КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по познавательно-речевому развитию
Тема: «Русская изба»
Подготовительная к школе группа МДОУ №83 г. Хабаровск
Педагог: Крюкова Альбина Викторовна
Программное содержание: Закрепить знания детей о жилище русских людей, их быте, ремёслах, жизненном укладе, традициях. Развивать представления об истории и культуре русского народа, интеллектуальные, мыслительные, речевые, творческие способности детей. Воспитывать в детях уважение к русской культуре, чувство гордости за свою Родину.
Дети входят в группу в русских народных костюмах. Воспитатель говорит, что сегодня для детей группы «Солнышко» пришло письмо без обратного адреса и посылка. Дети читают письмо.
«Здравствуйте дорогие ребята! Случилась со мной беда-огорчение. Снова потерял я путь дороженьку домой. Заблудился я в городе, кругом избы высотные, страшно мне, боязно..
Найдите мне избу, али обустройте уголочек какой-нибудь.
Ваш Кузя- домовенок.»
Воспитатель: Плохо Кузеньке без избы, да и в высотных зданиях он жить не может, да и Баба-Яга везде ищет. Привык он жить в избах, да по старому укладу
-Как вы думаете, чем мы можем помочь Кузеньке?
Дети: Построить избу.
Воспитатель: А избу нам надо строить не современную, а такую, какая была в стародавние времена. А для этого нам надо вернуться в прошлое по реке времени Но это не просто, надо выполнить задание из посылки.
Д/И «Что возьмем в прошлое?»
(Дети собирают карточки с изображениями предметов старины. Карточки перемешаны с изображениями предметов современности и разложены по берегам реки).Правильно выполнив задания дети попадают в прошлое. в прошлом детей встречает Хозяюшка.
Хозяюшка: Здравствуйте добры молодцы, да красны девицы! Вы откуда и зачем пожаловали, куда путь держите? Дело пытаете, али от дела лытаете?
(ответы детей)
Хозяюшка: Помогу вам, коли расскажите ,как люди в прошлом одевались?
(называют предметы одежды ,в которые одеты дети)
-Молодцы, Вот теперь и помочь вам рада. Да вот только где же избу ставить будем? Как и где русские люди селились и почему?
Дети: По берегам рек и озер, потому что здесь можно было рыбу ловить, дичь стрелять, воду близко носить, стирать. А лес давал людям грибы, ягоды, коренья, травы, дикий мед, рубили дрова, лес для постройки домов.
Игра «Дары леса и реки»
(Дети выбирают карточки с изображениями природных богатств, необходимых человеку)
Пословица: «У реки и леса жить- голодным не быть.»
Хозяюшка: Да, помогали людям жить и лес и река, но и опасны были тоже. Как вы понимаете пословицу? «Огонь- беда, вода- беда, но пуще беды- без воды и без огня»
(Ответы детей)
- Вот на этом месте мы избу и поставим. Много леса, воды вдосталь, место богатое, сытное. Из чего строили избы?
(Из брёвен)
- Какой лес выбирался для строительства?
(Ровный, крепкий, не гнилой, чтобы изба стояла долго.)
- А какие избы строили, большие или маленькие и почему?
( Большие, так как их семьи были большие)
Рассматривание картины, обсуждение пословицы: «Семья сильна, когда крыша одна.»
Хозяюшка: Ну вот ребята, стены есть, крыша есть (как называли крышу?). Можно ли Кузеньку звать на новоселье, можно ли жить в такой избе?
(Нельзя, тепла, света, воды)
Хозяюшка предлагает детям выбрать карточки по темам и объяснить свой выбор.
Свет: окно, лучина, свеча, масляный фитиль, настольная лампа, торшер, люстра.
- Что освещало дом?
- Откуда шёл свет?
- Как называли окна?
- Чем закрывали окна?
- Для чего нужны были ставни?
Проводится эксперимент: «Что ярче горит?»
Тепло: костёр, печь, дрова, батарея, камин, обогреватель.
Беседа о печи, обсуждение пословиц: «Когда в печи жарко, тогда и варко», «Мала печка, да тёпленька»
- Из чего делали печь?
- Кто складывал печь?
- Для чего она нужна была в доме?
- Кого укладывали спать на печь?
- В каких сказках встречается образ печи?
Ввести понятие: «бабий угол»
Вода: ведра, коромысло, колодец, водопроводный кран.
Проводится эксперимент: «Как носили воду с помощью вёдер и коромысла?»
Хозяюшка: Как называли двери и крыльцо дома и почему?
Хозяюшка: Теперь наш дом и тёплый и светлый, можно ли нам Кузеньку на новоселье звать?
( Предположительные ответы детей)- нет уюта.
Хозяюшка: И этой беде я помогу, надо только волшебные слова сказать, да потрудиться немного: «Раз, два, три, четыре, пять – будем избу украшать».
Хозяюшка достаёт из-за ширмы-избы сундук и предметы быта.
Дети украшают макет избы, создают обстановку того времени, закрепляя названия предметов и их местоположение.
Хозяюшка: Вот теперь можно и Кузеньку на новоселье звать. Давайте вспомним, какие обычаи соблюдали при входе в избу.
(Кланялись хозяевам и в «красный угол») Что такое «красный угол?»
Появляется Кузя с кошкой и рассказывает об обычае новосёлов пускать первой кошку в новой дом. Кузя играет с детьми в игру «Домовой»
«Кузя, Кузя- домовой , приходи к нам домой. Рассказать тебе пора, что мы делали вчера. Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» (Подражательные движения)
Кузя благодарит детей, угощает их баранками. Просит подумать над смыслом пословицы: «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Дети по реке времени возвращаются в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий По познавательному развитию Занятие по ПДД в старшей группе тема: Путешествие в страну «Почемучек»
Образовательная задача: Дать детям представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, закрепить знание дорожного знака – «пешеходный переход».Развивающая задача: Познакомить и учить р...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».
Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...
Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)
Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.
Занятие по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....