Теоретические аспекты развития творческих способностей посредством интеграции нетрадиционных приёмов обучения у старших дошкольников.
учебно-методический материал на тему
Развитие творческих способностей, по нашему мнению, возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального, эмоционального и общего развития. Детское творчество может проявляться в мышлении, литературе, искусстве, игре, труде, музыке, общении, что даёт возможность охарактеризовать личность в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Теоретические аспекты развития творческих способностей посредством интеграции нетрадиционных приёмов обучения у старших дошкольников.
Творчество – высший компонент в структуре личности и одна наиболее содержательных форм психической активности человека. Мы рассматриваем детское творчество как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности, как основной способ существования и развития личности, в котором ребёнок проявляет своё понимание окружающего, раскрывает свой внутренний мир, ценности переживаний, особенности восприятия, представлений, интересов, способности. Детство, на наш взгляд, приставляет собой период усиленного развития, изменения и обучения, период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это происходит в творческой деятельности, которая позволяет наиболее полно выразить свой внутренний мир. Зарождаясь на генетическом уровне человека, творческие способности интенсивно развиваются на протяжении всего дошкольного детства и проявляются в стремлении ребёнка к духовному осмыслению окружающего мира. Развитие творческих способностей, по нашему мнению, возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального, эмоционального и общего развития. Детское творчество может проявляться в мышлении, литературе, искусстве, игре, труде, музыке, общении, что даёт возможность охарактеризовать личность в целом. Но для этого необходимо, чтобы личность ребёнка поддерживалась, направлялась и была в центре внимания родителя, педагога, психолога. Как правило, творчество, мы рассматриваем как наиболее содержательную форму психической активности, как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В связи с этим мы вынуждены, обратится к определению творчества к научным источникам:
Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей [1;с.6].
Таким образом, творчество предполагает способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычными способами. Творчество может проявляться в самых разных профессиональных областях — не только в области искусства. А самое главное — помогать при решении любых жизненных проблем. Значит, творческий человек — это тот, кто обладает особым видом мышления — дивергентным. Дивергентное (творческое) мышление — противоположность конвергентного (традиционного, нетворческого) мышления. Конвергентное мышление подразумевает нахождение единственно правильного решения задачи или проблемы — путем интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Но такое решение является правильным в общепринятом понимании этого слова, то есть достаточно традиционным и шаблонным. В дивергентном же мышлении оригинальные и необычные идеи возникают в результате выдвижения многих вариантов решения проблемы. При этом разум не скован стереотипами. Он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, отыскивает неожиданные повороты и ходы, использует привычные вещи непривычными способами, видит то, чего не замечают другие.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.[2; с.76].
На основании вышеизложенного, мы отмечаем, что творческого человека от обычных людей отличает замечательное развитие следующих качеств:
- оригинальность;
- любознательность;
- воображение;
- интуиция;
- творческое мышление;
- эмоциональность;
- чувство юмора.
Обобщив все, мы понимаем, что творческие способности проявляются в порождении необычных идей и творений, отличаются от традиционных схем мышления, позволяют быстро решать проблемные ситуации. Исследованием проблемы развития всех этих качеств посредством интеграции нетрадиционных приёмов обучения у старших дошкольников, мы и занимаемся, выбрав три направления:
- Художественное творчество
- Литературное творчество
- Музыкальное творчество
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для развития творчества, который является этапом интенсивного психологического созревания. Именно в этот период происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, на их основе происходит становление способностей и склонностей.
Мы не стремимся сделать всех детей художниками. Наша цель – возбудить у них активность, направленную на реализацию предельно творческих возможностей, так как (согласно современным представлениям гуманистической и креативистической психологии) все дети без исключения являются потенциальными созидателями.
Занятия художественным творчеством и изучение изобразительного искусства помогают «разбудить» скрытые в каждом ребёнке творческие способности, освободить их для облегчения самореализации творческого потенциала. [3; с.139]
Психологической основой творческой деятельности Л.С. Выготский называет воображение, которое в структуре творческих способностей проявляется как познавательное (О.М. Дьяченко), инициативное, богатое и творческое (Б.М. Теплов). Компоненты творческих способностей развиваются при овладении средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности, создаваемых детьми образов. Творческая же фантазия не может быть продуктивной, если у ребенка нет определенного запаса информации и не развита способность к ее анализу и синтезу. [4; с.14].
