Статья «Откройте истину творчества»
статья по теме
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но...
не опаздывайте и, помогая ... думайте сами» Б. П. Никитин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Откройте истину творчества»
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но … не опаздывайте и, помогая … думайте сами» Б. П. Никитин
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело — задача, то более, то менее трудная. Например, у шофёра, пришедшего утром в гараж, не запускается мотор. Неисправность может быть в зажигании, в электропроводке, и в самых различных частях. Ни один учебник и инструктор не могут предусмотреть все поломки и научить этому шофёра. Значит, это задача, над которой ему нужно самому поразмыслить, найти её решение — то есть творческая задача.
Диапазон творческих задач очень широк по сложности — от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создаётся что-то новое. Вот здесь и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. - всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Мы живём в век невиданной ещё в истории человечества научно-технической революции; и жизнь во всех её проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач и проблем. Особенно остро это стало ощущаться сейчас, когда гласность стала открывать всем глаза и позволила увидеть море проблем, которые, наверное, не замечал ум послушного исполнителя.
Пред нашим государством, воспитателями и родителями встаёт задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто ещё только должен родиться, вырастить не только здоровым и крепким, но и — обязательно! - инициативным, самостоятельным, уверенным в своих силах, открытым внешнему миру.
Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа не всегда щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко...
К счастью, мы ставим перед собой только разрешимые задачи. Пусть алмазы редки, но, познав естественные закономерности появления их в природе, мы научились делать алмазы. Проникнув в одну из великих тайн природы — тайну возникновения и развития творческих способностей, мы научились выращивать ... таланты!
Что же нужно делать, чтобы вырастить талант, спросите вы. Я считаю, главное условие: насколько возможно, заранее окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нём именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Я убеждаюсь в этом на своём опыте. Поэтому стараюсь создать обстановку опережающую развитие детей: энциклопедии, интересные книги и карты, мастерская с инструментами, строительные материалы, измерительные приборы и развивающие игры, побуждающие к решению творческих задач и многое другое — всё это существенно раздвигает мир детей, расширяет их возможности познавать и исследовать действительность и помогает проявить себя в самой разнообразной деятельности. При этом я сознательно (поскольку убеждена: принуждение — враг творчества) предоставляю ребятам большую свободу выбора во времени и способах. Но предоставленная свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь — в подсказку. Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. Я стараюсь быть для своих детей союзником, партнёром, единомышленником, не упускаю возможность поиграть, пофантазировать или поэкспериментировать вместе с ребятами, и, конечно, радуюсь вместе с ними каждому шагу вперёд, каждому успеху.
Результаты удивляют родителей и меня саму: ребята стали более самостоятельными и любознательными, сообразительными и умелыми, творчески активными. И при этом они остаются детьми — любителями шумных игр и приключений, огранизаторами всяческих проказ, благодарными слушателями волшебных сказок.
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность — помочь ребёнку встать на этот путь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Устное народное творчество – клад для речевого развития детей младшего дошкольного возраста."
Как вырастить общительного, разносторонне развитого малыша, используя устное народное творчество....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-275070-1538498784.jpg)
Статья" Развитие художественного творчества у детей с ОВЗ, с использованием нетрадиционных способов".
Развитие художественного творчества у детей с ОВЗ, с использованием нетрадиционных способов. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самос...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/16/picture-295901-1379350415.jpg)
Статья "Развитие речевого творчества дошкольников через театральную деятельность."
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное, волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «ск...
статья Развитие детского творчества средствами музыкального фольклора
статья Развитие детского творчества средствами музыкального фольклора...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/08/picture-445376-1402233402.jpg)
Статья«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредстве...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/24/picture-657077-1440425543.jpg)
Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
В статье раскрывается роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-678895-1443987614.jpg)
Статья "Тетрализация и творчество в детском саду"
Статья о творческом поиске методов и приемов огранизации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста....