Доклад по проблемам воспитания "Взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры."
методическая разработка

Анисимова Гульнара Мобудовна

В работе рассмотрена система работы,взаимодействия дошкольного учреждения с учреждениями культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА РАБОТЫ:

«Формирование творческой личности ребенка средствами

театральной деятельности»

Творческая работа

воспитателя Анисимовой

Гульнары Мобудовны

Содержание:

1. Актуальность данной проблемы.

2. Цели и задачи работы по формированию творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности.

  1. Мой практический опыт при выполнении этих задач:

а)  Организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды.

     б) Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства.

     в) Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей.

  1. Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение А  План работы театрального кружка «Теремок».

Приложение Б   Сценарий спектакля «Путешествие в осенний лес».

Приложение В   Фоторепортаж «Мы и театр».

Приложение Г  Общее родительское собрание «Давайте вместе  беречь планету».

Приложение Д  Мониторинг эффективности применения методики театральной деятельности в подготовительной группе.

Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которые направлены на развитие у детей творческого мышления и исследовательских способностей. Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача развития творческих способностей детей, идея приобщения их к художественной литературе и театральной деятельности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С. Выготский,           А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.И. Волков и многие другие.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют  общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобразительность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Театральная деятельность, как не один другой вид деятельности, способствует развитию коммуникативных навыков ребенка. Театральная игра предполагает, прежде всего, принятие ситуации равноправных позиций, позиций соучастия и сотрудничества, партнерства (диалог) взрослого и ребёнка.

Задача воспитателя - помочь ребенку овладеть различными методами познания естественнонаучной, художественной, жизненной реальности, уметь выбрать соответствующий инструмент (настроить себя), позволяющий действовать адекватно им,  менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них. Этому способствует чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, чтобы продемонстрировать свою позицию, свои умения, знания, фантазии.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. Поэтому я стремлюсь создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они с удовольствием играли и постигали удивительный волшебный мир, название которому – театр!

В течение четырех лет я работаю над темой «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности». Цель, которую я ставлю, занимаясь с детьми театральным искусством, - сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества.  Каждый ребёнок талантлив изначально, и наш театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.

Работая над этой темой, я ставлю следующие задачи:

  • Изучение теоретического и практического опыта по данной теме
  • Организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды
  • Работа над культурой и техникой речи детей
  • Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства
  • Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей

Методологические основания моей работы базируются на таких сущностных аспектах театра, как:

  • игра-моделирование, создание и исследование воображаемой реальности;
  • ролевая игра;
  • игры с предметом;
  • модель сочетания индивидуального и коллективного творчества, со своей строгой организацией и саморегуляцией;
  • модель развертывания процесса от замысла до реализации;
  • взаимодействие замыслов (или версий) и рождение на их основе нового;
  • рассмотрение замысла с разных сторон − из разных языковых пространств (в детском саду − это принцип изучения одного явления сквозь призму различных учебных занятий).
  • актуализация незнакомого;
  • воздействие на чувства обучающегося и вовлечение его в процесс игры.

                  Изучив теоретический и практический опыт Н.Д. Сорокиной,   А.В. Щёткина, Л.Я. Поляк, Л.Г. Киреевой, И.В. Бодраченко,                         Т.Н. Караманенко и других авторов популярной методической литературы в области театральной деятельности  для дошкольников,   работая по         «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, я составила план работы своего театрального кружка, начиная со второй младшей группы     (приложение А). 

       Занятия театральной деятельностью в организованном мною кружке «Теремок» рассчитаны на детей от 3 до 7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут. Количество детей в группе 15-20 человек.

          Основная форма занятий - групповая. План работы кружка предполагает и другие формы работы - индивидуальные и подгрупповые занятия, которые используются с целью отработки отдельных сцен спектаклей.

План работы кружка состоит  из пяти разделов:

  1. «Театральная игра» - направлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
  • «Превращалки» - игры, развивающие способность к перевоплощению;
  • Театрализованные игры на развитие воображения и фантазии;
  • «Живая сказка» - инсценировки стихов, рассказов, сказок;
  1. «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
  • Упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности;
  • Игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности;
  • Музыкально-пластические импровизации;
  1. «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
  • Упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика;
  • Игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи;
  • «Сочиняем сказку вместе»;
  • Игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
  1. «Основы театральной культуры»  призваны обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Дети получают ответы на вопросы:
  • Что такое театр, театральное искусство;
  • Какие представления бывают в театре;
  • Кто такие актеры;
  • Какие превращения происходят на сцене;
  • Как вести себя в театре;
  1. «Работа над спектаклем»  базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми).                                 К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
  • Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках.
  • Подготовка декораций, реквизита, афиши (сами придумываем, рисуем, клеим!).

        Работа над разделами плана кружка продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется.

     Для осуществления плана необходимо было создать и оформить предметно-развивающую среду театральной студии. Большую помощь в этом мне оказали коллеги и родители. С помощью родителей мы сделали крупногабаритные, сомасштабные росту ребёнка конструкторы (приложение В), сшили мини-ширму, сделали различные маски, костюмы, атрибуты для выступления детей, приобрели  аудиозаписи сказок и музыкальных произведений.

         Первым видом театральной деятельности нашего кружка, с которым я познакомила детей, стал кукольный театр. Условность кукольного театра  близка детям, они привыкли к ней в своих играх, вот почему ребята так быстро включались в спектакль: отвечали на вопросы кукол, предупреждали об опасности, выполняли их поручения, давали советы.  

      Мои воспитанники с удовольствием смотрели спектакли кукольного театра в моём исполнении («Репка», «Теремок», «Колобок» и т. д.), а также в исполнении учащихся второго  класса нашей школы.

      Затем мы приступили к следующему этапу – работе над этюдами. Дети второй младшей группы разыгрывали с настольными куклами (театр игрушек), с картинками на картоне, на фланелеграфе (театр картинок), хорошо знакомые им русские народные сказки «Маша и медведь», «Заюшкина избушка» и другие.                                                                                                                                           Элементы театральной деятельности с успехом использовала и на  учебных занятиях. Например, на  занятиях по математике частым гостем был любимый детьми Незнайка (игрушка театра Би-ба-бо), на занятиях по развитию речи разучивал чистоговорки и физминутки Зайка (ложковый театр),  на занятиях по ознакомлению с окружающим миром использовала теневой театр (заяц, собака, гусь).  Впоследствии любимые игрушки детей, принесённые из дома, были частыми гостями на наших занятиях.

     Следующим этапом моей работы стала театральная игра и ритмопластика. Ритмопластика включает в себя комплексные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений. Для этого на физкультурных, музыкальных занятиях использовались игры «Ванечка», «Каравай», «Угадай животного», «Морская фигура» и другие.  Эти игры учат слышать ритм, развивают координацию движений, речевое дыхание, разнообразную интонацию, учат запоминать разнообразные позы и передавать их, создавать образ животного с помощью выразительных пластических движений.  

          Прошло совсем немного времени, и из зрителей мои воспитанники превратились в актеров. К четырём годам ребята стали активно принимать участие в театральных постановках к праздникам. На новогоднем утреннике они с успехом дебютировали в ролях: Заяц – Попов Стёпа, Лисичка – Зайчикова Вика, Медведь – Карелин Андрей. На утреннике, посвященном празднику 8 Марта,   громких аплодисментов и улыбок была удостоена  драматизация стихотворений: «Капризка» - Лаврентьева Настя и Александров Артём, «Непослушный» - Лебедев Никита и Семёнов Максим, «Мамин труд» - Гудзь Миша и Бессонова Алиса, «Сегодня мамин день» - Коровкина Катя и Николаева Вика, «Чаепитие» - Ледащева Лиза, Коровкина Катя, Лебедев Никита, Николаева Вика и Веретенникова Катя.

      Достичь хороших результатов  в исполнении стихов, мини-сценок, драматизации сказок, музыкальных постановок, способствовала системная работа по развитию культуры и техники речи на занятиях театрального кружка, в ходе которой дети  научились:

  • Менять по заданию воспитателя высоту и силу звучания голоса
  • Чётко произносить в разных темпах скороговорки и чистоговорки
  • Читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения
  • Строить диалог  с партнером на заданную тему
  • Произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие
  •  Подбирать рифму к заданному слову
  • Произносить одну и ту же фразу с разными интонациями
  • Составлять диалог между сказочными героями

         Все эти упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогают лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными, учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

       Прежде чем приступить к постановке спектаклей,  я решила познакомить детей с устройством театра снаружи и изнутри. Для этого мы отправились в кукольный театр «Теремок» на экскурсию. Экскурсовод рассказала ребятам о театральных профессиях: гримёр, костюмер, осветитель, звукорежиссёр, провела за кулисы театра, где рассказала и показала, как куклы создаются, кто их реставрирует. Особый восторг у детей вызвало куклохранилище, где собрано огромное количество кукол разных видов (ростовые, марионетки, на гапите, и другие),   с которыми ребята не только познакомились, но и сфотографировались на память (приложение В).  

       Мы с детьми неоднократно ездили в театр «Теремок» на спектакли «Весёлая школа»,  «Красная шапочка», «Гусёнок». Ребята с огромным удовольствием смотрели спектакли, обсуждали их, но ещё с большим восторгом стали участвовать в театральной игре.

       Следующим этапом нашей работы с детьми стали уже непосредственные постановки спектаклей.   

        Именно при постановке спектаклей очень ярко видно, как ранее ранимые и неуверенные  в себе дети становятся смелее, решительнее, занимают более активную жизненную позицию. Успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни.    

          Я считаю, что для того, чтобы создать волшебный театральный мир, совсем необязательно иметь для этого большую сцену, изысканные декорации, обилие костюмов. Для нас это просторная комната родного детского сада, придуманные и нарисованные совместно с детьми декорации, изготовленные вместе с родителями костюмы (Приложение В). Для нас это место, где дети занимаются с удовольствием, в атмосфере творчества, игры и искусства.

           Главное, на мой взгляд, - совместное желание сыграть сказку, сначала для себя, а затем для зрителей. А такое желание у нас есть! А результат нашей работы – прекрасные постановки.

       Не задаваясь целью подробно рассмотреть конспекты занятий по подготовке и постановке спектакля, коснусь лишь основных его этапов.

Занятие 1.   Работа над спектаклем  «Путешествие в осенний лес»

Цель: Познакомить детей с текстом спектакля и обсудить его; пробуждать умение сострадать, чувство справедливости, стремиться делать добро.

Ход занятия:

  1. Знакомство с текстом спектакля.
  2. После прочтения спектакля педагог беседует с ребятами: «Кто вам понравился в этом спектакле? Кто из героев понравился больше и почему? Чем были встревожены жители леса? и т. д.»
  3. Игра «Ассоциации». Педагог предлагает самим детям распределить роли, опираясь на ассоциации. (Кто может сыграть ёжа? С кем из ребят он ассоциируется? У кого лучше всего может получиться  его изобразить? и т. д.)
  4. Предварительное распределение ролей по желанию детей. Подведение итогов занятия.

Занятие 2.   Ритмопластика

Цель: Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Упражнение «Не ошибитесь» (Педагог в разных сочетаниях чередует хлопки, притопы ногой и хлопки по коленям, меняя ритм, темп).
  3. Создание образов животных. (Педагог предлагает всем ребятам под музыку изобразить образ ежа, зайца, белки, медведя, лисы, волка с помощью пластических движений. Затем изображают только те ребята, которые утверждены на эти роли, а остальные оценивают.)
  4. Подведение итогов занятия.

Занятия 2-4.   Работа над спектаклем. Разучивание песен.

Цель: Разучивать  песни и музыкальные партии персонажей спектакля, развивать внимание, чувство ритма, мимику и жесты.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Прослушивание и разучивание  музыкальных произведений, используемых в спектакле (песня «Ах, какая осень», «Осень», «Осень-художник», «Прощай осенний лес», частушки).
  3. Индивидуальное разучивание музыкальных партий персонажей спектакля (песня  белки, романс лисы, вальс ежей, песня волка, медведя).
  4. Подведение итогов занятия.

Занятия 5-6.   Работа над спектаклем.

Цель: Разучивать  с детьми текст спектакля, обращая внимание  на работу артикуляционного аппарата, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.

Ход занятия:

  1. Упражнения для губ, языка, мышц лица, шеи.
  2. Работа над текстом и техникой речи.
  3. Импровизации эпизодов спектакля.
  4. Подведение итогов занятия.

Занятия 7-8.   Работа над спектаклем. Изготовление декораций.

Цель: Изготовить декорации к спектаклю, решить в каких костюмах будет выступать каждый из героев. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Изготовление декораций. (Вместе со мной ребята сделали деревья из цветной бумаги и  самоклеящейся пленки. На занятии были сделаны и головные уборы зверей, а костюмы ребята подготовили  с родителями дома.)
  3. Индивидуальная репетиция слов главных героев спектакля.
  4. Подведение итогов занятия.

Занятия 9-10.   Работа над спектаклем. Разучивание танцев.

Цель: Разучивать  танцы и музыкальные партии персонажей спектакля, развивать внимание, чувство ритма, мимику и жесты.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Разучивание танца с осенними листьями и  «Польки».
  3. Репетиция музыкальных произведений. Ритмопластика.
  4. Подведение итогов.

Занятия 11-16.   Работа над спектаклем.

Цель: Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Репетиция спектакля.
  3. Подведение итогов занятия.

Премьера спектакля «Путешествие в осенний лес»

Заключение

      Результатом своей работы считаю тот факт, что благодаря занятиям театрального кружка, дети научились слушать и слышать друг друга, формулировать и излагать свои мысли публично. Частые выступления на сцене перед зрителями способствовали раскрепощению и повышению самооценки у детей.  Ребята стали дружнее и сплоченнее. Это отметили не только воспитатели, но и родители, которые неоднократно говорили слова благодарности в наш адрес.

Обобщая всё выше сказанное, считаю, что работа над темой «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности»,  дала мне возможность  создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, пробудить фантазию детей, максимально реализовать их творческие способности, когда каждый ребёнок в силу своих возможностей продвигался от уровня к уровню, а в итоге добился определенных высот. Об этом можно по результатам мониторинга, проводимого на всех этапах применения данной методики, позволяющего отслеживать позитивную динамику развития творческой личности ребенка (Приложение Д).

Лучшим свидетельством эффективности своей работы  считаю: успешное поступление воспитанников в учебные заведения разного типа (школы, прогимназии, лицейские классы), сокращение адаптационного периода на первой ступени обучения и искренняя благодарность родителей.

И я твердо верю, что затраченные силы моей души вернутся ко мне  успехами и победами моих воспитанников!

Список использованной литературы:

  1. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста /2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.-144с.

  1. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»

  1. Киреева Л.Г., Саськова О.А. Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно – ролевые  и дидактические игры /Волгоград: Учитель, 2008.-127с.

  1. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-48с.

  1. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов.-2-е изд.-М.:АРКТИ,2007.-288с.

  1. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.:, 2001.-146 с.

  1. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет.- М.: Мозаика – синтез, 2007.-128с.

