Теоретические аспекты развития творческих способностей посредством интеграции нетрадиционных приёмов обучения у старших дошкольников.
учебно-методический материал на тему
Развитие творческих способностей, по нашему мнению, возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального, эмоционального и общего развития. Детское творчество может проявляться в мышлении, литературе, искусстве, игре, труде, музыке, общении, что даёт возможность охарактеризовать личность в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Теоретические аспекты развития творческих способностей посредством интеграции нетрадиционных приёмов обучения у старших дошкольников.
Творчество – высший компонент в структуре личности и одна наиболее содержательных форм психической активности человека. Мы рассматриваем детское творчество как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности, как основной способ существования и развития личности, в котором ребёнок проявляет своё понимание окружающего, раскрывает свой внутренний мир, ценности переживаний, особенности восприятия, представлений, интересов, способности. Детство, на наш взгляд, приставляет собой период усиленного развития, изменения и обучения, период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это происходит в творческой деятельности, которая позволяет наиболее полно выразить свой внутренний мир. Зарождаясь на генетическом уровне человека, творческие способности интенсивно развиваются на протяжении всего дошкольного детства и проявляются в стремлении ребёнка к духовному осмыслению окружающего мира. Развитие творческих способностей, по нашему мнению, возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального, эмоционального и общего развития. Детское творчество может проявляться в мышлении, литературе, искусстве, игре, труде, музыке, общении, что даёт возможность охарактеризовать личность в целом. Но для этого необходимо, чтобы личность ребёнка поддерживалась, направлялась и была в центре внимания родителя, педагога, психолога. Как правило, творчество, мы рассматриваем как наиболее содержательную форму психической активности, как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В связи с этим мы вынуждены, обратится к определению творчества к научным источникам:
Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей [1;с.6].
Таким образом, творчество предполагает способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычными способами. Творчество может проявляться в самых разных профессиональных областях — не только в области искусства. А самое главное — помогать при решении любых жизненных проблем. Значит, творческий человек — это тот, кто обладает особым видом мышления — дивергентным. Дивергентное (творческое) мышление — противоположность конвергентного (традиционного, нетворческого) мышления. Конвергентное мышление подразумевает нахождение единственно правильного решения задачи или проблемы — путем интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Но такое решение является правильным в общепринятом понимании этого слова, то есть достаточно традиционным и шаблонным. В дивергентном же мышлении оригинальные и необычные идеи возникают в результате выдвижения многих вариантов решения проблемы. При этом разум не скован стереотипами. Он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, отыскивает неожиданные повороты и ходы, использует привычные вещи непривычными способами, видит то, чего не замечают другие.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.[2; с.76].
На основании вышеизложенного, мы отмечаем, что творческого человека от обычных людей отличает замечательное развитие следующих качеств:
- оригинальность;
- любознательность;
- воображение;
- интуиция;
- творческое мышление;
- эмоциональность;
- чувство юмора.
Обобщив все, мы понимаем, что творческие способности проявляются в порождении необычных идей и творений, отличаются от традиционных схем мышления, позволяют быстро решать проблемные ситуации. Исследованием проблемы развития всех этих качеств посредством интеграции нетрадиционных приёмов обучения у старших дошкольников, мы и занимаемся, выбрав три направления:
- Художественное творчество
- Литературное творчество
- Музыкальное творчество
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для развития творчества, который является этапом интенсивного психологического созревания. Именно в этот период происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, на их основе происходит становление способностей и склонностей.
Мы не стремимся сделать всех детей художниками. Наша цель – возбудить у них активность, направленную на реализацию предельно творческих возможностей, так как (согласно современным представлениям гуманистической и креативистической психологии) все дети без исключения являются потенциальными созидателями.
Занятия художественным творчеством и изучение изобразительного искусства помогают «разбудить» скрытые в каждом ребёнке творческие способности, освободить их для облегчения самореализации творческого потенциала. [3; с.139]
Психологической основой творческой деятельности Л.С. Выготский называет воображение, которое в структуре творческих способностей проявляется как познавательное (О.М. Дьяченко), инициативное, богатое и творческое (Б.М. Теплов). Компоненты творческих способностей развиваются при овладении средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности, создаваемых детьми образов. Творческая же фантазия не может быть продуктивной, если у ребенка нет определенного запаса информации и не развита способность к ее анализу и синтезу. [4; с.14].
Таким образом, под творчеством детей дошкольного возраста мы понимаем:
- создание ребенком, субъективно нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры);
- придумывание, к известному, новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, в рассказе и т.д.);
- придумывание своего начала, конца и т.д.;
- применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации;
- проявление ребенком инициативы во всем;
- сам процесс создания образов, поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи.
Один из отечественных исследователей проблем психологии творчества, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников, музыкантов, творческими способностями называет:
- Способность видеть проблему там, где ее не видят другие;
- Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы;
- Способность применять навыки, приобретенные при решении одной задачи, к решению другой;
- Способность воспринимать действительность целиком и не дробить ее на части;
- Способность легко ассоциировать отдаленные понятия;
- Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;
- Гибкость мышления;
- Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки;
- Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;
- Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделять наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;
- Легкость генерирования идей;
- Творческое воображение;
- Способность доработки деталей при совершенствовании первоначального замысла. [5; с.19].
Значит, универсальными условиями развития любой деятельности, в том числе и творческой, мы считаем, являются активность и саморегуляция. Творческие способности зависят не только от ума, но и от определенных его качеств. Гибкость ума, например, включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро переключаться с одной идеи на другую.
Люди с гибким умом предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя, варьируя отдельные элементы проблемной ситуации. Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Благодаря систематичности все идеи сводятся к определенной системе и последовательно анализируются. [13; с.49].
Развитие детского изобразительного творчества как деятельности, в процессе которой происходит самореализация, самовыражение, самоутверждение личности ребёнка, его творческих возможностей, нуждается в особом внимании и поддержке со стороны взрослого, его чуткого руководства. Поэтому очень важно сопровождать детей, обладающих склонностью к изобразительной деятельности, создать творческую среду для развития личности дошкольников. [6; с.78]
Следует отметить, развитие творческих способностей непосредственно связано с формированием у детей важнейших умственных и практических действий. Внешне они проявляются в виде способности:
- Наблюдать, сопоставлять и сравнивать;
- Выявлять причинно-следственные связи и противоречия;
- Отличать оригинальные явления, нетрадиционные от традиционных;
4. Самостоятельно осуществлять поиск новых решений, участвовать в исследовании проблемных ситуаций используя различные методы проектирования интегрируя, в свою очередь, различные области творческого развития.
В исследованиях В.Н. Дружинина было выделено понятие креативность, то есть творческие возможности, способности человека. Креативность, является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. В повседневной жизни, как показывают многочисленные исследования, происходит подавление креативных, творческих свойств индивидуума. Это может быть объяснено тем, что креативность или творчество предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих форм, отношений, продуктов. [7; с.49]
На основании выше изложенного можно выделить источники формирования творчества:
- Отсутствие образца регламентированного поведения;
- Наличие позитивного образца творческого поведения;
- Создание условий для подражания творческому поведению и блокирования проявлений агрессивного и деструктивного поведения;
- Социальное подкрепление креативности.
Следовательно, формирование креативности, творчества у дошкольников возможно лишь в специально организованной среде, которая должна обладать многовариантностью (богатством возможностей). Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного, творческого поведения и его результатов.
Опыт обучения способам креативного, творческого поведения и самовыражения инициирует появление и усиление таких личностных качеств, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам и противоречиям, высокая потребность в творчестве. [16; с. 165].
Творческие способности дошкольников, на которые мы опираемся, активно развиваются в художественных видах деятельности: Художественное творчество, литературное творчество, музыкальное творчество.
Художественное творчество — один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Проявить творческое воображение — значит реализовать способность создавать чувственный образ, который адекватно и выразительно раскроет замысел автора.
Детское художественное творчество по своим объективным возможностям носит творческий характер. В основе лежат следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:
- Интересы и способности, проявляющиеся в художественном творчестве:
- Искренность;
- Правдивость переживаний;
- Способность «вхождения» в изображаемую условную ситуацию; увлеченность деятельностью;
- Образное мышление;
- Видоизменение мотивов деятельности;
- Способы творческих действий:
- Дополнение, изменение, вариации;
- Преобразование уже знакомого материала;
- Применение уже известного в новых ситуациях;
- Нахождение новых приемов, своих оригинальных приемов решения заданий;
- Быстрота реакции;
- находчивость в действиях;
- Качество детской продукции:
- Нахождение адекватных, соответствующих выразительных средств для воплощения замысла;
- Индивидуальный почерк; — манера исполнения;
- Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Имеется в виду стимулирование взрослым такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, ребенок увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. Условием развития творчества является также обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать любой свой замысел. Очень важно, чтобы предлагаемые взрослым задания были приняты ребенком.
Приёмы художественной деятельности и темы по изобразительной деятельности должны подбираться с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста они могут быть разнообразны по технике нетрадиционного исполнения и по содержанию. Например:
- Игровые технические занятия (знакомство и овладение различными приемами работы с материалом, комбинирование нестандартных приёмов обучения);
- Задания-загадки: овладение приемами фантазирования:
- Фантастическая аналогия;
- Символическая аналогия (цвет);
- Оживление;
- Принцип изменения цвета, свойств;
- Уменьшение, увеличение, комбинирование;
- Рисование от заданного фрагмента — кляксы, линии, графического фрагмента;
- Сюжетные задания (создание композиции на заданную тему или по замыслу ребенка).
Литературное творчество - это вид искусства. Использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. [8; с.215].
Не стоит думать, что творить в этой области дети начинают позже, чем, например, в изобразительной или музыкальной сфере. Многие педагоги и психологи считают, что литературные способности начинают обнаруживаться у детей со вступлением в подростковый возраст. Первые литературные проявления связаны с возникновением у подростка интереса к собственному внутреннему миру, к душевной жизни вообще. Да и с материальными результатами литературных поисков окружающие обычно могут познакомиться, когда ребенку больше 10-12 лет. До этого времени сам процесс оформления результатов своего литературного творчества для ребенка обычно довольно труден. Так что если и сохраняются первые «литературные» опыты ребенка, то в виде записей заинтересованных взрослых. [ 9; с.33].
Хочется отметить, что взрослые не всегда замечают и оценивают словесную продукцию малыша именно как первые опыты сочинительства. И далеко не всегда относятся к этому процессу серьезно. А ведь он очень важен для малыша — он, таким образом, выражает свое отношение к миру, в котором живет. Вот и получается, что изобразительные, музыкальные или хореографические способности ребенка взрослые замечают довольно рано и начинают помогать их развитию. А маленькие сочинители очень долго остаются предоставленными самим себе. И если специально не поддерживать их устремления, постепенно интерес к этому занятию иссякнет, а природные задатки не разовьются в литературные способности.
Для развития многих видов способностей очень важны так называемые сензитивные периоды жизни ребенка. В эти периоды ребенок становится особенно восприимчивым к определенным сторонам окружающей действительности, к определенным воздействиям. Именно тогда может произойти существенный скачок в развитии какого-то навыка или природного задатка. Так и с развитием речи, которая является основой литературных и языковых способностей.
В старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается необычайный темп речевого развития, активное «словотворчество» — он считал это показателями речевой одаренности. За сравнительно короткий срок ребенок осваивает огромный материал, овладевает богатством родного языка. Но затем интерес к языковому творчеству у большинства детей явно затухает. [10; с.256]
Как поддерживать интерес к этому виду творчества и как развивать литературные способности? Изучив материал, мы можем опираться на следующие критерии:
1.Ребенок может легко построить рассказ, начиная с завязки и заканчивая разрешением какого-либо конфликта.
2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказе о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
5. Выбирает для своих рассказов такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства.
6. Изображает в собственных рассказах своих героев очень живыми, создает характеры.
7.Любит заниматься сочинительством — рассказы, сказки, стихи и др.
Таким образом, развитие литературного творчества у ребенка старшего дошкольного возраста является одним из основных критериев развития творческой личности
Музыкальное творчество - это восприятие музыкального содержания, способность дифференцировать движущиеся звука слухом, различать и воспринимать выразительность ритма. Главная функция музыки выразительная. Широкие возможности музыкального искусства передавать тончайшие нюансы человеческих чувств, их смену, взаимопереходы и определяют специфику музыкального содержания. В музыке мы через эмоции познаём мир. Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности является переживание музыки, при котором постигается её содержание. Поскольку музыкальное переживание по самому своему существу – эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путём нельзя понять содержания музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку. [11; с. 53]
Таким образом, ядро музыкального творчества детей старшего дошкольного возраста составляют три основные направленности на развитие ребёнка: ладового чувства, музыкально - слухового представления и чувства ритма.
Ладовое чувство - это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Различение не только общего характера музыки, настроений выраженных в ней, но и определённых отношений между звуками – устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующим завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, «прочуствование восприятие». Б. М. Теплов называет его перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха. [12; с. 27].
Музыкально-слуховые представления – это воспроизведение мелодии голосом, или на музыкальном инструменте, Необходимо иметь музыкальные представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т.е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо её запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Так же как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольно музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями [13; с.122-123].
Чувства ритма – это развитие музыкально ритмических движений, соответствующих характеру эмоциональной окраске музыки. [14; с. 32].
Значит, мы можем выделить показатели, по которым возможно определить отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в творческих способностях, качество творческих действий и продукции и в комплексе выделим следующие их особенности:
- Способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию эмоционально откликаться на красоту;
- Способность творить по законам красоты (выразительно петь и читать стихи, изящно двигаться под музыку, находить естественные движения для передачи образа в игре-драматизации), проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему;
- Способность к оценке прекрасного в окружающем, различению средств художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и в театральной деятельности;
- Способность к самостоятельному поиску и нахождение оригинальных приемов решения творческих задач.
А так же, если деятельность детей основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни в процессе воспитания и обучения, осуществляемого в детском саду под руководством воспитателя. Среди показателей, характеризующих отношение детей к творчеству, нам хочется отметить:
- Искренность, непосредственность переживаний;
- Увлеченность, «захваченность» деятельностью;
- Активизация волевых усилий, способность к вхождению в изображаемые обстоятельства;
- Специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.
- Внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований;
- создание новой комбинации из усвоенных старых элементов;
- Применение известного, в новых ситуациях;
- Нахождение новых приемов решения;
- Быстрота реакции, хорошая ориентировка в новых условиях;
- Нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий.
Таким образом, к показателям качества продукции детского художественного творчества относятся:
- нахождение адекватных выразительных средств воплощения образов;
- своеобразие манеры исполнения и выражения своего отношения;
- соответствие продукции элементарным художественным требованиям.
Что считается основным в обучении творчеству? Прежде всего, ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Самостоятельно и без помощи взрослого он не сможет найти эти средства, в его силах открыть только самые примитивные из них, поэтому творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. [15; с.309].
Значит, если подобрать соответствующие нетрадиционные методы обучения и интегрировать их, то дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создадут произведения гораздо более высокого уровня, чем их необученные сверстники. Основной путь развития творческих способностей у дошкольников заключается в создании взрослыми доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих задач, формировании общей эвристической структуры опыта ребенка и способов деятельности, которые благоприятствуют самостоятельному поиску и выделению в окружающей действительности проблемных ситуаций и задач. Творческие задания ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать новое. На начальном этапе педагог и ребенок вступают в партнерские отношения в решении проблемных задач, сотворчество при этом раскрывает источники, средства, приёмы и способы нетрадиционной творческой деятельности, определяет сущность, вид, качество творческого продукта. В дальнейшем творческие задачи нетрадиционных приемов обучения нацеливают на самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей ребенка в интегрированных видах деятельности.
Литература:
- К. Орфа // Система обучения. – ООО «Фирма «Издательство АСТ»
- Толковый словарь
- Комольцева В.А. // журнал «Сургутский педагогический вестник»;
№ 1-2, 2011г.
- Петровский А.Е., Ярошевский М.Г.- Психология: словарь. М.:
Политиздат,1990г.
- Дьяченко ОМ. Развитие воображения дошкольника. — М., 1996.
- Лук А.Н. Эмоции и личность. — М.: Знание, 1982.
- Клименко М.М. // журнал «Сургутский педагогический вестник»;
№ 1-2, 2011г.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. —
М.,1984.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб, 1999.
- Н.А. Ветлугина. Художественное творчество и ребенок:
монография — М.: Педагогика, 1972.
- Н.А. Ветлугина Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.
- Выгодский. Психология
- Б.М. Теплов Психология музыкальных способностей
- О.П. Радынова Музыкальное воспитание дошкольников – М.,1994.
- Ю.В. Алабугина Универсальный словарь русского языка – М-Е
2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/27/picture-744114-1453842886.jpg)
«Развитие творческих способностей детей через нетрадиционную форму обучения рассказыванию.»
Развивать связную речь детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-595129-1424115524.jpg)
«Развитие творческих способностей детей через нетрадиционную форму обучения рассказыванию.»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/07/picture-1006435-1538922036.jpg)
Программа "Развитие творческих способностей посредством нетрадиционного рисования для детей старшего возраста"
В жизни дошкольника очень важную роль играет воображение. Его проявления в дошкольном возрасте настолько ярки и интенсивны, что дало повод считать воображение изнача...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/30/picture-921190-1493572647.jpg)
Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников посредствам игры как педагогическая проблема
материал для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/22/picture-1182001-1582343719.jpg)
Перспективное планирование по теме "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования, детей старшего дошкольного возраста" с картотекой
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/01/picture-1213628-1733066025.jpg)
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста
Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/05/picture-544864-1417774681.jpg)
Выступление "Развитие мелкой моторики детей среднего возраста, посредством использования нетрадиционного приёма обучения - камешков Марблс"
Камешки Марблс – это особый дидактический материал, идущий так сказать от потребностей малышей. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребёнка. Заставляет возвращаться к материалу и пол...