Народное искусство в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение
учебно-методический материал по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Народное искусство в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребёнка Детский сад №37 «Рябинка»

г.Юбилейный

Московской области

Народное искусство в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение

(из опыта работы)

Воспитатель

Бирюкова И.В.


Для того чтобы любить, нужно все видеть и знать.

Мы не ценим и не бережем того, чего не знаем…

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами - людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: “С молоком матери” ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры — забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций — воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами из Хохломы, по красоте и убранству драгоценной посуде ровня. “Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит”.

А какие игрушки делали народные мастера на забаву и потеху ребятишкам! Вот сестрицы — матрешки мал-мала- меньше, чем не забава — спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная.

Исследователи отмечают, что богородские мастера- игрушечники вырезали свои игрушки из дерева. Красота дерева в игрушке не прячется под слоем краски, а, наоборот, проявляется благодаря специфике резьбы, а для пущей забавы фигурки из дерева мастер делал двигающимися. Вот медведь стучит молотом по наковальне или пилит дрова с мужиком.

Дымковские глиняные расписные игрушки тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой родители не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи свое место, каждому делу свой срок, старости уважение и почет, младости заботу и ласку.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережное отношение к природе.

В процессе овладения приемами народной росписи у детей развивается рука, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народного мастера.

Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, мы отмечаем его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей.

Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение.

Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства мы осуществляем, начиная с младшей группы.

В этой работе мы ставим перед собой задачи познакомить детей с народной росписью, показать ее красоту, вызвать у детей чувство радости, желание не только рассматривать созданные народными мастерами узоры, но и научиться воспроизводить их, а также создавать свои композиции на материале народного искусства. Для этого в работе с младшими ребятишками мы используем народные игрушки. Наш опыт убедительно показывает, что знакомство с народными игрушками не только доступно детям, но и вызывает у них живой эмоционально-положительный отклик. Дети искренне радуются, видя яркую, красочную дымковскую игрушку, их веселят движущиеся богородские игрушки. Но этими изделиями они не только любуются. Они могут воспроизвести их в своем творчестве: слепить эти игрушки, затем расписать их как дымковские мастера, они могут расписать силуэты игрушек, вырезанные из бумаги. Постепенно задачи знакомства с народным декоративно-прикладным искусством расширяются.

Темы занятий в младшей группе:

  1. Рисование прямых и волнистых линий. “Дорожки"
  2. Знакомство с гуашевыми красками. “Осенние листья” (“На дорожку падают осенние листочки”).
  3. Знакомство с дымковской игрушкой.
  4. Лепка. “Птичка” (по мотивам дымковской игрушки с последующей росписью).
  5. Украшение варежки (использование элементом народной росписи: полоски, пятнышки, точки и др.)
  6. Рисование гуашью. “Укрась платочек для матрешки”. (Можно любую часть одежды, например, сарафан — силуэт).
  7. Рисование. “Светит солнышко в окошко” (по мотивам народных песенок, потешек)
  8. Аппликация. “Красивая салфеточка”.
  9. Рисование. “Красивая чашка” (украшение силу эта чашки знакомыми детям декоративными элементами).
  10. Рисование. “Роспись дымковской барышни” (силуэт барышни дается детям в готовом виде).

Темы занятий в средней группе:

  1. Рассматривание дымковских игрушек (выделить колорит, разнообразие элементов узора).
  2. Рисование элементов дымковской росписи.
  3. Лепка. “Дымковские птицы”.
  4. Роспись дымковской игрушки, вылепленной из глины.
  5. Украшение силуэта дымковских игрушек — гуашь.
  6. Рисование красками. “Украсим кукле платьице” (по мотивам дымковской росписи).
  7. Лепка “Сказочная птица” (по мотивам дымковской игрушки).
  8. Рисование. “Роспись глиняной посуды” — гуашь.
  9. Аппликация. “Красивые цветы”.
  10. Знакомство с филимоновской игрушкой.

Темы занятий в старшей группе:

  1. Лепка. “Дымковская игрушка”.
  2. Роспись дымковских игрушек, вылепленных из глины.
  3. Аппликация. “Силуэт дымковских игрушек”.
  4. Роспись силуэта дымковских игрушек.
  5. Знакомство с филимоновской игрушкой.
  6. Рисование элементов филимоновской росписи.
  7. Лепка. “Филимоновские игрушки”.
  8. Аппликация. “Силуэтное вырезывание филимоновских игрушек”.
  9. Роспись филимоновских игрушек, вырезанных из бумаги.
  10. Коллективное оформление панно “Филимоновские игрушки”.
  11. Ярмарка дымковских и филимоновских игрушек
  12. Ознакомление с изделиями Городецких мастеров
  13. Рисование элементов Городецкой росписи.
  14. Аппликация. “Сказочные птицы по мотивам городецкой росписи”.
  15. Рисование. “Городецкие птицы”.

Темы занятий в подготовительной группе:

  1. Знакомство с гжельской керамикой.
  2. Рисование элементов гжельской росписи.
  3. Лепка. “Гжельская посуда”.
  4. Роспись силуэта чайника, по мотивам гжельских узоров.
  5. Роспись глиняной посуды гжельскими узорами.
  6. Аппликация. Силуэтное вырезывание гжельской посуды.
  7. Коллективное оформление панно “Гжельская деревня”.
  8. Знакомство с хохломским промыслом.
  9. Рисование элементов хохломской росписи.
  10. Роспись различных силуэтов хохломскими узорами
  11. Ярмарка. “Золотая Хохлома”.
  12. Аппликация. “Вырезание силуэтов матрешек”.
  13. Роспись загорской матрешки.
  14. Роспись семеновской матрешки.
  15. Знакомство с Полхов-Майданской игрушкой.

Народное искусство в воспитательно-образовательной работе с детьми используется в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

После проведения занятий можно предложить детям собрать пазлы, поиграть в игры «Лото», «Мемо» и «Бинго». Они позволят детям закрепить изученную тему, а педагогам — оценить, насколько хорошо она была усвоена

ЛОТО

Предложите детям поиграть в игру «Лото». Вырежьте карточки для лото по пунктирным линиям. Расчерченный лист (который вы держите в руках) будет служить картой лото, на неё игроки будут выкладывать маленькие карточки.

Правила игры для одного игрока:

Ведущий (взрослый) перемешивает и достаёт по одной маленькие карточки, показывая игроку картинки. Игрок должен вспомнить названия народных промыслов и выложить маленькие карточки в ячейки на своей карте лото, в соответствии с подписями.

Правила игры для двух и более игроков:

Для игры «Лото» с несколькими игроками вам понадобятся карточки для игры «Лото» из нескольких папок с дидактическими материалами. Раздайте игрокам карты лото, например: «Домашние животные», «Садовые цветы», «Овощи», «Бабочки» и т. д. (в зависимости от того, какие темы у вас уже пройдены). Ведущий (взрослый) перемешивает и достаёт по одной маленькие карточки, показывает их игрокам, не называя предметов, изображённых на картинках. Игрок, к карте лото которого подходит та или иная карточка, называет изображённый на картинке предмет, забирает карточку себе и кладёт её на пустое место на своей карте лото. (Игрок, которому досталась карта лото «Народные промыслы», должен выложить маленькие карточки на своей карте в соответствии с подписями.) Побеждает тот игрок, который быстрее других заполнит свою карту.

MEMO

Предложите детям поиграть в игру «Мемо». Эта игра направлена на развитие памяти и внимания. Вырежьте карточки. Перемешайте их. Выложите на столе эти карты в 3 ряда по 5 карточек. Количество игроков может быть различным: два и более. У каждого игрока есть право открыть две карточки. Если картинки на них совпали, игрок забирает карточки себе и открывает следующую пару до тех пор, пока не ошибётся. Если картинки на карточках не совпали, открывший их игрок снова переворачивает их «лицом» вниз. Игрокам нужно запомнить, что и на какой карточке изображено. Выигрывает тот, кто соберёт больше всего парных карточек.

В эту игру может играть и один ребёнок.

