Программа адаптации детей к ДОУ
материал (младшая группа) по теме
Программа предназначена для детей раннего возраста. Будет полезна для педагогов - психологов, содержит описание диагностического исследования адаптации детей к ДОУ, занятия и рекомендации к их проведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptatsii_detey_k_dou.doc | 329 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа психолого – педагогического сопровождения адаптационного периода в дошкольном оборазовательном учреждении «В детский сад без слез»
Пояснительная записка
Актуальность коррекционно – развивающей программы. В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Адаптационный период - серьезное испытание для детей раннего возраста. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. А адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены. Резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Тактика коррекционно – развивающей программы. Программа предназначена для детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) занятия проводятся в группе, 2 – 3 раза в неделю, продолжительность одного занятия 10 минут. Каждое из занятий может повторятся несколько раз. Т.к. дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Возможно музыкальное сопровождение.
Блоки программы: программа состоит из 2-х блоков. 1-й блок – это сближение детей друг с другом и воспитателем. 2-й блок – это освоение окружающей среды, т.е. групповых помещений.
Принципы программы:
- Принцип единства коррекции и диагностики.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
- Принцип активного привлечения воспитателей
- Принцип программированности (т.е. четкость и конкретность используемых техник)
- Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
- Принцип учета эмоциональной сложности материала.
В соответствии с Приказом от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» работа педагога – психолога строится в постоянном контакте с педагогом и родителями (законными представителями), консультируя их, по всем волнующим вопрсам, объясняя тактику и стратегию воспитательно – образовательного процесса. Программа строится на доброжелательном отношении к каждому ребенку, индивидуальном и мотивационном подходе. С обеспечением единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно – образовательного процесса.
По действующему СанПиН для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируется не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8 – 10 минут (СанПиН 2.4.11249-03)
Намеченные ориентиры для перехода на следующий блок и для завершения всей программы: усвоение детьми предложенного материала, общий эмоциональный фон, активность ребенка в игровой и познавательной деятельности, инициативность во взаимоотношениях со взрослыми и детьми, реакция на изменение привычной ситуации. В ходе диагностического наблюдения заполняется таблица (см. Таблицу 1.)
Таблица 1.
Диагностика уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению [2, 67-68].
Ф.И. ребёнка | Возраст | Психологические критерии адаптированности ребёнка к ДОУ | ||||||||||||||
Общий эмоциональный фон поведения | Наблюдение за ребёнком | Реакция на изменение привычной ситуации | ||||||||||||||
Положительный | Неустойчивый | Отрицательный | Познавательная и игровая деятельность | Взаимоотношения со взрослыми | Взаимоотношения с детьми | |||||||||||
Активен | Активен при поддержке | Пассивен | Инициативен | Принимает инициативу | Уход от взаимоотношений | Инициативен | Вступает в контакт при поддержке | Пассивен/ реакция протеста | Принятие | Тревожность | Непринятие | |||||
Баллы | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | |
Баллы набранные ребенком суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями: 2,6-3 балла – высокий уровень адаптированности. У ребенка преобладает радостное, или устойчиво – спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). 1,6-2,5 баллов – средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации. 1-1,5 балла – низкий уровень адаптированности. У ребенка преобладают агрессивно – разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныкание, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность.
Общее время необходимое на реализацию программы не имеет четких границ (от 5 часов 10 минут)
Формы участия родителей и воспитателей. Данная программа предполагает активное участие воспитателя, родители могут присутствовать на занятиях, но это не является обязательным. Кроме того, программой предполагается консультирование воспитателей и родителей. Консультирование родителей может проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Число встреч с родителями не ограничивается, т.к. очень часто успешность адаптированности малыша к детскому саду зависит от реакции родителей. И от того, на сколько сами родители спокойно относятся к новой социальной роли ребенка (дошкольник) есть прямая зависимость в успешной адаптации.
Рекомендации по проведению занятий:
- не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии, вполне достаточно, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе;
- не следует добиваться единственно правильного на ваш взгляд действия или ответа (любая активность малыша, уже показатель его вовлеченности в процесс, что и является приоритетом в данном случае);
- в процессе практической работы допустимо внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.
Данная программа реализуется на базе МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавленок» города Новочебоксарска Чувашской Республики, в котором 11 групп из которых, в 2012 – 2013 учебном году, 3 группы с вновьпоступившими детьми от 1,5 до 3 лет. В детском саду имеется музыкальный зал, спортивный зал, кабинет педагога – психолога. Однако в дошкольном учреждении нет мультимедийного оборудования, в следствие чего групповые встречи с родителями и педагогами проходят без использования наглядных средств. Дошкольное учреждение работает по программе Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Вераксы Н.Е. От рождения до школы, основной общеобразовательной программе дошкольного образования. В соответствии с которой необходимо адаптировать детей к условиям детского сада. Знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). Познакомить с детьми, воспитателем. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям [2, 54].
На момент диагностического 28.09.2012 обследования в детский сад поступило 36 детей, из которых было обследовано 32 ребенка.