Таким образом, под творчеством детей дошкольного возраста мы понимаем:
- создание ребенком, субъективно нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры);
- придумывание, к известному, новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, в рассказе и т.д.);
- придумывание своего начала, конца и т.д.;
- применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации;
- проявление ребенком инициативы во всем;
- сам процесс создания образов, поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи.
Один из отечественных исследователей проблем психологии творчества, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников, музыкантов, творческими способностями называет:
- Способность видеть проблему там, где ее не видят другие;
- Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы;
- Способность применять навыки, приобретенные при решении одной задачи, к решению другой;
- Способность воспринимать действительность целиком и не дробить ее на части;
- Способность легко ассоциировать отдаленные понятия;
- Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;
- Гибкость мышления;
- Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки;
- Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;
- Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделять наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;
- Легкость генерирования идей;
- Творческое воображение;
- Способность доработки деталей при совершенствовании первоначального замысла. [5; с.19].
Значит, универсальными условиями развития любой деятельности, в том числе и творческой, мы считаем, являются активность и саморегуляция. Творческие способности зависят не только от ума, но и от определенных его качеств. Гибкость ума, например, включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро переключаться с одной идеи на другую.
Люди с гибким умом предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя, варьируя отдельные элементы проблемной ситуации. Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Благодаря систематичности все идеи сводятся к определенной системе и последовательно анализируются. [13; с.49].
Развитие детского изобразительного творчества как деятельности, в процессе которой происходит самореализация, самовыражение, самоутверждение личности ребёнка, его творческих возможностей, нуждается в особом внимании и поддержке со стороны взрослого, его чуткого руководства. Поэтому очень важно сопровождать детей, обладающих склонностью к изобразительной деятельности, создать творческую среду для развития личности дошкольников. [6; с.78]
Следует отметить, развитие творческих способностей непосредственно связано с формированием у детей важнейших умственных и практических действий. Внешне они проявляются в виде способности:
- Наблюдать, сопоставлять и сравнивать;
- Выявлять причинно-следственные связи и противоречия;
- Отличать оригинальные явления, нетрадиционные от традиционных;
4. Самостоятельно осуществлять поиск новых решений, участвовать в исследовании проблемных ситуаций используя различные методы проектирования интегрируя, в свою очередь, различные области творческого развития.
В исследованиях В.Н. Дружинина было выделено понятие креативность, то есть творческие возможности, способности человека. Креативность, является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. В повседневной жизни, как показывают многочисленные исследования, происходит подавление креативных, творческих свойств индивидуума. Это может быть объяснено тем, что креативность или творчество предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих форм, отношений, продуктов. [7; с.49]
На основании выше изложенного можно выделить источники формирования творчества:
- Отсутствие образца регламентированного поведения;
- Наличие позитивного образца творческого поведения;
- Создание условий для подражания творческому поведению и блокирования проявлений агрессивного и деструктивного поведения;
- Социальное подкрепление креативности.
Следовательно, формирование креативности, творчества у дошкольников возможно лишь в специально организованной среде, которая должна обладать многовариантностью (богатством возможностей). Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного, творческого поведения и его результатов.
Опыт обучения способам креативного, творческого поведения и самовыражения инициирует появление и усиление таких личностных качеств, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам и противоречиям, высокая потребность в творчестве. [16; с. 165].
Творческие способности дошкольников, на которые мы опираемся, активно развиваются в художественных видах деятельности: Художественное творчество, литературное творчество, музыкальное творчество.
Художественное творчество — один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Проявить творческое воображение — значит реализовать способность создавать чувственный образ, который адекватно и выразительно раскроет замысел автора.
Детское художественное творчество по своим объективным возможностям носит творческий характер. В основе лежат следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:
- Интересы и способности, проявляющиеся в художественном творчестве:
- Искренность;
- Правдивость переживаний;
- Способность «вхождения» в изображаемую условную ситуацию; увлеченность деятельностью;
- Образное мышление;
- Видоизменение мотивов деятельности;
- Способы творческих действий:
- Дополнение, изменение, вариации;
- Преобразование уже знакомого материала;
- Применение уже известного в новых ситуациях;
- Нахождение новых приемов, своих оригинальных приемов решения заданий;
- Быстрота реакции;
- находчивость в действиях;
- Качество детской продукции:
- Нахождение адекватных, соответствующих выразительных средств для воплощения замысла;
- Индивидуальный почерк; — манера исполнения;
- Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Имеется в виду стимулирование взрослым такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, ребенок увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. Условием развития творчества является также обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать любой свой замысел. Очень важно, чтобы предлагаемые взрослым задания были приняты ребенком.
Приёмы художественной деятельности и темы по изобразительной деятельности должны подбираться с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста они могут быть разнообразны по технике нетрадиционного исполнения и по содержанию. Например:
- Игровые технические занятия (знакомство и овладение различными приемами работы с материалом, комбинирование нестандартных приёмов обучения);
- Задания-загадки: овладение приемами фантазирования:
- Фантастическая аналогия;
- Символическая аналогия (цвет);
- Оживление;
- Принцип изменения цвета, свойств;
- Уменьшение, увеличение, комбинирование;
- Рисование от заданного фрагмента — кляксы, линии, графического фрагмента;
- Сюжетные задания (создание композиции на заданную тему или по замыслу ребенка).
Литературное творчество - это вид искусства. Использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. [8; с.215].
Не стоит думать, что творить в этой области дети начинают позже, чем, например, в изобразительной или музыкальной сфере. Многие педагоги и психологи считают, что литературные способности начинают обнаруживаться у детей со вступлением в подростковый возраст. Первые литературные проявления связаны с возникновением у подростка интереса к собственному внутреннему миру, к душевной жизни вообще. Да и с материальными результатами литературных поисков окружающие обычно могут познакомиться, когда ребенку больше 10-12 лет. До этого времени сам процесс оформления результатов своего литературного творчества для ребенка обычно довольно труден. Так что если и сохраняются первые «литературные» опыты ребенка, то в виде записей заинтересованных взрослых. [ 9; с.33].
Хочется отметить, что взрослые не всегда замечают и оценивают словесную продукцию малыша именно как первые опыты сочинительства. И далеко не всегда относятся к этому процессу серьезно. А ведь он очень важен для малыша — он, таким образом, выражает свое отношение к миру, в котором живет. Вот и получается, что изобразительные, музыкальные или хореографические способности ребенка взрослые замечают довольно рано и начинают помогать их развитию. А маленькие сочинители очень долго остаются предоставленными самим себе. И если специально не поддерживать их устремления, постепенно интерес к этому занятию иссякнет, а природные задатки не разовьются в литературные способности.
Для развития многих видов способностей очень важны так называемые сензитивные периоды жизни ребенка. В эти периоды ребенок становится особенно восприимчивым к определенным сторонам окружающей действительности, к определенным воздействиям. Именно тогда может произойти существенный скачок в развитии какого-то навыка или природного задатка. Так и с развитием речи, которая является основой литературных и языковых способностей.
В старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается необычайный темп речевого развития, активное «словотворчество» — он считал это показателями речевой одаренности. За сравнительно короткий срок ребенок осваивает огромный материал, овладевает богатством родного языка. Но затем интерес к языковому творчеству у большинства детей явно затухает. [10; с.256]
Как поддерживать интерес к этому виду творчества и как развивать литературные способности? Изучив материал, мы можем опираться на следующие критерии:
1.Ребенок может легко построить рассказ, начиная с завязки и заканчивая разрешением какого-либо конфликта.
2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказе о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
5. Выбирает для своих рассказов такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства.
6. Изображает в собственных рассказах своих героев очень живыми, создает характеры.
7.Любит заниматься сочинительством — рассказы, сказки, стихи и др.
Таким образом, развитие литературного творчества у ребенка старшего дошкольного возраста является одним из основных критериев развития творческой личности
Музыкальное творчество - это восприятие музыкального содержания, способность дифференцировать движущиеся звука слухом, различать и воспринимать выразительность ритма. Главная функция музыки выразительная. Широкие возможности музыкального искусства передавать тончайшие нюансы человеческих чувств, их смену, взаимопереходы и определяют специфику музыкального содержания. В музыке мы через эмоции познаём мир. Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности является переживание музыки, при котором постигается её содержание. Поскольку музыкальное переживание по самому своему существу – эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путём нельзя понять содержания музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку. [11; с. 53]
Таким образом, ядро музыкального творчества детей старшего дошкольного возраста составляют три основные направленности на развитие ребёнка: ладового чувства, музыкально - слухового представления и чувства ритма.
Ладовое чувство - это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Различение не только общего характера музыки, настроений выраженных в ней, но и определённых отношений между звуками – устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующим завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, «прочуствование восприятие». Б. М. Теплов называет его перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха. [12; с. 27].
Музыкально-слуховые представления – это воспроизведение мелодии голосом, или на музыкальном инструменте, Необходимо иметь музыкальные представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т.е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо её запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Так же как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольно музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями [13; с.122-123].
Чувства ритма – это развитие музыкально ритмических движений, соответствующих характеру эмоциональной окраске музыки. [14; с. 32].
