"Зимние забавы"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме

Чапанова Надежда Шургаловна

Тематическое планирование недели

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_zabavy.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

(Тематическое планирование. Подготовительная группа)

 Воспитатель детского сада №629

комбинированного вида

Чапанова Н.Ш.

г. Москва 2013 г

День недели

Мероприятия

Понедельник

21.01.2013

Наблюдение за снегопадом

Цели: в наблюдении обобщать знания о зимних явлениях в природе; продолжать развивать  поисковую деятельность детей.

Понаблюдать с детьми за снегопадом. Если во время прогулки сильный ветер, то снежинки нельзя рассмотреть – летит сплошная снежная пыль. Это ветер обломал у снежинок их красивые лучики. Надо объяснить детям, что в мороз снег хрустит под ногами потому, что ломаются лучики у снежинок. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие похожие на цветы или звездочки. Они падают по одной , поэтому их можно хорошо рассмотреть на куске темной бумаги.

Зимние приметы. Повторение

Поговорки пословицы (спросить у детей).

Стихотворения:

СНЕГОПАД

Снегопад, снегопад,

Как слоны, сугробы!

Снег и снег три дня подряд

Самой высшей пробы.

Падает, падает,

Всех сначала радует –

И чего заладил этот снегопад?

А зима смеется:

-Так он и зовется –

Снегопад, чтобы все в сугробы,

В снежные сугробы,

В мягкие сугробы падали подряд!

Н. Садовский

Дидактическая игра «Где я был?».

Цель: образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

Ход игры. Отгадайте, ребята, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? (На море.)

 А теперь, вы загадайте мне загадки, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Только надо говорить, кого вы видели в большом количестве. Главное в этой игре не отгадывание , а загадывание.

Дидактическая игра «Так бывает или нет?».

Бурятская народная игра «Волк и ягнята».

Цель: развивать ловкость, быстроту движения.

Ход игры. Один игрок – «волк», другой – «овца», остальные - «ягнята». «Волк» сидит на дороге, по которой движется «овца» с «ягнятами». Она впереди ,за нею идут друг за другом гуськом «ягнята». Подходят к «волку». «Овца» спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», - говорит «волк». «А зачем нас ждешь?» «Чтобы всех вас съесть!» - с этими словами он бросается на «ягнят», а «овца» загораживает их. «Ягнята» держатся друг за друга и за «овцу».

Правила игры. «Волк» может ловить только последнего «ягненка». «Ягнята» должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями «овцы». «Волку» нельзя отталкивать «овцу».

Грузинская народная игра «День и ночь».

Цель: развивать двигательную деятельность.

Ход игры. На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой – девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков – «Ночь», а команда девочек – «День. По команде «Ночь» мальчики ловят девочек по команде «День» девочки ловят мальчиков. Тот, кого поймали, переходит  в команду противников.

Зимняя забава «Ловкие и быстрые».

Цель: развивать коммуникативные навыки.

Ход игры. Один ребенок везет другого на санках. Сидящий по дороге старается набрать как можно больше снежков или мешочков.

Вторник

22.01.2013

Наблюдение за красотой зимнего пейзажа

Цели: воспитывать у детей познавательный интерес к природе; развивать чуткость к восприятию зимнего пейзажа.

Обратить внимание детей на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, снег сверкает на солнце, небо голубое). Воспитатель просит детей описать увиденную красоту, используя как можно больше эпитетов. Можно прочитать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Приметы: зимой хорошая погода будет оставаться хорошей, если ночью и утром будет тихо и ясно; если зимой вьюги, летом ненастье; туман опускается зимой к земле – оттепели, высоко держится – к хорошей погоде.

Поговорки и пословицы: «зима лодыря морозит»; «Зимой съел бы грибок, да снег глубок».

Стихотворения:

ЯНВАРЬ

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету.

 Что, скажи, за месяц это?

***

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег - на крыше,

На крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

С. Маршак

Загадки:

Его весной и летом мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели.

(Дерево зимой.)

Весной умирает,

Осенью оживает.

(Снег.)

Дидактическая игра «Кто больше знает».

Русская народная игра «Снежная баба».

Дидактическая игра «это правда или нет?».

Цель:  находить неточности в тексте.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле».

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га» пел соловей.

Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?

Дети находят неточности и заменяют слова и предложения , чтобы получилось правильно.

Дагестанская народная игра «Надень шапку»

Цель: развить внимание, координацию.

Ход игры. Мальчик сидит на стуле. На 8-10 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к сидящему, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему закрывают глаза, поворачивают кругом и дают в руки шапку. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть шапку на мальчика. Остальные игроки считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на эти роли назначают других детей.

Правила игры. Водящий не должен подсматривать; играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.

Игра – забава «Кто первый?»

Цель: развивать ловкость, быстроту движений.

Ход игры. Дети стараются доехать до флажка:

  • Сидя лицом по направлению движения;
  • Сидя спиной;
  • Парами, спиной друг к другу;
  • Соревнуются звеньями.

Среда

23.01.2013

Наблюдение за снегом

Приметы: лег снег на морозную голую землю – хлеб будет, а на сырую – нет; если ночью был иней, днем снег не выпадет.

Поговорки и пословицы: «Снега надует – хлеба прибудет».

Стихотворение И. Сурикова «Снег».

Загадки:

Летит – молчит, лежит – молчит,

Когда умрет, тогда заревет.

(снег.)

Дидактическая игра «Так бывает или нет?»

Белорусская народная игра «Заяц – месяц».

Цель: развить быстроту движений.

Ход игры. Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:

- Заяц-месяц,  где был?

- В лесу.

- Что делал?

- Сено косил.

- Куда клал?

- Под колоду.

- Кто украл?

- Чур.

На кого попадет слово «чур», тот догоняет детей, а они разбегаются врассыпную.

Правила игры. Бежать можно только после слова «чур». Пойманным считается игрок, которого коснулся тот, кто ловит.

Наблюдение за снегом

При уличном освещении снег кажется совсем другим. Рядом с фонарем он искрится, переливается всеми цветами радуги, а там,  куда свет от фонаря не доходит, он кажется темным. На свету лучики снежинок отражают свет, поэтому снег переливается.

Провести опыт по отражению света от многогранного стеклышка.

Дидактическая игра «Найди противоположное слово».

Цель: подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.

Ход игры. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то значит он какой?»,  «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не остры, то он…», «Если сумка не легкая, то она….» и т.д.

Грузинская народная игра «День и ночь».

Игра – забава «Успей подхватить».

 

Четверг

24.01.2013

Наблюдение за снежинками

Цели: расширять кругозор; развивать умение сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений; воспитывать любознательность.

Полюбоваться красотой снега, особенно на ярком солнце, спросить детей, что можно сказать о снеге. Какой он? (пушистый, красивый, искриться на солнце, переливается, блестит, мохнатый, пухлый и т.д.) Напомнить, из чего состоит снег.

- Что у вас на пальто, на шапках, на рукавичках? (Снежинки.)

Воспитатель предлагает рассмотреть, на что они похожи. Какие лучи у снежинок? Сколько их? Что можно сказать про снежинки? Какие они? Что будет, если подуть на снежинку или взять в руку? Почему снежинка тает?

Затем  дети самостоятельно придумывают загадки о снежинках.

Стихотворения:

СНЕЖИНКА

Белая, узорная звездочка – малютка,

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Н. Садовский

СНЕЖИНКИ

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок,

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли

Загадки:

Из-под облачных высот быстрый ветер их несет.

Мчат, друг дружку обгоняя, как одна большая стая.

(Снежинки.)

Белой стайкой мошкара вьется, кружится с утра,

Не пищит и не кусает. На ладони сразу тает.

(Снежинки.)

Дидактическая игра «Надо сказать по-другому»

Цель: подобрать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Ход игры. Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте попробуем заменить слова в других предложениях».

- Дождь идет – льет.

- Мальчик идет – шагает.

