Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-эстетической деятельности как результат успешного взаимодействия педагогов детского сада.
статья
В статье показан опыт работы по заимодействию воспитателей и специалисто (музыкального руководителя, учителя-логопеда, педагога-психолога) по области художественно-эстетическое развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_her_vzaimodeystvie.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-эстетической деятельности как результат успешного взаимодействия педагогов детского сада.
Усанова Е.С., старший
воспитатель МБДОУ Выездновского
детского сада №1
Аннотация: в статье раскрывается опыт развития творческих способностей дошкольников как результат взаимодействия всех участников образовательного процесса в детском саду: детей, воспитателей, родителей, учителя-логопеда, старшего воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя.
Ключевые слова: взаимодействие, художественно-творческие способности, арт-терапевтическая работа.
Эффективность работы по области «художественно-эстетическое развитие» во многом определяется тесным сотрудничеством и систематизацией работы по данному направлению всех специалистов ДОУ: воспитателей, музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, старшего воспитателя.
Воспитатели используют в работе с детьми различные методы, приемы и техники рисования: рисование пальчиками, с помощью ватных палочек, ватных дисков, использовали трубочки для коктейля, зубные щетки, жесткие кисточки для клея и т.д. В этом плане очень важно развитие мелкой моторики рук дошкольников. Пальчиковая гимнастика в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка применяется ежедневно.
Важную роль в развитии художественно-творческих способностей дошкольников играет учитель-логопед, ведь он уделяет особое внимание развитию тонкой моторики рук. Учитель-логопед использует в своей работе самомассаж рук различными материалами, такими, как зубные щетки, мячи с шипами, массажер «Чудо-пальчик», шишки, желуди, каштаны, грецкие орехи, су-джок массажер, карандаши и ручки, скрепки, шнуровки.
Педагог дает устные и письменные рекомендации воспитателям по развитию мелкой моторики. В каждой группе учителем-логопедом оформлены папки, где можно найти материал по данной теме.
В своей работе учитель-логопед непосредственно применяет художественно-эстетическую деятельность. Он дает задания воспитанникам следующего характера: «Нарисуй предмет с заданным звуком», «Закрась предмет», «Создай картину» (на закрепление звука). При этом педагог предлагает детям использовать различные техники рисования: ниткографию, рисование пальчиками при помощи гуаши и пальчиковых красок, рисование при помощи пробок, пуговиц, морских камешков и ракушек, песка, крупы и цветных камешков марблс.
Огромна роль музыкального руководителя в плане развития художественно-творческих способностей дошкольников в музыкальной и театральной деятельности. Музыкальный руководитель совместно с воспитателями оформляет музыкально-театральные уголки в группах, проводит непосредственно образовательную деятельность по расписанию, индивидуальные занятия по развитию музыкальности, актерского мастерства, творческого самовыражения, фантазии, эмоций. Воспитатель, музыкальный руководитель, учитель-логопед проводят совместную работу по подготовке дошкольников к музыкально-театральной деятельности:
- использование логоритмических упражнений, развитие общей моторики;
- постановка звуков речи, работа над средствами выразительности речи.
Для этой цели учителем-логопедом были созданы дидактические пособия «Мимический диктант», «Театральные маски».
Педагоги дошкольного учреждения совместно с родителями создают различные видов театров: театр игрушек, театр картинок, пальчиковый, театр ложек, матрешек, бибабо, а также театр теней, трафаретный театр, создание костюмов и т.д.
Актуальной проблемой на сегодня является однообразие сюжетов в детских рисунках, неумение отобразить на бумаге чувства, впечатления от увиденного, неразвитость воображения и фантазии. Все гениальные и талантливые люди, оставившие человечеству неординарные достижения, отличались именно высокой активностью воображения. Без него невозможна никакая творческая деятельность. Развивать воображение - значит обеспечивать мощный творческий потенциал в будущем, ведь оно лежит в основе формирования личности, творчества, успешности учебы дошкольников. Педагогом-психологом детского сада используются различные виды игр на развитие творческого воображения у дошкольников. Например, игра «На что похожи наши ладошки?», в ходе которой педагог предлагает детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и пофантазировать на тему «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Далее дети создают рисунки на основе обведенных ладошек. Также можно предложить игру «Неоконченный рисунок», в ходе которой детям даются листы с изображением недорисованных предметов и предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
Интересное упражнение «О чем рассказала музыка» также способствует развитию творческого воображения. При прослушивании классической музыки дети закрывают глаза и представляют, о чем рассказывает музыка, а затем зарисовывают свои представления.