  1. Журналы «Дошкольное воспитание» 1998 г. №2, №5,  1997г. №6, №10

2002г. №7-№12, 2003 г. №1-№3



Предварительный просмотр:

Взаимодействие МДОУ с учреждениями культуры.

(актуальность, цели ,задачи.)

Сотрудничество прогимназии с учреждениями культуры  можно представить в виде схемы..  

АКТУАЛЬНОСТЬ 

Мы знаем - в  проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России, граждан … обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

        Ключевой линией дошкольного детства - является  приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе.

Проблема:

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей.

Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации. 

            В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:

1) «воспитывать культурного человека (субъекта культуры);

2) свободного гражданина (субъекта истории, общества);

3) творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития)».

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

− воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

− развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

− развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;

− становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Основные направления:

эстетическое;

духовно-нравственное;

художественно-творческое;

культурно-просветительское. 

Так же  При формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

•        Наглядность.

•        Доступность.

•        Динамичность.

•        Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

•        Обязательное сочетание предметного мира учреждений культуры с программой, ориентированной на проявление активности детей.

•        Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями, объектами культуры (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

•        Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

•        Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

•        Активность детей в усвоении культурного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в         продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй)

Не задаваясь целью рассмотреть теоретические аспекты по данному вопросу, коснусь лишь его практической части, а именно- хочу поделиться  опытом сотрудничества нашего учреждения с учреждениями культуры.

В нашем дошкольном учреждении социальное развитие детей является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада с театрами, библиотеками, музеями и другими социальными объектами города  разработана определенная дидактическая последовательность  ознакомления дошкольников с социумом.

1.Посещение детьми нашей прогимназии театров ,цирка. выставочного центра, филармонии происходит в системе и планируется в  перспективной работе с родителями. Ежемесячно в каждой группе ,классе осуществляются коллективные выезды с родителями и детьми в выходной день в рамках проекта «День культуры».(слайды)

(Наряду с этим  так- же осуществляем выезд воспитанников с воспитателями в рабочие дни - в  рамках образовательного плана. )

И , обязательно ,результатом взаимодействия с любым учреждением культуры является продуктивная деятельность детей ,детей и родителей-концертные программы ,рисунки, поделки ,проекты.

                 Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником.                                                                             В.Астафьев

2 .Cотрудничество с библиотеками  (№8,№3,Центральной городской библиотекой ,областной библиотекой для детей и юношества им.Пушкина)

(Слайд плана )

Реализация основных направлений сотрудничества

Социо-культур-ные

институты

Цель

Взаимо-действия

Мероприятия,

способ (формы)

взаимодействия

Центральная городская библиотека

Библиотека№3(филиал)

Воспитание интереса к библиотеке, чтению книг. Ознакомление воспитанников с родным краем.

Приобщение детей к культуре чтения детской литературы, знакомство с творчеством детских писателей.

Работа с детьми:

-использование фонда библиотеки для организации занятий с детьми;

оснащение книжных выставок(9мая,Наш Саратов,юбилеи-

А. Пушкина,В.Бианки и т.д.)

-реализация детских проектов «Сделаем книгу по ПДД -своими руками»,

 «Родной город Саратов»;

-участие в неделе детской книги «Книжника неделя»;

-беседа о космосе;

-«Международный день сказок» - вспоминаем сказки А. С. Пушкина;

-«День победы!» праздник с приглашением ветеранов.

Работа с педагогами:

-организация выставок детской художественной и методической литературы;

-проведение викторин, праздников сотрудниками библиотеки;

-«Знакомьтесь, новинки!» Обзор новинок методической литературы по дошкольному воспитанию;

-консультация  «Как оформить книжный уголок в группе»;

-смотр – конкурс «Лучший книжный уголок».

Работа с родителями:

-выступление библиотекаря на родительских собраниях «Воспитание будущего читателя»;

-участие родителей в образовательных  детских проектах.

Одна из важных целей сотрудничества с библиотеками — пропаганда детской литературы, воспитание уважительного отношения к книгам.

Прививать любовь к слову печатному .    Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада.  

В начале учебного года мы  составляем примерный план работы с библиотеками ,опираясь на планирование библиотек ,тематику недель и даты юбилеев детских писателей. На основе выработанной программы между учреждениями заключается договор, в котором прописано творческое сотрудничество библиотеки и детского сада на ближайший год.

В план входит организация книжных выставок ,занятия, экскурсии.

Во время пребывания в библиотеке, дети:

•Выразительно читают. Точнее читают сотрудники библиотеки, а ребята выступают в роли слушателей.

•Смотрят театрализованное представление: это может быть и чтение произведения по ролям, и кукольный театр.

•Играют в подвижные игры вроде ручейка. Особой популярностью пользуются хороводные игры.

•Участвуют в физкультминутке.

•Изготавливают поделки в творческой мастерской.

•Отгадывают загадки и выигрывают викторины и конкурсы.

•Смотрят видеопрезентации, в которых в доступной для детей форме рассказывается про биографию и творчество детских писателей.

•Смотрят советские мультфильмы. (слайды)

3-Музейная педагогика.

На протяжении 4 лет я являюсь организатором музейной педагогики в прогимназии -работа носит системный характер и в тесном сотрудничестве со школьным блоком-где осуществляется преемственность на протяжении всего времени обучения  

 Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность  — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием . образованием и социализацией детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.

Одна из определяющих целей музейной педагогики – Формирование у дошкольников представления о музее, создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея.

Усвоение социального опыта - в данном случае  музейной этики, нацеленной на длительное зрительное восприятие, - не может быть передано в устной или письменной форме. Это происходит непосредственно во время пребывания детей в музее .

И такая возможность-возможность посещать и принимать у себя в гостях  с лекциями представителей музеев - есть у обучающихся и воспитанников прогимназии «Кристаллик».

Слайд (план работы)

Эта работа ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СИСТЕМЕ И  ПО СОСТАВЛЕННОМУ В НАЧАЛЕ УЧ.ГОДА ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНУ совместных мероприятий.

План посещения музеев составляется мною с учётом перечня экскурсий и лекций,которые предлагаются музеями ,           на основе тем недель   

 перспективного планирования МАОУ ,  и  опросника педагогов (. Анкеты-опросники воспитатели и педагоги заполняют в августе с учётом своих индивидуальных перспективных  планов, проектов которые в свою очередь включают в себя те темы, которые актуальны и  интересны  родителям, детям .педагогам)  Слайды…

В преддверии Дня города (в сентябре)  воспитанники и обучающиеся побывали на экскурсии «Как был построен  Саратов! »(слайды)

В рамках темы «Русские обычаи, традиции, народные праздники»-побывали в Этнографическом музее на экскурсиях «История русского костюма», «Праздник Урожая!», «Праздник пряника».

Интереснейшую тему «Игрушки»-невозможно представить без  лекций. «Народная игрушка», «Народные промыслы России».

Темы «Большие и маленькие (дикие животные и их детёныши)»,  «Птицы»-изучаются в параллели с лекциями Краеведческого музея «Живые барометры», «Красная книга», «Миллионы лет до нашей эры» и т.д.

Изучая тему «Космос»- ребята знакомятся с экспозицией «Саратов. Космос, Саратов», с интересом слушают лекцию в космическом куполе ,который располагается у нас в гостях ,и посещают планетарий.

Тему «День победы!»- невозможно представить без участия замечательного Музея Боевой Славы с редчайшей экспозицией «Парк Победы-символ славы!», «Трагедия и подвиг-век 20!»(куда традиционно ежегодно выезжают все воспитанники прогимназии),с лекциями  «В войну, шагнувшие из детства!», «Фронтовое письмо»  и т.д.

Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности, обязательной частью нашей работы является продуктивная деятельность детей, закрепление полученных знаний эмоций.. т.е учитывается деятельный подход в обучении

Так же в рамках сотрудничества с музеями нашего города осуществляется волонтёрская программа. Воспитатель Габдрахманова  Галия Вахитовна принимает  участие в волонтерских  программах Радищевского музея. В  культурно-образовательной акции «День города в Радищевском музее»  в рамках международной акции «Ночь культуры2014», «Ночь культуры 2015»..…(грамота =фото)16 мая проводила экскурсию «Русское искуссво19века в рамках культурно-образовательной акции «Ночь музеев2015» посвященная 130- летию Радищевского музея.

Объявления с приглашением  на проводимые ею экскурсии мы размещаем на сайте прогимназии .Родители ,дети ,коллеги с удовольствием посещают её  программы.

  Дополнительное направление  которое хотелось бы затронуть- создание мини-музеев музейной экспозиции.

 Создание музейной экспозиции, коллекций  в детском саду тема не новая-во многих детских садах широко используется-поэтому подробно рассматривать её не будем-но хочется отметить что – как первая ступень. основа при освоении глобального музейного пространства-очень важна и необходима!

Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных "больших" музеев, с другой отражает особенности этих учреждений культуры.

 В современном музееведении существует такое понятие, как "детский музей".

Главное в таком музее - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности деятельности ребенка.

Создание музейной экспозиции, коллекций  в детском саду  позволяет развивать у детей познавательно-исследовательские способности, вызвать интерес к поисковой деятельности.

     -В нашем детском саду с помощью детей ,педагогов и  родителей в группах «Мадагаскар» и «Радужка»

созданы мини- музеи по народно-прикладному творчеству.

 В коллекции имеются экспонаты , выполненные руками родителей, детьми. Собрана коллекция  народных игрушек , вышивки, деревянные предметы и др.

 Его задачами является: воспитание интереса к народным промыслам.

     Развивать художественный вкус .Активизировать речь детей

В группах  «Самоцветики»  и  «Жемчужинки» мини-музей стал результатом проекта «Новый год в стране искусств. Цирк», «Виды искусств!»

 (Слайды)

  Проблема:   ценность музейной педагогики неоспорима...но справедливости ради стоит отметить, что данная программа_,которая инициирована  педколлективом  и поддержана родителями в системе ведётся много лет, но для масштабного внедрения достаточно затратна (за исключением библиотек).т.к высоки транспортные расходы ,оплата лекций и экскурсий, игровых программ и фольклорных праздников ,требуется   предварительная работа и последующая педагогов с детьми…но поверьте -оно того стоит.

 Золотые правила музейных педагогов. Их около 50, я приведу только несколько:

* Береги свое достоинство!

* Береги достоинство другого!

* Умей прощать!

* Передай добро по кругу!

* Девочки! Вас украшает женственность!

Мальчики! Вас украшает мужественность!

* Нравственность –это умение чувствовать чужую боль!

* Прежде чем улучшить мир, постарайся улучшиться сам!

* Что дороже всего на свете? Человеческие отношения.

* Чтоб был талантливым ребенок

В музей неси его с пеленок.

Чтоб дело наше шло быстрей,

Музей, учи учителей!

Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”.

 Вот и мы стараемся зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.

В заключении мне хотелось бы отметить- На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

Музей - какое слово ёмкое!

От пирамид до черепков.

Хранят музеи для потомков

Свидетельства иных эпох.

Давайте же гореть не тлея,

Чтоб даже через сотни лет,

В музеях сберегли потомки

Эпохи нашей яркий след.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«…Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость»Крэттен...

Проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

О необходимости создания крепкого союза образовательного учреждения и семьи писал в свое время В. А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоян...

Доклад «Актуальные проблемы создания предметно-развивающей среды в условиях ФГОС ДО».

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт пе...

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Любое, даже самое черствое сердце отзывчиво на добро, детское - вдвойнеВ современной ситуации социокультурной и экономической жизни проблемы восп...

Доклад "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16662569","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учрежден...