Значит, мы можем выделить показатели, по которым возможно определить отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в творческих способностях, качество творческих действий и продукции и в комплексе выделим следующие их особенности:
- Способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию эмоционально откликаться на красоту;
- Способность творить по законам красоты (выразительно петь и читать стихи, изящно двигаться под музыку, находить естественные движения для передачи образа в игре-драматизации), проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему;
- Способность к оценке прекрасного в окружающем, различению средств художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и в театральной деятельности;
- Способность к самостоятельному поиску и нахождение оригинальных приемов решения творческих задач.
А так же, если деятельность детей основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни в процессе воспитания и обучения, осуществляемого в детском саду под руководством воспитателя. Среди показателей, характеризующих отношение детей к творчеству, нам хочется отметить:
- Искренность, непосредственность переживаний;
- Увлеченность, «захваченность» деятельностью;
- Активизация волевых усилий, способность к вхождению в изображаемые обстоятельства;
- Специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.
- Внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований;
- создание новой комбинации из усвоенных старых элементов;
- Применение известного, в новых ситуациях;
- Нахождение новых приемов решения;
- Быстрота реакции, хорошая ориентировка в новых условиях;
- Нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий.
Таким образом, к показателям качества продукции детского художественного творчества относятся:
- нахождение адекватных выразительных средств воплощения образов;
- своеобразие манеры исполнения и выражения своего отношения;
- соответствие продукции элементарным художественным требованиям.
Что считается основным в обучении творчеству? Прежде всего, ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Самостоятельно и без помощи взрослого он не сможет найти эти средства, в его силах открыть только самые примитивные из них, поэтому творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. [15; с.309].
Значит, если подобрать соответствующие нетрадиционные методы обучения и интегрировать их, то дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создадут произведения гораздо более высокого уровня, чем их необученные сверстники. Основной путь развития творческих способностей у дошкольников заключается в создании взрослыми доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих задач, формировании общей эвристической структуры опыта ребенка и способов деятельности, которые благоприятствуют самостоятельному поиску и выделению в окружающей действительности проблемных ситуаций и задач. Творческие задания ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать новое. На начальном этапе педагог и ребенок вступают в партнерские отношения в решении проблемных задач, сотворчество при этом раскрывает источники, средства, приёмы и способы нетрадиционной творческой деятельности, определяет сущность, вид, качество творческого продукта. В дальнейшем творческие задачи нетрадиционных приемов обучения нацеливают на самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей ребенка в интегрированных видах деятельности.
Литература:
- К. Орфа // Система обучения. – ООО «Фирма «Издательство АСТ»
- Толковый словарь
- Комольцева В.А. // журнал «Сургутский педагогический вестник»;
№ 1-2, 2011г.
- Петровский А.Е., Ярошевский М.Г.- Психология: словарь. М.:
Политиздат,1990г.
- Дьяченко ОМ. Развитие воображения дошкольника. — М., 1996.
- Лук А.Н. Эмоции и личность. — М.: Знание, 1982.
- Клименко М.М. // журнал «Сургутский педагогический вестник»;
№ 1-2, 2011г.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. —
М.,1984.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб, 1999.
- Н.А. Ветлугина. Художественное творчество и ребенок:
монография — М.: Педагогика, 1972.
- Н.А. Ветлугина Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.
- Выгодский. Психология
- Б.М. Теплов Психология музыкальных способностей
- О.П. Радынова Музыкальное воспитание дошкольников – М.,1994.
- Ю.В. Алабугина Универсальный словарь русского языка – М-Е
2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей детей через нетрадиционную форму обучения рассказыванию.»
Развивать связную речь детей дошкольного возраста...
«Развитие творческих способностей детей через нетрадиционную форму обучения рассказыванию.»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....
Программа "Развитие творческих способностей посредством нетрадиционного рисования для детей старшего возраста"
В жизни дошкольника очень важную роль играет воображение. Его проявления в дошкольном возрасте настолько ярки и интенсивны, что дало повод считать воображение изнача...
Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников посредствам игры как педагогическая проблема
материал для педагогов...
Перспективное планирование по теме "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования, детей старшего дошкольного возраста" с картотекой
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для ...
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста
Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...
Выступление "Развитие мелкой моторики детей среднего возраста, посредством использования нетрадиционного приёма обучения - камешков Марблс"
Камешки Марблс – это особый дидактический материал, идущий так сказать от потребностей малышей. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребёнка. Заставляет возвращаться к материалу и пол...