В ходе диагностического обследования, наблюдения и опроса педагогов выявленно, что 5 (16%) детей имеют отрицательный эмоциональный фон, 21(65%) неустойчивый, 6 (19%) – положительный эмоциональный фон. В познавательной и игровой деятельности 6 (19%) детей – пассивны, 21(65%) ребенок – активны при поддержке, 5 (16%) детей активны. Во взаимоотношении со взрослыми уходят от взаимодействия 2 (6%) детей, инициативны 18 (56%) детей, принимают инициативу 12 (38%) детей. Во взаимоотношениях с детьми 8 (25%) детей пассивны, вступают в контакт при поддержке 20 (63%) детей, 4 (12%) ребенка активны. Реакция на изменение привычной ситуации: принимают 4 ребенка (12%), тревожны 23 (72%) ребенка, непринимают 5 (16%) детей (см. Приложение 1.). Десять детей вообще не говорили. Что позволяет сделать вывод, о том, что 5 детей имеют высокий уровень адаптированности, 23 ребенка средний уровень адаптированности и 4 ребенка низкий уровень адаптированности (см. Рисунок 1.)
Рисунок 1.
Уровень адаптированности детей 1,5 – 3 лет к дошкольному учреждению.
В процессе реализации программы были проведены индивидуальные консультации с отдельными наиболее тревожными мамами, основной проблемой которых являлся «страх отпустить от себя ребенка».
В итоговом диагностическом обследовании 4.11.2012 получены следующие результаты.
В ходе диагностического обследования, тех же 32 детей, наблюдения и опроса педагогов выявленно, что нет (0%) детей имеющих отрицательный эмоциональный фон, 9(28%) неустойчивый, 23 (72%) – положительный эмоциональный фон. В познавательной и игровой деятельности 1 (3%) детей – пассивны, 6 (19%) детей – активны при поддержке, 25 (78%) детей активны. Во взаимоотношении со взрослыми нет детуй которые уходят от взаимодействия (0%) детей, инициативны 23 (72%) детей, принимают инициативу 9 (28%) детей. Во взаимоотношениях с детьми 1 (3%) детей пассивны, вступают в контакт при поддержке 12 (38%) детей, 19 (59%) ребенка активны. Реакция на изменение привычной ситуации: принимают 28 детей (88%), тревожны 4 (12%) ребенка, нет детей которые непринимают (0%) детей (см. Приложение 2.). Говорить, хоть и отдельными словами стали все 10 детей. Что позволяет сделать вывод, о том, что 27 детей имеют высокий уровень адаптированности, 5 детей средний уровень адаптированности и нет детей с низким уровенем адаптированности (см. Рисунок 2.)
Рисунок 2
Уровень адаптированности детей 1,5 – 3 лет к дошкольному учреждению.
Результаты в сравнении можно представить в виде диаграммы (см. Рисунок 3.)
Рисунок 3
Сравнительные результаты адаптированности детей 1,5 – 3 лет к дошкольному учреждению.
В данном случае можно говорить об эффективности выбраной стратегии психолого – педагогического сопровождения адаптации вновьпоступающих детей к условиям дошкольного учреждения.
Тематический план представлен в таблице (см. Таблицу 2.)
Таблица 2.
Тематический план
№ | Содержание | Время | Общее время |
1. | Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (наблюдение, беседа с воспитателем) [4, 67-68] | 60 мин. | 60 мин. |
2. | Консультация для педагогов «Проблемы, возникающие у детей в процессе адаптации» (см. Приложение 3.) | 60 мин. | 60 мин. |
3. | Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» (см. Приложение 4.) | 30 мин. | 30 мин. |
4. | Индивидуальное консультирование родителей при необходимости или по запросам | неограниченно | неограниченно |
5. | Индивидуальное общение с вновь-поступающими детьми | по необходимости | по необходимости |
Блок 1. Сближение детей друг с другом и воспитателем. | |||
4. | Занятие 1.
| 5 мин. 5 мин. | 10 мин. |
5. | Занятие 2.
| 2 мин. 5 мин. 3 мин | 10 мин. |
6. | Занятие 3.
| 2 мин. 5 мин. 3 мин. | 10 мин. |
7. | Занятие 4.
| 2 мин. 5 мин. 3 мин. | 10 мин. |
8. | Занятие 5.
| 2 мин. 5 мин. 3 мин. | 10 мин. |
9. | Занятие 6.
| 2 мин. 5 мин. 3 мин. | 10 мин. |
Блок 2. Освоение окружающей среды (групповых помещений) | |||
10. | Занятие 7.
| 1 мин. 3 мин. 6 мин. | 10 мин. |
11. | Занятие 8.
| 1 мин. 6 мин. 3 мин. | 10 мин. |
12. | Занятие 9.
| 1 мин. 6 мин. 3 мин. | 10 мин. |
13. | Занятие 10.
| 1 мин. 6 мин. 3 мин. | 10 мин. |
14. | Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению. [4, 67-68] | 60 мин. | 60 мин. |
Итого | 5 часов 10 мин. |
Основное содержание
Сближение детей друг с другом и воспитателем
Занятие 1.
Как меня зовут
Оборудование: надувной мяч
Ход: Дети с воспитателем и психологом становятся в круг и по очереди передают мяч (по кругу). Тот, у кого мяч называет как его зовут (при необходимости психолог или воспитатель помогает ребенку).
Раздувайся пузырь
Ход: Дети с воспитателем и психологом делают тесный кружок – это сдутый пузырь. Все начинают его “надувать”: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом “вдувании” делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. А затем все берутся за руки и идут по кругу со словами:
Раздувайся пузырь, раздувайся большой
Оставайся такой, да не лопайся
Получается большой растянутый круг. Затем ведущий говорит: “Хлоп!” – пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга. (Упражнение повторяется 2-3 раза)
Занятие 2.
Давайте познакомимся
(см. занятие 1.)
Листопад
Ход: Представьте, что вы – кленовые листочки. Пришла осень – пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру. Дети изображая полет листьев плавно движутся (можно под музыку), повторяют действия стихотворения.
Листопад, листопад листья желтые летят Под ногой шуршат, шуршат, Скоро станет голым сад. | Кружатся, изображая листья Ходят по листьям Ложатся на пол и слушают музыку |
(Упражнение повторяется 2-3 раза)
Змейка
Ход: Ведущий становится во главе “змейки” которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий идет по причудливой траектории, делая повороты и закручивая “змейку”
Занятие 3.
Как меня зовут
(см. занятие 1.)
Упражнение “Мы ногами топ!”
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп По дорожке мы шагаем И в ладоши ударяем. Топ-топ, ножки, топ! Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! Ай да малыши! | Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают. Высоко поднимая ладоши, хлопают. Идут за психологом (воспитателем.) Хлопают в ладоши. Стоя на месте, топают ногами. Хлопают руками. Руки на пояс – кружатся. |
(Упражнение повторяется 2-3 раза)
Змейка
(см. занятие 2.)
Занятие 4.
Как меня зовут
(см. занятие 1.)
Упражнение “Зайка серенький сидит!”
Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Зайке холодно сидеть, Зайке холодно стоять, Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал! | Взрослый садится. Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево. Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова. Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. Взрослый и дети прыгают и повторяют две последние строчки. Взрослый рычит! Дети разбегаются врассыпную. |
(Упражнение повторяется 2-3 раза)
Чьи вещи?
Ход: Собираются игрушки принесенные детьми из дома и что-то из вещей воспитателя, младшего воспитателя и по очереди показывают детям. Дети должны назвать имя хозяина.
Занятие 5.
Как меня зовут
(см. занятие 1.)
“Карусели”.
Еле-еле, еле-еле А потом, потом, потом Тише, тише Карусель остановите. Стоп. | Взрослые и дети встают в круг и берутся за руки. Двигаются по кругу по часовой стрелке. Идут быстро, еще быстрее, затем бегут. Постепенно замедляют движение, переходя на ходьбу. Медленная ходьба. Остановиться и присесть на корточки. |
(Упражнение повторяется 2-3 раза)
Чьи вещи?
(см. занятие 4.)
Занятие 6.
Как меня зовут
(см. занятие 1.)
Игра “Пляшут наши детки! ”
Где же, где же наши ручки? Где же наши ручки? Нету наших ручек! Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! Пляшут, пляшут наши ручки! Пляшут наши ручки! Где же, где же наши ножки? Где же наши ножки? Нету наших ножек! Вот, вот наши ножки! Вот наши ножки! Пляшут, пляшут наши ножки! Пляшут наши ножки! Где же, где же наши детки? Где же наши детки? Вот, вот наши детки! Вот наши детки! Пляшут, пляшут наши детки! Пляшут наши детки! | Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга. Прячут руки за спину Выставляют руки вперёд. Поворачивают ладошки вверх-вниз. Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга Обхватывают ноги руками Ритмично хлопают ладошками по ногам. Ритмично топают ногами. Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга Закрывают лицо ладошами Встают в полный рост, разводят руки в стороны. Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя. |
(Упражнение повторяется 2-3 раза)
Чьи вещи?
(см. занятие 4.)
Освоение окружающей среды
Занятие 7.
Как меня зовут
Оборудование: надувной мяч
Ход: Дети с воспитателем и психологом становятся в круг и по очереди передают мяч (по кругу). Тот, у кого мяч называет как его зовут и имя того, кому передает мяч (при необходимости психолог или воспитатель помогает ребенку).
Чьи вещи?
(см. занятие 4.)
Найди игрушку
Ход: Ведущий (сначала психолог потом возможно кто – то из детей) прячет игрушку в группе, после чего предлагает остальным найти ее. На первом этапе игрушка прячется на глазах у детей. На втором этапе без детей, но дается словесное описание (например: на подоконнике), которое постепенно усложняется (в спальне, на кроватке у Нади под подушкой и т.д.).
После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала.
Занятие 8.
Как меня зовут
(см. занятие 6.)
Найди игрушку
(см. занятие 6.)
Мяч
Ход: Психолог читает стихотворение, а дети выполняют действия стихотворения и прячутся. Ведущий ищет детей.
Мой веселый звонкий мяч Ты куда пустился в скач Красный, синий, голубой Не угнаться за тобой | Дети прыгают Дети разбегаются и прячутся |
Найденный ребенок должен сказать где он прятался (за ширмой, за стулом и др.)
Занятие 9.
Как меня зовут
(см. занятие 6.)
Найди игрушку
(см. занятие 6.)
Догонялки
Ход: Один ребенок (сначала взрослый) сидит на стуле, к нему подходит взрослый с другими детьми, они говорят:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть!
Ну попробуй нас догнать,
Раз, два, три, четыре, пять!
При слове “пять” все бегут, а ребенок, сидящий на стуле, встает и догоняет. Тот, кого он поймал, садится на стул, и игра повторяется.
Занятие 10.
Как меня зовут
(см. занятие 6.)
Найди игрушку
(см. занятие 6.)
Прятки
Ход: Один ребенок прячется в групповой комнате. Взрослый с остальными детьми его ищут. Повторить с несколькими детьми.
Список используемой литературы:
- Давыдова, О.И. Детский сад: Самоучитель для родителей (путеводитель по детскому саду) / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – СПб.: Детство – Пресс, 2009. – 64 с.
- Калинина, Р.Р. В гостях у Золушки / Р.Р. Калинина. – Псков: ПОИУУ, 1997 г. – 133 с.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
- Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина. - М.: Книголюб, 2003 – 72 с.
- Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А.Широкова, Е.Г. Жадько. – Р-н-Д.: Феникс, 2004 г. – 320 с.
- Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет / Т.В. Галанова -Ярославль, Издательство «Академия развития», 1996 год. – 240 с.
- Севостьянова, Е.О. “Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ”/ Е.О. Севостьянова. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006 г.
- Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи / О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007 г. – 79 с.
Приложение 1
Диагностическая карта адаптированности детей к ДОУ
Дата обследования: 28.09.2012 группа: Теремок
Ф.И. ребёнка | Психологические критерии адаптированности ребёнка к ДОУ | Средний балл | ||||
Общий эмоциональный фон поведения | Наблюдение за ребёнком | Реакция на изменение привычной ситуации | ||||
Познавательная и игровая деятельность | Взаимоотношения со взрослыми | Взаимоотношения с детьми | ||||
1.Алексей К. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,2 |
2.Игорь К. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,2 |
3.Даниил О. | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1,6 |
4.Таня Т. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,2 |
5.Аня П. | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 |
6.Лиза Л. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
7.Никита С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
8.Даша Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
9.Савелий И. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
10.Артем И. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
11.Аня Е. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1,2 |
12.Станислав И. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,2 |
13.Арсений О. | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2,6 |
Диагностическая карта адаптированности детей к ДОУ
Дата обследования: 28.09.2012 группа: Колобок
Ф.И. ребёнка | Психологические критерии адаптированности ребёнка к ДОУ | Средний балл | ||||
Общий эмоциональный фон поведения | Наблюдение за ребёнком | Реакция на изменение привычной ситуации | ||||
Познавательная и игровая деятельность | Взаимоотношения со взрослыми | Взаимоотношения с детьми | ||||
1.Даша В. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,2 |
2.Толя И. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3.Тая И. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4.Матвей У. | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1,8 |
5.Ваня Б. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6.Данияр К. | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 |
7.Дима К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
8.Анжелика К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
9.Тимур Е. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,2 |
10.Артем К. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,2 |
Диагностическая карта адаптированности детей к ДОУ
Дата обследования: 28.09.2012 группа: Неваляшки
Ф.И. ребёнка | Психологические критерии адаптированности ребёнка к ДОУ | Средний балл | ||||
Общий эмоциональный фон поведения | Наблюдение за ребёнком | Реакция на изменение привычной ситуации | ||||
Познавательная и игровая деятельность | Взаимоотношения со взрослыми | Взаимоотношения с детьми | ||||
1.Ксения Т. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2.Матвей С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3.Артем К. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,2 |
4.Даниил М. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1,2 |
5.Ксения К. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,2 |
6.Лиза С. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,2 |
7.Саша П. | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1,6 |
8.Амина Ж. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,2 |
9.Никита М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Приложение 2.
Диагностическая карта адаптированности детей к ДОУ
Дата обследования: 04.11.2012 группа: Теремок
Ф.И. ребёнка | Психологические критерии адаптированности ребёнка к ДОУ | Средний балл | ||||
Общий эмоциональный фон поведения | Наблюдение за ребёнком | Реакция на изменение привычной ситуации | ||||
Познавательная и игровая деятельность | Взаимоотношения со взрослыми | Взаимоотношения с детьми | ||||
1.Алексей К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
2.Игорь К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3.Даниил О. | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2,2 |
4.Таня Т. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
5.Аня П. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
6.Лиза Л. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,8 |
7.Никита С. | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1,8 |
8.Даша Д. | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2,4 |
9.Савелий И. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
10.Артем И. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
11.Аня Е. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,8 |
12.Станислав И. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,8 |
13.Арсений О. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Диагностическая карта адаптированности детей к ДОУ
Дата обследования: 04.11.2012 группа: Колобок
Ф.И. ребёнка | Психологические критерии адаптированности ребёнка к ДОУ | Средний балл | ||||
Общий эмоциональный фон поведения | Наблюдение за ребёнком | Реакция на изменение привычной ситуации | ||||
Познавательная и игровая деятельность | Взаимоотношения со взрослыми | Взаимоотношения с детьми | ||||
1.Даша В. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,8 |
2.Толя И. | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,4 |
3.Тая И. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4.Матвей У. | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2,6 |
5.Ваня Б. | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2,6 |
6.Данияр К. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2,8 |
7.Дима К. | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,6 |
8.Анжелика К. | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,6 |
9.Тимур Е. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
10.Артем К. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,8 |
Диагностическая карта адаптированности детей к ДОУ
Дата обследования: 04.11.2012 группа: Неваляшки
Ф.И. ребёнка | Психологические критерии адаптированности ребёнка к ДОУ | Средний балл | ||||
Общий эмоциональный фон поведения | Наблюдение за ребёнком | Реакция на изменение привычной ситуации | ||||
Познавательная и игровая деятельность | Взаимоотношения со взрослыми | Взаимоотношения с детьми | ||||
1.Ксения Т. | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,6 |
2.Матвей С. | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2,6 |
3.Артем К. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,8 |
4.Даниил М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2,2 |
5.Ксения К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
6.Лиза С. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,8 |
7.Саша П. | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2,6 |
8.Амина Ж. | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,6 |
9.Никита М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Приложение 3.
Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
Адаптация – это приспособление к новым условиям, причем она необходима не только при поступлении в детский сад, но и после болезни, летних каникул и т.д. Адаптация – это трудный период в жизни ребенка связанный с сильными стрессовыми переживаниями.
Приведя ребенка в детский сад, нужно помнить о том, что в детском саду ребенка ждут новые социальные отношения. Т.е. отношения с новыми людьми: взрослыми (воспитателями, младшим воспитателем и специалистами) и сверстниками. И разбираться во всех тонкостях этих отношений, налаживать контакты ребенку придется уже без помощи папы и мамы. Такое с ним случилось в-первые в жизни, ребенок начинает самостоятельно представлять себя во “внешнем мире”, отличном от привычного домашнего мира. У детей в возрасте до 3-х лет обычно еще плохо развита речь, ему трудно выразить словами свои чувства и желания, нет навыков общения со сверстниками. Это влечет за собой эмоциональное неудовлетворение. Обращайте внимание на эмоциональное состояние ребенка, ему необходима ваша помощь.
Вы боитесь за него, и это естественно, однако ваше настроение мгновенно передается ребенку. Поэтом если вы будете излучать уверенность в том, что ребенку в группе будет хорошо, эта уверенность передастся ребенку. Расскажите ребенку о том, как хорошо детям в детском саду, зачем они туда приходят, чем занимаются.
В период адаптации у некоторых детей происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается, или например, более примитивной становится речь. Не стыдите и не ругайте своего малыша, пройдет 1 – 2 недели и все навыки восстановятся.
Хочу предупредить вас, что адаптация к детскому саду может протекать очень болезненно. Причин много: резкая смена условий, ломка привычных форм жизни, отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое число детей, новый распорядок дня и т.п. Все это может вызвать бурные реакции. Помните, что оставляя ребенка в детском саду он психологически считает себя брошенным и сильно переживает по этому поводу. Объясните ему зачем необходимо ходить в детский сад, что его там ждут дети, игрушки. Обязательно расскажите малышу о том, что вы скоро придете за ним, или расскажите о том, кто за ним придет и когда. Чаще напоминайте о том, что вы его любите.
Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается. Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь «уговорить ее» переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал. Таким образом, вы сможете узнать, как ваш малыш себя чувствовал в детском саду.
Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенным: сначала нужно привести его в группу, познакомить с воспитателем, сверстниками. Затем несколько дней пребывания в детском саду должны ограничиваться временем до дневного сна, а в дальнейшем, в зависимости от состояния ребенка, это время может постепенно увеличиваться.
Дети раннего возраста, сильно устают в детском саду. И наиболее распространенной причиной усталости является присутствие большого числа людей вокруг и необходимость сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению. Поэтому, забрав ребенка постарайтесь не слишком спешить домой. Сделав небольшой круг по окрестным дворам вы позволите своему малышу перейти на вечерний режим и перестроиться на домашнюю обстановку. Будет лучше, если вы не станете сопровождать эту прогулку беседой с кем – либо из своих знакомых, а пообщаетесь со своим малышом.
Помните, что ребенок соскучился по вам, поэтому придя домой не бросайтесь сразу же к выполнению хозяйственных дел. Пусть малыш посидит рядом с вами, расслабится от ваших прикосновений. Поиграйте с ним, поговорите. Дайте малышу самому выбрать, во что вы будете играть. А при необходимости сами предложите какую-нибудь спокойную игру.
Кроме того, и особенно в этот период, нельзя пугать детей (ни дядей, ни волком, ни Бабой Ягой). По мере развития ребенка можно указывать ему на реальные опасности, но никогда не запугивать мнимыми, придуманными коллизиями. Нельзя стыдить ребенка за испытываемый им страх. Насмешки над боязливостью ребенка - жестокость. Из чувства стыда он будет скрывать страх, который только усилится. Следует ограничить просмотр ребенком телепередач: долгое сидение перед телевизором притупляет собственную активность ребенка, мешает формированию его индивидуальных интересов. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-либо неожиданного для него. Для полноценного развития ребенка важно общение не только с близкими взрослыми, но и со сверстниками, поэтому нужно учить его знакомиться с детьми во дворе, в кружках и секциях, в детском саду. Поскольку за всеми детскими страхами стоит неосознанный или осознаваемый страх смерти, то и профилактика страхов - воспитание ребенка, уверенного в себе, самостоятельного, знающего то, что положено знать по возрасту опасностях и угрозах, но относящегося этому оптимистично. Важно помнить ребенку, лишенному помощи взрослых не познать мир без лишних страхов.
Очень важно, чтобы между вами и сотрудниками детского сада была согласованность. Постарайтесь приблизить режим дня ребенка к детсадовскому, упражняйте его в самостоятельности.
Используемая литература:
- Давыдова, О.И. Детский сад: Самоучитель для родителей (путеводитель по детскому саду) / О.И. Давыдова, А.А. Майер – СПб.: Детство – Пресс, 2009. – 64 с.
- Севостьянова, Е.О. “Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ” / Е.О. Севостьянова– М.: ТЦ “Сфера”, 2006 г.
Приложение 4.
Консультация для педагогов «Проблемы, возникающие у детей в процессе адаптации»
Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывают тревогу за своего ребенка и так же привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.
Поступление в дошкольное учреждение - стресс для детей. И в этот период особое внимание важно уделять продолжительности и качеству дневного сна, эмоциональному состоянию, контактам со сверстниками и взрослыми, соблюдению правил поведения, игровой активности - это зоны наибольшей уязвимости детей. Нарушение даже одной из них может служить источником возникновения или усугубления эмоциональных проблем. Все дети в период адаптации испытывают тревожность, связанную с общением со сверстниками, а также те или иные страхи.
Проявлениями дезадаптации ребенка могут стать частые соматические заболевания, нарушения сна, расторможенность или пассивность, безучастность в поведении, а также энурез, заикание, нервные тики, общая невротизация. Общеизвестно: степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Ребенок, придя в детский сад, впервые сталкивается с большим количеством незнакомых людей (сверстников и взрослых) в незнакомой обстановке. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Необходимо организовать знакомство детей друг с другом и с сотрудниками детского сада. В первый день желательно, чтобы детей и их родителей встречали оба воспитателя. В этот же день с целью ознакомления можно провести экскурсию по детскому саду: познакомить детей с поваром (печет вкусные пироги), медицинской сестрой (угощает полезными витаминами), музыкальным руководителем (поет веселые песни) и т.п. Важно, чтобы взрослые доброжелательно относились к детям, говорили им как можно больше добрых слов, делали комплименты, подчеркнуто показывали, как любят и ждут малышей в детском саду.
У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т.п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т.п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.
В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии, конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи может затянуться на годы. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться на адаптации к школе, а возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды.
Чтобы полнее представить себе проблему адаптации, следует разобраться в многообразии подходов к ее решению. Многое зависит от возраста ребенка. Малыш первого полугодия еще не в состоянии отличать своих взрослых в семье от чужих. Он с благодарностью принимает помощь любого взрослого, который вовремя кормит и укладывает его спать, обнимает, поет, носит на руках. Поэтому, казалось бы, дети в возрасте до 7-8 месяцев, поступая в ясельную группу; не должны испытывать напряжения адаптационного периода, если часы кормления и сна не нарушаются. Однако даже таким малышам нужно время, чтобы привыкнуть к новой обстановке, незнакомым рукам и даже к тембру голоса воспитателя. С целью выработки единых подходов к ребенку в беседах с родителями воспитатели уточняют, чем его кормят дома, каковы характер и длительность дневного сна, в каких условиях он протекает. Одновременно узнают особенности методов и приемов воздействия на ребенка в часы бодрствования, при кормлении и укладывании.
Относительно спокойно протекает период привыкания детей 3,5-4 лет. В этом возрасте ребенок постепенно выходит за рамки интересов семейного круга. На основе личных симпатий у него начинают складываться избирательные взаимоотношения со сверстниками, его манят «неизведанные дали». Все это сглаживает остроту адаптационного периода. Совершенствование памяти и внимания, довольно высокий уровень развития речи и познавательной активности детей этого возраста помогают воспитателю отвлечь их от переживаний разлуки с семьей, занять интересной деятельностью, наладить контакт.
Ничего этого еще нет у крохи с девятимесячного возраста и до 3-3,5 лет. Адаптационный период дети этого возраста переносят крайне тяжело. По статистике, сегодня к услугам дошкольного учреждения родители в основном обращаются, когда малышу исполнится 1,5-2 года: ребенок уже живет по режиму с одним дневным сном, самостоятельно передвигается, понимает обращенную к нему речь взрослого, может как-то рассказать о своих проблемах, не столь существенно зависит 01 помощи взрослого. Но и эти положительные сдвиги в развитии не могут оказать малышу весомую помощь в столь критическом для него положении. Он испытывает крайнюю степень неприятия и даже панику, когда чужой взрослый собирается произвести с ним какие-то манипуляции. Отказывается принимать помощь незнакомца, когда тот пытается накормить его с трудом может проглотить две-три ложки, не различая вкуса пищи. Находясь в нервном возбуждении, он не чувствует голода. Фактически в течение всего времени пребывания в группе малыш остается голодным. А кормить насильно нельзя.
Во-первых, даже незначительный кусочек картофеля или моркови может затруднить глотание; во-вторых, у детей может быть избирательное отношение к продуктам питания, например к луку; в-третьих, можно невзначай надавить ложкой на язык, вызвав неприятное ощущение и даже рвоту, которая быстро сформируется в анарексию, когда рвотные позывы появляются уже при виде пищи.
Ребенок в первые дни посещения группы с опаской оглядывается по сторонам он никогда не видел такого большого помещения с таким обилием игрушек бы спокойно освоиться в окружающей обстановке, а взрослые берут за руку ведут в другие, совсем несимпатичные для него помещения. Срeди множества полотенец, рычащих сливных бачков туалетной комнаты пытаются усадить на незнакомый горшок. Малыш упирается изо всех сил. Ему страшно, хочется побыстрее сбежать из этого помещения, и все усилия взрослых остаются безрезультатными. Меняя штанишки малышу; воспитатель ворчит: «За два года мамаша не удосужилась приучить к горшку». А надо было всего лишь взглянуть с участием в полные отчаяния глаза ребенка, ободрить его.
Вернувшись в групповую комнату, малыш не успевает передохнуть от пережитого, как его ведут в дрyгyю комнату, с множеством кроватей. Ему некогда даже осознать, что его ждет: так быстро его раздевают и укладывают в незнакомую кровать. Есть еще силы у малыша, он, протестует кричит; нет - лежит неподвижно бояcь пошевелиться, закрыть глаза. Надо отдать должное, в практике работы с детьми есть и положительные моменты, когда время пребывания новенького ограничивается - до обеда или до укладывания на сон.
Вернувшись домой, первое, что испытывает ребёнок, - невероятное облегчение и чувство голода. Дает о себе знать и нервное напряжение: малыш плаксив, не отпускает от себя маму ни днем ни ночью, долго не может заснуть, часто просыпается с плачем.
Такие испытания не проходят бесследно, и как правило, через три-четыре дня заболевает. Сказывается и то, что организм его ослаб, так как малыш на протяжении нескольких дней недоедал, недосыпал. Не следует забывать и о том, попадают в чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа. Кто-то чихнул рядом, кашлянул в лицо. Много ли надо новенькому? Особенно в период адаптации болеют ослабленные дети; характер их заболеваний сложнее, чем обычное ОРЗ, ОРВИ.
Поведение детей в период адаптации трудно спрогнозировать даже самым внимательным мамам: в их совместном с малышом жизненном опыте никогда не возникало таких затяжных экстремальных ситуаций. Узнав от воспитателей, как вел себя малыш в группе, родители бывают удивлены, озадачены. Они не знали своего малыша с такой стороны! По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы.
Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20- 30 дней.
Вторая группа - немногочисленная, два-три ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку; не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Накормить их хоть чем-то, высадить на горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при .попытке вступить с ними в контакт. И только увидев в дверях маму, оживают; с трудом передвигая ноги, устремляются к ней, а то и просто приползают и, уткнувшись в ее колени, горько рыдают. Адаптация таких детей длится два-три месяца, протекает очень сложно.
Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.
В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел к детям в гости, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, рыбки или птички, какой у него большой брат и какой есть друг-школьник. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более двух-трех дней, на большее у него не хватает объема информации. Теперь уже, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.
Характер и длительность адаптации зависят и от жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи, где есть дедушка и бабушка, тетушки и дядюшки, живущий среди шумной ватаги братьев и сестер, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, точно зная, чего от кого можно ожидать, и в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку. Так же легко и быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли на попечение соседки, отвозили на недельку погостить у бабушки или брали с собой в шумную компанию друзей, где малыша кто-нибудь кормил, укладывал вздремнуть на часок. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. Здесь ребенок набирается житейского опыта, самостоятельно обходя родные пенаты. ОН отлично ориентируется в обстановке и безошибочно знает, какую дверь лучше обойти стороной, а в какую можно упорно стучать кулаком и даже ногой, ожидая, когда впустят и окажут радушный прием. Такие дети, попав в группу, сразу же ориентируются на п ведение взрослого и по его реакция понимают, что здесь делать можно, а чего нельзя. Им нравится обилие разных помещений и разнообразие игрушек
Отличается поведение детей, родители которых живут семейным мирком отгородившись от всего света; их круг общения резко ограничен. Во время прогулок мама обходит стороной шумные детские площадки, опасаясь подхватить какую-нибудь детскую болезнь.
В некоторых семьях папа до ночи работе, а мама целыми днями один на один со своим малышом. Это характерно для семей, живущих в загородных коттеджах. В таких условиях у ребенка закрепляется симбиотическая связь с матерью: оставшись даже на короткий срок без нее, он впадает в панику. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым и даже может служить поводом для формирования детского невроза.
Не имея никакого жизненного опыта в отрыве от любимого взрослого, в обстановке, ребенок может быть напуган настолько, что иногда начинает вести себя неадекватно: переходит на ползание даже если уже начал ходить; замолкает начав говорить. Дети не воспринимают речь незнакомого человека, так как им непривычны тембр голоса, дикция; не могут из-за переживаний вникнуть в речь взрослого и т.д. В незнакомой обстановке они ко всему относятся с опасением: отказываются брать ложку, прикоснуться к, хлебу, протянуть руку к струе воды и т.п. Имеющиеся у них навыки по самообслуживанию на время исчезают даже в домашних условиях; надолго нарушаются характер и длительность сна.
Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребёнок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит и он благосклонно принимает помощь взрослого во время обеда, хотя и не ест положенную норму. Со временем он перестает плакать при расставании, адекватно реагирует на взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша как в дневное, так и в ночное время.
Неопытные воспитатели спешат в первый же месяц жизни детей в группе выявить уровень их развития, не согласуя его с оценкой родителей. По окончании они устало вздыхают: «Достаточно нам было поработать с каждым ребёнком каких-то 1-1,5 месяца, и мы вывели всех на нормальный уровень развития!» не считаясь с тем, что все свои силы ребёнок вынужден был сконцентрировать на том, чтобы в столь нежном и хрупком возрасте самостоятельно преодолеть серьёзнейшие жизненные испытания.
Адаптационный период может проходить сравнительно спокойно при следующих условиях:
• Ребенок не должен ощущать потерю защиты и неудовлетворенность в базисной потребности в безопасности, поэтому присутствие кого-либо из членов семьи (мамы или бабушки) необходимо вплоть до окончания периода адаптации.
• Старший воспитатель и психолог на основе наблюдений за детьми должны разрабатывать рекомендации для мам и воспитателей группы, помогать им успешно решать задачи на ступенях иерархической лестницы, выстраивая личностно ориентированную линию поведения с каждым ребенком.
• Необходимо придерживаться вариативной и гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни, основанной исключительно на оценке поведенческих и познавательных характеристик каждого из них. Первое знакомство с дошкольным учреждением, как правило, проходит на прогулке (в утреннее или вечернее время) и длится не более 30-40 минут. В день можно принимать до четырёх детей (по одному человеку на начало и к ее окончанию). У каждого малыша свой ритм адаптации. С учетом этого время пребывания ребенка в детском саду увеличивается постепенно: сначала он приходит только на прогулку, затем к началу утренних занятий и уходит домой к концу прогулки. Завтрак, обед и дневной сон должны проходить в домашней обстановке. Со временем ребенок будет обедать в дошкольном учреждении, а потом - завтракать, а к окончанию адаптационного периода и спать днем вместе со сверстниками.
• На время адаптационного периода следует несколько скорректировать режим дня. Первые 15-20 дней выводить детей на прогулку сразу после завтрака, заменить предусмотренные по сетке игры-занятия на развлечения, подвижные игры, наблюдения за животными в живом уголке и на прогулке.
• Воспитателю следует работать спокойно, напряжения, доброжелательно встречать го ребенка и его маму. В трудные моменты ведения режимных процессов нужно опия на непосредственную помощь мам, находить возможность в присутствии детей делать подарки-самоделки, дарить их всем детям.
• С целью снятия эмоционального дискомфорта и напряженного состояния ограничить число взрослых, посещающих группу (завхоз, музыкальный работник и др.).
Родителям хорошо дать следующие рекомендации.
1. Нельзя пугать детей (ни дядей, ни волком, ни Бабой Ягой). По мере развития ребенка можно указывать ему на реальные опасности, но никогда не запугивать мнимыми, придуманными коллизиями.
2. Нельзя стыдить ребенка за испытываемый им страх. Насмешки над боязливостью ребенка - жестокость. Из чувства стыда он будет скрывать страх, который только усилится.
3. Следует ограничить просмотр ребенком телепередач: долгое сидение перед телевизором притупляет собственную активность ребенка, мешает формированию его индивидуальных интересов.
4. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-либо неожиданного для него.
5. Для полноценного развития ребенка важно общение не только с близкими взрослыми, но и со сверстниками, поэтому нужно учить его знакомиться с детьми во дворе, в кружках и секциях, в детском саду.
6. Поскольку за всеми детскими страхами стоит неосознанный или осознаваемый страх смерти, то и профилактика страхов - воспитание ребенка, уверенного в себе, самостоятельного, знающего то, что положено знать по возрасту опасностях и угрозах, но относящегося этому оптимистично. Важно помнить ребенку, лишенному помощи взрослых не познать мир без лишних страхов.
Список используемой литературы:
- Васильева, Е. Эмоциональные проблемы детей в период адаптации к дошкольному учреждению. // Дошкольное воспитание № 10, 2006г., стр. 45-46
- Бадина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду. // Дошкольное воспитание № 5, 2007г., стр.100 - 102
- Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации. // Дошкольное воспитание № 3, 2006 г., стр.29 – 35
- Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации. // Дошкольное воспитание № 4, 2006 г., стр.46 - 51
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговая программа адаптации детей 3 – 6 лет к условиям дошкольного учреждения.
Программа, направленная на улучшение адаптации детей, вновь пришедших в ДОУ после летних каникул и тех, кто в первый раз пришел в группу. Цель - сплотить ребят, выработать (или вспомнить) правил...
«Кнопочка"– программа адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
«Кнопочка"– программа адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная пе...
Программа адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ»
Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к ...
Программа адаптации детей 2-3 лет к детскому саду
Адаптация детей к детскому саду очень актуальна и вызывает массу вопросов среди родителей. Наша программа призвана скоординировать действия воспитателей и родителей для успешной адаптации детей к детс...
Программа адаптации детей в ДОУ «В детский сад без слез» (ранний возраст)
План работы адаптационной группы в ДОУ....
Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Как вашему любимому человечку помочь безболезненно адаптироваться к детскому саду?.......
Программа адаптации детей к условиям ДОО
Проанализировав работу педагогов по организации адаптации детей к условиям ДОО, было выявлено, что дети проходят три этапа перехода к новым условиям и требованиям:- от 1 года до 2 лет (вторая группа р...