В настоящее время многие психологи и др. специалисты отмечают увеличение количества дошкольников с гиперактивностью, гипервозбудимостью, повышенной тревожностью. Для устранения этих проблем старший воспитатель совместно с психологом включает в образовательный процесс метод арт-терапии. Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности. На таких занятиях важны: установление контакта с ребенком, непринужденная атмосфера, эмпатия (умение сопереживать чувствам другого человека), эмоциональный контакт, интонация, а также невербальные средства общения (живая мимика, жесты, открытые позы). У ребенка должна быть уверенность в поддержке взрослого, что даст ему возможность сосредоточиться на своих переживаниях.
План проведения занятий лучше строить по следующей схеме. Каждое занятие делится на четыре этапа:
1) психологическое вхождение в занятие (прослушивание музыки, песен, пение);
2) познавательно-игровой этап, или знакомство с неизвестным, новым (игры, релаксация, сказкотерапия, фитотерапия, работа с наглядными пособиями;
3) практический этап, или работа с материалом (собственно рисование);
4) этап психологической разгрузки (игры, чтение стихов, обсуждение работ, выставки).
На занятиях по изотерапии могут применяться следующие типы заданий:
- предметно-тематические (рисование на заданную тему),
- образно-символические – изображение абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (рисование вкуса, запаха и т.д.),
- упражнения на развитие образного восприятия, воображения, игры и упражнения с изобразительным материалом (экспериментирование),
- задания на совместную деятельность.
Одним из методов арт-терапии является рисуночный метод марания, который дети использовали еще в доизобразительный период своей жизни, когда, впервые взяв в руки карандаш или краски, выполняли бессюжетные рисунки. При этом у малышей появлялся эмоциональный отклик на созданный им продукт творчества, они оставались довольны своей работой. Этот метод позволяет детям постарше вернуться в доизобразительный период творчества, почувствовать себя свободными от оценок и суждений, получить эмоциональную разрядку. Здесь нет критериев оценки рисунка, он принимается как должное, в результате чего уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения. После проведения арт-терапевтческой работы рисунки становятся более понятными, появляется сюжет, детали становятся более или менее пропорциональны друг другу.
Следующий метод нетрадиционного рисования – это рисование пальцами и предметами окружающего пространства (мелкими сыпучими материалами, сухими листьями, губкой, зубными щетками). Эта техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
Релаксация с использованием музыки является одной из составляющих такой арт-терапевтической техники как медитативное рисование, в результате которого дети получают эмоционально-чувственный заряд при передаче своих слуховых, вкусовых и тактильных ощущений на бумаге. Для повышения чувствительности к внутренним ощущениям детям на глаза надеваются плотные повязки или маски. Затем предлагается прослушивание музыкального произведения, например, отрывка из интермедии Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля». После чего дети, сняв повязки, зарисовывают свои ощущения и переживания.
Можно рисовать запахи и вкусы, ощущения (запах мыла, духов, вкус меда, орехов, ощущения от соприкосновения с шелком, деревянной поверхностью и т.д.).
Окончанием применения арт-терапевтической работы является повышение самооценки ребенка, изменение его отношения к окружающим в позитивную сторону, приобретение уверенности в себе, а также изменение качества его рисунков и развитие творческого воображения.
Сложившаяся система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по развитию творческой личности, способной социализироваться в современной среде.
Литература:
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
- Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»
Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»нарайонном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации ра...
Консультация для воспитателей "Совместная деятельность педагога и ребенка по развитию творческих способностей, как основа художественно - эстетического воспитания"
КонсультацияСовместная деятельность педагога и ребенка по развитию творческих способностей как основа художественно — эстетического воспитания.Художественно — эстетическое развитие предпологает развит...
Консультация Совместная деятельность педагога и ребенка по развитию творческих способностей как основа художественно — эстетического воспитания.
Художественно — эстетическое развитие предпологает развитие предпосылок ценностно — смыслового восприятия и понимания произведений искусства (, мира природы; становление эстетического отно...
Совместная деятельность педагога и ребенка по развитию творческих способностей, как основа художественно - эстетического воспитания
Совместная деятельность педагога и ребенка по развитию творческих способностей, как основа художественно - эстетического воспитания...
Развитие творческих способностей дошкольников посредствам художественно-эстетического развития во второй младшей группе
Развитие творческих способностей дошкольников посредствам художественно-эстетического развития во второй младшей группе...