ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
проект (старшая группа) по теме

Олефиренко Светлана Анатольевна

РАЗРАБОТКА, СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nravstvennost_2.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

      «У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей  - пусть самой скромной и непритязательной – красотой представляет человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родной, он проходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем для всех одна».

                                                                                      А. Т. Твардовский. 

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г. Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

 Актуальность проблемы 

В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Нравственное возрождение – есть главное условие выживания нашего общества, сохранения российского народа и российской государственности. Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта; однако только к ним не сводятся.

 Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. И когда человек начинает чувствовать свое единство с людьми, страной, в которой живет, в нем зарождается чувство патриотизма. 
 Первые чувства гражданственности, патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. К сожалению, за годы социально-экономических трансформаций выросло поколение молодых людей, а среди них и родителей современных дошкольников, которые плохо знают отечественную историю, не знакомы с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры. У значительной части россиян утрачены такие социальные черты, как самоотверженность, патриотизм, нет общественных идеалов. Мы знаем, что первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, но каким он вырастит гражданином, имея такой «пример» отношения взрослых к своему государству? Поэтому вопрос о нравственно-патриотическом воспитании юных россиян сейчас стоит особенно остро. Как бы не менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее – необходимо всегда.

Цель: Сформировать у участников проекта позицию, способствующую воспитанию основ нравственности и патриотизма.

задачи:

-- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

-- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-- воспитание уважения к труду;

-- формирование элементарных знаний о правах человека;

-- расширение представлений о городах России;

-- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Участники проекта:

- воспитатели

- дети средней группы

- родители воспитанников.

Гипотеза:

Проживая в городе Барнауле, на территории уникального края, мы очень мало знаем о нем. В ходе реализации проекта дети получат знания о памятниках, прекрасных местах, знаменитых людях. Не следует ждать от детей появления высоких чувств любви к своему городу, краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символики, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, край, будут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Ожидаемый результат:

- Дети должны знать и называть свой город, символику, достопримечательности, флору и фауну, людей прославивших свой город.

- У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

   

Образовательная область

Тема образовательной деятельности.

Познание.

«Город, в котором я живу».

«Улицы моего города».

«Алтай мой край родной».

«Гербы и флаги моего края».

«Растительный мир моего края».

«Животный мир моего края».

«Люди, прославившие наш край».

«Писатели и поэты Алтая».

«Художники  Алтая»

«Народы, проживающие на Алтае».

«Река Обь»

«Предприятия моего города».

Коммуникация

.

Чтений легенд об Алтае.

Отгадывание загадок о животных.

Отгадывание загадок о деревьях, ягодах, грибах.

Чтение произведений писателей Алтая.

Заучивание стихотворений поэтов Алтая.

Беседа: «Правила поведения во время экскурсии»

Чтение художественной литературы.


Сказки в обработке П. Кучияка, А. Гарф


Сказка как вид народной прозы. Сказки «Сын Солнца», «Страшный гость», «Летучая мышь» и т.д. (в обработке Г. Кондакова) 

Стихотворения Александра Пиотровского об Алтае 

Стихотворения М. Юдалевича, Н.А. Балакиревой, В. Я. Озолина, В.К. Косарецкого, Д. Шарабарина, Скворцовой О.В.

Писатели и поэты Алтая – детям (Л.Квин «Мы, которые оболтусы..», «Приключения двух детей в жаркой степи», Д. Кобяков «Приключения слов», А. Соболев «Ван-Гог из шестого класса»)

Писатели и поэты Алтая – о родной природе (В. Бианки, В. Башунов, М. Юдалевич, П. Кучияк, И.Фролов)

Легенды об Алтае

.

Социализация

1.Дидактические игры: «Отгадай по описанию».

«Собери картинку животного».

«Какого дерева листок».

«Деревья, кустарники».

 «Назови друзей леса».

«Кто лишний».

«Найди животное нашего края»,

 «Кому что нужно для работы»

«Что перепутал художник»

«Когда это бывает»

«Что надо для похода»

2.Сюжетно- ролевые игры:

Пожарные.

Защитники родины.

Шофер.

3. Подвижные, народные игры Сибири.

Художественное творчество.

        

Рассматривание иллюстраций художников Алтая.

Рисование животных, птиц, растений.

Рассматривание иллюстраций народные костюмы

«Урало-сибирская роспись».

«Городетская роспись».

Конструирование: «Дома моего города»

Рассматривание альбома с изображением различный зданий.

«Здания моего города».

Лепка: Птицы и животные.

Безопасность.

 Беседа « На чем ездят люди».

        «Правила пешеходов».

        « Дорожные знаки для пешеходов».

        « Правила поведения на природе».

        « Заботимся о животных».

        « Береги природу».

        « Зачем нужно знать свой домашний адрес»

        « Как вести себя на воде».

        « Ядовитые грибы и ягоды"

                  Дидактические игры

Викторина « Грамотный пешеход».

Настольно печатные игры: «Дорожные знаки»

        «Съедобное не съедобное»

        «Безопасность на природе»

                                      «Первая помощь»

                «Помоги Буратино перейти дорогу»

                      «Транспорт».

Взаимодействие  с родителями.

Консультация «Экскурсия в музей»

Составление альбома « История г. Барнаула».

Папка передвижка « Безопасность детей на дороге»

1. Консультация для родителей

 «О художниках Алтайского края»

«Знаменитые люди г.Барнаула»

2. Выстовочная газета «Мой светлый город Барнаул».

3. Выпуск газеты для семейного чтения.

4. Совместные праздники и развлечения.

5. Участие родителей в организации и проведении экскурсий в музей, детскую художественную школу, в лес, на водоем.

6. Посещение городских праздников: Новый год, Масленица, и др., участие в народных гуляниях.

7. Сбор краеведческого материала с участием родителей.

8. Помощь в создании уголка «Русская изба» в ДОУ, мини-музея.

9. Привлечение родителей к оформлению наглядного материала.

10. Организация встреч с интересными людьми.

11.Помощь в оформлении альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши»

12. Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии»

13. Выставка семейных реликвий».

14. Проведение игротек «Игры наших бабушек», «Народные игры».

15. Папка-раскладушка «Прогулки по городу».

16. Выставки народно-прикладного искусства детей и родителей.

17. Познавательная игра совместно с родителями «Что? Где? Когда?».

18. Совместные проекты «Герб семьи».

19. Создание альбома « Что значит мое имя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...