БИНГО

Предложите детям поиграть в игру «Бинго». В эту игру нужно играть вдвоём. Смысл игры похож на всем известные «Крестики-нолики». Каждому игроку понадобятся свои фишки. Например, одному игроку в качестве фишек дайте скрепки, другому — монетки или предложите им пуговицы разных цветов. Игрокам нужно занять фишками один ряд поля целиком и, соответственно, помешать выложить такой ряд своему противнику. Ряд можно выкладывать по горизонтали, вертикали и диагонали. Когда игрок кладёт на квадратик поля фишку, он должен произнести название картинки. Выигрывает тот, кто первым выкладывает ряд и правильно произносит названия картинок своего ряда. Когда ряд выложен, игрок должен прокричать: «Бинго!»

За время работы опыт детей в изобразительной деятельности обогатился новыми средствами создания художественного образа. Рисунки детей стали ярче, выразительней, композиционно более законченными благодаря их умению применять в своих работах характерные черты стилевой народной росписи.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.


Приложение

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

  • ХОХЛОМА

Золотым и алым цветом

Эта чаша расцвела.

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

Это чудо - …

(хохлома)

Легенда

Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным – давно поселился за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Это сказка, но сказка – ложь, но в ней намек. Не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота, которая зовется Хохломой. А появилось это искусство в 17 веке в селе Хохлома.

Хохломские изделия изготавливают из липы, березы. Хохломской росписью расписывали домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Хохломские изделия считались хорошим подарком. В больших количествах изготавливали ложки – ложка у каждого была своя. Ложки еще использовались как музыкальный инструмент. Хохлома, как и любой другой вид искусства, словно старинная песня, а каждое новое поколение поет ее по-своему. В этих чашках, ковшах, ложках заключен поэтический образ России.

Золотая хохлома

Как же появилось это диво дивное – «золотая хохлома»?

Старинное предание рассказывает: жил когда – то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что казалось, сделаны из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо – мастера. Ушел неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название – «золотая хохлома».

Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Секрет «золота» Хохломы – применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100 – 120 градусов. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой.

Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали чудо золотые руки мастеров.

  • ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА.

Расписные коньки,

Разноцветные индюки,

Барышни румяные

И гусары бравые –

Играй вдоволь, да смотри,

Только нас не урони.

(дымковская игрушка)

Вятские легенды

Напротив города Кирова, на правом берегу реки Вятки есть Дымковская слобода. С давних пор в ней селились мастера – игрушечники. Говорят, что потому слободу и назвали Дымковской, что с утра до ночи там над каждой крышей поднимался дым – мастера игрушки обжигали. С незапамятных времен славилась слобода игрушками – свистульками.

Считают так же, что зародилась дымковская игрушка еще в языческие времена. Об этом говорят и свистульки – их в те времена изготавливали не для игры, а чтобы нечистую силу отгонять.

С тех пор будто и отмечают вятичи праздник «Свистунья»: всю зиму лепят, обжигают и раскрашивают для нее яркие красивые игрушки, а весной даже далеко разносится над Вяткой веселый свист.

Чудом дожила старинная игрушка до наших дней. К счастью, интерес к народной игрушке в наше время возродился. Собрали старых дымковских мастериц, подобрали молодых учениц, и дымковская игрушка снова расцвела во всей своей красоте.

По настроению игрушки одинаковые, а по форме – самые разные. Есть здесь и традиционные свистульки – уточки, барашки с золотыми рогами, лошадки, всадники. Есть скульптурные фигурки – румяные барышни и няньки с веселыми детишками, нарядные водоносы с ведрами, усатые гусары, пестрые птицы, добродушные звери. Есть целые композиции, изображающие чаепитие, катание на лодках, на тройке лошадей, на нартах с оленями, а то и на трехголовой сказочной коняшке.

  • МАТРЁШКА

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(матрёшка)

Королева рода матрешковых

Есть под Нижним Новгородом село Крутец. Оно – недалеко от Полх – Майдана, где делают знаменитых матрешек. Крутецкие мастера тоже не лыком шиты – переняли мастерство полх – майданцев и своего добавили. Если майданцы строго соблюдают традиции дедов да бабушек, то крутецкие вовсю фантазируют.

Крутецкие матрешки – все разные. Одна длинненькая, другая кругленькая. У одной - коса до пояса, у другой – модная стрижка – каре. Платья – разных фасонов и расцветок, а цветы на них самые фантастические, словно в калейдоскопе.

Личики и вовсе одно на другое не похожи: одна глазки опустила, другая в сторону смотрит, третья прищурилась, четвертая губки надула, пятая усмехается озорно…

Но и этого крутецким мало. Взяли и выточили из дерева… короля с королевой. На лица – раскрасавцы, на головках короны. Фигурки не толстенькие, как у матрешек, а удлиненные, стройные. А одежда до чего богато расписана!

Создана и особая техника – чисто масляная. Поверхность дерева покрывается слоем белил с добавленным в них цветным пигментом, и по этому масляному фону ложится масляная же роспись. Эксперименты крутецких мастеров доказывают, что традиционное народное искусство не уходит в прошлое, а обновляется и хорошеет.

  • СВИСТУЛЬКА.

У детей в ладошах птички,

С виду птички – невелички,

Только птички не порхают.

В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,

Дети их ко рту подносят,

Дуют в птичек – те свистят,

Всех в округе веселят.

(свистульки)

Курские соловьи и крокодилы

Курская земля издавна славится соловьями. Соловьев там, действительно, много, и они очень красиво поют – заливаются. В деревне Кожле под Курском тоже соловьев видимо – невидимо. И еще можно столько же сделать – из глины. Соловьями – то на Руси еще и свистульки называют.

Образы для свистулек в Кожле традиционные: коровы, лошадки, козочки, птицы – индюки. Игрушки эти белого цвета, но расписаны разноцветными неровными пятнышками. От этого они выглядят очень веселыми. Да и сами они смешные и сказочные. Среди козочек да коров вдруг попадается… крокодил с балалайкой в лапах. Веселый и добрый, как и все «русские народные» звери. Или кошка с котенком: кошка удивилась чему-то, села на задние лапы, передние к мордочке приложила, а котенок важный такой сидит, в лапках большой букет держит. И крокодила, и кошку одна мастерица сделала – О. Дериглазова

  • ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

(петух)

Чудо полосатое и свистит

Филимоновские свистульки особые. Они отличаются от других не только «внешностью», но и устройством. Дело в том, что у них есть резонатор – грушевидное утолщение, полое внутри. С боков у него – две круглые дырочки. Попеременно зажимая их, можно наигрывать простые незатейливые мелодии, пускать трели.

Это – лошади, коровушки, олени, собачки… Все -  в разноцветную полосочку. Шеи у них длинные, как у грациозных жирафов. А если дунуть в толстенький хвостик, сужающийся на конце в трубочку, то раздастся свист – звонкий, переливчатый.

Лепка в деревне Филимоново – старинное искусство. Возникло оно возле гончарного дела. Гончары – мужчины изготавливали глиняную посуду. А женщины лепили из глины игрушки для детей.

  • БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА.

Деревянные игрушки,

Да игрушки не простые.

Мы всегда в движении,

Мы всегда в работе,

А как нам это удаётся,

Играя вы поймёте.

(богородская игрушка)

Из белой липы богородской

В 1965 году отмечали 300 лет с тех пор, как в подмосковном селе Богородское стали делать резные деревянные игрушки. Рассказывают, будто это началось так. Как – то баба захотела потешить ребятишек и «одним махом» вырезала им из дерева забавную «ауку» - спеленатого младенца. Дети поиграли куколкой да забросили на печь. Муж бабы собрался на ярмарку, прихватил с собой ауку, показал купцам ради смеха. А те вдруг целую партию заказали. С тех пор будто и пошло игрушечное дело в Богородском.

Игрушки свои богородские мастера не красят. Раньше, правда, отвозили их к сергиево-посадским художникам. Богородцы фигурки вырезали и оставляли белыми, сохраняющими цвет и аромат богородской липы.

