как поддерживать интерес к этому виду творчества и как развивать литературные способности?  Изучив материал, мы можем опираться на следующие критерии:

1.Ребенок может легко построить рассказ, начиная с завязки и заканчивая разрешением какого-либо конфликта.

2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.

3.  Придерживается только необходимых деталей в рассказе о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.

4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.

5.  Выбирает для своих рассказов такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства.

6.  Изображает в собственных рассказах своих героев очень живыми, создает характеры.

7.Любит заниматься сочинительством — рассказы, сказки, стихи и др.

Таким образом, развитие литературного творчества у ребенка старшего дошкольного возраста является одним из основных критериев развития творческой личности

Музыкальное творчество  - это восприятие музыкального содержания, способность дифференцировать движущиеся звука слухом, различать и воспринимать выразительность ритма. Главная функция музыки выразительная. Широкие возможности музыкального искусства передавать тончайшие нюансы человеческих чувств, их смену, взаимопереходы и определяют специфику музыкального содержания. В музыке мы через эмоции познаём мир. Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности является переживание музыки, при котором постигается её содержание. Поскольку музыкальное переживание по самому своему существу – эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путём нельзя понять содержания музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку. [11; с. 53]

 Таким образом, ядро музыкального творчества детей старшего дошкольного возраста составляют три основные направленности на развитие ребёнка:   ладового чувства, музыкально - слухового представления и чувства ритма.

Ладовое чувство - это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Различение не только общего характера музыки, настроений выраженных в ней, но и определённых отношений между звуками – устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующим завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, «прочуствование восприятие». Б. М. Теплов называет его перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха. [12; с. 27].

Музыкально-слуховые представления – это воспроизведение мелодии голосом,  или на музыкальном инструменте,  Необходимо иметь музыкальные представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т.е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо её запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Так же как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени  их произвольности. Произвольно музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями [13; с.122-123].

Чувства ритма – это развитие музыкально ритмических движений, соответствующих  характеру эмоциональной окраске музыки. [14; с. 32].

Значит, мы можем выделить показатели, по которым возможно определить отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в творческих способностях, качество творческих действий и продукции и  в комплексе  выделим следующие их особенности:

  1. Способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию эмоционально откликаться на красоту;
  2. Способность творить по законам красоты (выразительно петь и читать стихи, изящно двигаться под музыку, находить естественные движения для передачи образа в игре-драматизации), проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему;
  3. Способность к оценке прекрасного в окружающем, различению средств художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и в театральной деятельности;
  4. Способность к самостоятельному поиску и нахождение оригинальных приемов решения творческих задач.

 А так же, если деятельность детей основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни в процессе воспитания и обучения, осуществляемого в детском саду под руководством воспитателя. Среди показателей, характеризующих отношение детей к творчеству, нам хочется отметить:  

  1. Искренность, непосредственность переживаний;
  2. Увлеченность, «захваченность» деятельностью;
  3. Активизация волевых усилий, способность к вхождению в изображаемые обстоятельства;
  4. Специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.
  5. Внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований;
  6. создание новой комбинации из усвоенных старых элементов;
  7. Применение известного, в новых ситуациях;
  8. Нахождение новых приемов решения;
  9. Быстрота реакции, хорошая ориентировка в новых условиях;
  10.  Нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий.      

Таким образом, к  показателям качества продукции детского художественного творчества относятся:

  • нахождение адекватных выразительных средств воплощения образов;
  • своеобразие манеры исполнения и выражения своего отношения;
  • соответствие продукции элементарным художественным требованиям.

Что считается основным в обучении творчеству? Прежде всего, ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Самостоятельно и без помощи взрослого он не сможет найти эти средства, в его силах открыть только самые примитивные из них, поэтому творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. [15; с.309].

         Значит, если подобрать соответствующие нетрадиционные методы обучения и интегрировать их, то дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создадут произведения гораздо более высокого уровня, чем их необученные сверстники. Основной путь развития творческих способностей у дошкольников заключается в создании взрослыми доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих задач, формировании общей эвристической структуры опыта ребенка и способов деятельности, которые благоприятствуют самостоятельному поиску и выделению в окружающей действительности проблемных ситуаций и задач. Творческие задания ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать новое. На начальном этапе педагог и ребенок вступают в партнерские отношения в решении проблемных задач, сотворчество при этом раскрывает источники, средства,  приёмы и способы  нетрадиционной творческой деятельности, определяет сущность, вид, качество творческого продукта. В дальнейшем творческие задачи нетрадиционных приемов обучения нацеливают на самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей ребенка в интегрированных видах деятельности.

Литература:

  1. К. Орфа // Система обучения. –  ООО «Фирма «Издательство АСТ»
  2. Толковый словарь
  3.  Комольцева В.А. // журнал «Сургутский  педагогический вестник»;

 № 1-2, 2011г.

  1.  Петровский А.Е., Ярошевский М.Г.- Психология: словарь. М.:

Политиздат,1990г.  

  1.  Дьяченко ОМ. Развитие воображения дошкольника. — М., 1996.
  2.  Лук А.Н. Эмоции и личность. — М.: Знание, 1982.
  3.  Клименко М.М. // журнал «Сургутский  педагогический вестник»;

 № 1-2, 2011г.

  1.   Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. —

М.,1984.

  1.  Дружинин В.Н.  Психология общих способностей. — СПб, 1999.
  2.   Н.А. Ветлугина. Художественное творчество и ребенок:

монография  — М.: Педагогика, 1972.

  1.   Н.А. Ветлугина Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.
  2.  Выгодский. Психология
  3.   Б.М. Теплов Психология музыкальных способностей
  4.  О.П. Радынова Музыкальное воспитание дошкольников – М.,1994.
  5.  Ю.В. Алабугина Универсальный словарь русского языка – М-Е

2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей через нетрадиционную форму обучения рассказыванию.»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....

Программа "Развитие творческих способностей посредством нетрадиционного рисования для детей старшего возраста"

В жизни дошкольника очень важную роль играет воображение. Его проявления в дошкольном возрасте настолько ярки и интенсивны, что дало повод считать воображение изнача...

Перспективное планирование по теме "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования, детей старшего дошкольного возраста" с картотекой

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для ...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Выступление "Развитие мелкой моторики детей среднего возраста, посредством использования нетрадиционного приёма обучения - камешков Марблс"

Камешки Марблс – это особый дидактический материал, идущий так сказать от потребностей малышей. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребёнка. Заставляет возвращаться к материалу и пол...