- Чистый воздух – свежий.

Дидактическая игра «Это правда или нет?»

Дагестанская народная игра «Надень шапку».

Белорусская народная игра «Заяц-месяц».

Пятница

25.01.2013

Цели: продолжать детей знакомить с зимними явлениями природы; расширять кругозор детей; воспитывать любознательность.

Рассматривание узоров на окнах

Обратить внимание детей на узоры на стекле. Это явление бывает только морозную зимнюю погоду. Ни в какой другой сезон его увидеть невозможно. При низких температурах наружная сторона оконных стекол расцвечивается красивыми узорами. Это ледяные кристаллы, в которые превращаются при быстром замерзании водяные пары. Снежинки, изморозь, узоры на окнах – все это водяной пар который при сильном охлаждении переходит в твердое состояние и принимает форму кристаллов. Если солнце попадает на окна, то узор загорается всеми красками, это лучи кристаллов льда отражает солнечные лучи.

Попросить детей пофантазировать, и рассказать, что они видят на стеклах.

Приметы: зимой сухо и холодно – летом сухо и жарко; если окна начинают потеть при двойных рамах – к усилению мороза.

Поговорки и пословицы: «Месяц январь – зимы государь»;  «Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет».

Стихотворения:

МОРОЗ

Мороз в окно глядит и дышит

И на стекле узоры пишет.

А против мерзлого окна

Дыханьем Дедушки Мороза

В парчу и жемчуг убрана

Стоит кудрявая береза…

С. Дрожжин

Загадки:

Без рук, без глаз, а рисовать умеет.

(Мороз.)

Какой это мастер на стекле нанес

И листья, и травы, и заросли роз?

(Мороз.)

Дидактическая игра «Вспомни разные слова».

Грузинская народная игра «Дети и петух».

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры. Один из игроков изображает петуха. «Петух» выходит из своего домика, ходит по площадке и три раза кукарекает. Игроки в ответ: «Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка! Что так рано встаешь, детям спать не даешь?»

После этого «петух» опять кукарекает, хлопает «крыльями» и начинает ловить детей, которые, выйдя из своих домиков, бегают по площадке.

Правила игры. Ловить детей в домике нельзя.

Труд на участке. Дети совместно с воспитателем посыпают дорожки песком.

Закрепление знаний о свойствах снега

Опыт «зависимость состояния воды от температуры».

Приметы: если январь холодный июль будет сухой и жаркий; если январь влажный с оттепелью – лето будет прохладным.

Загадки:

Невидимкою зимою он является ко мне,

И рисует, как художник, он узоры на стекле.

Это клен, а это ива, вот и пальма предо мной,

Как рисует он красиво белой краскою одной!

(Мороз.)

Дидактическая игра «Надо сказать по-другому».

Игра-забава «где звук?»

Литература:

1.Организация деятельности детей на прогулке: подготовительная группа / авт.-сост.: Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. Волгоград: Учитель, 2012 - 329 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий зимнего спортивного праздника в средней группе "Зимние забавы".

В сценарии зимнего спортивного праздника "Зимние забавы" включены веселые игры, эстафеты, аттракционы, сюрпизные моменты, стихи, загадки, встречи со сказачными героями....

Развлечение для детей старшего возраста "Зимние забавы". Развлечение для детей младшего возраста "Зимние забавы".

Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей активно участвовать в развлечении....

ООД. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождая их речью; развивать слуховое...

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Формируем умение рассматривать сюжетные картинки отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия сопровождая их речью....

Проект : "Забавы с зимушкой - зимой» по лексической теме «Зимние забавы»"

Проблема. У детей дошкольного возраста недостаточные представления о здоровом образе жизни, не сформированы начальные представления о зимних развлечениях, зимних  видах спорта, способствующих пра...

Конспект занятия во второй группе раннего возраста по лексической теме «Зимние забавы родителей и малышей. Рассматривание картины «Зимние забавы»

Конспект интегрированного занятия во второй группе раннего возраста по теме "Зимние забавы и развлечения" по программе "От рождения до школы"...