Особенно богородцы любят образ медведя.

Самая известная богородская игрушка – «Кузнецы» - мужик с медведем по очереди бьют молоточком по наковальне.

Как – то русские художники показали знаменитому французскому скульптору Огюсту Родену «Кузнецов». «Народ, который создал эту игрушку – великий народ!» - с восхищением сказал Роден.

Но главное отличие богородских игрушек от других изделий народных промыслов остается неизменным. Состоит оно в том, что эти вещицы… теплые. Вырезанные из душистой богородской липы, они сохраняют ее запах и цвет, благородный узор белого дерева. И оттого – то эти некрашенные или едва тронутые краской игрушки привлекают внимание не меньше, чем расписные тарарушки.

  • ГЖЕЛЬ.

Распустились синие цветы,

Развернулись синие листочки,

Не в саду, не в лесочке, не в поле.

А на белоснежном фарфоре.

Подарило небушко ей свою акварель.

Что за роспись? Это роспись - …

(гжель)

Синие цвета гжели

«Гжелью» сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры. Есть даже огромные камины и изящные наборы шахматных фигурок. Но все это – белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета – белый и синий, а какая Гжель нарядная, праздничная!

Может быть, секрет этого чуда – в белоствольных березках, пушистом снеге и голубом чистом небе России? Или в скромных ромашках, склонившихся над тихой рекой, в которой отражаются белые облака?

В этих местах, в нескольких десятках километров от Москвы, издавна жили искусные гончары. Великий князь московский Иван Калита упоминал о Гжели в завещании своим сыновьям. А знаменитый русский ученый М.В.Ломоносов писал: «Едва ли есть земля самая чистая и без примесей где на свете… для фарфора употребляемая, какова у нас гжельская… нигде не видел я белизною превосходнее».

История Гжели насчитывает не одно столетие, но интерес к этому художественному промыслу не угас. И, значит, сказочные, синие цвета Гжели будут цвести по-прежнему.

  • ЖОСТОВО.

На него мы всё кладём

И в руках его несём.

Я посуду в зал принёс.

Всю поставил на...

(поднос)

Букеты из Жостова

Жостовский художественный промысел – это декоративная живопись на металлических подносах. Возникновение промысла относят к началу 19 века, когда в деревне Жостово Троицкой волости (ныне Мытищенский район Московской области) была открыта мастерская по выпуску лакированных изделий из папье - маше с живописными миниатюрами. Но вскоре жостовские мастера стали делать металлические подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи. Жостовский промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, федоскинской лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине 19 века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров. Сюжеты росписи – цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи. Разнообразна форма подносов.

  • ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Если хочешь рисовать,

Нужно их, конечно, взять.

Станет мир цветным, как в сказке.

А раскрасят его...

(краски)

Городецкая роспись — русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец. Местные мастера украшали росписью мебель и предметы быта. А началось всё с обыкновенных прялок, которые городецкие мастера превращали в необыкновенные. Прялка была необходимым предметом русского быта и передавалась по наследству. На донце прялок (донце — это сидение прялки, его можно было снимать и вешать на стену) делали украшения. Из дерева тёмной породы, чёрного дуба, вырезали различные фигурки коней, птиц, людей, собачек и вставляли их в светлые донца прялок. Получалось нарядно и красиво. Потом городецкие мастера стали украшать и другие предметы мебели и домашней утвари. Вокруг тёмных деревянных фигурок они стали рисовать яркие цветы. Ещё позже тёмные фигурки перестали вырезать из дерева, их стали рисовать чёрной краской.

В городецкой росписи часто используются образ коня, который является символом богатства, и образ птицы — символа счастья.

  • КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

С ней играют, берегут,

Одевают, спать кладут.

Глазки, брови, носик, рот —

Вот чуть-чуть ... и оживёт!

(кукла)

Каргопольская игрушка — русский народный промысел, возникший в давние времена близ северного города Каргополя Архангельской области. Летом каргопольские крестьяне занимались сельским хозяйством, а зимой — гончарным делом. Глину готовили особым образом: сначала просушивали в печи, затем толкли, заливали кипятком и настаивали два дня, потом разминали до тех пор, пока она не становилась тягучей. Затем при помощи гончарного круга делали посуду. Из остатков глины лепили игрушки: фигурки людей и животных. Изделия обжигали в печи, а потом обваривали в болтушке из муки. На красной глине появлялись чёрные пятнышки-колечки.

Посуду и игрушки везли на ярмарку в Каргополь. Покупатели охотно приобретали посуду и игрушки для детей. Глиняные игрушки были хрупкими и быстро разбивались. На следующей ярмарке приходилось покупать малышам новые игрушки. Поэтому каргопольские крестьяне старательно лепили игрушки к каждой ярмарке. Появились новые персонажи: Полкан — добрый богатырь с телом генерала и ногами коня; Тяни-толкай — фигурка из двух сросшихся коней, светлый конь тянет к добру, а тёмный конь — ко злу.

  • ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА

Можно в ней хранить серёжки,

Кольца, бусы, клипсы, брошки.

Там надёжно всё хранится —

Очень нужная вещица.

(шкатулка)

Палехская миниатюра — русский народный промысел, который зародился в посёлке Палех Ивановской области. Стиль Палеха возник под влиянием традиций древнерусской живописи. Палехские мастера стремились в своих работах воспеть красоту русского народа и родной природы. На шкатулках, брошах, кулонах и других предметах они делали лаковые миниатюры. Весёлые тройки с нарядными ездоками, жницы в золотом пшеничном поле, праздничные хороводы, задорные пляски, сказочные сцены — картинки переливались золотом и излучали удивительный свет под слоем лака.

Роспись лаковых миниатюр — трудоёмкий и кропотливый процесс. Сначала делается заготовка (шкатулка или табакерка) из папье-маше. Затем её покрывают чёрным лаком. Чёрный цвет символизирует тьму, начало всего. А потом за работу принимаются художники — и на чёрном фоне появляется живая картинка. Роспись делается очень тонкими кистями, для неё используют яркие, чистые краски, которые замешивают сами художники на сырых яйцах. Завершают работу штрихами сусального золота. Золото символизирует свет.


ЗАГАДКИ

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(матрёшка)

В одной молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

(матрёшка)

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская …

(матрёшка)

У детей в ладошах птички,

С виду птички – невелички,

Только птички не порхают.

В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,

Дети их ко рту подносят,

Дуют в птичек – те свистят,

Всех в округе веселят.

(свистульки)

Можно в ней хранить серёжки,

Кольца, бусы, клипсы, брошки.

Там надёжно всё хранится —

Очень нужная вещица.

(шкатулка)

Распустились синие цветы,

Развернулись синие листочки,

Не в саду, не в лесочке, не в поле.

А на белоснежном фарфоре.

Подарило небушко ей свою акварель.

Что за роспись? Это роспись - …

(гжель)

Золотым и алым цветом

Эта чаша расцвела.

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

Это чудо - …

(хохлома)

Деревянные игрушки,

Да игрушки не простые.

Мы всегда в движении,

Мы всегда в работе,

А как нам это удаётся,

Играя вы поймёте.

(богородская игрушка)

Расписные коньки,

Разноцветные индюки,

Барышни румяные

И гусары бравые –

Играй вдоволь, да смотри,

Только нас не урони.

(дымковская игрушка)

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

(петух, филимоновская игрушка)


Литература

  1. «Народное искусство в воспитании детей», Под редакцией Т.С. Комаровой, М. 1997.
  2. А. Клиентов «Народные промыслы», Издательство «Белый город», М. 2006.
  3. Энциклопедия «Я познаю мир», Издательство «ООО АСТ ЛТД», М.1997
  4. А.Леокум «Скажи мне почему?..», «Джулия», М. 1992
  5. Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём», Компания «Ключ – С», Филологическое общество «Слово», ТКО АСТ, М.,1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения».

 Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения ...

Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение.

Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.          ...

Декоративно-прикладное искусство в педагогическом процессе детского сада.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Известно, что расширение связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружаю...